Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм

В середине XVIII в. государи, которые до того времени всячески оберегали неприкосновенность старых отношений, стали держаться противоположной политики.

Государство нового времени, сокрушив политическую силу католицизма и феодализма, сохранило за духовенством и дворянством их социальные привилегии, равно как их господство над остальными классами общества, за духовенством – господство в культурном отношении, за дворянством – в гражданском. Всередине XVIII в.

борьба монархических правительств с католицизмом и феодализмом возобновилась, но на этот раз именно уже в культурном и социальном отношениях. Такой поворот в политике был дальнейшим шагом в истории абсолютной монархии, стремившейся к безусловному господству.

В протестантских странах еще реформация подчинила церковь государству, а в XVIII веке к тому же самому стали стремиться равным образом и католические государи.

Далее, дворянские привилегии и помещичьи поборы с крестьян были крайне невыгодны для казны, которая лучше бы пополнялась, если бы и дворяне платили налоги и если бы крестьяне были зажиточнее, не подвергаясь слишком большим поборам в пользу помещиков.

Духовенство защищало свои права ссылками на закон Божий; дворянство опиралось на свое историческое право; государству оставалось только оправдывать свои притязания принципами естественного права, т.е. ссылками на тогдашнюю философию, которая в общем была одинаково враждебна и католицизму, и феодализму.

Эта философия учила о равенстве всех людей, о том, что государство должно осуществлять общее благо, что выше государства нет на земле никаких учреждений, что тем не менее оно не должно навязывать подданным те или другие верования, что обязанность его просвещать народ наукой и т. п.

Новое представление о государстве противоречило также и остаткам прежней феодальной раздробленности, потому что с рационалистической точки зрения – в виду того, что государство призвано осуществлять общее благо, – все провинции одного и того же государства должны были быть устроены совершенно одинаково и управляться одними и теми же законами.

Раньше короли вводили централизацию, заботясь лишь о том, чтобы местные власти в отдельных провинциях были всецело подчинены центральному правительству, но оставляя за каждою областью её прежнее устройство и привилегии.

Теперь правительства пошли уже дальше этого и желали привести областную жизнь, так сказать, к одному знаменателю, исходя из того часто отвлеченного понимания государства, которое они находили в философии естественного права. Так происходило сближение между абсолютизмом и «просвещением».

Со своей стороны, просветители, ища, кто бы мог осуществить их идеи, останавливались на монархической власти, как на единственной силе, способной это сделать. Такова была именно точка зрения Вольтера и физиократов. Вольтер прямо проповедовал союз между монархами и философами – главным образом против властолюбия и нетерпимости католического духовенства. Он говорил, что у королей и у философов одни и те же враги, и что поэтому нужен такой союз. Наконец, подобно тому, как раньше не только общество, но и государи подвергались влиянию гуманизма, реформации и католической реакции, так и теперь они стали иногда и лично испытывать на себе влияние просветительной литературы. Прусский король Фридрих II даже сам был философом-рационалистом в религии и в политике и написал несколько трактатов в этом духе. Екатерина II составила свой «Наказ» по сочинениям Монтескье и Беккариа. Оба они искали личного знакомства с французскими писателями и вели с ними дружескую переписку. Император Иосиф II во время своего путешествия во Францию тоже познакомился со многими писателями. Если сами государи оставались равнодушными к новому направлению, то в духе последнего часто действовали их министры. Вот все это и создало просвещенный абсолютизм.

187. Деятели просвещённого абсолютизма

Эпоха просвещенного абсолютизма совпадает с веком «короля-философа» Фридриха II (1740–1786), главного представителя этой системы. Концом её следует принять французскую революцию (1789). В эти полвека (1740–1789) в разных государствах монархи и министры правили более или менее в духе просвещения.

Кроме Фридриха II и Екатерины II, а также Иосифа II, действовали в это время: в Испании Аранда, министр Карла III (1759–1788); в Португалии Помбаль, министр Иосифа-Эммануила (1750–1777); в Неаполе Тануччи, министр Карла III (царствовавшего прежде здесь, потом в Испании) и его сына Фердинанда IV (1759–1825); в Тоскане Леопольд (1765–1790), брат Иосифа II, впоследствии император под именем Леопольда II (1790–1792); в Дании Струензе министр Христиана VII (1766–1806); в Швеции Густав III (1771–1792) и др. (В Польше в это время Станислав-Август, царствовавший от 1764 до 1795, тоже стремился к реформам). Когда началась французская революция, направившаяся против самого абсолютизма, отношение правительств к «просвещению» сразу изменилось. Впрочем, некоторые направления философии XVIII в. и раньше не пользовались симпатиями государей. Фридрих II даже писал против «Системы природы» Гольбаха. Менее всего мог нравиться им Руссо со своим республиканизмом, так как правительства этой эпохи твердо держались за свою власть во всем её объеме.

188. Просвещённый абсолютизм и католицизм

Особого внимания заслуживает отношение просвещенного абсолютизма к делам религии и церкви. Главным лозунгом этой политики была веротерпимость, которой требовала и философия XVIII века. В католических странах приходилось, кроме того, устанавливать новые отношения между церковью и государством.

В Испании, в Португалии, в Неаполе и в других итальянских государствах, где сильнее всего действовала с середины XVI в.

религиозная реакция, правительствам пришлось выдержать особенно сильную борьбу с католическою церковью, и, например, в Португалии, при Помбале в течение десяти лет (1760–1770) были прерваны дипломатические сношения между правительством и папской курией. Меры Аранды, Помбаля, Тануччи и др.

деятелей были более или менее одинаковы: папские буллы могли быть обнародываемы лишь с согласия светской власти, а прежние буллы подвергались пересмотру; права церковных судов и инквизиции уничтожались или сокращались, и духовенство подчинялось судам светским; епископам запрещалось налагать церковные наказания на людей, исполнявших королевскую волю; цензура и народное образование отнимались у духовенства; запрещалось расширять церковное землевладение и сокращалось число монашествующих, иногда же и прямо упразднялись некоторые монастыри, а их земли отбирались в казну и т. п. Особою резкостью в борьбе отличался Помбаль, который прибегал в ней к тюремным заключениям и казням, сделав из инквизиции прямое орудие светской власти. Он же и наиболее заботился о развитии в Португалии светского образования. В конце периода на тот же путь выступила и австрийская политика при Иосифе II.

189. Уничтожение ордена иезуитов

В одном случае политика, направленная против католицизма, получила даже характер международного соглашения. Орден иезуитов. поставивший своею целью подчинить государей папе, а всю образованность духовенству, был главным органом католической реакции, а потому относился одинаково враждебно как к «просвещению», так и к просвещенному абсолютизму. В середине XVIII в.

учреждения ордена были уничтожены и его имущества конфискованы в Португалии (при Помбале в 1759 г.), во Франции (при Шуазеле в 1764 г.), в Испании (при Аранде), в Неаполе (при Тануччи) и в Парме (все три последние случая в 1768 г.) Главною причиною такой меры было нежелание иезуитов подчиняться законам государства.

Во Франции они прямо ссылались на свои собственные уставы, и когда французское правительство потребовало у генерала ордена (Риччи) изменить кое в чем эти уставы, он ответил знаменитою фразою: «sint ut sunt aut non sint» (пусть будут, как есть, или пусть лучше их вовсе не будет).

Помбаль даже вошел в соглашение с бурбонскими дворами Франции, Испании, Неаполя и Пармы, и эти правительства потребовали (1768) у папы (Климента XIII) полного упразднения ордена. Папа был защитником иезуитов и ответил отказом. Тогда после его смерти названные государства настояли на избрании такого папы, который согласился бы уничтожить орден.

Этим папою был Климент XIV, который в 1773 г. своим бреве «Dominus ас Redemptor» объявил орден уничтоженным. Когда Климент XIV вскоре после этого скончался, в смерти его стали винить иезуитов.

Учреждения ордена остались существовать лишь во вновь приобретенных Фридрихом II и Екатериною II провинциях (Силезии и Белоруссии), где при помощи иезуитов прусский король и русская императрица думали примирить новых своих подданных, принадлежавших к католической церкви, с подчинением иноверным государям. (Впрочем, тайно орден продолжал существовать и в других странах, пока в 1814 г. не был восстановлен для борьбы с влиянием французской революции).

190. Другие реформы

Борьба просвещенного абсолютизма с феодализмом выразилась в мерах к ограничению или отмене крепостного права, где оно существовало.

Кроме того, государи и министры этой эпохи стремились к улучшению администрации и судопроизводства, к приведению в порядок законов и финансов, к поднятию народного хозяйства и народного образования, к смягчению нравов и к усиленно общественной благотворительности (новые собрания законов, школы, госпитали, воспитательные дома и т. п.).

В своей экономической политике просвещенный абсолютизм держался начал меркантилизма, но в конце периода уже сказывалось и влияние физиократов. Один из немецких князей (Фридрих-Карл Баденский) даже прославился своею приверженностью к физиократическому учению.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/627-186-190-prosveshchennyj-absolyutizm

Долнение к выступлению о просвешенном абсолютизме

(из книги П.К. Борзаковского “Императрица Екатерина Вторая Великая”, опубликованной  в 1896 г.)

1. Вскоре после коронации Екатерина основала Воспитательный дом, где получали воспитание и образование дети, почему-либо  оставленные родителями.

Помимо питания и ночлега дети получали и профессию.

2.  Екатерина заботилась и о “народном здравии”. Она повелела устраивать больше аптек и приглашала из-за границы лекарей, чтобы каждый заболевший мог получить помощь возможно скорее. Но обеспечить такой медицинской помощью все государство было невозможно. Аптеки появлялись в столице и губернских городах.

В основном же здравохранение продолжало оставаться на низком уровне.

Особенно много бед приносили эпидемические (повальные) болезни, против которых не знали никаких средств.

“Какое бы было цветущее состояние сей державы, – писала Екатерина, – если бы могли благоразумными учреждениями отвратить или предупредить сию пагубу!” Узнав, что в Англии есть лекарь, который прививает людям оспу, и тем предохраняет их от заболевания оспой натуральной, имперетрациа приглашает этого лекаря в Россию, платя ему огромные деньги за проезд и проживание. Но в России никто не знает о прививках и отказываются их делать. Пошли слухи, что прививки хотят делать для умерщвления людей. Екатерина понимала этот страх и решила подействовать на подданых своим примером: она сделала прививку себе и наследнику престола Павлу Петровичу. После этого случая прививки начали делать многие. Сенат от имени народа благодарил императрицу за смелый поступок (“Своей опасностью других спасает”)  и постановил ежегодно праздновать это событие. С того времени оспопрививание было принято в России и закреплено специальным императорским указом.

3. Много времени Екатерина уделяла работе по собранию и пересмотру российских законов. Историки считают, что уже одно это дело превосходило по значимости “все прочия дела ея славного царствования”). Русские законы были собраны еще царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра 1.

С тех пор произошло много перемен: к старым законам добавлялись новые. Одни законы изменялись или отменялись вовсе. Для наведения порядка в законодательстве Екатерина учредила комиссию, которой было вменено составить новое уложение (новое собрание законов).

Интересно отметить, что составление уложения было поручено не только Сенату. 14 декабря 1766 г. издается манифест, которым приглашали дворян, купцов, государственных крестьян, казачьи войска и инородцев прислать в москву своих выборных, которые должны сказать, какие нужды испытывает тот или иной край России.

Выборные должны будут указать, какие законы не подходят для той или иной местности обширного государства. Затем, действуя по указанию самой государыни, выборные составят новое уложение. Эти указания Екатерина изложила в особом труде: “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”.

Над этим Наказом государыня трудилась больше двух лет. В наказе подробно говорится о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и т.д.

Иностранцы поражались обширным познаниям русской императрицы.

Многие разделы Наказа не потеряли актуальности и в наше время.

Например, говоря о преступлениях и наказаниях, Екатерина отмечает, что наказания надо смягчать, что нельзя допускать наказаний, уродующих человеческое тело.

Что при дознаниях недопустимо применение пыток: “слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавиться от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания.

” Особой осторожности требовала Екатерина от судей: “Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невиннаго”.

Когда екатерининский Наказ был зачитан выборным, они были тронуты попечечнием государыни о благе подданных и решили преподнести ей титул “Великой, Премудрой и Матери Отечества”.

На что Екатерина ответила: “Великая ли я  – решит потомство; един Бог премудр; любить мой народ и быть матерью его – обязанность моя.” И не приняла ни одного титула.

Начавшаяся война с Турцией и другие дела не позволили комиссии довести начатую работу до появления соответствующего закона. Но работа в этом направлении была начата.  

Если сравнить Наказ Екатерины с указами Петра 1, подробно и со вкусом разъясняющего, каким образом и сколько раз пытать, добиваясь признания, следя, чтобы пытаемый не умер раньше времени, то, безусловно, законотворческая деятельность императрицы выглядит человеколюбивой и просвещенной.

Но есть тут одна деталь: даже после того, что общество было ознакомлено с Наказом и, следовательно с пожеланиями императрицы,, захваченных в плен руководителей пугачевского бунта пытали и прилюдно били батогами на площадях. А тем, чья вина была доказана, рвали ноздри, ставили на лоб клеймо каленным железом и отправляли в каторгу.

Так что не все распоряжения доброй и просвещенной государыни были приняты к исполнению.

          В других разделах Наказа говорилось о желательности освобождения крестьян от крепостной зависимости, о воспитании и просещении юношества. В частности ее стараниями было открыто женское училище в С- Петербурге, и велено было открывать училища во всех городах.

Как образованный человек, Екатерина покровительствовала писателям и ученым. Пиезжала в дом престарелого Ломоносова, с интересом следила за творчеством Державина и Фон-Визина.

И хотя Екатерина Вторая, как и ее предшественники, оставалась самодержавным монархом, ее правление отмечено расцветом науки и культуры. В ее время подданные получили больше гражданских свобод, чем при Петре 1, государственные границы были расширены и государство значительно окрепло.

Просвещенный абсолютизм  Доклад ИГП
5856
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Просвещенный абсолютизм

Источник: http://diplomba.ru/work/121356

Просвещенный абсолютизм Екатерины II Великой

Просвещенный абсолютизм

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи

Аллегория с текстом «Наказа»

Основные положения:

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Таблицаполитика просвещенного абсолютизма

Екатерины II Великой

К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:

МероприятиеЦель
1763Реформа СенатаИмператрица хотела единолично руководить процессом написания законовЗаконодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган
1764Секуляризация церковных земель и имуществаОслабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства
1764Ликвидация гетманства на УкраинеУкрепление вертикали властиВся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II
1764Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детейОткрыт «Смольный институт благородных девиц»Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования.Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей.
1765Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелииОдобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства
1765Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгуПовышение лояльности правящего класса — дворянУтверждено личным указом
1765Инаугурация Императорской Академии художествПопуляризация искусствАкадемия получила официальный статус и отделилась от Московского университета
1766-1768Созыв и заседания Уложенной КомиссииРазработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян.Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768.
1767Запрет крестьянам жаловаться на помещиковУдовлетворение запросов дворянстваЖалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь
1768Введение обязательного оспопрививанияРазвитие здравоохраненияДля пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы.
1771Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещикаПопытка скрыть существующий рабовладельческий стройПрямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах
1775Ликвидация Запорожской СечиСоздание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору.Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь.
1775Губернская реформаУсиление власти императора и правящего класса – дворянства.Внедрение местного самоуправления.Разделение органов административной и судебной власти.Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях.
1775Манифест о свободе предпринимательстваСтимулирование экономики.Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений.Купечество освобождено от податного налога.
1782Полицейская реформаУсиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядковРегламентирование иерархии и функций полиции в городах.
1783Введение крепостного права в МалороссииСоздание единых правовых принципов рабовладенияОфициальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян
1783Повторное открытие Академии наукПопуляризация и развитие наук и изысканийБыло приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках.
1783Разрешение на создание вольных типографийПоказное снижение цензурыЛичный указ
1785Жалованная грамота дворянамОкончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянстваЗакрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы.
1785Жалованная грамота городамОфициальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций.Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум.
1786Создание народных училищПопуляризация образования в обществеСоздание главных и малых училищ в разных городах.
1789Арест РадищеваПресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразованияЛичным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву
1792Арест Новикова Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей»
1796Введение крепостного права в НовороссииСоздание единой правовой концепции рабовладенияОфициальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян

Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма
Екатерины II Великой

Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде.

Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам.

Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.

Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.

Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи.

Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий.

Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.

Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении».

Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.

Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.

Внутренняя политика
Екатерины II Великой

Источник: https://xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/

Особенности российского просвещенного абсолютизма

Просвещенный абсолютизм

Определение 1

Просвещенный абсолютизм – это особая, довольно специфическая форма правления, которая возникла в ряде европейских стран на определенном этапе их развития. На ее формирование и развитие, а также дальнейшее внедрение в государственную, экономическую, духовную и социальную системы особое влияние оказали идеи Эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм, в первую очередь, предполагал противостояние наиболее актуальным проблемам и вызовам современности.

Например, сословное неравенство, чрезмерное вмешательство церкви в жизнь человека и в его деятельность, а также ее влияние на идейную, мировоззренческую составляющую.

Просвещенный абсолютизм опирался, прежде всего, на принцип так называемых «естественных прав человека». К таким правам относятся:

  1. Равенство – отсутствие границ между бедными и богатыми, равный доступ к благам и услугам для удовлетворения собственных потребностей;
  2. Свобода – свободный доступ к благам и услугам, к товарам для удовлетворения потребностей; свобода в высказывании своего мнения, проявлений особенностей своего мировоззрения и миропонимания;
  3. Право на частную собственность – создание своего дела, получение прибыли за счет производства продуктов, товаров или услуг с возможностью здоровой и честной конкуренции.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Просвещенный абсолютизм в европейских странах также предполагал реформы, которые в дальнейшем позволят власти достигнуть состояния «разумного закона».

Поэтому в этот период особую роль играет уровень образования и грамотности, поскольку для решения особо важных дел необходимо в идеале постигнуть грамоту, изучить законодательство, а также обладать острым умом и тонкой интуицией для принятия особо важных государственных решений.

Особенности просвещенного абсолютизма в России

Просвещенный абсолютизм в России начался чуть позже, чем в остальных европейских странах – лишь в 18 веке. Именно в нашей стране он предполагал осуществление идеала так называемого «общественного блага».

Замечание 2

“Общественное благо” – это целый комплекс, который включает в себя экономической благополучие всех слоев и категорий населения (в соответствии с их индивидуальными чертами и особенностями), безопасность народов, проживающих на территории России. В идеале, просвещенный абсолютизм привел бы Россию к такому долгожданному состоянию социальной гармонии, в которой нуждаются все категории граждан.

В то время, как в Европе уже главенствовали правила просвещенного абсолютизма, в нашей стране власти добивались принятия законов модернизации, развития торговли и прогресса в соответствии со всемирным уровнем развития промышленности.

Для властей стала очевидна необходимости в приведении системы управления в такой порядок, который бы соответствовал мировому уровню, а также «духу времени».

Это бы лишь укрепило неограниченную власть монарха, подкрепило бы доверие к нему со стороны народа.

Если в Европе идеи просвещенного абсолютизма были в качестве разумеющегося этапа развития, то в России он был использован именно в качестве способа разрешения очень большого количества неоднозначных явлений и социальных противостояний.

Все это должно было привести к снижению напряжения в низших слоях населения, а также к усилению доверия в сторону государства и его властей.

Кроме того, для России 18 век – это именно тот период, когда страна наконец стала претендовать на полноправное место и, в определенном смысле, на главную роль на международной арене, и по этой причине Екатерина Вторая достаточно активно использовала не насилие в отношении людей, а словесные способы убеждения в состоятельности власти и ее абсолютной неограниченности.

Характеристика просвещенного абсолютизма в России

В нашей стране просвещенный абсолютизм внедрялся его сторонниками с учетом неподготовленной почвы и того, что русский народ не был готов к таким резким изменениям в качественном и количественном плане.

Социум, по сути, не созрел для принятия таких европейских убеждений, и уже тем более не был готов для претворения их в жизнь, как этого хотели власти.

На тот момент в России не существовало ярких духовных предпосылок к дальнейшему пути и переходу к подобной системе государственного управления.

К тому же, стоит отметить, что большая часть населения – это непросвещенные и неграмотные люди, а буржуазия, которая распространялась в Европе, именно в России практически отсутствовала. В обществе царили идеи патриархата, а развитию как раз мешал сам характер и стиль властвования.

Власть монарха была абсолютной, касалась совершенно каждой сферы жизни человека.

При этом сами власти не хотели отказываться от своих полномочий, и это привело к тому, что процессы просвещенного абсолютизма в России носили очень противоречивый характер, достаточно долго адаптировались к российским реалиям, а от некоторых принципов пришлось вовсе отказаться для того, чтобы ситуация в стране не усугубилась еще сильнее.

Некоторые современники предполагают, что противоречивость просвещенного абсолютизма в России – это не незапланированная акция, а специальный ход самой Екатерины Второй, чтобы ввести в заблуждение европейские страны. Она стремилась скрыть истинный характер собственной власти.

Исследователи отмечают, что «Екатерина Вторая и идеи просвещенного абсолютизма в России 18 века – это сочетание продворянского правления, от которого так и не смогли отказаться, и либеральных идей, которые постепенно внедрялись в реалии России того времени.

Императрица стремилась сделать Россию и ее народ грамотным, «просвещенным», не отстающим по уровню от народа, проживающего в Европе. По сути, она хотела создать людей по своему образу и подобию, поскольку являлась выдающимся персонажем: владела несколькими языками, учила их, а также историю и традиции.

Одновременно активно интересовалась идеями французских просветителей, которые как раз и оказали особое влияние на ее мировоззрение и дальнейшие реформаторские действия.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/prosveschennyy_absolyutizm_i_ego_zadachi/osobennosti_rossiyskogo_prosveschennogo_absolyutizma/

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье.

Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д.

Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши.

В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ.

Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян.

Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия.

Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Просвещенный абсолютизм в Российской Империи

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью.

Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей.

С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками.

Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Имя Зигмунда Фрейда сегодня не знает разве что ленивый. Его вклад в современную психологию поистине огромен и его сложно переоценить. Но большинству из нас чужда классическая психология. Именно поэтому мы решили рассказать о теории психоанализа личности кратко и доступно.

Иногда сидя с подругами на кухне, мы все хотя бы обсуждаем мужчин и мужскую солидарность. Например, если супруг не вернулся домой, а 9 из десяти его друзей сказали, что он ночевал у них. Но ведь наверняка существует и женская солидарность. Интересно, в чем она заключается…

Как и с помощью чего развивается человек? Этим вопросом в разное время задавались разные ученые и возникали разные гипотезы. Со временем они стали единым целым и получили название теорий личности. В чем уникальность и правдивость каждой из них? Мы постараемся это выяснить.

Какие чувства вы испытываете, когда слышите старую знакомую мелодию, или представляете место, в котором когда-то были? В большинстве случаев память рисует какие-либо образы и картинки. Они называются ассоциациями, а сам вид памяти ассоциативным. Какими бывают эти воспоминания и можно ли развить этот вид памяти? Читайте подробности далее.

Источник: https://womanadvice.ru/prosveshchennyy-absolyutizm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть