Последний катаклизм

По мотивам творчества ф.и.тютчева. последний катаклизм

Последний катаклизм

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Федор Иванович Тютчев. Последний катаклизм, 1829 г

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Всемирный Потоп. Айвазовский, 1864 г.

*

*

*

Радуга

Нет, не зальют наш мир Потопа воды, Хоть часто реки рушат берега, И разливаются моря…

Хранимо Богом равновесие природы.

Надежды светит яркий перелив, То – райская дуга цветная, На память о Потопе, о дожде, о Рае,

О Божьем правосудьи и любви…

Радуга. Айвазовский, 1873 г.

Преображение огнем

Нет, не водой наш мир очищен будет – Другой стихией вмиг преображен. Тот миг неведом ангелам и людям, Но свыше Богом предрешен. Христос – Бог Слово – вновь придет,

Но вряд ли веру на земле найдет… (Лк. 18: 8)

Тогда огонь разрушит мирозданье, Земля и все дела на ней сгорят, Со страшным шумом и пыланьем Взорвутся звезды в небесах. Не станет нынешней Вселенной, Свершится высший Божий Суд. И Бог создаст иное небо,

Иную землю – новый путь.

Так, прокалив огнем горнила, Очистит Бог материю и дух Для Царства вечного Агнца и Сына, Для тех, кто в Царствие войдут. Ты, человек, живи по-Божьи, И будешь в радости вовек, Под новым небом в свете Слова,

На новой истинной земле.

Земля и все дела на ней сгорят“. Фото взято с инета

(Примечание. В библейской книге Бытия сказано, как Бог обещал спасшемуся Ною и его сыновьям, что заключил завет Свой с ними, и со всякою душою живою, что не будет более истребления живых существ водами Потопа. И в качестве знамения завета Бог подарил нам радугу в облаке, на небе (Быт. 9: 8-17). Апостол Петр писал: “…

вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда(2 Пет. 3).

А в Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано: “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое.

И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны… И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни”(Откр. 21: 1-5, 23-27). ).

Октябрь 2012 г.

Сергей Вивташ

****

Как странник осени, в последнем упованье Глядя на времени неумолимый ход, Все зримое приходит к осознанию

Погибели в огне, а не в стихии вод.

Листом осенним падая, кружась, Любуется собой, не замечая срока, В надежде наступления весны,

Костром последним догорит эпоха.

Октябрь 2012 г.

Популярное на LitNet.com М.Атаманов “Искажающие реальность”(Боевая фантастика) М.Топоров “Однажды в Вавилоне”(Киберпанк) Е.Алеева “Амира Вспомнить чтобы забыть”(Боевая фантастика) А.Емельянов “Последняя петля 2″(ЛитРПГ) Л.Джейн “Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник “(Антиутопия) Д.

Маш “Тата и медведь”(Любовное фэнтези) Д.Куликов “Пчелинный Рой. Уплаченный долг”(Постапокалипсис) Г.Манукян “Эффект молнии. Дикторат (1 часть)”(Антиутопия) В.Соколов “Мажор: Путёвка в спецназ”(Боевик) Н.Геярова “Драконья традиция”(Любовное фэнтези) Хиты на ProdaMan.ru ��Дочь темного мага-4. Чужие тайны��.

Анетта Политова • Недостойная. Анна Шнайдер • Магия обмана. Ольга Булгакова • Вечность для Дракона. Арина Рекк • Королева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова Дана • Верь только мне. Елена Рейн • Откровения замужней женщины. Наталия Новикова • Дурная кровь. Виктория Невская • Служба контроля магических существ.

Севастьянова Екатерина • Должность: любимая демона. Александра Гром Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина “Драконий пир” И.Котова “Королевская кровь.Расколотый мир” В.Неклюдов “Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали” В.Красников “Скиф” Н.Шумак, Т.

Чернецкая “Шоколадное настроение” Как попасть в этoт список

Сайт – “Художники” .. || .. Доска об'явлений “Книги”

Источник: http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/a-01.shtml

Последний катаклизм: разбор стихотворения

Последний катаклизм

Кто помнит это стихотворение? Наверное, таких мало. Ибо одно из самых запоминающихся произведений Ф. И. Тютчева “Silentium”. А между тем, в стихотворении “Последний катаклизм” заложен очень глубокий философский смысл. Хотите узнать – какой? В статье подробно рассказано.

Оно состоит из одного четверостишия. Что хотел донести Тютчев до читателя в таком коротком произведении? Почему оно было написано? Как отражает мировоззрение поэта?

Давайте искать ответы на эти вопросы. Они лежат на поверхности. Читайте статью и убедитесь сами.

Что представляет собой?

“Последний катаклизм” – это философская миниатюра. Она посвящена теме Всемирного потопа. Почему поэт обращается к этой библейской теме? Он предчувствует новую катастрофу. Но какую? Будет ли она повторением предыдущей? Может, да, а может, и нет.

Обратимся к Книге Бытия

Согласно ветхозаветной истории, Бог прогневался на людей. До такой степени, что решил уничтожить Свое же творение. Но был среди людского моря благочестивый человек по имени Ной. Его-то и предупредил Бог о грядущем потопе, велев построить судно. В этом судне можно было спастись от потопа.

Работа над строительством длилась много лет. Наконец ковчег был готов. Ной с семьей вошли на его борт, прихватив с собой и животных. Каждой твари по паре. Сразу после этого хлынул дождь.

Сорок дней и ночей шел ливень. И около года понадобилось Ною, чтобы выйти на сушу. Ковчег причалил к горе Арарат. Благочестивый Ной благодарил Бога за спасение. После чего Бог обещал, что никогда больше не повторится Всемирного потопа.

Тютчев о новой катастрофе

В стихотворении “Последний катаклизм” Федор Иванович говорит о грядущей катастрофе. Он предчувствует ее, как было сказано выше. Но в то же время Федор Иванович рассматривает новый потоп как источник жизни. Звучит довольно странно.

Однако, по мнению Тютчева, после наводнения мир вернется к своим истокам. К началу времен. Вода поглотит все живое, но вместе с этим станет источником новой жизни. Максимальное разрушение становится максимальным созиданием.

Земля ввергается в хаос, это ее начальное состояние.

Таким образом, “Последний катаклизм” – это не что-то пугающее. Не мрачное предсказание конца света, а отображение источника новой жизни, вечного движения.

С политической точки зрения

Федор Иванович не стеснялся своих политических взглядов. Иногда высказывал их в стихотворениях. Литературоведы считают, что стих Тютчева “Последний катаклизм” – это олицетворение социальных потрясений, ожидающих мир. К революциям и переворотам Федор Иванович относился довольно скептически. С его точки зрения существовало две силы: консерватор Россия и Европа-революционер.

Известно, что поэт был старшим цензором. Его деятельность позволяла запретить распространение манифеста коммунистической партии на территории Российской империи.

Учитывая политические взгляды поэта, вполне логично, что стих “Последний катаклизм” – это предупреждение о мировых социальных потрясениях. Они, как известно, приводят к катастрофическим последствиям зачастую.

Разочарование

Что еще может крыться в “Последнем катаклизме” Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.

Федор Иванович – известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.

Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая.

Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее “последний катаклизм” не вечен.

Он пройдет, а на смену придет “белая жизненная полоса”.

Возвращаясь к Богу

Последняя строка стихотворения: “И Божий лик изобразится в них”. В ней заложен глубокий философский смысл. Все бытие, начиная от сотворения мира и до Второго пришествия, основано на Боге. Все происходит по Его воле. И ничего не совершается без Его ведома.

Божественный лик непостижим для людей в силу греховности. Но люди и Бог взаимосвязаны. Первым нельзя жить без веры. Вера – в Боге. И только после катастрофы истинный лик Божий отобразится в водной глади. Он воплощен в этой картине, присутствуя там.

Бог – это основной поэтический образ стихотворения. В этом стихотворении нет личного человеческого “я”. Философия его подчеркивается обобщенным употреблением лексики.

Бог показан на водной глади. В стихотворении совмещены понятия несовместимые. Бог бесплотен, но здесь он обретает образ. Вода – это образ зеркала. В стихотворении скрыто сравнение вод с зеркалом.

Интонация стихотворения “Последний катаклизм” неспешная. Заставляет вдуматься в строки произведения.

Стиль написания

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Окончания как женские, так и мужские. Рифмы различные: перекрестные, открытые и закрытые. И это добавляет стихотворению ощущение неоднозначности. Создается впечатление, что здесь присутствуют два совершенно разных мира.

Резюмируем

“Последний катаклизм” написан в 1829 году. Это философское стихотворение, содержащее в себе то, что долгое время способны исследовать литературоведы. Незримый разум, мысли и мировидение Федора Ивановича Тютчева.

Заключение

В статье был сделан анализ стихотворения “Последний катаклизм”. Кто-то увидит в стихотворении нечто близкое. Согласится мысленно с его автором. А кому-то этот стих чужд. И этот человек воскликнет: “Я не согласен!”, – таким образом вступая в мысленный спор с поэтом.

Для того и нужны философские стихотворения, чтобы каждый мог по-своему увидеть этот мир. Подобного рода стихи дают толчок к размышлениям. Они помогают высказывать свою точку зрения, не бояться вступать в спор и отстаивать собственную позицию.

Помогают развиваться личности человека.

Источник: http://fb.ru/article/393835/posledniy-kataklizm-razbor-stihotvoreniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть