Размножение и развитие птиц

Размножение и развитие птиц

Размножение и развитие птиц

У всех наших птиц размножение начинается весной, хотя и в разные сроки. Это зависит от наличия корма: птенцы появляются тогда, когда необходимая им пища будет в изобилии.

Так, грачи кормят птенцов червями и насекомыми, обитающими в почве, которых лучше добывать, пока растения еще невысокие. Гнездятся грачи рано весной.

А вот птицы, кормящиеся насекомыми, летающими в воздухе, могут прилетать почти одновременно с грачами, но гнездиться начинают много позже, когда насекомых в воздухе станет много.

Образование пар у птиц

У большинства мелких и средних по величине птиц пары образуются на один сезон, например у большинства воробьиных. У крупных птиц часто пары остаются постоянными много лет, например у аистов и цапель. У других птиц образуются стайки, состоящие из одного самца и нескольких самок, или возникают лишь временные пары, каждый раз новые.

В любом случае пары подбираются не случайно, а с выбором. Их образованию предшествует целая цепь сложных действий. Так, весной самцы многих птиц поют – этим они привлекают самку и одновременно дают понять другим самцам, что данный участок занят.

У птиц, образующих лишь временные пары (например, у глухарей и тетеревов), самцы собираются вместе для своеобразных игр, или турниров. Они издают при этом особые, свойственные только для этого времени звуки, распускают крылья и хвост, стараясь быть как можно более заметными, и между ними вспыхивают короткие схватки.

Это все называется токованием. Оно служит для привлечения самок, которые, сидя в стороне, наблюдают за турнирами.

Гнездование птиц

Большинство птиц откладывают яйца в гнезда. Гнездящиеся на кустах и деревьях птицы строят чашеобразные гнезда. Немало лесных птиц, как дятлы или синицы, гнездятся в дуплах. Береговые ласточки устраивают гнезда в норках береговых обрывов, роя их когтями пальцев.

Некоторые птицы (например, утки, журавли) делают гнезда на земле. Известны птицы, которые обходятся вообще без гнезд. Так, кайры откладывают яйца на голую скалу. А кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц.

Рисунок: Строение яйца птицы

Яйца птиц крупные. Снаружи они одеты прочной скорлупой, чтобы выдержать тяжесть насиживающей птицы. У птиц, гнездящихся открыто, яйца часто имеют пятнистую маскировочную окраску. В центре яйца расположен шарообразный желток, окруженный жидким белком. Он подвешен на особых эластичных канатиках.

Зародыш находится на поверхности желтка, и, когда птица при насиживании переворачивает яйцо для равномерного обогрева, желток на канатиках всегда поворачиватся так, чтобы зародыш был наверху, ближе к телу птицы. А вот при насиживании яиц домашними птицами иногда некоторые яйца не развиваются.

Это болтуны, получающиеся от обрыва эластичных канатиков при неосторожном встряхивании яиц.

Большинство птиц в природе откладывают по нескольку штук яиц, некоторые откладывают всего 1-2 яйца, а немногие – по 15-20.

Выводковые и гнездовые птицы

У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью.

Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни все же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьев, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха.

Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птицы гнездовые. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево.

Когда молодежь станет лётной, кормление прекращается.

Забота о потомстве у птиц

Кроме насиживания яиц, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют еще разнообразные заботы о потомстве. У некоторых гнездовых они выкидывают экскременты птенцов, чтобы не загрязнять гнездо.

При появлении угрозы родители активно защищают гнездо, нападая на врага, часто даже на превосходящего их силой, громко кричат, подзывая тем самым на подмогу других птиц. Такая совместная защита особенно характерна для гнездящихся вместе птиц, например для береговых ласточек.

У выводковых птиц самка, заметив опасность, издает особый крик тревоги – и птенцы сразу же разбегаются в разные стороны (а если могут уже летать, то взлетают на деревья) и затаиваются. Самка же бросается навстречу врагу и часто притворяется раненой: бежит по земле, волоча крылья, как будто не может взлететь.

Хищник кидается за ней, но она ловко увертывается перед самым его носом, продолжая свои уловки, и наконец, отведя врага достаточно далеко, взлетает, оставив хищника ни с чем. Сама же возвращается к тому месту, где оставила птенцов, и сзывает их. Тогда птенцы, лежавшие до этого совершенно неподвижно, спешат к ней.

Источник: http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/klass-ptitsy/razmnozhenie-i-razvitie-ptits

Конспект урока на тему

Размножение и развитие птиц

Наша кнопка

Скачать материал

Старокрымский УВК №з «Школа-лицей»

с модульной технологией обучения

Кировской РГА

Учитель биологии,

высшей категории,

«Старший учитель»

Чусова Н.А

Тема. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц их поведение и перелёты.

Цель.

Раскрыть особенности строения органов размножения, процессов размножения и развития птиц, дать представление о жизненном цикле птиц, показать особенности сезонных явлений в жизни птиц; определить причины миграции и причины их изучения; развивать умение сравнивать, делать выводы о чертах сходства птиц и пресмыкающихся; развивать логическое мышление, творчество детей; воспитывать у учащихся любовь к родному краю, чувство прекрасного, ответственность за тех, кто живёт рядом.

Оборудование. Таблицы с изображением гнездований, схема строения гнезда, презентация.

Тип урока. Изучения нового материала.

Методы и приёмы. Беседа, рассказ, биологический диктант, работа в группах, путешествие в страну «Орнитологии», тестирование.

Є багато пташок голосних,

Любi, милi нам спiви пташинi.

Та завжди наймилiшими з них

Будуть тi, що у рiднiй країнi.

Андрiй Кравченко

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.Биологический диктант

Тело птиц покрыто___________, которые делятся на______, ________, __________. Форма тела_________, стопа образует_________ для упругости задних конечностей.

Наиболее развиты большие грудные мышцы, которые размещены на__________ отростке грудины. Температура тела________.

Отдел мозга_____________, который обеспечивает координацию движений. Сердце___________ камерное, __________ кругов кровообращения. Двойное дыхание обеспечивают______________.

В выделительной системе отсутствует орган___________, который обеспечивает уменьшение массы тела, приспособление к полёту.

2. Выбери правильное утверждение

1. Все птицы теплокровные животные.

2. Все птицы летают.

3. На земле около 9000 видов птиц.

4 . Соколы, ястребы, орлы относятся к хищным птицам.

5. У летающих птиц нет пуховых перьев.

6. У большинства птиц только одна железа- копчиковая.

7. Клюв птиц покрыт костными щитками.

8. Пуховые перья не имеют опахал.

9. Самые крупные контурные перья- это маховые и рулевые.

10. Кожа птиц, сухая, без потовых желёз.

3. Мозговой штурм.

1. Какие прогрессивные признаки появились у птиц по сравнению с пресмыкающимися?

2. О каких особенностях птицы можно узнать по форме клюва?

3. Какие органы птиц развиты особенно хорошо?

4. Тестирование.

1. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей мере, чем остальные:

А) теплокровность;

Б) перьевой покров;

В) способ размножения.

2. К степным птицам относятся:

А) дрофа;

Б) тетерев;

В) рябчик.

3. Отсутствие зубов у птиц:

А) обеспечивает им лёгкий захват пищи;

Б) облегчает полётный вес;

В) усложняет ловлю добычи.

4. Цевка- это часть:

А) верхней конечности;

Б) грудной клетки;

В) нижней конечности.

5.Творческое задание.

«Всякая птица своим клювом сыта.» Кокой биологический смысл этого высказывания?

  1. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Загадка

Кто два раза рождается, а раз умирает? (Птица)

Сказочная курочка с вопросами

  1. Почему птицы откладывают яйца, а не вынашивают в организме?

  2. Почему птицы откладывают по одному яйцу, а не всю кладку сразу, как пресмыкающиеся?

  3. Почему во время далёких миграций птицы могут находить дорогу домой?

  4. Почему у птиц разные гнёзда?

  5. Почему у птиц по-разному проявляется забота о потомстве?

Ответы на нераскрытые вопросы вы узнаете сегодня на уроке.

Оглашение темы, цели, заданий урока.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы совершим путешествие в интересную страну «Орнитологию». С помощью наших экскурсоводов-учеников вы сможете ответить на все вопросы «Сказочной курочки».

Экскурсию по каждому городу страны будет вести отдельный ученик, который делал по нему мини-проект.

Первый город «Яйцо»

Тут вы узнаете:

  • Почему птица рождается дважды (сначала яйцо, а потом птенец).
  • Быстрое формирование и отложение яйца, это тоже, своеобразное, приспособление к полёту, таким образом изменяется вес тела.
  • Каждая часть яйца выполняет определённую функцию, нарушение которой делает невозможным созревание зародыша.
  • Разнообразное окрашивание яиц – своеобразная защита.
  • У самок один яичник (уменьшение массы тела).

Зародыш (будущий организм)

Желток (запас питательных веществ)

Халазы (удерживают белток, поднимают зародышевый диск вверх)

Воздушная камера

(запас воздуха)

Белок

(защита, запас воды)

  • Самое большое яйцо в мире несли недавно истреблённые мадагаскарские птицы- эпифнисы. Вес одного яйца 7-8 кг.
  • Масса яйца колибри 2 мг, а страуса-1,5кг. Количество яиц в гнезде: змееяд- одно, а куропатка- двадцать пять.
  • Новозеландские птички киви откладывают самые большие яйца по отношению к величине их тела из всех птиц.

Второй город «Жизненный цикл»

Чому сумують журавлi,

Коли у вирiй вiдлiтають?

Вони сумують, бо не знають

На свiтi кращоi землi,

Нiж та, що покидають.

М. Похила

Для птицы страшен не холод, а голод, помогите им зимой.

Беседа птиц (ролевая игра)

На птичьем базаре осенью

Беседу птицы вели:

Ворона: «Скоро холода придут

И голодные дни для нас настанут».

Аист: «Что это- холод и зима?

Нам не известна она».

Гуси: «В дорогу дальнюю нам собираться,

Здоровья и сил нужно набраться,

Перелётов путь тернистый».

Ворона: «Зато там будет вам, что кушать,

А у нас всё снегом заметёт,

И пищи не найти нигде».

Синицы, сойки, снегири, кочуют к нам

И голодают вместе с нами.

Надежда только на людей-

Они жизнь нашу спасают,

И кормушки расставляют,

А в них зёрна насыпают.

Аист: «Полетели с нами друзья,

Если зимой так туго Вам».

Ворона: «Нет, не имею я инстинкта.

Полёта не переживу.

Поэтому оседлыми зовёмся-

Лететь мы в стае не берёмся».

Жизненный цикл: подготовка к размножению – выведение птенцов – линька- подготовка к зимовке- зимовка.

Оседлые

Кочевые

Перелётные

ТетереваВороныСовыСойкиДятлыСиницыЛасточка (Африка)Грачи (Средиземноморье)Аисты (Африка)

Ориентирование в полёте:

  • По рельефу (гуси);
  • По положению солнца (аисты, ласточки, грачи);
  • По положению Месяца и звёзд (кукушки, соловьи);
  • По магнитному полю (овсянка).

Третий город «Брачный период»

Создают пары

Лебеди – на много лет.

Мелкие и средние птицы- на сезон.

Тетерева- не образуют пар.

. Про брачный период.

  • В период размножения птицы ведут себя по-разному. Например, когда самец крачки готовится найти себе пару, он ловит рыбу и дарит самке, которая берёт подарок в клюв, но не ест её. Многие орнитологи считают, что так происходит обряд взаимного определения пары.
  • Самец мартына, показывает самке место, которое он выбрал для гнезда, наклонившись крутит головой, как будто сверлит землю.
  • Наблюдая за домашними гусями, можно увидеть их позы. Гусь подходит к гусыне решительно, характерно выгнувши шею и, на всякий случай, наклонив голову-он готов к защите.
  • Кулики атакуют молча. Самцы бросаются друг на друга, оттопырив яркие воротники. Самки в своём невзрачном наряде держатся недалеко.
  • Турухтаны-молодцы, как долго бы не длился турнир, каких бы угрожающих поз они не принимали, до драки не доходит.
  • Соловей в брачный период пытается обратить внимание подруги своим удивительным пением.
  • А вот журавли, которых, кстати, осталось очень мало (из семи видов четыре занесены в Красную книгу), в брачный период исполняют весенний танец. Они размещены кольцом, и только один становится в центре. Он ходит, наполовину раскрыв крылья, выгнув шею к низу и высоко задрав клюв. Иногда он приседает, периодически взмахивая крыльями.
  • «Зрители» переступают с ноги на ногу и иногда тоже приседают. После того, как один внезапно взлетает, делает круг и приземляется рядом с «солистом», все кланяются друг другу и прижимают головы и шеи к груди.

Четвёртый город «Такие удивительные и разные гнёзда»

Строительство гнезда-инстинкт.

Гнездо-визитная карточка:

  • Кайры строят гнёзда на выступах скал, яйцо грушеобразной формы, поэтому, как его не крути , а оно остаётся на месте.
  • Кукушка подкидывает яйца в чужие гнёзда.
  • Сорные куры откладывают яйца в кучи растительных остатков, выгреваются они теплом, которое образуется от гниения остатков.
  • Пингвины держат на ногах и прикрыв яйцо в складке кожи, могут голодать 9 недель во время высиживания яйца, могут выносить холод до -600с.

Инкубация от двух недель (у поющих птиц) до двух месяцев (у хищных).

Пятый город «Забота о потомстве»

Птенцы

Гнездовые (голые, слепые, глухие, беспомощные). Постоянный присмотр (воробьи, дятлы, ласточки).

Выводковые (полностью покрытые пухом, с открытыми глазами, способные самостоятельно питаться и оставлять гнездо). Большая самостоятельность (куры, лебеди, утки).

Насиживают

Только самки

Только самцы

По очереди

КурообразныеГусеобразныеСовыЗябликСвиристельСтраусыГолубиДятлыЧёрный стриж

Количество прилётов птиц в гнездо с пищей в сутки: сорока- до 168 раз; грач- 300 раз; большая синица- 400 раз; сельская ласточка- до 600 раз.

V. Закрепление изученного материала

1. Найдите соответствие:

1) Оседлые

2) Перелётные

3) Кочевые

А) Аисты

Б) Дятлы

В) Сойки

Г) Воробьи

Д) Грачи

2. Связать структуры яйца с функциями, которые они выполняют.

1) Скорлупа

2) Белок

3) Желток

4) Зародыш

А) Запас воды

Б) Запас питательных веществ

В) Защита

Г) Будущий организм

3. «Логический клубок».

Установите последовательность: линька; подготовка к размножение; зимовка; подготовка к зимовке; размножение.

4. Подумайте!

1.Почему большинство гнездовых птиц откладывают меньше яиц, чем выводковые?

2. Если яйцо окрасить, сколько в таком яйце будет жить птенец?

5. «Демонстрация».

6. Загадки. Отгадайте и определите к какой группе (гнездовых или выводковых) относятся птенцы этой птицы.

Я по дереву стучу,Червяка добыть хочу,Хоть и скрылся под корой,Все равно он будет мой.

( дятел )

Кто эта птица? НикогдаНе строит для себя гнезда,Соседкам яйца оставляетИ о птенцах не вспоминает.

( кукушка )

Эта чёрная птицаК нам с юга примчится.«Крак-крак-крак!» — прокричит, Все поля облетит.

( грач )

На скале он строит дом,Разве жить не страшно в нём?Хоть кругом и красота,Но такая высота!Нет, хозяин не боитсяСо скалы крутой скатиться —Два могучих крылаУ хозяина —…

(орла)

Съем червя, попью водицы,Хлебных крошек поищу,А потом снесу яичко —Ребятишек покормлю.

(курица)

Удивительный ребёнок,Только вышел из пелёнок,Может плавать и нырять,Как его родная мать. 

(утенок)

7. Задания из рабочей тетради: Т. С. Котик, О.В. Таглина «Биология» 2012

№1. с. 68.

8. Составить синкан со словом «размножение».

VI. Подведение итогов. Оценивание.

VII. Домашнее задание. § 43 с.209-210, §44. Выполнить задания из рабочей тетради № 4-6 с. 68-69.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории биология:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-na-temu-razmnozhenie-i-razvitie-ptic-sezonnie-yav.html

Строение яйца

В яйце выделяют следующие структуры:

  • на анимальном полюсе находится зародышевый диск;
  • тонкая желтковая оболочка формируется вокруг желтка;
  • толстая белковая оболочка состоит из нескольких слоев и окружает желтковую оболочку;
  • пергаментообразные, тонкие подскорлуповые оболочки располагаются кнаружи от белковой оболочки;
  • воздушная камера образуется в результате того, что на тупом конце яйца подскорлуповые оболочки расходятся;
  • халазы – извитые белковые жгуты идут от внутренней подскорлуповой оболочки к желтку; благодаря им при любом движении яйца зародышевый диск находится наверху;
  • скорлупа – плотная известковая оболочка, покрывающая яйцо сверху.

В разных группах птиц соотношение белка и желтка варьирует.

Пример 1

У воробьиных птиц белок составляет 70-80%, а желток 10-25% от массы яйца, массы белка и желтка у гусей сходны и равны примерно по 44% от массы яйца.

Белок является источником воды для зародыша и частично выполняет роль резерва энергетических веществ. Желток – основной запас питательных веществ, которые расходуются на образование тканей эмбриона и обеспечивают энергетические затраты, а также, частично, потребность в воде.

Скорлупа в основном (92-95%) состоит из углекислого кальция, включает немного фосфорнокислых кальция и магния, углекислого магния и 3-5% органических веществ.Скорлупа пронизана тончайшими порами, которые позволяют кислороду поступать к зародышу.

Замечание 2

У каждого вида птиц размножение приурочено к определенному времени года таким образом, чтобы рост птенцов происходил в наиболее кормный период.

Размножение в умеренных и северных широтах начинается в конце весны – начале лета, в тропиках размножение приурочено к сезону дождей, а у рыбоядных видов – к периодам засухи.

Дозревание половых клеток и начало размножения определяются комплексом факторов:

  • достаточным количеством корма;
  • благоприятными температурами;
  • наличием полового партнера;
  • подходящими местами для гнездования.

У всех птиц выражен в большей или меньшей степени половой диморфизм. Более всего он проявляется у гусеобразных, куриных, воробьиных: самцы намного крупнее самок, у них более ярко окрашено оперение, громче песня и т.д.

Среди птиц встречаются моногамные виды – самец и самка образуют пару на период размножения, которая может сохраняться несколько лет, иногда до гибели партнера (лебеди, орлы, крупные цапли).Полигамные виды – спаривание происходит при кратковременных встречах самок и самцов, пары не образуются даже на короткое время (глухари, павлины, тетерева, колибри).

Размножение начинается током – брачными играми.

Ток имеет разнообразные проявления:

  • громкие песни (воробьиные);
  • пляски (журавли);
  • барабанная дробь (дятлы);
  • громкие крики (совы) и т.д.

Замечание 3

Ярко выраженная видоспецифичность брачных игр предотвращает межвидовую гибридизацию.

Развитие птиц

В центральной части зародышевого диска формируется первичная полоска, здесь идет образование зародышевых листков.

Затем процесс идет в двух направлениях:

  • разрастание краев диска, что приводит к появлению зародышевых оболочек и обрастанию желтка;
  • развитие эмбриона, формирующегося около первичной полоски.

Зародышевые листки ведут к формированию следующих органов:

  • из энтодермы образуется хорда;
  • эктодерма участвует в формировании нервной трубки с мозговыми пузырями;
  • мезодерма делится на сомиты и дает начало целому, сердцу и кровеносным сосудам, пищеварительной трубке с жаберными щелями.

Эмбрион обособляется от периферических участков зародышевого диска. Образуются клюв, зачатки конечностей, идет формирование серозной и амниотической зародышевых оболочек. Образуется аллантоис.К концу инкубационного периода зародыш прорывает зародышевые оболочки, начинает дышать легкими. При помощи «яйцевого зуба» птенец надкалывает скорлупу изнутри и выползает.

По степени зрелости птенцов делят на:

  • выводковые, матуронатные – зреловылупляющиеся; птенцы опушены, зрячие, могут самостоятельно передвигаться и питаться;
  • птенцовые, имматуронатные – незреловылупляющиеся; птенцы слепые, беспомощные, слабо опушенные или голые, обогреваются и выкармливаются родителями.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/nadklass_nazemnye_hrebetnye/tip_chlenistonogie/razmnozhenie_i_razvitie_ptic/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть