Пейзаж

Виды пейзажа в живописи

Пейзаж

Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке.

До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, в служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий.

Полотно имело религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа – простой фон.

Примеры представлены работами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, созданный в первой половине 16 века.

История жанра

В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.

В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.

В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.

В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.

После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства.

В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов.

Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью.

Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.

Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.

Особенности и виды пейзажной живописи

В переводе название жанра значит «местность», «страна» — это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Среда может иметь природное или искусственное, антропогенное происхождение. К природным объектам относят водоемы – озера, моря, реки, различные виды рельефа, растительность, небо.

К искусственным – дома и хозяйственные постройки, дороги, здания общественного назначения, сады, фонари – все, что создано человеком. Природа изображалась художниками с древних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр дало возможность проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.

Используя разные критерии, можно выделить несколько классификаций пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта, выделяют:

  • Деревенский;
  • Природный;
  • Городской.

По характеру работы выделяют:

  • Эпический;
  • Героический;
  • Романтический;
  • Пейзаж-настроение.

Природа

Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.

Морской

Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.

Футуристический

Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.

Деревенский

Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени.

Разновидность развивалась не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.

Полевова, А.Пластова, И.Леевитана.

Характеристика сюжетно-тематического жанра

Большинство живописцев-пейзажистов представляли стили реализм, классицизм, романтизм. Современные художники Европы и Америки также занимаются пейзажной живописью.

Городской

Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек.
В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» — зародился в Италии.

По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала.

Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.

Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.

Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета.

Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.

Особенности техник

На технические особенности работ влияет стиль, в котором работал художник:

  • Импрессионисты уделяли внимание цвету и особой передаче света, перспективы, работали мазками, создавая солнечные, весенние и зимние полотна, полные эмоций и динамики.
  • Академисты и реалисты стремились к максимальной достоверности, использовали природные цвета и оттенки, работали акварелью и маслом.
  • Барочные мастера наполняли пышностью даже изображения природы.
  • Романтисты делали изображение светлым, радостным, воодушевляющим, весенним.

Особенности древнегреческой вазописи

Значение

Пейзаж – наиболее популярный жанр изобразительного искусства, в котором работал практически каждый художник.

Широкий спектр возможностей работы с природными изображениями позволяет выработать индивидуальный стиль каждому мастеру.

Полотна с природой и антропогенными творениями из обычного фона превратились в самостоятельные картины, а жанр продолжает активно развиваться, не смотря на доступность фотокамер, в современных стилях искусства.

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/pejzazh

Разновидности пейзажного жанра

Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей. Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в. В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.

Архитектурный пейзаж – пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.
Ведута – жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи – венецианский художник Антонио Каналетто(1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин. Картины пейзаж ведута
Героический пейзаж – пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека. Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум. Французский живописец Никола Пуссен родоначальник героического пейзажа.
Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее. Картины голландский пейзаж
Горный пейзаж – разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются горы, горные вершины, горные озера, горные речки и горные водопады. Картины горный пейзаж
Городской пейзаж – разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Картины городской пейзаж
Идиллический пейзаж – идеализированный пейзаж, в котором повествуется о совершенстве, гармонии и полноте жизни простых людей, их непосредственных связях с природой. Для идиллического пейзажа характерны пасущиеся стада, прохладные ручьи, деревья с густыми кронами, луга, птицы, античные развалины и др. Клод Лоррен является родоначальником идиллического пейзажа.
Индустриальный пейзаж – советская разновидность жанра пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности. Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.
Интерьер (произошло от фр. intérieur – внутренний) – разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. Картины интерьер
Исторический пейзаж – пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями. Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально – каприз, прихоть) – архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто. Картины каприччо
Космический пейзаж – изображение космического пространства, звезд и планет. Картины космический пейзаж
Космополитический пейзаж – пейзаж, в котором художник изображал воображаемый ландшафт в итальянском стиле. Космополитические пейзажи пользовались огромной популярностью в Голландии в XVII веке.
Лесной пейзаж – разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса. Картины лесной пейзаж
Лирический пейзаж, пейзаж настроения. В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека. Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.
Морской пейзаж , марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море. Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков – Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал. Картины морской пейзаж
Парковый пейзаж – разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей. Картины парковый пейзаж
Пленерный пейзаж – пейзаж написанный на открытом воздухе (пленере).
Романтический пейзаж – пейзаж, в котором запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа. Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии Каспар Давид Фридрих.
Сельский пейзаж – разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Картины сельский пейзаж
Тональный пейзаж – практически монохромный пейзаж. Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдал и Питер де Молейн являются представителями тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в.
Экстерьер – разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внешнего вида помещения.
Эпический пейзаж Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия. Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.
Летний пейзаж Картины летний пейзаж
Осенний пейзаж Золотая осень – одно из самых красивых времен года и поэтому часто встречается в творчестве русских художников-пейзажистов. Картины осенний пейзаж
Зимний пейзаж Тема зимы получила широкое распространение в искусстве северных стран Европы. В средневековой художественной культуре изображения зимы чаще входили в циклы не времен года, а месяцев. Каждому месяцу соответствовал свой набор трудов и развлечений. Что касается зимних месяцев, то наиболее характерными для них занятиями были охота, заготовка дров, убой свиней, к развлечениям же относились катание на коньках и игра в снежки. Родоначальником зимнего пейзажа стала миниатюра «Месяц Февраль» братьев Лимбург. Огромное влияние на развитие зимнего пейзажа оказало творчество великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего. Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в живописи голландских мастеров XVII века. Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии. Картины зимний пейзаж
Весенний пейзаж Весенний пейзаж часто встречается в творчестве художников, поскольку весна – это символ любви, пробуждения, обновления и молодости. Русские художники изображают в весеннем пейзаже нежность пробуждения природы от зимнего сна – в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего снега; в сочных красках тянущихся к солнцу листьев, травы и цветках весенних деревьев. Картины весенний пейзаж

Разновидности жанра фигуратив

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, живопись, жанр пейзаж

Купить картины пейзажКупить живопись пейзажКупить акварель пейзажКупить гравюры пейзажКупить батик пейзажКупить пастель пейзаж

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб

При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт – www.art-spb.ru обязательна!

Источник: https://www.art-spb.ru/article/186

Пейзаж

Пейзаж
Подробности Категория: Жанры и разновидности живописи 29.11.2015 19:35 4964

Темой пейзажа как жанра изобразительного искусства является местность.

С французского языка слово «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Ведь пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например).

В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту». 

А если говорить о природном пейзаже, то здесь выделяют отдельно морской пейзаж, который называют «марина» (соответственно, художников, изображающих море, называют «маринистами»), космический (изображение небесного пространства, звезд и планет).

Но пейзажи различаются и с точки зрения времени: современный, исторический, футуристический пейзажи.

Однако в искусстве каким бы ни был пейзаж (реальным или выдуманным) – это всегда художественный образ.

В этой связи важно понимать, что для каждого художественного стиля (классицизма, барокко, романтизма, реализма, модернизма) характерна своя философия и эстетика пейзажного изображения.

Конечно, пейзажный жанр складывался постепенно – так же, как развивалась и наука. Казалось бы, что общего между пейзажем и наукой? Очень много общего! Чтобы создать реалистический пейзаж, надо обладать знаниями о линейной и воздушной перспективе, пропорциональности, композиции, светотени и т.д.

Поэтому жанр пейзажа считается сравнительно молодым жанром в живописи. Долгое время пейзаж был только «подсобным» средством: природа изображалась как фон на портретах, иконах, в жанровых сценах. Часто он был не реальным, а идеализированным, обобщённым.

И хотя пейзаж начал развиваться ещё в древневосточном искусстве, самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве начиная примерно с XIV в.

И очень интересно было бы разобраться, почему так происходило.

Ведь к этому времени человек уже умел довольно правильно изображать в графических символах отвлеченные идеи, свою внешность, свой быт, животных, но к природе остаётся безразличен долгое время. И только теперь пытается понять природу и её сущность, т.к. чтобы изобразить – надо понять. 

Развитие пейзажа в европейской живописи

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения.
Итальянский художник и архитектор Джотто (около 1267-1337) разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

И хотя в его картинах пейзаж был также только вспомогательным средством, он уже нёс самостоятельную смысловую нагрузку, плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины.

Джотто «Бегство в Египет» (церковь Сан-Франческо в Ассизи)В картине передано идиллическое весеннее настроение пейзажа.Ещё более важную роль пейзаж начал играть в эпоху Высокого Возрождения (XVI в.).

Именно в этот период начались поиски возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира.

В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы: Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

Эль Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)Испанский город Толедо изображён под угрюмым грозовым небом. Очевиден контраст между небом и землёй. Вид на город дан снизу, высоко поднята линия горизонта, используется фантасмагорический свет.

В творчестве Питера Брейгеля (Старшего) пейзаж уже обретает широту, свободу и искренность. Он пишет просто, но в этой простоте видно благородство души, умеющей видеть прекрасное в природе. Он умеет передать и мелочный мир под ногами, и громады полей, гор, небес.

У него нет мертвых, пустых мест – всё живет у него и дышит.

Предлагаем Вашему вниманию две картины П. Брейгеля из цикла «Времена года».

П. Брейгель (Старший) «Возвращение стада» (1565). Музей истории искусств (Вена)

П. Брейгель (Старший) «Охотники на снегу» (1565). Музей истории искусств (Вена)
В картинах испанского художника Д.

Веласкеса уже видится зарождение пленерной (пленэ́р – от фр. en plein air – «на открытом воздухе») живописи.

В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

Д. Веласкес «Вид на сад виллы Медичи в Риме» (1630)
Пейзажи Рубенса (1577-1640), жизнеутверждающие, динамичные, характерны для творчества этого художника.

П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
У французского художника Франсуа Буше́ (1703-1770) пейзажи словно сотканы из голубых, розовых, серебристых оттенков.

Ф. Буше «Пейзаж с водяной мельницей» (1755). Национальная галерея (Лондон)
Художники-импрессионисты стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Огюст Ренуар «Лягушатник». Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.

Винсент Ваг Гог «Звёздная ночь» (1889)
В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений: фовисты, кубисты, сюрреалисты, абстракционисты, реалисты.
Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.

Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)

Архитектурный пейзаж

Н. В. Гоголь называл архитектуру «летописью мира», т.к. она, по его мнению, «говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья…». Нигде характер и стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Видимо, поэтому мастера живописи запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж.

Ф. Я. Алексеев «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810)На картине изображена Стрелка Васильевского острова. Композиционный центр ее архитектурного ансамбля – здание Биржи. Перед Биржей – полукруглая площадь с гранитной набережной.

По двум ее сторонам – колонны, которые служили маяками. У подножия колонн – каменные скульптуры, символизирующие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. На противоположном берегу реки видны Зимний дворец и корпуса Адмиралтейства, Сенатская площадь.

Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 г. Когда в 1811 г. в Петербург приехал Пушкин, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.
Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута.

Собственно говоря, этот пейзаж Ф. Алексеева и является ведутой.

Ведута

Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.

Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1660)
Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев). Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.

Марина

Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, а также иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII в.

в Голландии.
Маринист (фр. mariniste) – художник, пишущий марины.

Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.

У. Тёрнер ««Последний рейс корабля «Отважный»»

И. Айвазовский «Радуга»
Появившаяся в бушующем море радуга вселяет надежду на спасение людей с потерпевшего крушение корабля.

Исторический пейзаж

В нём всё довольно просто: через историческую обстановку, природную и архитектурную среду показать прошлое. Здесь мы можем вспомнить картины Н.К. Рериха, изображения Москвы XVII в. А.М. Васнецова, русское барокко XVIII в. Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа, архаика К.Ф. Богаевского и др.

Н. Рерих «Заморские гости» (1901)
Это картина из цикла «Начало Руси. Славяне». В статье «По пути из варяг в греки» (1899) Рерих описал воображаемую поэтическую картину: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива.

Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное.

Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай.

Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

К. Богаевский «Консульская Башня в Судаке» (1903). Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Футуристический (фантастический) пейзаж

Картины бельгийского художника Йонаса Де Ро являют собой эпические полотна новых, неизведанных миров. Основной объект изображения Йонаса – обширные картины постапокалиптического мира, футуристические, фантастические изображения.
Помимо будущего абсолютно реальных городов, Йонас рисует и совершенно оригинальные иллюстрации заброшенного города.

Й. Де Ро «Заброшенная цивилизация»

Философия пейзажа

В чём же она заключается?В центре пейзажной живописи всегда стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – будь то город или природа. Но и окружающая среда тоже имеет своё отношение к человеку. И вот эти отношения могут быть гармоничными и исгармоничными.

Рассмотрим пейзаж И. Левитана «Вечерний звон».

И. Левитан «Вечерний звон» (1892). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На картине «Вечерний звон» изображён монастырь у излучины реки и освещённый вечерними солнечными лучами.

Монастырь окружён осенним лесом, по небу плывут облака – и всё это отражается в зеркальной глади спокойно текущей реки. В гармонии слиты и светлая радость природы, и душевный мир бытия и чувств людей. На эту картину хочется смотреть и смотреть, она успокаивает душу.

Это благостная, идиллическая красота.

А вот другой пейзаж того же художника – «Над вечным покоем».

И. Левитан «Над вечным покоем» (1894). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Сам Левитан так писал об этой картине: «… в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами.

Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

Художник, возможно, хотел ответить своей картиной на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляя вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Это возвышенный трагизм.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/zhanry-zhivopisi/522-pejzazh

Пейзаж. Виды литературных пейзажей

Пейзаж

Пейзаж в литературе, согласно словарю литературоведческих терминов это: изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Пейзаж (фр.pays – страна, местность) – изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства.

Пейзаж как место действия зачастую имеет принципиальное значение для того или иного произведения. 

Он выступает как средство характерологии, содействуя раскрытию внутреннего мира героев (классический пример такого рода – пушкинская Татьяна, «русская душою» в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой).

Будучи фоном действия, он одновременно служит инструментом объективации внутреннего состояния героя. Отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны мировоззрения персонажа (например, дискуссия о природе, проходящая на фоне прекрасного, эстетически значимого пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети», выявляет различия в характерах и мировоззрении Аркадия и Базарова).

Таким образом пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

  • способствует созданию образа лирического героя
  • выступает средством создания местного колорита 
  • является фоном, непосредственно связанным с местом и действием
  • несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей
  • является источником философских рассуждений писателя
  • является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются
  • служит средством характеристики социальных условий жизни
  • может приобретать символическое значение.

Анализ пейзажа очень важен для понимания литературного произведения, характера героев и авторского отношения к происходящим событиям. 

Типы пейзажей в литературе

М.Н. Эпштейн считает, что задача выделения пейзажных комплексов важна для понимания законов поэтизации природы, и выделяет четыре вида классификации литературных пейзажей:

  1. сезонная и ландшафтная (по типу времени или местности -зимний, весенний, степной и т.д.);
  2. по степени масштабности, тематической обобщенности (локальный, экзотический, национальный, планетарный, космический);
  3. жанрово-стилевой (величественный или унылый, бурный или тихий, таинственный или пустынный).
  4. В особую группу он выделяет фантастический и идеальный пейзаж.

Важно отметить, что Эпштейн опирался на поэзию при создании своей классификации.

Существуют и другие классификации пейзажей

Идеальный пейзаж

Сложился еще в античной литературе, на протяжении веков разрабатывался литературой средневековья и Возрождения, стал точкой отсчета развития пейзажа в литературе (в основном в поэзии) нового времени в конце 18 – нач.19 вв. Возрожден в 40-60-е годы ХХ в.

Текстовыми элементами идеального пейзажа являются:

  • мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • цветы, широким ковром устилающие землю;
  • деревья, дающие тень;
  • птицы, поющие на ветках.

Городской пейзаж

Местом действия в литературе нового времени часто становится город. В литературоведении появился даже термин «городской пейзаж» (ведь термин «пейзаж» обозначает описание широких природных пространств). Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей.

У города в любом произведении есть свой неповторимый облик, так как каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный образ города (сравните: Петербург А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А. Белого, О. Мандельштама, А. Блока, А.

Ахматовой и т.д.).

Примеры пейзажей

Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, Гринев едет на место своей службы.

Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи

«Война и мир» Л.Н.Толстой .  

Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса …стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей.

“На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы.

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками.

С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”

Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”

Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра

А.П. Чехов “Степь”

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести.

Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким “тррр” полетело к холмам.

Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

“Записки охотника” И.С.Тургенева – восхитительный пример произведения, где пейзаж играет одну из самых главных ролей. 

Литература:

  1. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. – Москва: Высшая школа, 1990. – 303 с.
  2. Прокофьева, В.Ю., Пыхтина, Ю.Г. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик: Практикум для студентов института искусств по специальности 052700 – библиотечно-информационная деятельность / В.Ю. Прокофьева, Ю.Г. Пыхтина. – Оренбург, 2006.

Источник: https://helperia.ru/a/pejzazh-vidy-literaturnyh-pejzazhej

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.