Половое размножение растений

Какие бывают способы размножения растений?

Половое размножение растений

На протяжении жизни растение растет и развивается, проходит через различные жизненные фазы и, достигнув зрелости, размножается.

Под размножением подразумевается воспроизведение новых организмов, которые при этом несут в себе наследственные признаки родителей. Размножение – это характерное всех живых организмов свойство.

Именно этот процесс помогает поддерживать жизнь не Земле, делать ее непрерывной. Ученые выделяют следующие способы размножения растений: бесполый и половой.

Бесполое размножение

Для данного способа не требуются разнополые организмы или половые клетки, оно происходит без процесса оплодотворения. В свою очередь, данное размножение растений подразделяется на два подвида – вегетативное и спорами.

При вегетативном способе от материнского растения отделяется часть или несколько частей, из которых образуются в дальнейшем новые растения. Вегетативное размножение растений характеризуется наличием не двух родителей, а лишь одного.

При размножении спорами в организме взрослого растения формируются специальные клетки, называемые спорами. Споры представляют собой некрупные клетки. Изнутри споры образованы ядром и цитоплазмой, снаружи клетки покрыты уплотненной оболочкой.

Эти специализированные клетки могут долго выживать в неблагоприятных условиях, находясь как все это время в своеобразном «режиме ожидания». Когда споры оказываются в благоприятной для них среде, они прорастают, являясь, таким образом, началом новых организмов.

Половое размножение

Этот тип размножения требуетучастия женского и мужского организмов-родителей, без соблюдения этого условия процесс размножения невозможен. Для осуществления данного типа размножения требуется совершение оплодотворение.

Оплодотворение характеризуют как процесс слияния мужских и женских половых клеток. Женские половые клетки называют яйцеклетками, а мужские – сперматозоидами (подвижные клетки) или спермиями (неподвижные клетки).

Внутри каждой половой клетки находится одинарный набор хромосом. Хромосомы заключают в себе наследственную информацию об организме-родителе. Взрослые растения, как правило, содержат удвоенный набор хромосом.

Таким образом, в процессе оплодотворения полный набор хромосом, необходимый для возникновения нового растения, восстанавливается. Новое растение комбинирует в себе признаки родительских организмов.

Размножение покрытосеменных и голосеменных растений

Для каждой семантической группы растений можно выделить свои особенности. К примеру, у покрытосеменных и голосеменных растений результатом размножения является образование семян. Процесс оплодотворения у этих растений происходит по следующей схеме.

Спермии созревают в пыльце, а яйцеклетки – в пестиках цветов или в женских шишках. Мужские половые клетки переносятся к женским, разнополые клетки сливаются, и в результате этого слияния формируется зигота (оплодотворенная яйцеклека). Семя впоследствии формируется непосредственно из зиготы.

Внутри семени содержится зародыш нового растения и запас необходимых питательных веществ.

Плюсом размножения покрытосеменных растений является независимость от воды, это качество способствовало широкому распространению данной семантической группы растений.

Размножение мхов

Половое размножение характерно также и для мхов. Особенность этой группы растений состоит в том, что взрослое растение содержит не двойной набор хромосом, а одинарный. Половые клетки (как мужские, так и женские) содержат одинарный набор хромосом.

У мхов оплодотворение происходит по следующей схеме:

  1. Яйцеклетки остаются неподвижными, а сперматозоиды подплывают к ним.
  2. Сперматозоид сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение.
  3. Образуется оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
  4. Из зиготы формируется новое растение, в клетках которого содержится двойной набор хромосом. Но это не настоящее растение, а дочернее образование, именуемое спорофитом. Спорофит растет непосредственно на теле родительского организма и питается за счет него. Родительское растение в этом случае называют гетерофитом. Внешне спорофит напоминает коробочку на ножке.
  5. В этой коробочке спорофита образуются споры. В процессе образования спор набор происходят изменения на генетическом уровне, набор хромосом превращается из двойного в одинарный.
  6. Споры полностью созревают и высыпаются из спорофита, из них вырастают новые растения мха.

Размножение папоротников

Для группы папоротников характерно содержание в теле взрослого растения стандартного двойного набора хромосом.

Процесс размножения папоротников происходит по следующей схеме:

  1. На теле папоротника образуются споры с одинарным набором хромосом внутри каждой.
  2. Созревшие споры покидают родительский организм и прорастают в заростки.
  3. На заростках происходит образование сперматозоидов и яйцеклеток.
  4. Сперматозоиды подплывают к заросткам, в которых находятся яйцеклетки, осуществляется оплодотворение.
  5. Из зиготы образуется новое растение папоротника, которое поначалу «высасывает» необходимые для поддержания жизнедеятельности питательные вещества из заростка, а позже заросток отмирает.

Папоротники и мхи схожи в том, что для осуществления оплодотворения необходима вода, это осложняет широкое распространение данных групп растений (они могут расти только в местах с достаточным для размножения количеством воды).

Размножение однолетних растений

Многие люди задаются вопросом, существует ли отдельный способ размножения для однолетних растений? Какие виды размножения существуют у однолетних растений? Однолетние растения – это растения, жизненный цикл которых продолжается только один вегетационный период, то есть они развиваются, зацветают, размножаются и отмирают, и все эти фазы протекают в течение одного года. Итак, какие виды размножения существуют у однолетних растений? Для данного типа растений характерно только размножение семенами, среди них нельзя встретить вегетативный способ размножения.

Источник: http://xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Способы размножения растений — Науколандия

Половое размножение растений

У растений существует множество способов размножения. При этом у разных систематических групп растений есть свои особенности размножения, так или иначе сочетающие несколько способов.

Способы размножения можно классифицировать по-разному. Наиболее простой и понятный вариант, это когда выделяют половое и бесполое размножение.

В свою очередь бесполое размножение делят на вегетативное и спорообразование.

  • Половое размножение
  • Бесполое размножение
    • Вегетативное
    • Спорообразование

Половое размножение растений

Отличительной особенностью полового размножения является то, что происходит слияние половых клеток двух растений. В результате в дочернем растении комбинируются признаки родительских.

Половая клетка женского типа называется яйцеклеткой. Половые клетки мужского типа называются сперматозоидами (если они подвижны) или спермиями (если они не подвижны).

В половых клетках содержится одинарный набор хромосом. (В хромосомах хранится наследственная информация о строении и работе клеток организма.) Клетки, составляющие тело большинства групп растений, содержат удвоенный набор хромосом. Поэтому, когда половые клетки сливаются, то восстанавливается двойной набор хромосом.

Половое размножение у разных систематических групп растений имеет свои особенности. Так, например, у покрытосеменных и голосеменных растений при половом размножении образуются семена.

Пыльца, в которой созревают спермии, переносится к органам (пестикам цветков или женским шишкам), где созревают яйцеклетки. После оплодотворения (слияния яйцеклетки со спермием и образования зиготы) в женском органе развивается семя.

Оно содержит зародыш нового растения и питательные вещества. Запас питательных веществ увеличивает шансы зародыша на удачное прорастание.

Главными преимуществами семенных растений (покрытосеменных и голосеменных) является то, что 1) для доставки мужских половых клеток им не нужна вода, 2) семя содержит запас питательных веществ. Эти преимущества позволили им расселиться по суше более широко, чем остальные группы растений.

Особенностью полового размножения мхов является то, что у них зеленое растение содержит одинарный набор хромосом, а не двойной, как у большинства организмов.

На взрослых растениях мхов с одинарным набором хромосом образуются яйцеклетки и сперматозоиды также с одинарным набором хромосом (что является обычным для половых клеток). Далее сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, которые остаются на взрослом растении, и оплодотворяют их.

Из зиготы развивается дочернее растение, содержащее двойной набор хромосом, но это «растение» не покидает материнское и растет прямо на нем, а также питается за его счет. Это дочернее образование является спорофитом, в то время как родительские растения называются гаметофитом.

Спорофит у мхов выглядит как коробочка на ножке. В коробочке созревают споры, при созревании которых двойной набор хромосом снова становится одинарным. Когда споры высыпаются из коробочки из них вырастает зеленое растение мха.

Тело папоротников, в отличие от мхов, имеет двойной набор хромосом. На этих растениях образуются споры с одинарным набором хромосом. Они покидают родительские растения и прорастают в так называемые заростки, имеющие в своих клетках одинарный набор хромосом.

На заростках образуются яйцеклетки и сперматозоиды. Сперматозоиды подплывают к заросткам, содержащим яйцеклетки, происходит оплодотворение. Из зиготы развивается обычное растение папоротника с двойным набором хромосом.

Это молодое растение сначала питается за счет заростка и растет как бы из него. Потом заросток отмирает.

Для мхов, папоротников и других групп споровых растений характерна зависимость от воды. Сперматозоиды могут оплодотворить яйцеклетку, только подплыв к ней по воде.

Бесполое размножение растений

При бесполом размножении в образовании нового организма участвует только один родительский организм.

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение представляет собой размножение с помощью частей тела взрослого растения. Так отделившийся побег, лист, корневище цветкового растения или таллом водоросли могут дать начало новому растению. Это новое растение по набору генов будет идентично родительскому.

Спорообразование

Как уже выше было описано высшие споровые растения (к ним относятся мхи, папоротники и некоторые другие) образуют споры. У таких растений гаметофит чередуется со спорофитом.

Споры образует спорофит (у папоротников это взрослое зеленое растение, у мхов коробочка на ножке). Спор образуется много, и они разносятся ветром и водой на большие расстояния.

Поэтому спорообразование является одним из видов размножения.

У водорослей (они относятся к низшим растениям) также образуются споры. Они могут являться как средством размножения, так и способом переживания неблагоприятных условий. Водоросли способны и к половому размножению.

Источник: https://scienceland.info/biology6/reproduction-methods

Половое размножение растений. 6-й класс

Половое размножение растений

  • Ерофеева Анна Александровна, учитель биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучить понятие «половое размножение» на примере растений.

Задачи:

  • образовательные: раскрыть особенности строения цветка как органа полового размножения; показать преимущества полового процесса над бесполым.
  • развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником и в группах.
  • воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

Форма организации: классно-урочная с работой в парах и группах.

Методы: частично-поисковые, проблемные, наглядные.

Оборудование урока: мультимедиа, комнатные растения, горшочки с землей, карточки-задания.

План урока:

  1. организационный момент.
  2. защита проекта открытого урока.
  3. проверка ранее усвоенного материала с помощью практической работы.
  4. новая тема: а) актуализация знаний учащихся; б) половое размножение растений; в) цветок – орган полового размножения;

    г) работа по проектам

  5. подведение итогов, оценивание учащихся.

Проблема урока: Какая связь существует между цветком и семенем?

Этапы проектной деятельности:

  1. наблюдение и восприятие;
  2. определение проблемы и ее описание;
  3. анализ и объяснение причин;
  4. прогнозирование и оценка последствий;
  5. принятие решений и индивидуальная оценка этих решений;
  6. планирование последующей деятельности.

Цель проекта урока:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

Умения учителя:

  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
  • умение организовать исследовательскую работу учащихся;
  • умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • умение направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Результат проектной деятельности учащихся:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Совместная деятельность учителя и учеников:

  • учитель помогает ученикам в поиске источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Структура проекта:

  • Проблема.
  • Планирование деятельности.
  • Решение проблемы.
  • Продукт деятельности и его представление.

Понятия: вегетативное размножение, органы размножения, цветок, семя, пестик, тычинка, пыльца, опыление, насекомоопыляемые, ветроопыляемые, партеногез, гермафродит, обоеполый, раздельнополый, двудомные, однодомные.

Варианты развития урока:

Ожидаемые результаты урока:

  • Учащиеся должны усвоить понятие «половое размножение растений».
  • Повышенная активность деятельности учащихся.
  • Развитие навыков анализа, осмысления проблемы.
  • Самостоятельный поиск учащимися решения поставленной задачи.

Ход урока

(изложение материала сопровождается презентацией)

II. Актуализация знаний

Знаете ли вы?

  • Самый большой цветок – у раффлезии – диаметр 1 м, а самый маленький у ряски.
  • Самые тяжелые семена у сейшельской веерной пальмы – 18 кг.
  • Наибольшее количество семян выбрасывает тополь черный – 28 млн. семян за год.

Цветы, как люди, на добро щедры И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Я думаю, что каждый из вас согласится с этим. Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем раскрывать значение цветов.

III. Проверка пройденного материала

Но прежде чем мы прейдем к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока «Вегетативное размножение растений». Перед вами на столах стоят комнатные растения. Задача каждой пары назвать все возможные способы вегетативного размножения данного растения.

(ответы учащихся).

Молодцы!

IV. Проблемное изложение материала

(Демонстрация семени финиковой пальмы и растения пальмы)

Покажите взаимосвязь между данными объектами.

(ответы учащихся)

Итак, вывод: семя нужно, чтобы вырасти растение, а без растений семени не бывает.

А что такое семя? Что оно представляет из себя?

Рассмотрим внимательно строение семени.

Что мы видим?

(ответы учащихся)

Вывод: семя – зачаточное растение

А откуда берутся семена?

А плоды?

Конечно же, из цветков.

А что такое цветок?

Как вы уже знаете, цветок – орган полового размножения растения.

А что такое половое размножение?

(ответы учащихся)

Значит, в нашем случае в цветке должно быть два пола – женский и мужской. Давайте их найдем.

Органы размножения цветка

Вывод: главные части цветка – пестик и тычинки.

А все ли растений имеют цветы?

(ответы учащихся)

Вывод: цветы характерны только для цветковых.

А что предшествует образованию семени?

(ответы учащихся)

Опыление – процесс переноса пыльцы на рыльце пестика

Оплодотворение – слияние половых клеток

Вывод: для оплодотворения необходимо опыление.

А как может произойти опыление?

Существует следующие способы опыления: насекомыми, ветром, животными, ветром.

V. Проектная деятельность учащихся

А как же образуется семя?

Перед вами стоит задача: показать путь образования семени из цветка.

(группам выдаются карточки задания)

Задание для 1 группы.

По ролям разыграть процесс образования семян.

Роли: Ведущий, Пчела, Пыльца, Пестик, Пыльцевая трубка, 2 спермия, Семя, Центральная клетка, Яйцеклетка

Задание для 2 группы.

Из предложенных табличек составить схему образования семян и защитить ее.

Опыление, Образование зародыша, Зигота, Семя, Прорастание пыльцевого зерна, Слияние спермия с яйцеклеткой, Образование эндосперма, Слияние спермия с центральной клеткой

Задание для 3 группы.

Написать рассказ об образовании семян для детского журнала «Свирель» по предложенному плану:

  1. как размножаются растения?
  2. для чего нужны цветы?
  3. кто опыляет цветы? Для чего?
  4. из чего образуется семя?

Проект: путь образования семени из цветка (творческая мастерская)

  • 1 группа – показать инсценировку образования семени
  • 2 группа – построить схему этого же процесса и защитить
  • 3 группа – сочинить рассказ по плану для детского журнала «Свирель»

(Защита творческих проектов)

VI. Рефлексия (фронтальный опрос)

Значение цветковых растений.

VII. Домашнее задание

Составить синквейн о половом размножении растений.

20.02.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594477/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть