Прокариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Клетка —элементарная единица строения ижизнедеятельностивсех живых организмов (кроме вирусов,о которых нередко говорят как о неклеточныхформах жизни), обладающая собственнымобменом веществ, способная к самостоятельномусуществованию, самовоспроизведению иразвитию.

Все живые организмы либо, какмногоклеточные животные, растения игрибы,состоят из множества клеток, либо, какмногие простейшие и бактерии,являются одноклеточнымиорганизмами.Раздел биологии, занимающийся изучениемстроения и жизнедеятельности клеток,получил название цитологии.

В последнее время принято также говоритьо биологии клетки, или клеточной биологии.

Отличительныепризнаки растительной и животной клетки

ПризнакиРастительная клеткаЖивотная клетка
ПластидыХлоропласты, хромопласты, лейкопластыОтсутствуют
Способ питанияАвтотрофный (фототрофный, хемотрофный)Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический)
Синтез АТФВ хлоропластах, митохондрияхВ митохондриях
Расщепление АТФВ хлоропластах и всех частях клетки, где необходимы затраты энергииВо всех частях клетки, где необходимы затраты энергии
Клеточный центрУ низших растенийВо всех клетках
Целлюлозная клеточная стенкаРасположена снаружи от клеточной мембраныОтсутствует
ВключенияЗапасные питательные вещества в виде зёрен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солейЗапасные питательные вещества в виде зёрен и капель (белки, жиры, углеводы, гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей, пигменты
ВакуолиКрупные полости, заполненные клеточным соком — водным раствором различных веществ (запасные или конечные продукты). Осмотические резервуары клетки.Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие.

Общиепризнаки1.Единство структурных систем – цитоплазмыи ядра.2.Сходство процессов обмена веществ иэнергии.3.Единство принципа наследственногокода.4.Универсальное мембранное строение.5.Единство химического состава.6.Сходство процесса деления клеток.

Строениеклеток

Всеклеточные формы жизни на Земле можноразделить на два надцарства на основаниистроения составляющих их клеток:

  • прокариоты(доядерные) — более простые по строению и возникли в процессеэволюциираньше;
  • эукариоты(ядерные) — более сложные, возникли позже. Клетки, составляющие тело человека, являются эукариотическими.

Несмотряна многообразие форм организация клетоквсех живых организмов подчинена единымструктурным принципам.

Содержимоеклетки отделено от окружающейсреды плазматическоймембраной, илиплазмалеммой.Внутри клетка заполненацитоплазмой,в которой расположеныразличныеорганоидыиклеточныевключения, а также генетическийматериал в виде молекулыДНК.Каждый изорганоидовклеткивыполняет свою особую функцию, а всовокупности все они определяютжизнедеятельность клетки в целом.

Строениетипичной клетки прокариот: капсула, клеточнаястенка, плазмолемма, цитоплазма,рибосомы, плазмида, пили, жгутик,нуклеоид.

Прокариоты (от лат. pro —перед, до и греч.

 κάρῠον — ядро,орех) — организмы, не обладающие, вотличие от эукариот, оформленнымклеточным ядром и другими внутреннимимембранными органоидами (за исключениемплоских цистерн у фотосинтезирующихвидов, например, у цианобактерий).

Единственная крупная кольцевая (унекоторых видов — линейная)двухцепочечная молекула ДНК,в которой содержится основная частьгенетического материала клетки (такназываемый нуклеоид)не образует комплекса с белками-гистонами (такназываемого хроматина).

К прокариотам относятсябактерии,в том числе цианобактерии (сине-зелёныеводоросли), и археи.Потомками прокариотических клетокявляются органеллы эукариотическихклеток — митохондрии и пластиды.Основное содержимое клетки, заполняющеевесь её объём, — вязкая зернистаяцитоплазма.

Эукариотическая клетка

Эукариоты —организмы, обладающие, в отличие отпрокариот, оформленным клеточным ядром,отграниченным от цитоплазмы ядернойоболочкой.

Генетический материалзаключён в нескольких линейныхдвухцепочных молекулах ДНК (в зависимостиот вида организмов их число на ядроможет колебаться от двух до несколькихсотен), прикреплённых изнутри к мембранеклеточного ядра и образующих у подавляющегобольшинства (кроме динофлагеллят)комплекс с белками-гистонами,называемый хроматином.

В клетках эукариот имеется системавнутренних мембран, образующих, помимоядра, ряд других органоидов (эндоплазматическаясеть, аппаратГольджи идр.). Кроме того, у подавляющего большинстваимеются постоянныевнутриклеточные симбионты-прокариоты — митохондрии,а у водорослей и растений — такжеи пластиды.

Строение эукариотической клетки

Схематическоеизображение животной клетки. (Принажатии на какое-либо из названийсоставных частей клетки, будет осуществлёнпереход на соответствующую статью.)

Поверхностный комплекс животной клетки

Состоитиз гликокаликса, плазмалеммы ирасположенного под ней кортикальногослоя цитоплазмы.Плазматическая мембрана называетсятакже плазмалеммой, наружной клеточноймембраной. Это биологическаямембрана,толщиной около 10 нанометров. Обеспечиваетв первую очередь разграничительнуюфункцию по отношению к внешней дляклетки среде.

Кроме этого онавыполняет транспортнуюфункцию.На сохранение целостности своей мембраныклетка не тратит энергии: молекулыудерживаются по тому же принципу, покоторому удерживаются вместе молекулыжира — гидрофобным частяммолекул термодинамически выгоднеерасполагаться в непосредственнойблизости друг к другу.

Гликокаликспредставляет собой «заякоренные» вплазмалеммемолекулы олигосахаридов, полисахаридов, гликопротеинов и гликолипидов. Гликокаликс выполняет рецепторную и маркерную функции.Плазматическая мембрана животных клетокв основном состоит из фосфолипидов и липопротеидов совкрапленными в неё молекулами белков,в частности, поверхностных антигенов ирецепторов.

В кортикальном (прилегающем к плазматическоймембране) слое цитоплазмы находятсяспецифические элементы цитоскелета —упорядоченные определённымобразомактиновые микрофиламенты.Основной и самой важной функциейкортикального слоя (кортекса)являются псевдоподиальныереакции:выбрасывание, прикрепление исокращениепсевдоподий.

При этом микрофиламенты перестраиваются,удлиняются или укорачиваются. Отструктуры цитоскелета кортикальногослоя зависит также форма клетки (например,наличиемикроворсинок).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5397421/

Эукариоты и прокариоты: краткая сравнительная характеристика, таблица сходств и различий клеток

Прокариотическая клетка

На Земле существует всего два типа организмов: эукариоты и прокариоты. Они сильно различаются по своему строению, происхождению и эволюционному развитию, что будет подробно рассмотрено далее.

Признаки прокариотической клетки

Прокариоты по-другому называют доядерными. У прокариотической клетки нет ядра и других органоидов, имеющих мембранную оболочку (митохондрий, эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи).

Также характерными чертами для них являются следующее:

  1. ДНК без оболочки и не образует связей с белками. Информация передаётся и считывается непрерывно.
  2. Все прокариоты – гаплоидные организмы.
  3. Ферменты располагаются в свободном состоянии (диффузно).
  4. Обладают способностью к спорообразованию при неблагоприятных условиях.
  5. Наличие плазмид – мелких внехромосомных молекул ДНК. Их функция — передача генетической информации, повышение устойчивости ко многим агрессивным факторам.
  6. Наличие жгутиков и пилей – внешних белковых образований необходимых для передвижения.
  7. Газовые вакуоли – полости. За счёт них организм способен передвигаться в толще воды.
  8. Клеточная стенка у прокариот (именно бактерий) состоит из муреина.
  9. Основными способами получения энергии у прокариот являются хемо- и фотосинтез.

К ним относятся бактерии и археи. Примеры прокариотов: спирохеты, протеобактерии, цианобактерии, кренархеоты.

Внимание! Несмотря на то, что у прокариот отсутствует ядро, они имеют его эквивалент – нуклеоид (кольцевую молекулу ДНК, лишённую оболочек), и свободные ДНК в виде плазмид.Строение прокариотической клетки

Бактерии

Представители этого царства являются одними из самых древних жителей Земли и обладают высокой выживаемостью в экстремальных условия.

Различают грамположительные и грамотрицательные бактерии. Их главное отличие заключается в строении мембраны клеток. Грамположительные имеют более толстую оболочку, до 80% состоит из муреиновой основы, а также полисахаридов и полипептидов.

При окрашивании по Граму они дают фиолетовый цвет. Большинство этих бактерий являются возбудителями заболеваний. Грамотрицательные же имеют более тонкую стенку, которая отделена от мембраны периплазматическим пространством.

Однако такая оболочка обладает повышенной прочностью и гораздо сильнее противостоит воздействию антител.

Бактерии в природе играют очень большую роль:

  1. Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) помогают поддерживать необходимый уровень кислорода в атмосфере. Они образуют больше половины всего О2 на Земле.
  2. Способствуют разложению органических останков, тем самым принимая участие в круговороте всех веществ, участвуют в образовании почвы.
  3. Фиксаторы азота на корнях бобовых.
  4. Очищают воды от отходов, к примеру, металлургической промышленности.
  5. Являются частью микрофлоры живых организмов, помогая максимально усваивать питательные вещества.
  6. Используются в пищевой промышленности для сбраживания Так получают сыры, творог, алкоголь, тесто.

Внимание! Помимо положительного значения бактерии играют и отрицательную роль. Многие из них вызывают смертельно опасные заболевания, такие как холера, брюшной тиф, сифилис, туберкулёз.

Археи

Ранее их объединяли с бактериями в единое царство Дробянок. Однако со временем выяснилось, что археи имеют свой индивидуальный путь эволюции и сильно отличаются от остальных микроорганизмов своим биохимическим составом и метаболизмом. Выделяют до 5 типов, самыми изученными считаются эвриархеоты и кренархеоты. Особенности архей таковы:

  • большинство из них являются хемоавтотрофами – синтезируют органические вещества из углекислого газа, сахара, аммиака, ионов металлов и водорода;
  • играют ключевую роль в круговороте азота и углерода;
  • участвуют в пищеварении в организмах человека и многих жвачных;
  • обладают более стабильной и прочной мембранной оболочкой за счёт наличия эфирных связей в глицерин-эфирных липидах. Это позволяет археям жить в сильнощелочных или кислых средах, а также при условии высоких температур;
  • клеточная стенка, в отличие от бактерий, не содержит пептидогликана и состоит из псевдомуреина.

Строение эукариотов

Эукариоты представляют собой надцарство организмов, в клетках которых содержится ядро. Кроме архей и бактерий все живые существа на Земле являются эукариотами (к примеру, растения, простейшие, животные).

Клетки могут сильно отличаться по своей форме, строению, размерам и выполняемым функциям.

Несмотря на это они сходны по основам жизнедеятельности, метаболизму, росту, развитию, способности к раздражению и изменчивости.

Эукариотические клетки могут превышать в размерах прокариотические в сотни и тысячи раз. Они включают в себя ядро и цитоплазму с многочисленными мембранными и немембранными органоидами. К мембранным относятся: эндоплазматический ретикулум, лизосомы, комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды. Немембранные: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты.

Проведем сравнение клеток эукариотов разных царств.

К надцарству эукариот относятся царства:

  • простейшие. Гетеротрофы, некоторые способны к фотосинтезу (водоросли). Размножаются бесполым, половым путём и простым способом на две части. У большинства клеточная стенка отсутствует;
  • растения. Являются продуцентами, основной способ получения энергии – фотосинтез. Большая часть растений неподвижны, размножаются бесполым, половым и вегетативным путём. Клеточная стенка состоит из целлюлозы;
  • грибы. Многоклеточные. Различают низшие и высшие. Являются гетеротрофными организмами, не могут самостоятельно передвигаться. Размножаются бесполым, половым и вегетативным путём. Запасают гликоген и имеют прочную клеточную стенку из хитина;
  • животные. Различают 10 типов: губки, черви, членистоногие, иглокожие, хордовые и другие. Являются гетеротрофными организмами. Способны к самостоятельному передвижению. Основное запасающее вещество – гликоген. Оболочка клеток состоит из хитина, также как у грибов. Главный способ размножения – половой.

Таблица: Сравнительная характеристика растительной и животной клетки

СтроениеКлетка растенияКлетка животного
Клеточная стенкаЦеллюлозаСостоит из гликокаликса — тонкого слоя белков, углеводов и липидов.
Местоположение ядраРасположено ближе к стенкеРасположено в центральной части
Клеточный центрИсключительно у низших водорослейПрисутствует
ВакуолиСодержат клеточный сокСократительные и пищеварительные.
Запасное веществоКрахмалГликоген
ПластидыТри вида: хлоропласты, хромопласты, лейкопластыОтсутствуют
ПитаниеАвтотрофноеГетеротрофное

Сравнение прокариот и эукариот

Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток значительны, однако одно из главных различий касается хранения генетического материала и способа получения энергии.

Прокариоты и эукариоты фотосинтезируют по-разному. У прокариот этот процесс проходит на выростах мембраны (хроматофорах), уложенных в отдельные стопки.

Бактерии не имеют фторой фотосистемы, поэтому не выделяют кислород, в отличие от сине-зелёных водорослей, которые образуют его при фотолизе. Источниками водорода у прокариот служат сероводород, Н2, разные органические вещества и вода.

Основными пигментами являются бактериохлорофилл (у бактерий), хлорофилл и фикобилины (у цианобактерий).

К фотосинтезу из всех эукариот способны только растения. У них имеются специальные образования – хлоропласты, содержащие мембраны, уложенные в граны или ламеллы.

Наличие фотосистемы II позволяет выделять кислород в атмосферу при процессе фотолиза воды. Источником молекул водорода служит только вода.

Главным пигментов является хлорофилл, а фикобилины присутствуют лишь у красных водорослей.

Основные различия и характерные признаки прокариотов и эукариотов представлены в таблице ниже.

Таблица: Сходства и различия прокариотов и эукариотов

СравнениеПрокариотыЭукариоты
Время появленияБолее 3,5 млрд. летОколо 1,2 млрд. лет
Размеры клетокДо 10 мкмОт 10 до 100 мкм
КапсулаЕсть. Выполняет защитную функцию. Связана с клеточной стенкойОтсутствует
Плазматическая мембранаЕстьЕсть
Клеточная стенкаСостоит из пектина или муреинаЕсть, кроме животных
ХромосомыВместо них кольцевая ДНК. Трансляция и транскрипция проходят в цитоплазме.Линейные молекулы ДНК. Трансляция проходит в цитоплазме, а транскрипция в ядре.
РибосомыМелкие 70S-типа. Расположены в цитоплазме.Крупные 80S-типа, могут прикрепляться к эндоплазматической сети, находиться в пластидах и митохондриях.
Органоид с мембранной оболочкойОтсутствуют. Есть выросты мембраны — мезосомыЕсть: митохондрии, комплекс Гольджи, клеточный центр, ЭПС
ЦитоплазмаЕстьЕсть
ЛизосомыОтсутствуютЕсть
ВакуолиГазовые (аэросомы)Есть
ХлоропластыОтсутствуют. Фотосинтез проходит в бактериохлорофиллахПрисутствуют только у растений
ПлазмидыЕстьОтсутствуют
ЯдроОтсутствуетЕсть
Микрофиламенты и микротрубочки.ОтсутствуютЕсть
Способы деленияПеретяжка, почкование, коньюгацияМитоз, мейоз
Взаимодействие или контактыОтсутствуютПлазмодесмы, десмосомы или септы
Типы питания клетокФотоавтотрофный, фотогетеротрофный, хемоавтотрофный, хемогетеротрофныйФототрофный (у растений) эндоцитоз и фагоцитоз (у остальных)

Отличия прокариот и эукариот

Сходство и различия прокариотических и эукариотических клеток

Вывод

Сравнение прокариотического и эукариотического организма достаточно трудоёмкий процесс, требующий рассмотрения множества нюансов.

Они имеют между собой много общего в плане строения, протекающих процессов и свойств всего живого. Различия же кроются в выполняемых функциях, способах питания и внутренней организации.

Тот, кто интересуется данной темой, может воспользоваться данной информацией.

Источник: https://uchim.guru/biologiya/eukarioty-i-prokarioty.html

  • Сизова Светлана Валерьевна, учитель биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.

Задачи урока (2 слайд):

Образовательные:

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
  • познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
  • охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
  • познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
  • вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • формировать культуру биологической речи.
  • прививать интерес к предмету биология.
  • гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.
  • эстетическое воспитание (при использовании программных продуктов).

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
  • отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
  • формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.

Межпредметные связи:

ИКТ – создание презентаций в Power Point.

Оборудование:

  1. Программный продукт фирмы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – Уроки биологии в 10 классе.
  2. Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности.
  3. Презентация к уроку.
  4. Компьютер с мультимедиа, смарт-доска.
  5. Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы и домашнего задания.
  6. Таблица «Царства живой природы».

2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний и мотивация)

Проводится в форме теста в рамках подготовки учащихся к ГИА по биологии. Вопросы для теста (приложение 1), бланки ответов и ключи к тесту (приложение 2).

3. Подготовка к восприятию нового материала. (Постановка учебной задачи.)

На доске записаны биологические термины: прокариоты и эукариоты.

– По какому принципу живые организмы делят на две группы?

– Какие царства живой природы относятся к каждой группе? (на II-ой вопрос учащиеся отвечают с использованием таблицы «Царства живой природы». (3,4 слайд)

4. Изучение нового материала

Записываем тему урока в тетради.

  • Распространение бактерий, открытие, эволюция. (Сообщение учителя)

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар.

Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера.

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антонии Ван Левенгук в XVII веке. (5 слайд)  Бактерии – древнейшие из известных организмов.

Следы жизнедеятельности бактерий и цианобактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

  • Строение прокариотической клетки.     
    а) Формы клеток.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом.

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, – вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. (6 слайд)

б) Строение прокариотической клетки. (7 слайд).

На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним (приложение 3).

  1. Оболочка (клеточная стенка)
  2. Цитоплазматическая мембрана
  3. Кольцевая ДНК
  4. Впячивание наружной мембраны
  5. Запасные вещества
  6. Вырост наружной мембраны
  7. Фотосинтезирующие мембраны
  8. Рибосомы
  9. Жгутики

Вывод по строению прокариотической клетки. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь особенности строения. Затем учитель проверяет правильность написания. (8 слайд)

  1. Нет ядерной оболочки.
  2. ДНК кольцевая, свободно лежит в цитоплазме.
  3. Нет настоящих хромосом.
  4. Нет органоидов клетки, кроме рибосом.
  5. Нет хлоропластов, есть фотосинтезирующие мембраны.
  • Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.

а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.

– Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. (9 слайд)

По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы.

К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и цианобактерии) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии).

К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).

б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. (10 слайд)

По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.

в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд)

Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).

г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. (12,13 слайд)

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается.

В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов.

Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.

Работа со схемой «Образование спор у бактерий». (Приложение 4).

  • Значение бактерий в природе. Презентация ученика.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота.

Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах.

Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.

– Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?

  • Значение бактерий в жизни человека. Презентация ученика.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий.

В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, квашеную капусту, уксус, вино, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту, антибиотики (микробиологическая промышленность). С помощью бактерий осуществляется очистка сточных вод.

Встречаются бактерии симбионты, например кишечная палочка, бифидобактерии, лактобактерии живут в кишечнике человека и помогают ему переваривать клетчатку. Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека.

(Бактерии гниения). Наиболее опасны болезнетворные бактерии (паразитические бактерии) – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Профилактика осложнений гриппа.

7. Выставление оценок за работу на уроке.

18.02.2014

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643226/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть