Россия в первой половине 19 века

Экономическое развитие России в первой половине XIX века

Россия в первой половине 19 века

Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой.

Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн.

– в 1796 г., 74 млн. – в середине XIX в.

Сельское хозяйство

Между тем крепостное хозяйство, являвшееся основой экономики России после бурного роста на рубеже XVIII – XIX вв. постепенно попало в полосу длительного и, по существу, безысходного в данных условиях застоя. Патриархальные формы крепостного труда уже не соответствовали изменившимся общественным условиям: крепостной труд был мало производителен и невыгоден.

Помещичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали в задолженность, особенно в неурожайные годы, когда помещики вынуждены были кормить своих голодных крестьян. Масса дворянских имений была заложена в казенных ссудных учреждениях; считают, что к концу царствования Николая I в залоге находилось более половины крепостных крестьян (7 из 11 миллионов крепостных мужского пола).

Естественным выходом из такой задолженности была окончательная уступка заложенной земли и крестьян государству, о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений и беспорядков. Хотя в царствование императора Николая не было бунтов вроде пугачевского, но крестьяне волновались часто и во многих местах.

Ожидание конца крепостной зависимости проникло в их массу и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так, что вела к ликвидации крепостничества. Не меняли общего положения дел и отдельные успехи крепостного хозяйства (так с конца 1840-х гг. резко возрос хлебный экспорт в связи с отменой в Великобритании ограничений на импорт зерна.

Правительство, выступая, в принципе, за отмену крепостного права, не стремилось форсировать его ликвидацию, оставляя все на добрую волю помещиков. Так, в 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах, в 1844 г. помещикам разрешено освобождать крепостных без земли по обоюдному согласию. Вместе с тем, в 1847 г.

крестьяне получают право выкупиться на свободу, если поместье хозяина выставляется на продажу за долги, а в 1848 г. за крепостными признано право выкупать незаселенные земли и строения (с согласия владельца).

В 1844 – 1848 гг.

в губерниях Правобережной Украины (Киевское генерал-губернаторство) проводится инвентарная реформа – единственная реформа николаевского времени, имевшая обязательный характер для поместного дворянства. Авторство и инициатива проведения реформы принадлежит киевскому генерал-губернатору (позднее министру внутренних дел) генералу Дмитрию Гавриловичу Бибикову.

Так называемые “инвентарные правила” регламентировали высший предел барщины (не более трех дней в неделю, а для ряда категорий – не более 2 дней). Введением инвентарных правил правительство стремилось ослабить влияние местных помещиков, преимущественно польского происхождения, поддержать украинских крестьян, которые должны были стать его опорой в крае, а также предотвратить их обезземеливание.

Правила вызвали чрезвычайное недовольство помещиков, которым запрещалось уменьшать крестьянские наделы и изменять повинности. Известны случаи нарушения инвентарных правил, хотя по закону за это предусматривалось предание военному суду. Впрочем, правительству не удалось превратить местное крестьянство в свою надежную опору. Их выступления не только не сократились, но даже несколько увеличились.

Так, в 1848 г. свыше половины всех крестьянских выступлений произошло в западных губерниях. В конце 1850-х гг. инвентарные правила были распространены на все губернии бывшей Речи Посполитой (Литву и Белоруссию). Введение инвентарных правил безусловно подталкивало помещиков к отмене крепостного права и введение их в масштабах всей России несомненно подтолкнуло бы процесс преобразований в этой сфере. Однако об этом правительство даже и не помышляло.

Промышленность

В промышленности продолжался процесс медленного вытеснения крепостной промышленности вольнонаемным трудом. Уральские заводы, являвшиеся оплотом крепостничества в промышленности с конца XVIII в. переживали затяжной кризис (в XIX в.

Россия из страны, экспортировавшей металл превратилась в ео импортера), тогда как легкая (прежде всего текстильная) промышленность, где прежде всего развивался вольнонаемный труд переживает бурный рост, которому в значительной мере способствовали новые таможенные тарифы (см. ниже).

Способствовало бурному развитию текстильной промышленности и постоянное понижение стоимости полуфабриката – пряжи ввозившейся из Англии. Вместе с тем, в текстильной промышленности шел процесс вытеснения мелких и средних фабрик и их поглощения крупными предприятиями, способными проводить дорогостоящее техническое переоснащение.

Однако вместе с тем стремительными темпами росло кустарное производство наиболее дешевых видов ткани. К концу 20-х гг. XIX в. Россия практически полностью перестает ввозить ситец из-за рубежа.

Правительство осознавало обреченность крепостных мануфактур, однако относительная дешевизна и высокая квалификация крепостной рабочей силы сдерживала переход к новым принципам организации производства на государственных мануфактурах. Между тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший заводчикам отпускать на волю крепостных рабочих.

Это позволило некоторым из них перейти к вольнонаемному труду.

В 1840-х гг. в России начинается промышленный переворот (переход от ручного производства к машинному), который в Европе в основном завершился еще в 1760-х – 1780-х гг. Запоздалое вступление России в индустриальную эпоху и медленное осуществление промышленного переворота вело к экономическому отставанию страны и технологической зависимости от Запада.

Транспорт

Слабостью России, тормозившей ее экономическое развитие была отсталость и неразвитость путей сообщения. По прежнему, как и в XVIII в. основная масса грузов шла по внутренним водным путям. Совершенствованию последних государство придавало очень большое значение. Так, еще в 1808-1811 гг.

были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, соединяющих Верхнюю Волгу с Балтийским морем и Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская водная система (в 1814 – 1848 гг.), связывавшая бассейн Днепра с Польшей и Балтикой, Березинская водная система, соединявшая Днепр и Западную Двину и др. водные пути. При Николае I в 1825 – 1828 гг.

) был построен Канал герцога Вюртембергского, связавший Волгу и Северную Двину (т.е. Архангельск). Практически все из этих водных путей сохраняют свое важное значение до сих пор. В начале XIX в. появляются и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда в СПб спущен на воду пароход “Елизавета”).

К концу николаевского царствования пароходы получают уже значительное распространение, хотя их количество значительно отстает от зарубежных старн и преобладающее значение на внутренних водных путях по прежнему сохраняет бурлачество. Сухопутные пути сообщения после Отечественной войны также начинают приводить в порядок. В 1817 г. начинается строительство мощеных шоссейных дорог.

К 1825 г. их протяженность составляла 390 км., а к 1850 г. – 3300 км. В николаевскую эпоху в России появляется железнодорожный транспорт, ставший во II половине XX в. лидером по объему грузоперевозок. Правительство первоначально относилось крайне осторожно к идее создания железных дорог. Только в 30-е гг. XIX в.

под влиянием успехов железнодорожного дела в других странах (в Англии железные дороги эксплуатировались с 1825 г.) было принято решение о создании Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта линия не имела, конечно же, серьезного экономического значения и служила лишь своего рода испытательным полигоном. В 1839 – 1845 гг.

было открыто движение по Варшавско-Венской железной дороге, соединившей Царство Польское с европейской железнодорожной сетью. В 1842 – 1851 гг. была построена Николаевская железная дорога, соединившая две столицы (650 км.) по кратчайшему расстоянию (превысив его всего лишь на 12 км.). Первый поезд шел из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин. В 1851 г.

было начато сооружение Петербургско-Варшавской железной дороги (окончена в 1862 г.). Общая протяженность железных дорог империи к 1855 г. составила 1044 км.

К николаевскому времени относится и первое применение такого принципиально нового средсва связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 г. СПб и Царское Село).

Торговля и финансы

Николай I унаследовал от Александра большое расстройство финансовых дел. Борьба с Наполеоном и континентальная блокада потрясли экономику России. Усиленные выпуски ассигнаций были тогда единственным средством покрывать дефициты, из года в год угнетавшие бюджет. В течение десяти лет (1807-1816) было выпущено в обращение более 500 миллионов рублей бумажных денег.

Немудрено, что курс бумажного рубля за это время чрезвычайно упал: с 54 копеек он дошел до 20 копеек серебром и только к концу царствования Александра немного поднялся (до 25 копеек). Давно уже в России укрепился обычай вести двойной счет деньгам: на серебро и ассигнации, при чем один рубль стоил приблизительно 4 ассигнационных. Это вело к многим неудобствам.

При расчетах продавцы и покупатели условливались, какими деньгами (монетою или бумажками) произвести платеж; при этом они сами устанавливали “курс обмена” и более хитрый зачастую обманывал менее догадливого. Так, например, в 1830 году в Москве рубль крупным серебром ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким серебром – в 4 руб. 20 коп. ассигнациями, а за рубль медью давали на ассигнации 1 р.

20 коп. При такой путанице люди бедные и мало понимавшие в денежных расчетах несли убытки при каждой сделке и покупке. В государстве не существовало устойчивого курса ассигнаций, его не могло установить само правительство. Попытки правительства уменьшить количество ассигнаций не привели к хорошему результату.

В последние годы Александра было уничтожено ассигнаций на 240 миллионов рублей, но их осталось еще на 600 миллионов и ценность их нисколько не поднялась. Надобны были иные меры. Министром финансов при императоре Николае был ученый финансист генерал Егор Францевич Канкрин, известный своею бережливостью и умелой распорядительностью.

Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным “депозитные билеты” и “серии”.

Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и выдавала вкладчикам сохранные расписки, “депозитные билеты”, которые могли ходить как деньги, и разменивались на серебро 1:1. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинством металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра.

Такой же успех имели и “серии”, то есть билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие, как деньги, с беспрепятственным разменом на серебро. Депозитки и серии, доставляя казне ценный металлический фонд, в то же время приучали народ к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую стоимость с серебряной монетой.

Меры, необходимые для уничтожения ассигнаций, были предметом долгого обсуждения, в котором деятельное участие принимал и Сперанский. В 1839 г. было решено объявить денежной единицей серебряный рубль и считать его “законною мерою всех обращающихся в государстве денег”. По отношению к этому рублю был узаконен постоянный н обязательный для всех курс ассигнаций из расчета 350 руб.

ассигнациями за 100 рублей серебром. А затем (в 1843 г.) был произведен выкуп о этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или же на новые “кредитные билеты”, которые разменивались на серебро уже 1:1. Металлический запас и был необходим для того, чтобы произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы иметь возможность поддержать размен новых кредитных билетов.

С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении была серебряная и золотая монета и равноценные этой монете бумажные деньги. 1819 г. Новые очень либеральные таможенные тарифы. Почти полное восстановление “свободной торговли”. 1822 г. Возврат к протекционизму.

Эти, фактически – запретительные, тарифы действуют ( с некоторыми смягчениями) вплоть до 1857 г. Это способствует бурному подъему текстильной промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуево, Москве и др. городах). Таможенный доход увеличился в 2,5 раза составив одну из самых крупных доходных статей в бюджете.

1832 г. Установление таможенной границы между Польшей и остальными частями империи (существовала до 1851 г.).

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Источник: https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/istoriya-rossijskoj-imperii/87-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html

Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века

Россия в первой половине 19 века

К началу 19 века Европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей. В дальнейшем численность губерний возросла за счет присоединения к России новых территорий. Выделились две новые губернии: Астраханская и Таврическая.

К середине века — 69 губерний и областей, каждая из которых подразделялась на уезды (на Украине и в Белоруссии — поветы). В среднем на 1 губернию — 10-12 уездов. Некоторые группы губерний были объединены в генерал-губернаторства и наместничества.

Это было начала социально-экономического развития 19 века.

 Социальная структура населения в процессе социально-экономического развития 19 века

Наличие деления на сословия, имевшие разные права и обязанности. Принадлежность к сословию передавалась по наследству.

Привилегированные сословия: 

  • Дворяне: потомственные и личные. Освобождались от податей и налогов, телесных наказаний, рекрутской повинности, обязательной службы, преимущества' в получении чинов и наград, занятии должностей в военной и гражданской службе 
  • Духовенство: черное и белое. Получили право владеть землей и крестьянами, самоуправление, освободились от налогов, воинской повинности, телесных наказаний 
  • Купечество: 3 гильдии. 1 — получили право вести внутреннюю и внешнюю торговлю, освободились от некоторых налогов, рекрутской повинности, телесных наказаний; 2 — получили право вести внутреннюю торговлю; 3 — право торговать в городах и уездах, но обязаны нести рекрутскую повинность, платить налоги
  • Почетные граждане (с 1832г.): потомственные и личные.

Полупривилегированное сословие как следствие социально-экономического развития 19 века 

  •  Казаки — 9 казачьих войск (самое большое Донское войско). Атаман — наследник престола, во главе войска — наказной атаман. Казак должен иметь строевую лошадь, обмундирование, холодное оружие.

Податные сословия: 

  • Мещане: ремесленники, мелкие торговцы, наемные рабочие. Они имели свое самоуправление, платили налоги, несли рекрутские повинности и телесные наказания 
  • Крестьяне: государственные, удельные, владельческие. Платили подати, несли повинности.

К середине 19 века. проявляются признаки того, что сословный строй изживает себя, изменяются сословные перегородки, идет процесс формирования рабочего класса и буржуазии. Часть купцов, дворян, разбогатевших крестьян уже можно назвать буржуазией. Среди рабочих — выходцы из крестьян и мещан.

Хозяйственная специализация районов как специфика социально-экономического развития XIX века

В первой половине 19 века в России достаточно четко определились отдельные хозяйственные районы, в которых отдельные отрасли хозяйства занимали ведущее место.

  • Центрально-промьшленный район — (Губернии: Московская, Тверская,Ярославская, Костромская,Нижегородская) — (Специализация: хлопчатобумажная промьшленность,кожевенное производство)
  • Центрально-черноземный район — (Губернии: Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская) — (Специализация: слаборазвитая промышленность,производство товарного хлеба)
  • Северный район — (Губернии: Вологодская, Олонецкая, Архангельская) — (Специализация: мясомолочное хозяйство, лесные промыслы)
  • Северо-западный район — (Губернии: Петербургская, Псковская, Новгородская) — (Специализация: металлообработка, лен)
  • Уральский район — (Губернии: Вятская, Пермская) — (Специализация: горная промышленность, металлургическая промышленность)

Вывод: образование важных хозяйственных регионов было важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда, оно способствовало 

развитию товарно-денежных отношений и формированию внутреннего рынка. 

Развивались различные формы организации торговли: 

  •  Постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села превращались в постоянные торговые центры 
  •  Некоторое развитие получила биржевая торговля (Петербургская, Московская, Одесская, Варшавская биржи) 
  •  Ярмарки (старые — Макарьевская, Ирбитская, Свенская; новые — в Тифлисе, Тюмени, Кишиневе). Число — 4 тыс. Часть из них имели миллионные обороты 
  • Городская и сельская торговля вразнос (лотки, коробки).

Город, его роль в социальном развитии как особенность социально-экономического развития XIX века

За первую половину ХIХв. рост городского населения увеличился в 2 раза и составил 8%. Более 1000 городов. Преобладание небольших городов (население — менее 5 тыс. жителей). Наиболее крупные города — Петербург, Москва (население — около 500 тыс. жителей). Города были административными, промышленными и торговыми центрами.

Мануфактуры, ремесленные мастерские, рынки определяли участие города в социально-экономической жизни страны. Город привлекал крестьян-отходников на заработки, что усиливало рост численности его населения. Многие уездные города представляли собой большие села, жители которых занимались с/х.

но были и крупные торгово-промышленные селения, которые по характеру занятий жителей и по внешнему облику были настоящими городами — Иваново, Павлово.

Развитие сельского хозяйства как неотъемлемая часть социально-экономического развития XIX века

С/х сохраняло за собой ведущую роль в экономике страны. С/х производство росло, рос спрос на с/х продукцию в связи с ростом городов, городского населения и 

развитием промьшленного производства. Менялась структура аграрного производства: расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака): все больше сеяли вместо ржи, ячменя, овса пшеницу — предмет зернового экспорта, развивалось огородничество и товарное птицеводство, большую роль к середине ХIХв.

стал играть картофель, в Прибалтике и на Северо-западе развивалось торговое скотоводство. В с/х все чаще используются сезонные наемные рабочие. Продолжается освоение земель юга Украины и Новороссии, Северного Кавказа, Сибири. Посевные площади увеличились в 1,5 раза.

Ускорилась специализация районов: юга России и Заволжья – зерно. 

Но с/х было по-прежнему отсталым: 

  •  Экстенсивность, т.е. рост урожая за счет увеличения площади 
  •   Снижение производительности барского труда 
  • Урожайность хлеба на уровне Древней Руси
  •  Низкий уровень развития техники: деревянная соха с металлическим наконечником, трехполье  

Но помещики все больше втягивались в рыночные отношения. Этот процесс имел свои особенности в разных регионах страны. В черноземных губерниях барщинная форма расширяется, т.к. помещичье хозяйство втягивается в рынок -> заинтересованность в росте товарного хлеба.

Но наблюдается кризис барщинной системы, производительность труда падает. Крестьяне саботировали труд на барщине, он был в 2-3 раза менее результативным, чем на своих полях.

Помещики увеличили число барщинных дней, ввели «урочную» систему (нормирование дневной выработки), иногда практиковали частичную оплату барщинных работ. Результаты незначительны. 

В нечерноземных губерниях — оброчная система. Увеличение размера оброка на промыслы крестьян. Но рост мануфактур и фабричного производства привел к конкурентной борьбе, и крестьянские промыслы не выдерживали ее и разорялись. Из-за этого падала платежеспособность крестьян — + падала доходность помещика. С 20-х гг. рост недоимок — показателя непосильности оброков для крестьян.  

Некоторые помещики стремились увеличить доходность своих имений путем применения новых методов ведения с/х. Вводили многопольный севооборот, приглашали из-за границы специалистов-фермеров, выписывали дорогие машины, удобрения, новые сорта семян. Но в условиях крепостной России эти опыты терпели поражение и разоряли помещиков-новаторов.  

Таким образом, феодально-крепостническая система разлагается. Признаки ее разложения: 

  • Господство натурального хозяйства сокращалось в связи с развитием внутреннего рынка, втягивающем помещиков и крестьян 
  • Наделение крестьян землей и основными средствами производства все чаще нарушалось из-за процесса прекращения ведения собственного аграрного хозяйства: отходничество, месячина  
  • Личная феодальная зависимость крестьян от помещиков сохранялась, но ослабевала в отношении крестьян-отходников. Они были одновременно и наемными рабочими 
  • Главным проявлением было то, что крепостное право окончательно стало тормозом для экономического роста. Оно мешало развитию предпринимательства, препятствовало формированию рынка рабочей силы.  

Развитие промышленности в первой половине XIX века

Промьшленность развивалась быстрее благодаря внутренней политике Александра I, чем с/х. за первую половину ХIХв. число промышленных предприятий увеличилось в 7 раз, а рабочих — в 6 раз. Создавались новые отрасли — хлопчатобумажная, шелкопрядная, сахарная и др, Увеличивается доля наемного труда. 

В то же время. развитие сдерживалось и затруднялось крепостным правом.  

Мелкая крестьянская и ремесленная промышленность господствовали в производстве товаров массового потребления. Они давали 80% продукции всей обрабатывающей промышленности. Возникало все больше промышленных сел, где все население занималось ремесленным производством. Крестьяне сбывали свой товар через перекупщиков, но некоторые из них сами организовывали продажу своих изделий.

Крупная промышленность — в 2 раза увеличилось число мануфактур (капиталистических мануфактур), использовавших наемный труд. К середине ХIХв. число вольнонаемных рабочих составило 4/5. Это прежде все текстильное, особенно хлопчатобумажное производство. 95% рабочих — наемные — рост производительности труда. Предприятия, принадлежавшие купцам, бывшим крестьянам, развивались более динамично. 

Тяжелая и некоторые отрасли легкой промышленности практически перестали развиваться. Так, несмотря на покровительственные меры государства (заказы, запрет импорта аналогичной продукции) производство чугуна не увеличилось.

В отраслях, где господствовала дворянская мануфактура, преобладал принудительный труд (в черной металлургии, в суконной промышленности — 70-75% рабочих). Высокая стоимость продукции, низкий технический уровень, непроизводительный крепостной труд, привели стратегическую промышленность к застою и кризису.

Отмена в 1840 году посессионного права не могла исправить положение предприятий, использовавших посессионных рабочих, они разорялись.

Ещё менее производительными были вотчинные мануфактуры, остававшиеся всё же многочисленными и относительно прибыльными в связи с использованием бесплатного труда крепостных.

Промышленный переворот — главный результат социально-экономического развития XIX века

Промышленный переворот — создание крупной промышленности, основанной на использовании техники и наемного труда. Начался в России в 1830 — 1840гг. и продолжался до 1880 — 1890гг. Он осуществлялся: 

  • организационно — технически, т.е. происходила замена ручного труда машинным, началось применение техники на крупных предприятиях 
  • социально, т.е. формировались новые общественные группы: слой предпринимателей (буржуазия), слой инженерно-технологических работников (техническая интеллигенция) и наемный рабочий класс (пролетариат) 

В России промышленный переворот начался в легкой промышленности. Текстильные предприятия стали обзаводиться жаккардовыми станками и другой сложной техникой, прежде всего ткацкими станками.

Первым машинное производство тканей организовал Савва Морозов, затем Хлудовы, Горелины и др.

За несколько лет образовалось 120 фабрик с современными английскими и немецкими станками, поэтому росла производительность труда. 

В металлургии стали внедрять прокатные станы, горячее дутье, пудлингование. Но здесь, в условиях крепостнического труда, процесс проходил медленнее и сложнее. 

Буржуазия формировалась из государственных и крепостных крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами, старых купеческих фамилий, в меньшей степени – из дворянства. Торговая буржуазия была более многочисленной. Слой крупных предпринимателей — фабрикантов формировался медленнее и был немногочисленным. 

Рабочий класс формировался из крестьян-отходников (двойная зависимость от помещиков и капиталистов), мещан. 

Особенности промышленного переворота в России: 

  • позже, чем в Европе; имел высокие темпы развития; проходил в 2 раза быстрее, чем в Англии 
  • связан с использованием опыта Запада 
  • затрагивал отдельные отрасли, отличался относительно слабым развитием машиностроения 
  • многие предприятия размещались в сельской местности 
  • первый этап (1830 — 50-е гг.) проходил в условиях крепостного права

Развитие водных и шоссейных путей как результат социально-экономического развития XIX века

С развитием торговли и внутреннего рынка большое развитие приобрела транспортная система. 

Водный транспорт: север и северо-запад страны соединяли с центром и Поволжьем каналы, дополнявшие в России транспортные возможности крупных рек — Волги, Днепра, Немана и др. Системы каналов: Мариинская, Вьппневолоцкая, Тихвинская. По каналам ходят разные типы судов, в том числе большие и малые баржи (бурлаки). Появились пароходы, к середине Х1Хв. — 330. 

На юге, где не хватало водных путей преобладал гужевой транспорт, а также он был распространен на всей территории страны зимой. Телеги летом и санные обозы зимой перевозили огромные грузы. 

В середине Х1Хв. — строительство ж/д и шоссейных дорог. 1838г. — Петербург- Царское село — первая железная дорога. 1851г. — Москва — Петербург. Ж/д не имели большого значения. 

Шоссе соединили Петербург и Москву, Петербург и Варшаву, Москву и Нижний Новгород и др.

Внешняя торговля составляла около 20% внутреннего товарооборота. Темпы ее роста отставали от внутреннего рынка. За 50 лет внешнеторговый пол вырос в 2 раза. 

Экспорт: с уменьшением производства металлов Россия сократила вывоз металла. Вырос спрос на с/х продукцию в Европе, поэтому увеличился вывоз льна, сала, леса, пеньки, зерна. Вывоз российских промьппленных товаров — 10% от всего экспорта, в основном в страны Азии (Иран, Китай, Турция). 

Импорт был меньше. Главным образом ввоз промьппленных товаров (хлопок, пряжа, ткани, сахар, машины). Для защиты российских предпринимателей государство  вело политику таможенного протекционизма. Таможенные тарифы 1810г. и 1822г. имели запретительный характер по отношению к многим товарам, производящимся в России. 

Основным торговым партнером оставалась Англия, куда ввозилось свыше 70% российского экспорта льна, пеньки, сала.

Таким образом, основным содержанием развития России в ХIХв. было разложение крепостнического хозяйства формирование капиталистических отношений.

Таким было социально-экономической развитие 19 века.

Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/53-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-pervoj-polovine-khikhv

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть