Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Просвещенный абсолютизм это политика Екатерины II

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Перед тем, как попытаться вникнуть, что собой представляла политика просвещенного абсолютизма в России, не мешало бы разобраться с этим явлением в целом.

Такое понятие связано с определенными ограничениями, которые государство само накладывает на себя в своих же интересах.

Здесь есть несколько аспектов: первый – это добровольное стремление к свободе, справедливости, защите прав человека, второй – единение с философами, покровительство наукам и искусствам, образованию.

Довольно активно пропагандировали просвещенный абсолютизм в Европе Дидро и Вольтер. Этими двумя философами явление описывалось с наилучшей стороны. Они же находились в постоянной переписке с Екатериной II, которая считала себя очень прогрессивным монархом. Но если говорить кратко, то с обеих сторон наблюдалось довольно много лицемерия.

Проводимая императрицей политика была неоднозначной. А представители философского течения не пытались просветить свою знатную собеседницу о допускаемых ею ошибках или же откровенном лукавстве. Они не указывали на то, что она противоречит собственным словам, а довольно много льстили.

Критика же просто часто клалась «под сукно», как обнаружили впоследствии исследователи.

В европе

Необходимо отметить, что проведение политики просвещенного абсолютизма наблюдалось в разных странах: в Пруссии, Дании, Испании, Португалии, Швеции и так далее. Это было очень популярный феномен, который довольно много и охотно обсуждали, на самых разных уровнях. Причем далеко не везде провести соответствующие реформы стремились короли, в некоторых странах этим занимались министры.

И внимательное изучение истории показывает, что естественнее всего такие преобразования в итоге получились в Великобритании, возможно, потому что там к ним относились как к необходимой части жизни, а не просто как к увлечению модной теорией.

Кроме того, там, где политика просвещенного абсолютизма воплотилась успешнее всего, удалось сохранить монархию и обойтись впоследствии без серьезных потрясений.

Если говорить вкратце, то абсолютизм просвещенный это идея, делающая главной центральную власть, обладающую не только правами, но и обязанностями, активно заботящуюся о собственном народе, его развитии, благополучии, об эмансипации личности.

Впервые в истории определение дает Томас Гоббс, и его же в дальнейшем развивает Вольтер. Несмотря на многочисленную критику, значение этой теории для политической жизни трудно переоценить.

Фактически, речь шла о добровольном ограничении абсолютистской власти, которое исходило от самого монарха и (или) от правящего класса.

Одновременно с этим в центре внимания оказывались науки, искусства, права личности. Разумеется, особенности просвещенного абсолютизма были в каждой стране. Особенно яркой оказалась разница между католическим и протестантскими странами.

Просвещенный абсолютизм Екатерины

Но у политики просвещенного абсолютизма в России, казалось, вообще был третий путь, не до конца похожий на европейский. С одной стороны – крепостничество, которое с царствованием Екатерины Великой только усилилось. Ужесточались наказания, императрица запретила жаловаться на помещиков. Также она нередко называла их

рабами. И не стоит забывать о довольно жестоком подавлении российского бунта Пугачева. Ещё правление Екатерины ознаменовалось голодом, о чем она явно была в курсе, но при этом лицемерила и кокетничала, говоря на эту тему. И очень редко признавала, что в России есть серьёзные проблемы с правами и свободами.

С другой стороны понятие просвещенного абсолютизма действительно интересовало императрицу. С её подачи дворяне начали больше интересоваться такими темами, обсуждать идеи философов, а кое-что даже печаталось в прессе. В Санкт-Петербурге и в Москве основали педагогические училища, Смольный институт для благородных девиц.

То, как понимала Екатерина сущность просвещенного абсолютизма, отразилось и в проводимой реформе в образовании, необходимость в которой довольно давно назрела. Правительница сама горячо участвовала в журнальной полемике, поощряла высказывание достаточно смелых мыслей. Образовались вольные типографии, книги стали заметно доступнее.

Основали Эрмитаж.

Так что нельзя сказать, что Екатерина II была исключительно голословной и ничего не предпринимала. Другое дело, что она вполне могла сделать намного больше. И местами проявляла жуткую циничность. Так, ее возмутило, что крепостных продавали с молотка. В итоге императрица повелела убрать из этого процесса… Молоток.

Оценка екатерининской политики

Впоследствии Пушкин довольно резко отзывался о её действиях. И не только он считал, что Екатерина II была, мягко говоря, неискренней.

Она заигрывала с философами своего столетия, потому что ей хотелось думать о себе лучше, ощущать себя просвещенной, заботящейся о собственном государстве, заслуживающей одобрения.

Но одновременно с этим императрица практически ничего не сделала для огромного количества народа, которые в ней нуждались. У нее были реальные возможности изменить положение Украины, улучшить ситуацию для женщин гораздо существеннее.

Основание Смольного института дало свои плоды, но он был направлен на то, чтобы готовить женщин исключительно к роли матери и жены, не больше. К тому же это было единственное заведение. И оно не могло всерьез удовлетворить существовавшие в государстве потребности.

Как и многие монархи до нее, Екатерина слышала только то, что ей нравилось и то, что она хотела слышать. Только она полагала, что выгодно отличается от своих предшественников. Неудобные темы, включая голод, болезни, восстания – правительница все это не желала обсуждать.

И описанному нетрудно отыскать доказательства, потому что ее критиковали даже те, кто жил в XIX веке, то есть тоже в Российской империи. На эту тему сохранились довольно любопытные высказывания.

Например, Пушкина – о фиглярстве. Их нетрудно найти в Интернете, только не пишите «Екатерина 2, Екатерины 2», для императоров всегда используются римские цифры.

А выводы об этом каждый может сделать сам.

Источник: https://karate-ege.ru/istoriya/prosveshhennyj-absolyutizm-eto.html

Просвещенный абсолютизм Екатерины II Великой

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи

Аллегория с текстом «Наказа»

Основные положения:

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Таблицаполитика просвещенного абсолютизма

Екатерины II Великой

К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:

МероприятиеЦель
1763

Реформа Сената

Императрица хотела единолично руководить процессом написания законовЗаконодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган
1764

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства
1764
Ликвидация гетманства на Украине
Укрепление вертикали властиВся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II
1764

Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей
Открыт «Смольный институт благородных девиц»

Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования.Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей.
1765

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелииОдобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства
1765

Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу

Повышение лояльности правящего класса — дворянУтверждено личным указом
1765
Инаугурация Императорской Академии художеств
Популяризация искусствАкадемия получила официальный статус и отделилась от Московского университета
1766-1768

Созыв и заседания Уложенной Комиссии

Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян.Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768.
1767

Запрет крестьянам жаловаться на помещиков

Удовлетворение запросов дворянстваЖалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь
1768

Введение обязательного оспопрививания

Развитие здравоохраненияДля пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы.
1771

Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика

Попытка скрыть существующий рабовладельческий стройПрямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах
1775

Ликвидация Запорожской Сечи

Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору.Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь.
1775

Губернская реформа

Усиление власти императора и правящего класса – дворянства.Внедрение местного самоуправления.

Разделение органов административной и судебной власти.

Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях.
1775

Манифест о свободе предпринимательства

Стимулирование экономики.

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений.

Купечество освобождено от податного налога.

1782

Полицейская реформа

Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядковРегламентирование иерархии и функций полиции в городах.
1783

Введение крепостного права в Малороссии

Создание единых правовых принципов рабовладенияОфициальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян
1783

Повторное открытие Академии наук

Популяризация и развитие наук и изысканийБыло приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках.
1783

Разрешение на создание вольных типографий

Показное снижение цензурыЛичный указ
1785
Жалованная грамота дворянам
Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянстваЗакрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы.
1785

Жалованная грамота городам

Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций.Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум.
1786

Создание народных училищ

Популяризация образования в обществеСоздание главных и малых училищ в разных городах.
1789
Арест Радищева
Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразованияЛичным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву
1792
Арест Новикова
 Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей»
1796
Введение крепостного права в Новороссии
Создание единой правовой концепции рабовладенияОфициальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян

Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма
Екатерины II Великой

Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде.

Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам.

Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.

Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.

Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи.

Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий.

Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.

Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении».

Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.

Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.

Внутренняя политика
Екатерины II Великой

Источник: https://xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть