Причины крещения Руси

Крещение Руси. Религия

Причины крещения Руси

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. При этом христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску.

Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, кᴏᴛᴏᴩый якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в.

для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, ɥᴛᴏбы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а ϶ᴛᴏ было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам.

Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией.

Стоит сказать, для упрочения данных контактов нужна была общая идейная платформа.

Стоит сказать – получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами.

Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке.

Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при ϶ᴛᴏм союзника в борьбе за расширение ϲʙᴏего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Не стоит забывать, что василия III.

По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение.

Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. По϶ᴛᴏму в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Стоит заметить, что они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущенийтрадиционно стояли волхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г.

церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.).

Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Побудут монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св.

Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. побудет самый значительный из древнерусских монастырей – Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. ϶ᴛᴏт монастырь получил статус лавры.

Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с позиции собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала ϶ᴛᴏ бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм.

Стоит заметить, что они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, кᴏᴛᴏᴩые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г.

приняли ислам, ϶ᴛᴏ отношение не изменилось.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5234/232404/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8.html

Принятие христианства на Руси

Причины крещения Руси

Ничто не поражает так, как чудо, – разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России.

Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности.

В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт – князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества.

Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им.

Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению.

Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Род
  • Лада
  • Сварог
  • Жив и Жива
  • ….
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества.

В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями.

Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир.

Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги  Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род.

Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа.

Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной.

Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года

Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна.

Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны.

Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском».

Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве.

А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю.  Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии  и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику.

Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной.

В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка – христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс.

Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет.

А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян.

Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира.

Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило.

Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история).

Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей.

Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство.

Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру.

Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси.

Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана.

Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения.

Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению  Руси.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/prinjatie-hristianstva-na-rusi.html

Крещение Руси

Причины крещения Руси

В истории каждой страны есть те событий, которые потом влияли на ее судьбу. Прежде всего, к таким важнейшим событиям на Руси можно отнести ее крещение, которое, как утверждают летописи, относится к X веку.

Именно оно повлияло на дальнейшее положительное развитие России.

Затем это важнейшее событие определило и дальнейшее цивилизованное развитие Руси, указав главный путь необходимого развития страны, которая стала той державой, которая и есть в современном мире.

Причины крещения Руси

Известно, что Русь возникло из слияния разных племен и народов. В ее основу вошли такие племена и народы, как финские, славянские, балтийские, тюркские и многие другие. Соответственно, все эти народы принесли и свой оригинальный говор, но и свою веру.

У всех народов, которые вошли и объединились в великое государство Русь, было не христианское верование, а языческое. Но именно такое верование в скором времени не смогли соответствовать всем тем потребностям, которые необходимы были для монархии, управляющей страной.

Но известно, что монархи в этот период еще формировалась, поэтому и так сложно складывались отношения с народом. Известно, что если в стране есть правитель, то его власть безгранична, а, следовательно, все его дела должны подчиняться и делаться во благо Бога.

А, следовательно, этот Бог и вера должны быть единым для всех объединенных людей, которые соединились в одном государстве.

Поэтому все главные причины крещения и принятие единого для всех живущих на одной земле Бога выходили из того, что этого требовали внутренние потребности самого русского государства, которое дальше обязано было развиваться. К основным причинам, которые привели Русь к крещению можно отнести: ✔     Укрепление власти одного правителя.

Из исторических летописей известно, что у власти российского государства стоял Владимир. ✔     Должна быть единая идея, которая бы сплотила людей разных народов и племен.

Из древних летописных источников известно, что в земли Руси многие народы вошли самостоятельно, но были и те территории, а также и народы, которые были завоеваны, а значит, они вошли в состав российского государства без особого желания.

Известно из истории, что уже к концу I тысячелетия, но уже нашей эры в стране уже существовало несколько совершенно разных религий монотеистического плана. Но ничего из этого не было выбрано русским государством.

В это время выбор правителей Руси был сделан в сторону известного христианства, которое было множественно распространенно на Востоке. Известно, что за таким восточным христианством в одиннадцатом веке уже было утверждено наименование религиозное – православие.

Почему же такое верование было выбрано? Остановимся подробнее на причинах такого выбора: ➥     Этот вид христианства уже был известен на Руси и, надо отметить, что уже довольно широко. ➥     Многие купцы придерживались этих воззрений. ➥     Некоторые дружинники имели православную веру.

Получалось, что те, кто был направлен на деятельность, связанную с дальнейшим развитием государства, все-таки стремились принять христианство. А ведь деятельность купцов могла выходить и за пределы страны, соответственно, международная деятельность этих людей была важна. Для них именно в Киеве и был возведен православный храм Святого Илии.

В удивительной стране были и язычники, и , конечно же, христиане, но они легко уживались между собой, несмотря даже на разную религию, но конфликтов никаких не возникало. Если сравнивать христианскую ветвь, которая стала именоваться католической, с православной, то в ней развивалось понятие, что все власти, которые находятся в единстве и это единство гармонично. Получается, что нет никакой борьбы, так как нет почвы для этого. А ведь конфликт мог бы привести к тому, что внутри страны могли возникать восстания и забастовки, междоусобные распри.

Князья были рады тому, что центром христианства в тот исторический и переломный момент была Византия, которая как раз и представляла собой мощнейшую империю. Она территориально была расположена рядом с Русью, поэтому иногда находилась, как соседи, в хороших дружеских отношениях, которые подтверждались торговлей, но иногда между этими двумя государствами вспыхивали в войны. Русь, которая желала принять христианство, понимала, что это открывает перед страной большие возможности. Прежде всего, она в своем веровании становилась родственницей многим странам Европы.

Историческая справка о князе, при котором произошло крещение Руси

Известно, что крещение Руси состоялось при известном князе Владимире Святославиче. Н само это решение пришло не в его голову, а это решение вынашивалось постепенно, и лишь только при князе Владимире оно было осуществлено.

Из древних летописей известно, что первыми это крещение приняли варяжские князья Дир и Аскольд. Они тогда правили в Киеве, который считался центром территории полян. Но, к сожалению, их жизнь оказалась трагична и окончилась очень рано. Их убил правитель государства Олег.

Этот князь в исторических летописях по праву считается основателем этого государства. Но все-таки начало было положено.

Если опять вернуться к летописным источникам, то из них становится известно и имя первой правительницы, которая официально приняла крещение.

На Руси ею стала Ольга, которая руководила государством, пока ее сын князь Святослав был еще мал. Известно, что в 957 году она приезжает в Царьград с деловым визитом. В то время этот город был столицей Византии. Тогда же и прошла первая процедура крещения.

Крестным отцом Ольги, по летописным древним, но еще сохранившимся, источникам, становится император Константин Багрянородный. И это крещение правительницы Руси стало неким символом того, что был заключен между державами союз.

Ольга настолько сильна была в своей вере, желала, чтобы вся Киевская государство приняло крещение. И это должен был сделать князь Святослав. Но сын в этом вопросе был не согласен этим.

Он много раз пытался убедить свою мать, что его дружина языческого верования, поэтому он не может пойти против своей армии. Убит он в 972 году печенегами. У власти пришел Ярополк.

По летописным данным выходило, что князь Ярополк, который и руководил государством, был расположен к принятию новой веры. Вот как раз в этот самый ответственный начинаются распри и конфликты между ним и его братом, который занял потом его место.

Князь Владимир тоже мечтал занять престол правителя. И эти междоусобицы не дали Ярополку осуществить христианство на Руси. Вскоре к власти пришел князь Владимир, который и смог решить эту проблему.

Дата крещения Руси

Когда князь великой земли Владимир смог убрать брата и стать новым князем Киевской Руси, то христианство, как новая вера, в стране было принято и понятно не сразу, а лишь только через восьмилетний промежуток.

Если верить летописным источникам, то Владимир стал на престол в 980 году, а известно, что крещение было принято на Руси лишь только в 988 году.

Почему же последовал такой продолжительный перерыв?

Оказывается, Владимир сначала совсем не собирался принимать христианство, а просто хотел произвести небольшую реформу язычество. Было выстроено много зданий – святилищ и даже появилась статуя языческого бога Перуна, покровителя воинской дружины.

А ведь это была основная сила в государстве. Основные новые постройки были возведены в столице и в Новгороде. Но это никак не отразилось на сознании народа, и никакого переворота не произошло, но зато явилось толчком того, что нужно полностью изменить веру.

О том, как последовательно развивались события в это время прекрасно, описаны в летописном учении «Повесть временных лет»: князь рассылает своих подданных и верных людей в разные страны. Чтобы они смогли ознакомиться с различными религиями и их отрицательными и положительными сторонами.

Известно, что в тот момент на Востоке был ислам, хазары исповедовали иудаизм, а в больших странах все-таки было христианство. Только после этого Владимир вступает в союз с императором Византии и участвует в подавление мятежа полководца Фоки.

За это он потребовал выдать ему в жены принцессу Анна, которая была сестрой царицы. И это даже ни на минуту не смог смутить тот факт, что у него уже была жена. Но все-таки византийский правитель не спешил, да и не желал выполнять все условия соглашения.

Но Владимир не уступал, и тогда император потребовал единой веры. Вот так в 988 году и начался процесс в Киевском государстве – крещение.

Последствия и значения крещения Руси

Когда Владимир женился, то вернулся на Русь и стал крестить всех жителей Киева и прилегающих территорий, а в Новгороде этим процессом руководил его дядя Добрыня. Это не воспринималось агрессивно, поэтому процесс крещения происходил быстро и спокойно. Но язычество при этом совсем не исчезло, хотя и находилось под запретом.

Последствия крещения Руси отразилось на всех сферах жизни: экономическом, культурном и государственных:★     Появились монастыри.★     На народ был возложен новый налог на церковь, который получил название «церковная десятина».
Значение крещения для Руси проявилось в том, что стали развивать торговые отношения.

Это дало хороший толчок и для развития собственного хозяйства. Позиции светской власти усилилась.

В политике Русь перешло на другой уровень отношений с другими государствами, а когда сила Византии стала ослабевать и исчезла, то Русь, несмотря на руины, в которых она находилась, поднялась и даже со временем появилась новая теория о том, что

«Москва – третий Рим»

. Это дало возможность могущественной и удивительной российской державе стать влиятельной и уже после и независимой.

Источник: https://gfom.ru/kreschenie_rusi_reemir.php

Как происходило Крещение Руси

Причины крещения Руси

Множеству исторических событий далёкого прошлого можно найти разные трактовки. “Повесть временных лет” — наиболее ранняя из дошедших древнерусских летописей начала XII века.

Подвергается критике в силу продолжительного написания, большого числа редакций и противоречий со свидетельствами других работ.

Но такое эпохальное событие, как Крещение Руси не могло затеряться в веках и составить впечатление от общей картины того времени все еще возможно.

1

Как происходило Крещение Руси – ранние попытки

Упоминания о первых христианских проповедниках на Руси начинаются уже в начале VIII века. Существует немало исторических данных, что в 860-869 годах варяжские князья Аскольд и Дир приняли крещение от епископа Константинополя, держа город под осадой. Но попытки распространить религию вызвали сопротивление народа, хранившему веру в старых богов.

Даже в 967 г., когда правителем стала княгиня Ольга, официально принявшая христианство, Киевская Русь была страной язычества и воспринималась соседними государствами, как варварская. Князь Святослав Игоревич — сын Ольги и знаменитый полководец — также был язычником.

В этой вере он и вырастил своих сыновей, среди которых был будущий креститель Руси — Владимир.

Будущий князь с ранних лет участвовал в военных походах и мало интересовался религией, тем более той, что запрещала прелюбодействовать и отвергающей насилие.

По преданию, в каждом поселении он имел по любовнице, но страсть завоевателя была еще сильнее. Из-за нее и началась самая известная междоусобная война на Руси.

Убийство своего брата Ярополка позволило Владимиру занять киевский престол и оказаться в центре мировых политических событий.

В конце Х в. византийский император Василий был вынужден искать помощи в подавлении мятежа, поднятого одним из военачальников. Он нашел поддержку в лице Владимира, который вместе с шеститысячным корпусом варяг помог одержать победу в сражении у Абидоса в современной Турции в 989 г.

Дружбу Руси и Византии скрепила обещанная Владимиру возможность сочетаться браком с сестрой императора — принцессой Анной. Обещание неслыханное и тем более заманчивое: присоединиться к династии византийских императоров — самой могущественной семье мира, наследнице богатств Рима.

Дело было за малым, мужем принцессы мог стать лишь православный князь.

2

Как происходило Крещение Руси – поиск истинного пути

Решение принять христианскую веру было нелегким. Сохранились свидетельства того, что Владимир приглашал в Киев кади — мусульманских учителей, проповедников и судей. Но исламские страны вели беспрерывные войны с Византией, а Багдад, ставший тогда центром исламского мира, был слишком далеко, чтобы союз с ним давал серьезные преимущества.

Гораздо ближе был Хазарский каганат — государство с центром в городе Итиль, расположенном в районе современной Астрахани. Выгодное положение хазар позволяло им собирать дань с соседних славянских племен и получать часть добычи, пропуская набеги русских князей вглубь арабских земель.

Возможно, это его и погубило: несмотря на свою былую силу, каганат был разграблен князем Святославом. Повесть временных лет говорит о том, что послы каганата не смогли убедить Владимира принять иудаизм, слишком слабым выглядел союзник.

Центром христианского же мира была Византия с центром в Константинополе или Царьграде, как его знали от варяжских земель на севере до арабских на юге. Единоверный союз с Византией сулил Киевской Руси превращение в одну из главных сил западного мира.

3

Как происходило Крещение Руси

Причины последующих решений вызывают споры учёных. Некоторые источники говорят, что император Василий, не желая выдавать сестру за варварского князя, посылает вместо нее служанку.

Когда обман был раскрыт, князь Владимир захватывает столицу византийской провинции Херсонес и выдвигает ультиматум: выдать принцессу Анну или следующим падет Константинополь.

Принцесса прибывает вместе с христианским епископом, который и крестит Владимира, нареченного теперь Василием, вместе с большей частью его дружины. Перед отъездом князь выстроил в Херсонесе церковь.

Легенда гласит, что по возвращению в Киев, Владимир пустил гонцов по городам с требованием быть в назначенный день на берегу Днепра. Там он со священниками и провел этот исторический ход вдоль реки с последующим её крещением.

День крещения Киевской Руси является памятной датой князя Владимира Святого и отмечается ежегодно 28 июля. Но переход народов Киевской Руси в христианскую веру не был внезапным и единовременным, ведь христианские общины существовали в Киеве со времен княгини Ольги, распространяясь по славянским землям.

Лишь на протяжении 988-990 гг. крещение приняли все народы Киевской Руси.

К сожалению, нельзя сказать, чтобы хоть эпизод этих событий был чист и миролюбив. Слишком во многом прослеживается прагматизм правителей. Мировоззрение людей не менялось в одночасье, а потому им предстояли многие годы борьбы за свою веру. Но нельзя не отметить христианизацию, как один из этапов просвещения славянских народов. И тяжело не оценить её вклад на этом пути.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-proishodilo-kreshhenie-rusi

Кто и когда крестил Русь — православие

Причины крещения Руси

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 24 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь, мы Вас ждем.  Так же у нас есть свой телеграм канал: https://t.me/molitvaikona, больше 1000 человек, подписывайтесь и на него. Ангела Хранителя Вам!

В истории Киевской Руси было не мало важных моментов. Одним из самых главных считают принятие христианства и Крещение государства. Но не нужно путать таинство Крещения, который совершают над человеком с обрядом, который проводят для утверждения христианства.

Ведь именно после такого процесса было подтверждено, что православие победило язычество в политическом смысле, ведь речь идет не об одном человеке, а о государстве. Именно с этого времени христианская церковь становится не просто общественным, а государственным институтом Киевской Руси.

Крещена князем Владимиром Руси было в 988 году и представляло собой учреждение поместной церкви, которое управлялось на местных кафедрах епископами.

История становления православия на Руси

Еще с давних времен на территории Киевской Руси процветало язычество. После того, как князь Владимир победил Ярополка, их деятельность особо активизировалась, так как он пришел к власти как лидер язычников.

Но все знали данного политического деятеля как человека с умного, с хорошей интуицией и глубокой религиозностью.

На то время он сам понимал, что язычество в данной форме уже себя изжило и именно в тот момент он решает реформировать многобожие.

Почему крестили Русь? После того, как все племена были объединены под его руководством, появление единого религиозного единства укрепила бы власть над ними.

И в данном случае религия выступала как спасательный круг. Каждое отдельное племя имело своих богов и Владимир прекрасно понимал, что необходимо создать что-то общее. По его велению был создан общий языческий пантеон богов.

Такая реформа язычества была проведена в 983 году. Но в скором времени оказалось, что данная реформа была несостоятельной. Кроме того было еще и то, что искусственно собранные боги не имели никакого авторитета среди язычников, и они не могли заставить поверить в себя.

Обязательно к прочтению:  Что такое благодать Божия и как она действует

Именно за время правления князя Владимира в Киевской Руси начали приносить ранее не виданные человеческие жертвоприношения.

Было достаточное количество историй о мучениках, которые были принесены богам. Вся эта кровь только приближала победу христианства.

Еще в 983 году сам Владимир приносил жертвы, но через пять лет Владимир Красное Солнышко крестил Русь.

Почему Владимир крестил Киевскую Русь

После решения о принятии христианства с князем, по словам очевидцев, произошли большие изменения. Самому большому преобразованию была подвергнута его душа. Из того ада, в котором он находился, он смог подняться к Господу.

Это было связано с тем, что равноапостольный князь осознал ту бездуховность, в которой он пребывал при язычничестве, и тот выход, который он нашел, благодаря христианству. Благодаря такому прозрению он обращался к Господу, ведя за собой весь народ. Для того, чтобы понять всю необходимость и силу произведенного действия, стоит вспомнить о том, каким Владимир был до принятия христианства.

Во время язычества он был жестоким и страшным человеком, который приносил жертвы, был братоубийцем и развратником. Многие считают, что за это время князь до глубины души познал все «прелести» сатанизма. Христианство заставляло глубоко внутренне переродится.

Как происходило крещение

В каком году крестили Русь? Произошло это событие в конце 10 века, а точнее в 988 году. Именно в этом году он принял христианство в Корсуне и после своего возвращения в Киев он решил провести процесс христианизации всего государства. Сначала он решил крестить своих приближенных, бояр, купцов и приближенных дружинников.

Еще одной причиной выбора Владимира заключалось в том, что основой римской церкви были политические амбиции, а вот восточное христианство было настроено на взаимодействии светской и религиозной власти.

О том, как была крещена Русь ходило немало различных сведений. Некоторые говорили, что этот процесс не всегда был добровольным и именно поэтому растянулся на долгие годы.

Говорили даже о том, что происходило насильственное крещение населения. Именно принятие христианства позволило занять более высокий статус в отношении с другими странами, а также усилило международные отношения.

Днем провозглашения христианства считают 28 июля.

Согласно летописи «Повести временных лет» князем Владимиром было принято решение окрестить весь народ. Повставал вопрос о том, в какой реке крестить Русь? Для этого процесса было решено выбрать Днепр и Почайну, в которых крестили киевлян.

Во время поведения обряда князь произнес определенную молитву. Крещение же прочих земель происходило более длительное время и несло насаждающий характер.

Но все отмечали, что принятие христианства положительно отразилось на культуре страны, а также сплоченности населения.

Сменилось название государства и его границы, но неизменным осталась религия. Ее считают самой распространенной. Принимать ее или нет, это только Ваше решение, но помните, что оно должно быть взвешенным и обдуманным.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kto-i-kogda-krestil-rus-pravoslavie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть