Природные зоны Южной Америки

Природные зоны Южной Америки

Природные зоны Южной Америки

Южная Америка – материк с удивительным разнообразием растительности и животного мира. Природные зоны Южной Америки отличаются неравномерностью.

Это происходит из-за сильной разницы в рельефе. Северная часть континента очень отличается от южной.

  • Географическое положение Южной Америки
  • Характеристика природных зон Южной Америки
  • Амазонская сельва
  • Саванны
  • Пампы
  • Пустыни
  • Побережье
  • Анды
  • Таблица природных зон Южной Америки
  • Какие природные зоны в Южной Америке отсутствуют

Географическое положение Южной Америки

Материк Южная Америка находится в западном полушарии. Его географическое расположение фиксируется в тропических и экваториальных широтах. Мальвинские острова в шельфовой зоне Атлантического океана и острова Тобаго, и Тринидад также относятся к континенту.

Южную Америку можно разделить на две части. Гористая часть расположена на западе и представляет собой пояс Анд. Восточная часть – это древняя южно-американская платформа.

Анды относятся к самым знаменитым горным массивам в мире. Это самая длинная и высокая цепочка из гор. Ее длина достигает 9 тысяч километров. Движение гор происходит и в настоящее время. Поэтому в этих местах очень часто случаются землетрясение и извержение вулкана.

Характеристика природных зон Южной Америки

Природные зоны расположены неравномерно, так как на континенте очень сложный рельеф. Южная Америка отличается от других материков огромным разнообразием флоры и фауны.

Благодаря своему удалению от остальных континентов, Южная Америка смогла сохранить огромное количество животных и растений, которые невозможно встретить больше нигде в мире.

Это родина красного и шоколадного дерева, а также картофеля, кукурузы и томатов. Здесь сохранилось четыре вида кенгуру, можно встретить броненосцев, муравьедов, ленивцев. В Южной Америке обитает более 300 видов птиц, в том числе миниатюрная колибри.

Большая часть экваториальных лесов, которые принято считать легкими планеты, находятся именно на этом континенте.

Амазонская сельва

Экваториальный лес Южной Америки называется амазонская сельва. Они занимают большие площади Амазонской низменности. Это очень труднопроходимые места, в которых можно встретить древовидные папоротники, хинное дерево, сейбу.

Стволы деревьев туго переплетаются лианами. Это образует настоящую стену, которую невозможно преодолеть.

Леса очень богаты животным миром. Здесь можно встретить обезьян ревунов, ягуаров, разноцветных бабочек. В Амазонке обитает огромное множество разнообразных видов рыб, огромных анаконд, крокодилов.

Саванны

Саванны расположены в субэкваториальном и тропических поясах. Они простираются в Оринокской низменности и носят название льянос. Есть опустыненные и влажные саванны.

Льянос каждый год затопляется, вода там стоит около полугода, что превращает эти места в непроходимое болото. В основном здесь растут пальмы, осока.

В саваннах на Бразильском плоскогорье растут низкорослые кустарники. Среди растительности чаще всего встречается восковая и масличная пальмы.

Животные саванны обладают защитной бурой окраской. Здесь обитает огромное количество грызунов.

Пампы

Положение зоны пампы определяется в Ла-Платской низменности. Здесь очень плодородная земля. Для этих мест характерно богатое разнотравие.

Местные жители в этих местах активно занимаются выращиванием пшеницы и травы для корма скота. Животный мир в большом многообразии представлен грызунами, можно встретить страуса нанду, пуму, пампасского оленя и кошку.

Пустыни

В тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах расположена зона пустыни. Это одно из самых засушливых мест на планете, здесь осадки могут не выпадать несколько лет.

Из растительности здесь можно встретить только сухие злаки и кактусы. Также скуден и животный мир, представленный очковым медведем, шиншиллой, а также самой крупной в мире птицей – андийским кондором.

Побережье

Побережье Тихого океана покрывают жестколистные вечнозеленые леса. Они состоят из буков, магнолий, чилийского кедра, лиственницы. Из животных можно встретить выдру, скунса, магелланову собаку, оленя пуду.

Анды

Соседние зоны с вечнозелеными лесами – Анды. Высотная поясность различается на различных широтах. Наибольшее число гор находится на экваторе.

Центральные Анды характеризуются плоскогорьем, оно изолировано от воздействия океана. В этих местах расположены степи и полупустыни.

Мир животных и растений Анд отличается в зависимости от высотности. На высоте 4500 метров начинается зона вечных ледников и снегов. До 3800 метров зона высокогорных лесов. На высоте до 2800 произрастают папоротники, бананы.

Таблица природных зон Южной Америки

План описания каждой природной зоны Южной Америки можно наглядно посмотреть в таблице:

Название природной зоныГеографическое расположениеКлиматРастительный мирЖивотный мирПолезные ископаемыеПочва
СельваС двух сторон от экваториального поясаВлажный, жаркийШоколадные, каучуковые деревьяКолибри, обезьяны, ленивцы, туканы, дикобразыГаз, нефть, алюминийВлажная, ферралитная
СаванныБразильское нагорье, Оринокская низменностьСубэкваториальныйПальмы, бутылочное дерево, мимозы, акацииОлени, ягуары, свинки-пекариВ Бразильском нагорье плодородные, в остальных местах сухиеЖелезо, олово, алмазы
ПампыЛа-Платская низменностьУмеренныйКовыль, разнотравьеГрызуны, ламы, страусы, кошка пампасскаяЧерноземУран
ПустыниВ умеренном поясеРезко континентальныйКактусы, колючкиГрызуны, броненосцыБурые, малоплодородныеНефть, газ, йод, железо
ПобережьеВдоль тихоокеанского побережьяВлажныйМангры, пальмыВыдра, скунс, олень пудуКрасно-желтые ферралитныеСелитра
АндыРайон экватораСубтропическийБамбук, хвойные породыМедведи, ламы, шиншиллыБуроземыНефть, газ

Какие природные зоны в Южной Америке отсутствуют

В Южной Америке, несмотря на разнообразие зон, отсутствуют: смешанные и лиственные леса, арктическая пустыня, тундра, тайга.

Южная Америка разделена на большое количество природных зон, которые очень отличаются друг от друга как климатом, так и растительным и животным миром.

Этот континент считается самым влажным материком на земле, в то же время здесь есть районы, где по несколько лет не выпадают осадки. Южная Америка – удивительный континент, который хранит в себе огромное количество неизведанного и неизученного.

Источник: https://1001student.ru/geografiya/prirodnye-zony-yuzhnoj-ameriki.html

Влажные экваториальные леса

По обе стороны от экватора в Южной Америке лежит зона влажных экваториальных лесов (сельвас). Фауна лесов поражает разнообразием. Растения достигают здесь поразительной высоты. Здесь растут сейбы (высотой 80 м), различные пальмы.

В среднем ярусе растут небольшие деревья, пальмы, древовидные папоротники, каучуконосные дерева (гевея), шоколадное дерево (какао), дынный, красный. Стволы деревьев обвивают лианы. Здесь преобладают красно-желтые ферраллитные почвы.

В травяном покрове много папоротников, в заводях растет гигантское кувшинки — Виктория-Регия.

Животные в Амазонии гораздо крупнее своих сородичей, живущих в более умеренном климате. Многие амазонских жуков и бабочек достигают гигантских размеров. Вертикальное распределение жителей в ярусах тропического леса обусловлен освещенностью. Многие животные проводят всю свою жизнь на деревьях, например, многочисленные и разнообразные цепкохвостые обезьяны, медленные ленивцы.

В амазонских лесах обитают ягуар, пума, муравьед, капибара — самый грызун в мире, белки, крысы, мыши, дикобразы, древесные лягушки; попугаи ара, колибри, дятлы, туканы; бесчисленные водяные птицы — утки, цапли, ибисы, древесные утки; хищные птицы — грифы, орлы, ястребы, а также летучие мыши, среди которых кровопийцы, и бесчисленные виды муравьев.

Саванны и редколесья

К югу и северу от зоны влажных экваториальных и переменно-влажных лесов расположена зона саванн и тропических редколесий (льянос). Здесь красных ферраллитные почвы, среди высоких трав растут пальмы, акации, кактусы, а на берегах рек — галерейные леса. В саваннах Бразильского плоскогорья (кампос) древесная растительность беднее.

На северо-востоке Бразильского плоскогорья климат более засушливый. Наиболее распространенный тип растительности — тропическое криволесья. На красно-бурых почвах здесь растут кактусы и деревья с бочка стволом.

Фауна этого района не очень богата. Здесь обитают разнообразные сумчатые, довольно большая группа грызунов, водятся скунс, броненосцы.

Копытных мало — здесь водятся лишь небольшие дикие свиньи-пекари, мелкие олени. Из хищников, кроме ягуара, встречается пума.

Случайно завезены в северо-восточной Бразилии малярийные комары быстро акклиматизировались и повлекли гибель от малярии десятков тысяч человек.

Юго-восточные склоны Бразильского плоскогорья, обращенные к океану, получают обильные осадки почти круглый год. Это область тропического влажного климата. Один из самых интересных лесных массивов Бразилии — араукариевий лес — растет на обширном плато на юге. Большая часть юго-востока Бразильского плоскогорья занята плантациями различных культурных растений.

Степи и полупустыни

Степи. К югу количество осадков уменьшается и саванны постепенно переходят в пампу — зону субтропических степей. Лето в восточной пампе жаркое. Зимой холодные ветры вызывают резкое понижение температуры. Красновато-черные почвы очень плодородны.

Здесь растут различные злаки, образующие густые большие дерновины (пампасской трава, бородач, мятлик и др..). В направлении запада и юга с уменьшением осадков пампа переходит в сухие степи с бедной растительностью.

Здесь живут пампасской олень, гуанако, страус нанду, много разных грызунов, а на берегах рек и озер водится нутрия. Почти все земли распаханы, и поэтому естественная растительность в пампе мало сохранилось. Сухие степи используют под пастбища.

Полупустыни. Южная суженная часть называется Патагония. Из-за малого количества осадков здесь распространена полупустынная растительность: редкие травы и низкорослые кактусы, участки колючих кустарников на сероземах и бурых полупустынных почвах.

Зона освоена слабо, животные здесь сохранились лучше, чем в степи, водятся пума, лама гуанако, встречается страус нанду.

Береговые пустыни. Вдоль Тихоокеанского побережья между протянулась полоса пустынь. Под влиянием холодного Перуанского течения воздух охлаждается быстрее, чем на большей высоте. В результате образуется слой облаков, что мешает прогреву приземных слоев атмосферы.

Температура воздуха выше слоя облаков превышает +24 °, а на уровне моря колеблется в пределах +13 … +16 ° С. Там никогда не бывает дождей, кроме отдельных случаев. Происходит конденсация тумана, висящий в воздухе (гаруа).

Это необычайно сухая зона лишена солнечного света в течение полугода. Из растительности на песках встречаются редкие песчанки и кактусы, финиковая пальма. Фауна очень бедная: немногочисленные скорпионы, ящерицы.

Высотная поясность в Андах

С поднятием в горы постепенно происходит смена природных зон. Широчайший спектр природных комплексов наблюдается в экваториальном поясе. С продвижением на юг количество высотных поясов уменьшается до трех: смешанных лесов, разнотравных лугов, многолетних снегов и ледников.

У экватора нижний пояс гор, до высоты 1200-1500 м над уровнем моря, занимают влажные экваториальные леса. Выше влажные леса сменяются поясом горных лесов. Здесь появляются хвойные породы, растут бамбуки, хинное дерево, древовидные папоротники, кустарник кока.

На высоте от 2800 до 3800 м лежит пояс высокогорных лесов — криволесье. Еще выше, до 4500 м, находятся высокогорные луга (парамос).

Выше 4500 м лежат вечные снега и ледники. Сегодня пампа почти полностью распахана, вырубленные леса квебрахо в тропическом редколесье, истреблено много животных.

Особого внимания требует судьба лесов Амазонки. С уничтожением лесов связаны изменения в других природных зонах.

Источник: http://xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B/

Природные зоны Южной Америки. Урок с использованием ИКТ

Природные зоны Южной Америки

  • Родина Елена Николаевна, учитель географии и изобразительного искусства

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях.

Задачи урока:

обучающие

: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

развивающие

: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные

: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование:

мультимедийная презентация “Природные зоны Южной Америки”, мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, физическая карта “Южной Америки”.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Южной Америкой. И сегодня я предлагаю совершить путешествие в горы… Перед вами хребет География. В течение урока мы будем преодолевать эти вершины одну за другой. Конечная наша цель гора Успех.

А начать наше путешествие мне хотелось бы с легенды о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

“ Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги ”, – говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “ Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы”.

Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “ Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ”. Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “ Ты добрался до родника ”. Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины.

Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “ Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море.

Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “ Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ”.

Наш урок – это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными.

И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового.

Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

Итак, отправляемся в путь. Нам предстоит далёкий путь, Нельзя присесть и отдохнуть. Одна гора трудней другой, Но нам их нужно одолеть… И вот наш первый переход

Гора Домашняя зовёт.

II. Проверка домашнего задания.

Тест

1. Самый большой речной бассейн имеет река:

А) Парана.

Б) Амазонка.

В) Ориноко.

2.

Ярко выраженную сезонность режима имеют реки:

А) Амазонка.

Б) Амазонка и Парана.

В) Парана и Ориноко.

3. Хищные пираньи, электрический угорь, кайманы живут в реке:

А) Парана.

Б) Ориноко.

В) Амазонка.

4. Большое озеро на севере Южной Америки:

а) Маракайбо.

б) Патус.

в) Титикака.

5. Водопад, расположенный на одном из притоков Параны:

а) Анхель.

б) Виктория.

в) Игуасу.

Ответы: 1-б, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.

Перед нами пропасть братцы Жутко страшно. Не сорваться б. Чтобы к цели нам придти

И, чтоб пропасть обойти, я даю координаты.

Проверка номенклатуры материала прошлого урока.

1. 600 з.д. и 30 ю.ш. _________________________________

2. 650 з.д. и 70 с.ш. _________________________________

3. 600 з.д. и 310 ю.ш. ________________________________

4. 690 з.д. и 160 ю.ш. ________________________________

5. 630 з.д. и 70 с.ш. _________________________________

Ответы: р. Амазонка, р. Ориноко, р. Парана, оз. Титикака, вдп. Анхель

Продолжаем путешествие.

И теперь наш путь лежит
Через гору Эрудит.

Чтобы преодолеть эту вершину – мы должны изучить новую тему.

III. Актуализация знаний.

Вспомним что такое природная зона? (Определение)

Это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы: растений, животных, почв, климата, внутренних вод и т.д.

Зная определение, давайте поставим цель урока.

Предполагаемый ответ ученика:

мы должны узнать, как разместились природные зоны на материке Южная Америка, какие там растения и животные.

– Природные зоны в истории Земли менялись неоднократно на всех материках. Облик Земли изменялся из-за движения литосферных плит, разрушения гор, климата.

– Назовите по карте атласа, какие природные зоны существуют сейчас на материке?

– Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить?

Ответ:

Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климате, это области пониженного давления, где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса.Рассказ учителя о природных зонах с использованием презентации 1(по ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу).

Влажные экваториальные леса (сельва)

Зона лесов занимает Амазонскую низменность и прилегающие к ней восточные склоны Анд. Сельва – труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных.

Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба (высотой до 80 метров), древовидные папоротники. Много лиан и эпифитов – орхидеи. Особенно богат животный мир сельвы.

Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы, даже лягушки и ящерицы, много змей в том числе самая крупная на Земле Анаконда. У воды обитают копытные – тапиры и самый крупный грызуна Земле водосвинка капибара. Самый крупный хищник Ягуар.

Саванны

Саванны – занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий.

В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, “бутылочное” дерево, жесткие травы и колючие кустарники, низкорослые редколесья- кебрачо в переводе – сломай топор).Животные не так разнообразны как в Африке.

здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи – пекари ,броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду. Высокотравная саванна на широких равнинных берегах реки Ориноко – наз. Льянос. Сухие кустарниковые саванны – это кампос.

Пампа

К югу от саванн раскинулись субтропические степи (пампа). Отмечаем на контурных картах, заполняем таблицу. Пампа обладает плодородными почвами. В растительном покрове преобладают злаки , на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы характерны быстро бегающие животные, пампасский олень, пампасская кошка, ламы, Много грызунов (нутрия), броненосцы, птицы. Пампа активно используется человеком как естественные пастбища.

Патагония

Полупустыни расположились на юге материка, этот суровый край называют Патагонией. Климат умеренного пояса с малым количеством осадков формируют своебразное природное сообщество из злаков, колючих и вечнозеленых кустарников образующих плотные заросли. Здесь много грызунов, мелких броненосцев. Многие виды растений и животных одомашнены и имеют большую хозяйственную ценность.

Природная зонаПочваРастительностьЖивотный мир
Влажные экваториальные леса (сельва)Красно-желтые ферраллитныеСейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы, гевея, кувшинка Виктория регияЯгуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи, пираньи (р. Амазонка)
Саванны и редколесья (льянос)Красные ферраллитныеЗлаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебраччоОлень, свиньи-пекари, броненосец, крокодил, ягуар, пума, муравьед, страус нанду
Субтропические степи (пампа)Красновато-черные плодородныеПампасская трава, ковыль, бородач, дикое просоПампасский олень, пампасская кошка, лама, страус нанду, грызуны
Полупустыни и пустыни (Патагония)Серо-коричневые, серо-бурыеСкудная: злаки, колючие кустарники, кактусыГрызуны, вискаша, нутрии.
Леса умеренного поясаЛесные буроземы и подзолистыеЮжный бук, магнолиевые, бамбук, папоротникиОчковый медведь, шиншилла, ламы

– К

акие новые необычные названия природных зон вы сегодня услышали впервые? (Сельва, кампос, льянос, пампа, патагония). Запишите в листок открытий их определения, заучите и перескажите друг другу.

– Ребята, давайте сделаем вывод: все природные зоны отличаются друг от друга различием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Разные природные зоны находятся в разных климатических поясах.

Задание для закрепления.

Игра “Крестики – нолики” (презентация 2).

Подведение итогов.

Задание на дом.

  • § 44,
  • составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
  • Рефлексия.

    Подведём итог урока, и каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

    1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был

    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

    интересно / не интересно

    17.04.2011

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586473/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть