Растительные сообщества

Параграф 31. Растительные сообщества

Растительные сообщества


1. Что называют природным сообществом?

Естественные заросли, скопления, группировки, называются растительными сообществами или фитоценозами.

2. Какую роль играют растения в природном сообществе?

Роль растений в жизни природного сообщества огромна.

роль растений состоит в том, что они являются продуцентами и поставляют энергию всем организмам. Они всегда являются начальным звеном в цепях питания.

Растения выполняют средообразующую функцию — это убежище для многих животных. Так, птицы устраивают гнезда на деревьях, в зарослях травы, используя части растений (ветки, листья, стебли) в качестве строительного материала.

Под корой деревьев живут жуки-короеды, на корневой системе находят корм личинки майских жуков. Заросли растений скрывают животных от врагов.

Значение растений в жизни животных настолько велико, что их существование без растений было бы невозможным.

Велика роль растений в формировании почвы. Отмершие растительные остатки (листья, стебли, стволы деревьев и т. д.) перерабатываются детритофагами — организмами, которые питаются мертвой органикой, образуя почву. Корни растений скрепляют почву, предохраняя ее от разрушения.

Вопросы

1. Что называют растительным сообществом?

Естественные заросли, скопления, группировки, называются растительными сообществами или фитоценозами.

2. Какие растительные сообщества вы знаете?

Еловый лес, сосновый лес, лиственный лес, дубовый лес.

3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?

Сосновые леса предпочитают лёгкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сосновых лесах почву покрывают мхи и лишайники, среди которых растут черника, костяника, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, папоротник орляк, плаун булавовидный, а в особо сухих сосняках — вереск.

Растительное сообщество дубового леса приурочено к богатой минеральными веществами почве, поэтому различных видов деревьев, кустарников и трав в дубовом лесу больше.

Из кустарников здесь растут орешник (лещина), жимолость лесная, бересклет и др.

Почву покрывает зеленый ковер из различных лесных травянистых растений с крупными зелеными листьями, в почве живут грибницы различных грибов и бактерии.

4. Что такое растительность?

Растительность — это совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории.

5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?

В сообществе растения вступают в конкуренцию за жизненные ресурсы (свет, влагу, минеральные вещества).

Вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вредный для другого, называют паразитизмом. Среди растений также есть паразиты. Например, такие растения, как петров крест и заразиха, паразитируют, присасываясь к корням других растений с помощью специальных присосок.

Эти растения лишены хлорофилла и потеряли способность фотосинтезировать.

Такие растения, как погремок большой, иван-да-марья, омела, тоже паразитируют на других растениях, но они имеют зелёную окраску и могут сами образовывать органические вещества, поэтому их называют полупаразитами.

6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?

В лесных сообществах происходит смена растительности. Под пологом берёзового леса прекрасно растут теневыносливые ели. Идут годы. Ель вырастает и занимает верхний ярус леса. Старые берёзы гибнут.

А молодые светолюбивые берёзы выжить не могут — слишком мало света для них под еловыми кронами. Постепенно происходит смена растительности в нижнем ярусе.

Если для берёзового леса характерны земляника, различные злаки, иван-да-марья, лапчатки, колокольчики, то для елового — кислица, черника, грушанка и другие растения. Происходит смена берёзового леса еловым.

7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?

Часто хозяйственная деятельность человека способствует смене растительных сообществ. Вырубая леса, осушая болота, распахивая степи, орошая засушливые земли и превращая их в сельскохозяйственные угодья, человек создаёт новые условия жизни для растений. В новых условиях существования происходит постепенная смена видового состава в сообществах.

Подумайте

Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?

В одном сообществе сосуществуют растения с неодинаковыми ритмами развития. Это способствует более полному использованию питательных веществ и солнечной энергии в растительном сообществе и определяется климатическими особенностями местообитания.

Например, в лесах средней полосы России растёт орешник (лещина). Он цветёт, когда деревья ещё не покрылись листвой, и ветер свободно переносит пыльцу с тычиночных цветков на пестичные. Раннее цветение орешника — приспособление к жизни в лесу.

Деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, как правило, опыляются ветром. Цветут они до распускания листьев. Ветер также распространяет плоды и семена большинства деревьев верхнего яруса.

Так как под пологом леса почти не бывает ветра, большинство кустарников опыляют насекомые. По той же причине плоды кустарников в основном распространяют лесные птицы.

Осенью многие птицы кормятся плодами жимолости, малины, крушины, шиповника, бересклета.

Раннее цветение некоторых травянистых растений — тоже приспособление к жизни в широколиственном лесу. Почва здесь промерзает меньше, чем на открытых местах. Глубокий, рыхлый снеговой покров и лесная подстилка из опавшей листвы предохраняют почву от промерзания.

Задания

1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

Сосновый лес, лиственный лес.

2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.

Растения, как и другие живые организмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях.

Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами.

Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни и многие растения исчезают совсем.

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными — привела к серьезным изменениям в природе.

В результате хозяйственной деятельности человека поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы.

Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Растут обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.

Исчезающие виды растений внесены в Красные книги России или области, района. Они подлежат особой охране. Среди них много красивых растений – это виды подснежников (4), ятрышников (2), сон-травы (1), лилий.

Фенологические наблюдения

Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.

Наступает лето. Деревья и кустарники полностью одеваются в зеленый наряд. В лесу усиливается затенение. Яркие весенние цветы отцвели.

Сквозь густые кроны деревьев с трудом пробивается солнечный свет, тем не менее во многих лесах хорошо растут различные травы и кустарники, например шиповник, жимолость, орешник, кизил, щавель и множество цветов – анемоны, колокольчики и др.

У большинства растений, цветущих летом, например у звездчатки, цветки белые; они опыляются преимущественно мухами.

В разгар лета цветет липа. Она опыляется насекомыми, которых привлекают ее душистые цветки, собранные в соцветие — полузонтик. Плоды многих широколиственных древесных пород, в том числе липы и клена, распространяются ветром, для чего имеют особые приспособления — летучки, крылатки и т. п.

Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/6-klass/pasechnik/31

Растительные сообщества России

Растительные сообщества

  • Флеенко Алена Викторовна, учитель географии

Разделы: География

Презентация – Приложение 4 (Слайд 1)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: групповая, фронтальная.

Цель: знакомство с типами и особенностями растительных сообществ России.

Задачи:

  • формирование знаний обучающихся об особенностяхрастительных сообществ России;
  • формирование экологической грамотности;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • воспитание бережного отношения к растительности России, растениям Красной книги Томской области;
  • эстетическое воспитание.

Опорные знания и умения: понятия «климат», «рельеф», «почвы», «воды»; умение хорошо ориентироваться по картам атласа.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России.
  2. Презентация Microsoft Power Point «Растительные сообщества России».
  3. Учебник Раковская Э.М. География природы России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006. – 301с.
  4. Атлас для 8 класса

Методы и методическиеприемы: беседа, обсуждение, анализ различных источников информации, самостоятельная работа с различными источниками географической информации.

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя

А какое значение играют растения в жизни природы и человека? (выслушать ответы детей)

Вы знаете, что растения не растут по одиночке. На небольшой площади растет много видов растений, образуя растительное сообщество и формируя растительный покров территории. Скажите, пожалуйста, а везде ли на территории России будет одно и то же растительное сообщество? (нет) Правильно, сообщества будут разные.

А вот чтобы ответить на вопросы, от каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ на территории России? Какие растения составляют эти растительные сообщества? Какие приспособления появились у растений в связи с произрастанием на определенной территории? Без предварительной подготовки правильно на эти вопросы ответить трудно, поэтому я предлагаю каждой группе провести небольшое исследование.

III. Групповая работа.

На работу групп отводится 4 минуты.

У каждой группы есть задание (Приложение 1), которое она должна выполнить (некоторые группы выполняют данное задание с помощью Приложения 2) и представить результат своей работы.

На выступление каждой группы отводится 2 минуты. Во время представления работы группами все остальные записывают результаты других групп в свои листы опорных конспектов (Приложение 3).

Группа 1. Ответьте на вопрос и заполните схему. От каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ? (стр. 149, 3 абзац «На размещение растительности….»)

Группа 2. (Слайд 2) Показать область распространения тундровой растительности на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тундры, результаты внести в таблицу (стр. 149-150, 8 абзац «Основные типы растительности….»).

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Название растительного сообщества и основные особенностиРастенияПриспособленность к условиям средыУсловия формирования растительного сообщества
t января, °Ct июля, °СКоличество осадков, мм/ год
тундра – безлесие, пятнистостьлишайники, мхи, брусника, водяника, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктическийпреобладание многолетних растений, корни в поверхностном слое почвы, мелкие листья, низкорослые, стелющийся по земле стебель-5 – -350 – +10200 – 400

(Слайд 3-5)

Фронтальная работа с классом.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны…
Всеволод Александрович Рождественский

  1. Скажите, о каком растительном сообществе говорится в стихотворении? (о лесах)
  2. Лес принято разделять на три растительных сообщества. Каких? (тайга, смешанные и широколиственные леса)

Группа 3. (Слайд 6) Показать область распространения растительности тайги на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тайги, результаты внести в таблицу (Текст 1).

Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья с примесью мелколиственных пород.

Название растительного сообщества и основные особенностиРастенияПриспособленность к условиям средыУсловия формирования растительного сообщества
t января, °Ct июля, °СКоличество осадков, мм/ год
тайга – достаточное и избыточное увлажнение, много болот, озерель, пихта сибирская, кедр сибирский, сосна, береза, лиственница, дуб, липа, ильм, клен остролистный, ольха серая, можжевельник, ива, смородина, рябина, черника, брусника, кислицалистья превращаются в хвою (иголки), т.к. меньше испаряют влаги, мощная корневая система-10 – -40+10 – +20400-1000

(Слайд 8-12)

Группа 4. (Слайд 13) Показать область распространения растительности широколиственных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу широколиственных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 2).

Широколиственные леса – это леса образованные листопадными (летне-зелеными) деревьями с широкими листовыми пластинками.

Название растительного сообщества и основные особенностиРастенияПриспособленность к условиям средыУсловия формирования растительного сообщества
t января, °Ct июля, °СКоличество осадков, мм/ год
широколиственные леса – листопадные лесабук, дуб, граб, липа, ясень, ильм, клён, сосна, ель, лиственница, черёмуха, медуница, осока волосистая, подснежники.широкие листовые пластинки0 – -15+10 – +20600-800

(Слайд 14)

Группа 5. (Слайд 15) Показать область распространения растительности смешанных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу смешанных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 3).

Смешанные леса – растительное сообщество, характеризующееся смешением хвойных и лиственных лесов.

Название растительного сообщества и основные особенностиРастенияПриспособленность к условиям средыУсловия формирования растительного сообщества
t января, °Ct июля, °СКоличество осадков,мм/ год
смешанные леса – приспособлен-ность к совместному обитанию различных видовграб, бук, клен полевой, ясень,каштан, ель, рябина, осина, ольхамногоярусность0 – -15+10 – +20600-800

Мы с Вами рассмотрели 4 растительных сообщества, каждое из них по-своему интересно. Но мы еще должны познакомиться с Вами с растительным сообществом степей.

(Слайд 16)

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их.

Вся поверхность Земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые воложки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрила на поверхности; занесенный Бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Вы прослушали, небольшой отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Скажите, какими растениями травянистыми или деревянистыми образовано растительное сообщество степей? (травянистыми)
    Но не все степи России имеют такой пышный растительный покров это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра суховеи, малое количество осадков).
  2. А какие растения степей Вы знаете. (Ковыль, тюльпан, полынь). (Слайд 17-18)
  3. Посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос, в каком растительном сообществе находится территория Томской области? (Тайги)
    Вы узнали о типичных растениях тайги, но есть и такие растения которые стали редкими, по разным причинам. Такие растения занесены в Красную книгу. Известны ли вам растения, занесенные в Красную книгу Томской области? (Слайд 19)
  4. «Узнай растение» (Слайд 20-25)
  5. Исключи лишнее: (Слайд 26)
    • Сосна, ясень, рябина, осина, ольха. (Все растения представители широколиственных лесов, а сосна – тайги). (Слайд 27-28)
    • Лишайники, мхи, пихта, брусника, водяника. (Все растения представители тундры, а пихта – тайги). (Слайд 29-30)
    • Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян. (Все растения представители степей, а граб – смешанных лесов). (Слайд 31-32)
    • Карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический, брусника. (Все растения представители тундры, а брусника – тайги). (Слайд 33-34)
    • Ясень, ильм, клён, кассиопея, сосна. (Все растения широколиственных лесов, а кассиопея – тундры). (Слайд 35-36)
    • Водяника, дуб, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка. (Все растения представители тундры, а дуб – широколиственных лесов). (Слайд 37-38)
    • Ольха серая, кедр сибирский, можжевельник, ива, ковыль (Все растения представители тайги, а ковыль – степей) (Слайд 39-40)

(Слайд 41)

IV. Итог урока

Итогом урока является заполненный лист опорного конспекта – по образцу рас­тительности степей.

Домашнее задание (Слайд 42)

Р.: §25.

По желанию составить кроссворд «Растительный мир России» или 10 вопросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.

(Слайд 43)

2.05.2009

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529940/

Растительные сообщества

Растительные сообщества

Рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство – это груп­па вза­и­мо­свя­зан­ных между собой рас­те­ний раз­ных видов, ко­то­рые дли­тель­ное время про­из­рас­та­ют на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии с по­сто­ян­ны­ми усло­ви­я­ми окру­жа­ю­щей среды. 

Это могут быть и боль­шие дре­вес­ные рас­те­ния (Рис. 1), и ма­лень­кие лу­го­вые (Рис. 2).

Рис. 1. Лес­ное рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство: ель и сосна

Рис. 2. Лу­го­вое рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство: ман­жет­ка и оду­ван­чик

Все рас­те­ния рас­ти­тель­но­го со­об­ще­ства при­спо­соб­ле­ны к осо­бым усло­ви­ям сов­мест­ной жизни, сло­жив­шим­ся в этом со­об­ще­стве.

Каж­дое рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство рас­по­ло­же­но на од­но­род­ной тер­ри­то­рии, почва ко­то­рой, влаж­ность, осве­щен­ность, тем­пе­ра­ту­ра и дру­гие усло­вия жизни от­ли­ча­ют­ся от усло­вий жизни дру­го­го со­об­ще­ства. Сос­но­вые леса обыч­но рас­тут на пес­ча­ных поч­вах, бед­ных пе­ре­гно­ем.

И хотя кроны сосен про­пус­ка­ют до­ста­точ­но света, ку­стар­ни­ков и тра­вя­ни­стых рас­те­ний в них мало. На влаж­ных поч­вах в таких лесах пре­об­ла­да­ют мхи, на сухих – ли­шай­ни­ки (ягель) и неко­то­рые су­хо­лю­би­вые травы.

Рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство лу­бо­во­го леса, как пра­ви­ло, при­уро­че­но к почве, бо­га­той ми­не­раль­ны­ми ве­ще­ства­ми. Из де­ре­вьев здесь рас­тут дуб, липа, клен, вяз, ря­би­на, ясень, из ку­стар­ни­ков – ореш­ник (ле­щи­на), жи­мо­лость лес­ная, бе­ре­склет. Почву по­кры­ва­ет зе­ле­ный ковер из лес­ных трав с круп­ны­ми зе­ле­ны­ми ли­стья­ми.

Живые ор­га­низ­мы при­спо­соб­ле­ны не про­сто к сов­мест­но­му су­ще­ство­ва­нию, они при­спо­соб­ле­ны к сов­мест­ной жизни на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии. По на­уч­но­му это на­зы­ва­ет­ся био­гео­це­ноз – со­во­куп­ность ор­га­низ­мов, при­спо­соб­лен­ных к сов­мест­но­му су­ще­ство­ва­нию на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии.

2. Место обитания и влияние организмов друг на друга

Имен­но место оби­та­ния счи­та­ет­ся наи­бо­лее важ­ным в сов­мест­ной жизни ор­га­низ­мов, а в усло­ви­ях оби­та­ния – кли­мат.

Самое глав­ное свой­ство кли­ма­та – на­сколь­ко он влаж­ный и теп­лый, так рас­те­ния в пу­стыне при­спо­соб­ле­ны к су­хо­му и жар­ко­му кли­ма­ту, а озер­ные рас­те­ния при­спо­соб­ле­ны к недо­стат­ку кис­ло­ро­да в вод­ной среде. Много за­ви­сит от почвы, ко­то­рая тоже за­ви­сит от кли­ма­та.

Рас­те­ния в со­об­ще­стве ста­ра­ют­ся вы­жить, за­глу­шить своих со­се­дей, между ними про­ис­хо­дит на­пря­жен­ное со­пер­ни­че­ство. В каж­дом рас­ти­тель­ном со­об­ще­стве су­ще­ству­ют рас­те­ния, силь­нее всего вли­я­ю­щие на окру­жа­ю­щую тер­ри­то­рию. Так, в ело­вом лесу гос­под­ству­ет ель.

Она со­зда­ет силь­ное за­те­не­ние и ис­то­ща­ет почву раз­ветв­лен­ной по­верх­ност­ной кор­не­вой си­сте­мой. По­это­му в ело­вом лесу осо­бый све­то­вой и тем­пе­ра­тур­ный режим, а в почве мало ми­не­раль­ных ве­ществ, необ­хо­ди­мых для тра­вя­ни­стых рас­те­ний.

При­ме­ром может слу­жить лес­ное рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство, по­хо­жее на мно­го­этаж­ный дом: рас­те­ния вы­рас­та­ют на раз­ную вы­со­ту, каж­дое имеет свой этаж. Уче­ные на­зы­ва­ют эти этажи – яру­са­ми, а само яв­ле­ние – ярус­но­стью.

Она бы­ва­ет не толь­ко в лесу, но и на лугу и в озере. Самые вы­со­кие де­ре­вья со­став­ля­ют верх­ний ярус, под ними на­хо­дят­ся ку­стар­ни­ки и неболь­шие де­рев­ца, со­зда­ю­щие вто­рой ярус. Еще ниже рас­по­ла­га­ет­ся тре­тий ярус – ярус трав, прак­ти­че­ски у самой земли на­хо­дит­ся ниж­ний ярус – ярус мхов и низ­ких трав с пол­зу­чи­ми стеб­ля­ми (Рис. 3).

Рис. 3. Ярус­ность в рас­ти­тель­ном со­об­ще­стве

Под зем­лей тоже можно уви­деть ярусы, по­то­му что и там со­хра­ня­ют­ся от­но­ше­ния борь­бы кор­ней раз­ных рас­те­ний, ведь они про­рас­та­ют на раз­ные глу­би­ны и по­гло­ща­ют там воду и ми­не­раль­ные соли. Кон­ку­рен­ция идет не толь­ко за свет, воду и ми­не­раль­ные ве­ще­ства между рас­те­ни­я­ми, они могут и на­пря­мую вре­дить друг другу.

Ведь неко­то­рые из них спо­соб­ны вы­де­лять ве­ще­ства, ко­то­рые угне­та­ют и за­тор­ма­жи­ва­ют рост со­се­дей, а во время ветра боль­шие де­ре­вья сво­и­ми вет­ка­ми трав­ми­ру­ют их, вредя таким спо­со­бом. Неко­то­рые из рас­те­ний из­ме­ня­ют почву, на­при­мер, в ело­вом лесу хвоя на­столь­ко ме­ня­ет почву под елями, что на ней мало кто может вы­жить.

По­лу­ча­ет­ся, что в рас­ти­тель­ном со­об­ще­стве все необык­но­вен­но свя­за­но – ведь фор­ми­ро­вал­ся био­гео­це­ноз ты­ся­че­ле­ти­я­ми, и вме­ша­тель­ство че­ло­ве­ка на­ру­ша­ет эти связи, даже неболь­шие из­ме­не­ния имеют су­ще­ствен­ное вли­я­ние.

Вы­руб­ка лесов и уста­нов­ка пло­тин на дол­гие де­ся­ти­ле­тия из­ме­ня­ет био­гео­це­ноз, это не все­гда бы­ва­ет к луч­ше­му.

3. Заключение

Мы рас­смот­ре­ли, что такое рас­ти­тель­ное со­об­ще­ство, его осо­бен­но­сти, среду оби­та­ния, ярус­ность. В до­пол­не­нии к уроку вы мо­же­те узнать о рас­ти­тель­ных со­об­ще­ствах леса, луга и озера.  

Вопросы к конспектам

1. Что такое био­гео­це­ноз?

2. Что счи­та­ет­ся наи­бо­лее важ­ным в сов­мест­ной жизни ор­га­низ­мов?

3. Где про­ис­хо­дит яв­ле­ние ярус­но­сти?

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1260

Растительное сообщество – что это такое? Виды и типы растительных сообществ

Растительные сообщества

Необычайно разнообразна растительность даже небольшого участка земли. И можно наблюдать, как сильно отличаются растения леса от тех, что живут на лугу или озере. Представители флоры могут соседствовать лишь с теми видами, с которыми готовы сосуществовать. То есть жизнь растений возможна тогда, когда сложилось определенное растительное сообщество.

Основные понятия

Чтобы понять, что такое растительное сообщество, надо вспомнить о требованиях различных видов растений к условиям роста и развития. Каждому из них необходима определенная влажность, освещение, температурный режим. Исходя из этого, в природе отдельные виды растений живут не изолированно друг от друга, а вместе, образуя заросли, называемые фитоценозами или растительными сообществами.

Итак, растительное сообщество – это совокупность растений, которые приспособились к одинаковым условиям существования на установленном участке земли и связаны взаимным воздействием друг на друга.

Чем разнообразнее видовой состав фитоценоза, тем полнее используется жизненное пространство, его ресурсы, тем богаче и разнообразнее становятся взаимосвязи. Например, лес дает и стол, и кров множеству различных животных, а они обеспечивают его устойчивость тем, что уничтожают вредителей, разносят семена, рыхлят почву.

Все виды растительных сообществ, обитающие на определенной территории, называют растительностью.

В зависимости от преобладания тех или иных видов фитоценозы объединяются в большие группы (типы растительности).

Каждая из групп получила свое название, например, луг, лес, болото, степь, тундра и так далее. Все типы растительности имеют свои характерные черты, по которым их легко отличить друг от друга.

Типы растительных сообществ

Как уже говорилось, для фитоценоза характерен определенный тип почвы, уровень освещенности, влажности и другие условия существования растений. Этим объясняется многообразие растительных сообществ и специфический состав флоры для каждого из них.

Когда говорят, что растительное сообщество – это лес, поле, луг, водоем, целинная степь и т. д., то подразумеваются именно условия существования видов.

Иногда название фитоценозу дают по преобладающему в нем виду. Например, ельник, сосняк, березняк, дубовый лес или ковыльная степь. Сообщества внутри одного типа могут различаться по видовому составу, например, существуют ельники-кисличники или черничники.

Классифицировать и определить типы растительных сообществ можно, учитывая влияние человека на процесс формирования фитоценозов. Исходя из этого, выделяются естественные и искусственные растительные сообщества.

Все представители флоры лесов, лугов, болот, озер, степей, тундры составляют естественные растительные сообщества. Прямого воздействия на их формирование человек не оказывал.

Искусственные фитоценозы созданы человеком. Они могут быть сформированы по подобию естественных (например, лес, пруд, луг) или не иметь себе аналогов в природе (поле, сквер, парк). Такие растительные сообщества из-за небольшого видового разнообразия слабее естественных и могут существовать лишь тогда, когда человек ухаживает за ними.

В противном случае происходит смена растительных сообществ. Представители флоры поля могут быть вытеснены растениями леса. Подобный процесс возможен и в естественных природных сообществах. Так, озеро, медленно зарастая, превращается в болото.

Необходимо помнить, что разные виды растительных сообществ привлекают определенные виды животных, бактерии и грибы. Все вместе они образуют биоценоз.

Луга и степи

В степи преобладают травянистые и мелкокустарниковые растения. Луга характеризуются большим разнообразием трав, в основном, многолетних. Наиболее богатым составом видов обладают пойменные луга, располагающиеся в поймах рек. А также суходольные луга, расположены вдали от рек, на возвышенных местах.

Лес

Многоярусное растительное сообщество, наиболее сложное по видовому составу – это лес. Он включает в себя древесные, кустарниковые и травянистые растения.

Леса подразделяются на лиственные и хвойные. Те, в свою очередь, делятся на широколиственные, мелколиственные, темнохвойные и светлохвойные.

Кроме того, существуют смешанные леса, где представлены как хвойные, так и лиственные породы деревьев.

Прогуливаясь по лесу, мы вступаем во владения того или иного сообщества. Хороший знаток природы, опытный сборщик грибов и ягод пойдет за брусникой в чащу хвойного леса, за букетом цветов – на просеки и поляны, а за земляникой – на солнечные пригорки и опушки. Как же уживаются непохожие друг на друга растения? Что делает возможным их совместное существование?

Растительное сообщество состоит из многих видов растений, приспособленных к одной и той же природной среде, но использующих ее по-разному. Ведь требования к свету, влаге, температурным условиям у них неодинаковые.

Например, как используют свет растения леса? В самые верхние ярусы вынесли свои кроны светолюбивые дубы, ясени, липы. Во втором ярусе комфортно чувствуют себя рябина, черемуха, осина. Эти деревья менее требовательны к свету. Кустарники расположились в третьем ярусе. А самые теневыносливые, мхи и травы, разместились в четвертом.

Растительное сообщество лес имеет уникальную составляющую часть, которую называют лесной подстилкой. Иногда ученые причисляют ее к пятому ярусу. Грибы – основные жители подстилки.

Вместе с грибами приспособились к существованию в ней мелкие лесные обитатели и бактерии.

Питаясь отмершими частями растений, они превращают их в перегной, а перегной – в минеральные соли, которые жизненно необходимы новым растениям.

Ярусность существует и под землей. Глубоко ушли корни деревьев. Чуть выше укоренились кустарники, у самой поверхности – травянистые растения. Ярусное расположение корней позволяет им поглощать питательные вещества из разных слоев почвы.

Сезонный принцип существования

Уживаться друг с другом в лесу позволяет не только ярусное размещение надземных и подземных частей растений, но и их развитие в разные сроки.

Первыми, до распускания листьев, зацветают ветроопыляемые. Пока высокие деревья еще не распустились, ветер свободно перенесет пыльцу.

Еще и снег не сошел, а внизу на теплой лесной подстилке уже пробудились насекомые. Сейчас, когда оголенные ветви леса пропускают вниз много солнечного света, зацветают и насекомоопыляемые первоцветы.

Зазеленели кустарники, а первоцветы успели отцвести, накопить в корневищах питательные вещества. Жизнь их угасает до следующей весны. А их место занимают другие травы. Пока в лесу много света, травяной покров становится гуще, разнообразнее, активно идет процесс фотосинтеза.

Под распустившимся зеленым шатром, когда станет теплее, и стихнет ветер, зацветут насекомоопыляемые растения подлеска. Так последовательно в лесу создаются условия, необходимые для жизни всех его представителей.

Еловые леса обычно растут на тяжелых суглинистых почвах. Еловая хвоя, опадая, разлагается медленно.

Накапливаясь с годами, она образует подстилку, которая влияет на влажность, температурный режим почвы и некоторые другие ее характеристики. В еловом лесу мало света, влажность повышена.

Даже в жаркий летний день здесь прохладно. Травяной покров небогат видами. Под густыми елями растут тенелюбивые кислица, различные виды мхов, черника, брусника.

Сосняки

Леса, где главным представителем является сосна, называются сосняками. Они предпочитают легкие песчаные почвы. Солнечного света в них достаточно, но из-за нехватки питательных веществ разнообразие растений небольшое. Почву здесь покрывают мхи и лишайники. Среди них растут костяника, черника, брусника, некоторые виды папоротников.

Широколиственные леса

Растительное сообщество широколиственных лесов, как правило, связано с почвами, богатыми минеральными веществами. Видовой состав здесь разнообразен. Из деревьев можно встретить дуб, липу, вяз, клен.

Из кустарников чаще всего попадается орешник, жимолость лесная и бересклет. Травянистый покров богат видами: копытень, вороний глаз, сныть, несколько разновидностей колокольчика, ветреницы и многие другие.

Болото

Это сообщество растений представлено уникальными видами, способными существовать в условиях избыточного увлажнения почвы и недостатка кислорода в ней. В России наибольшее распространение болота получили на севере лесной зоны и в лесотундре.

Они подразделяются на низинные, которые, в свою очередь, бывают осоковые и моховые, и на верховые. Каждое из них имеет характерный состав растительных форм.

Озеро

Различны растения озера, но живут в одной и той же природной среде. Только используют ее по-разному.

У берега, где неглубоко, расположились тростник, рогоз, камыши. Их стебли и листья размещаются над водой. Они получают углекислый газ из воздуха и много света. Здесь же растут и кубышки. Их стебли укоренились на дне, а длинные черешки выносят листья к свету.

Но есть растения, которые не поднимаются на поверхность. Питательные вещества они берут прямо из воды и довольствуются рассеянным светом. Чем глубже, тем его меньше. Меняется и растительный состав: высших растений мало, в основном, обитают микроскопические водоросли.

В природе всякое растительное сообщество связано с сообществом животных, населяющих тот же участок. Вот и прибрежные заросли приютили множество обитателей озера, так как на мелководье достаточно света, тепла, пищевых ресурсов.

Жизнь водоема была бы невозможна без деятельности его обитателей. Они очищают озеро, участвуют в круговороте веществ, одним словом, своей жизнедеятельностью поддерживают постоянство среды обитания. Они связаны этой средой между собой. В сложившемся сообществе создаются условия, необходимые для жизни всех его представителей.

Тундра

В особых условиях находятся растительные сообщества тундры. Здесь мало тепла, частые сильные ветры, вечная мерзлота.

В суровых условиях не растут высокие деревья, но это не значит, что в тундре их нет, просто они очень маленькие, низкорослые. Только здесь можно увидеть подберезовики, которые выше березы. Или дерево наравне с ягодным кустиком морошки.

Растут полярные деревца очень медленно. Годичные кольца различимы только с помощью лупы, их ширина исчисляется сотыми долями миллиметра.

По-разному приспосабливаются растения тундры. Для многих характерен рост подушками. Такая форма помогает противостоять ураганным ветрам. Внутри подушки лучше сохраняется тепло. Растут в тундре мхи и лишайники, цветковые кустарники, травы.

Влияние человека на растительные сообщества

Формирование определенного растительного сообщества занимает не одно тысячелетие. И, сложившись, оно может сохраняться долгое время, пока не будут нарушены его взаимосвязи.

Сбой в жизни даже небольшого участка леса не может пройти бесследно. Например, уголок у лесной реки был излюбленным местом туристских привалов. От множества кострищ погибли травяной покров и молодая лесная поросль. Кустарник, предохранявший склон от оползней, вырубили. Лишившись зеленой защиты, стала пересыхать и речка.

Изменения в жизни растительного сообщества повлекли за собой нежелательные перемены в окружающей природной среде.

Жители тундры хорошо знают законы природы своего края. Так, например, перегоняя стада оленей с места на место, они сохраняют растительность. Ведь ягельное пастбище, съеденное оленями, восстанавливается через 15–20 лет. Слой почвы, оттаивающий летом, очень мал, внизу – вечная мерзлота, и растительный покров тонок.

Природа тундры необычайно ранима. И каждая ссадина, нанесенная здесь растительному покрову, заживает долго.

Любая деятельность людей на земле не может не затронуть жизнь растений. И если человек знает, что такое растительное сообщество, по каким законам оно развивается, то будет действовать бережно и разумно.

Источник: http://fb.ru/article/146442/rastitelnoe-soobschestvo---chto-eto-takoe-vidyi-i-tipyi-rastitelnyih-soobschestv

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть