Руаль Амундсен

Содержание

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен

Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты.

Первый путешественник, совершивший непрерывный морской переход Северо-западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации — гидросамолётов и дирижаблей — в арктических путешествиях.

Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США — Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Происхождение. Семья

Генеалогия рода Амундсенов может быть прослежена с XVII века: это были крестьяне с острова Асмалёй на границе Норвегии и Швеции. Прадед Руаля смог приобрести землю на материке под Шебергом.

Дед Руаля был первым в роду, кто носил фамилию Амундсен, отец Руаля — Йенс Амундсен (1820—1886) — был четвёртым из 12 детей. Братья Амундсен, занимаясь морской торговлей, владели общей усадьбой в Борге, недалеко от Сарпсборга, где река Гломма впадала в Скагеррак.

К 1880-м годам во владении семьи было 20 парусников и пароход, имелась даже собственная судоверфь.

Йенс Амундсен разбогател во время Крымской войны, поставляя британским и французским войскам зерно и солому; его парусник «Феникс» во время осады Севастополя использовался для размещения английских офицеров.

В 1866 году он совершил рейс из Китая на Кубу, доставив на сахарные плантации 300 китайских кули. О его характере свидетельствует следующий эпизод: во время плавания кули взбунтовались, но всё закончилось тем, что Й.

Амундсен принудил их повесить вожака.

В 1863 году, в возрасте 43 лет он женился на дочери таможенного чиновника Ханне Хенрике Густаве Салквист. В семье было четверо детей — все сыновья:

Детство и юность

О ранних годах жизни Амундсена известно немногое. Детство его прошло в лесах, окружавших родительскую усадьбу, в компании братьев и соседских детей (доходившей до 40 человек), в которой Руаль был самым младшим.

Братья Амундсен охотно участвовали в драках; Руаля в то время описывали как «высокомерного мальчика», которого легко было разозлить. Одним из его товарищей по играм был будущий исследователь Антарктики Карстен Борхгревинк.

Братьев Амундсен с раннего возраста приучали к спорту: во дворе усадьбы были сооружены гимнастические брусья, все четверо стали неплохими гимнастами. На лыжи Руаля Амундсена поставили, как только он научился ходить.

В школе Амундсен был стабильно худшим учеником, но выделялся упрямством и обострённым чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Руаль Амундсен в автобиографии рассматривал два фактора, способствовавших становлению его личности. В 1886 году скончался отец Йенс Амундсен. Мать — Густава Салквист — хотела, чтобы младший сын вошёл в состав интеллектуальной элиты страны, для чего перевезла семью в Кристианию, семейный дом располагался близ королевского дворца.

По настоянию матери Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но, когда ему был 21 год, она умерла (9 сентября 1893 года), и Руаль бросил университет. Характерно, что собственно медицину он так и не изучал и лишь с трудом окончил подготовительное отделение.

Амундсен писал в автобиографии: «С огромным облегчением покинул я… университет, чтобы всецело предаться осуществлению мечты моей жизни».

Другим фактором стало знакомство с историей покорения Северо-западного прохода и судьбой капитана Джона Франклина. В автобиографии и книге «Северо-западный проход» Амундсен приводил противоречивые данные о возрасте, когда судьба Франклина захватила его воображение, — в 8 или в 15 лет.

Начиная с 15—16-летнего возраста Амундсен ввёл для себя спартанский режим жизни: строгая диета, физические упражнения, сон на открытом воздухе даже зимой, регулярные лыжные походы в период с ноября по апрель. По собственным словам, Амундсен никогда не любил футбола, но регулярно играл в эту игру, «чтобы тренировать своё тело и приучить его к выносливости».

В 1892 году Амундсен прошёл медицинскую комиссию, в заключении которой было написано: «Рост — 180 см, объём грудной клетки на выдохе — 87 см, на вдохе — 98 см». Кто-то из видевших Амундсена в тот период назвал его «последним викингом». После пересечения плоскогорья Хардангервидда (под руководством лыжника Л.

Урдала) Амундсен нанялся на зверобойное судно «Моргенен», чтобы на практике подготовиться к получению штурманского звания. После возвращения в 1894 году из первой путины Амундсен обратился в Министерство внутренних дел с докладной запиской, в которой рассматривался вопрос о заинтересованности Норвегии в получении прав на архипелаг Шпицберген. По Р.

Хантфорду, в 1894 году Амундсен писал в Лондон, прося, чтобы его включили в состав экспедиции Джексона — Хармсворта, но получил отказ.

После смерти матери Амундсен снимал квартиру в Кристиании. С самого рождения о нём заботилась шведка Элизабет Густавсон, служившая его родителям с 1865 года. Амундсен, по собственным словам, относился к ней как к матери. Для никогда не имевшего семьи путешественника Бетти (таково было её семейное прозвище) была хранительницей домашнего очага.

Существенную роль в определении жизненных планов Амундсена сыграло знакомство с известным норвежским полярным исследователем Эйвином Аструпом. Впервые Руаль побывал на его лекции 25 февраля 1893 года, ещё формально числясь студентом университета.

24 июня 1893 года Амундсен был в толпе, провожавшей «Фрам» Нансена: отправлялась национальная норвежская экспедиция к Северному полюсу.

Характерно, что в его интересе к полярным исследованиям не было никаких следов мальчишеских мечтаний: приняв решение, Амундсен сразу стал претворять его в жизнь, готовя себя к карьере арктического путешественника.

Весной 1895 года Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и принял участие в ещё одном промысловом плавании.

3 января 1896 года Руаль и его брат Леон, имитируя арктический поход, решили пересечь Хардангерское плоскогорье с востока на запад, но заблудились и ходили по нему кругами. На четвёртый день закончились запасы провизии.

В «Автобиографии» этот эпизод описан как самое опасное происшествие, с которым он сталкивался в жизни: на ночёвке Руаля занесло снегом, а от усталости свело судорогой мышцы. Брат Леон сумел откопать его и вытащить на воздух.

Первая экспедиция

7 августа 1896 года Амундсен нанялся матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию на судне «Бельжика» (Belgica) под командованием Адриена де Жерлаша, личный состав которой был интернациональным.

Это была единственная экспедиция, в которой Амундсен участвовал в качестве подчинённого.

Целью похода было достижение Южного магнитного полюса, в максимальном приближении к нему надлежало высадить четверых зимовщиков с магнитометрическим оборудованием, после чего судно снабжения должно было отбыть в Рио-де-Жанейро и забрать береговую команду следующим антарктическим летом.

Зимой 1896—1897 годов будущий полярник переехал в Антверпен для изучения французского языка и прохождения курса навигации. Здесь у него завязался роман с квартирной хозяйкой, которая 24 марта 1897 года покончила с собой, после чего Амундсену пришлось поспешно покинуть город.

Цинга стала главной проблемой экипажа с наступлением полярной ночи. Амундсен и Кук развернули охоту на тюленей и пингвинов и не ограничивали себя в пище, при взвешивании в мае Амундсен поставил рекорд — 87,5 кг.

Вместе с Куком они также экспериментировали с полярным снаряжением, на практике проверив свойства спальных мешков конструкции Пири, Аструпа и Нансена. Кук был для Амундсена одновременно наставником и соучеником, однако остальные члены команды относились к этим экспериментам без всякого энтузиазма.

5 июня 1898 года скончался от цинги и осложнений на сердце магнитолог Э. Данко; вскоре матрос-норвежец Толефсен сошёл с ума и попытался пешком уйти в Норвегию.

Впрочем, обстановка на борту не была вовсе беспросветной: старший помощник Лекуан провёл «Большой конкурс женской красоты» и издавал непристойный рукописный журнал. Он же в своём дневнике подметил у 26-летнего Амундсена явную склонность к аскетизму и даже монашеству.

В условиях разложения и деморализации команды вспыхнул конфликт между Жерлашем и Амундсеном. Жерлаш категорически отвергал все рекомендации норвежца и к июню уже не вставал.

Однако существовало соглашение Жерлаша с Географическим обществом Бельгии, по которому экспедиция, невзирая на все обстоятельства, должна оставаться под началом любого офицера-бельгийца.

В результате Амундсен, ставший к тому времени старшим помощником командира, решительно заявил Жерлашу, что «никакой бельгийской экспедиции для него больше не существует».

Однако он оговорился, что теперь рассматривает «Бельжику» не как место службы, а как самое обыкновенное судно, поэтому его долгом является вывести её из льдов. В автобиографии, написанной четверть века спустя, Амундсен кратко писал, что руководство экспедицией перешло к нему. Только 14 марта 1899 года «Бельжика» вышла из зоны паковых льдов, вернувшись в Антверпен 5 ноября того же года.

О дате возвращения Амундсена на родину существуют противоречивые сведения. Он сошёл на берег в Рио-де-Жанейро и далее добирался самостоятельно.

Леон Амундсен надеялся, что путь брата пройдёт через Коньяк, где он к тому времени обосновался, однако Руаль предпочёл отбыть в Брюссель, где принял первую из своих наград — кавалерский крест ордена Леопольда.

Он отказался что-либо писать и публиковать об экспедиции Жерлаша, хотя и признавался, что это предприятие сыграло выдающуюся роль в его жизни:

По мнению Р. Хантфорда, важнейшим уроком, вынесенным Амундсеном из экспедиции де Жерлаша, стало то, что с тех пор он маскировал собственные первопроходческие планы под научное исследование. Таким образом, детские мечты о покорении Северо-западного прохода Амундсен прикрывал идеей достижения Северного магнитного полюса.

Подготовка

Вернувшись из Бельгии, Амундсен отбыл на военные сборы, после которых в сентябре 1899 года братья Леон и Руаль на велосипедах проехали из Кристиании в Коньяк. Из Франции Руаль на том же транспорте через Мадрид добрался до Картахены. Оттуда он пошёл на барке «Оскар», принадлежавшем его семье, в Пенсаколу.

Амундсен вернулся в Европу в апреле 1900 года, причём во время пребывания в Великобритании собрал себе исчерпывающую библиотечку трудов, посвящённых покорению Северо-Западного прохода. По результатам плавания он был удостоен диплома капитана торгового флота.

В сентябре 1900 года Амундсен прибыл в Германскую морскую геофизическую обсерваторию в Гамбурге, где его тепло принял директор Георг фон Ноймайер. Амундсен работал над овладением необходимыми сведениями едва ли не фанатично. Позднее он вспоминал, что из 40 дней, проведённых в Гамбурге, 250 часов посвятил геофизике, что составляло более 6 часов занятий в сутки.

У Ноймайера Амундсен был представлен Хенрику Мону, который на Рождество 1900 года познакомил его с Фритьофом Нансеном — величайшим из норвежских полярников того времени. Отношения между Нансеном и Амундсеном описывались разными биографами по-разному. Так, Хантфорд утверждал, что в «них не было ни лёгкости, ни сердечности», однако Т.

Буманн-Ларсен писал, что «нет оснований считать, что в Люсакере Амундсена принимали с меньшим восторгом, чем в Гамбурге». По воспоминаниям Лив Нансен-Хейер — старшей дочери полярника, в обществе Нансена Амундсен всегда выглядел смущённым и неуверенным

Источник: http://people-archive.ru/character/rual-amundsen

Руаль Амундсен: что он открыл и когда?

Руаль Амундсен

Амундсен – один из самых известных мореплавателей Норвегии. С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны.

В детстве он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть.

Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног.

Юность великого полярника

Когда Амундсен поступил на медицинский факультет в Осло, большую часть времени он посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.

В 1897-1899 годах молодой Амундсен принимал участие в антарктической экспедиции бельгийских полярников. В одной команде с ним был знаменитый путешественник Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири.

Северный полюс и стал целью, которую поставил перед собой Руаль Амундсен.

Что он открыл в будущем, если уже до него за крайнюю точку планеты боролись другие путешественники? Официально долгое время считалось, что первым 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса Роберт Пири.

Фредерик Кук утверждал, что побывал здесь уже 21 апреля 1908 года. Так как доказательства, представляемые Куком, вызывали сомнения, то пальму первенства решили отдать Пири. Но и его достижения оказались под сомнением.

Дело в том, что оборудование того времени еще не достигло того уровня развития, на котором можно было бы смело утверждать истинность совершенного открытия. Следующим, кто попытался покорить неумолимый Северный полюс, был Фритьоф Нансен. Но он не смог достичь своей цели, и эстафетную палочку у него перенял Руаль Амундсен.

Что он открыл и когда, навсегда осталось в истории географических исследований. Но главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания.

Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.

Руаль Амундсен: что он открыл до того, как стать великим мореплавателем

Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью. Перед тем как стать великим путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.

В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания. После получения диплома Антарктида наконец становится местом, куда отправляется Руаль Амундсен. Что он открыл в процессе своего первого путешествия? Только тот факт, что в Антарктиде главная цель – остаться в живых.

Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка – все это едва не погубило команду.

Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.

Перемена целей

Руаль Амундсен: что он открыл и какова его роль в современном географическом знании? В 1909 году, когда Кук и Пири официально заявили о своих правах на открытие Северного полюса, Амундсен решил кардинально поменять свою задачу. Ведь в этой гонке он мог быть лишь вторым, если не третьим. Поэтому полярник решил покорять другую цель – Южный полюс. Однако и здесь уже были те, кто хотел достичь этой цели быстрее.

Английская экспедиция Скотта

В 1901 году Великобританией была организована экспедиция во главе с офицером Робертом Скоттом. Он не считал географические открытия делом всей своей жизни, но подошел к подготовке к суровому путешествию со всей ответственностью.

Руаль Амундсен, Роберт Скотт: что открыли полярники в своих путешествиях, сделали ли они это вместе? Скорее, это было отчаянное соревнование за право достичь Южного полюса первым. В июне 1910 года Скотт начал экспедицию к Антарктиде.

Он знал о том, что у него имеется конкурент, но не придал большого значения экспедиции Амундсена, считая его неопытным. Но главное открытие Южного полюса в 1910-1912 годах принадлежало норвежцу.

Руаль Амундсен: что он открыл? Краткое содержание экспедиции на Южный полюс

Главную ставку Скотт сделал на использование техники – мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.

4 февраля команда Скотта, добравшись до Китовой бухты, внезапно увидела своих конкурентов. Англичане, хоть и потеряли боевой настрой, решили продолжать путешествие.

Кроме того, что команда была шокирована появлением экспедиции Амундсена, сыграла роль и недостаточная подготовка. Лошади их начали погибать, так как долго не могли акклиматизироваться. Одни из мотосаней разбились.

Скотт понял, что ставка Амундсена на собак – самое выигрышное решение. Несмотря на то что Амундсен также нес потери, 14 декабря 1911 года его команда достигла Южного полюса.

Источник: http://fb.ru/article/297985/rual-amundsen-chto-on-otkryil-i-kogda

The Rock

Руаль Амундсен

Будущий великий полярный исследователь родился 16 июля 1872 года в норвежском городе Борге. С детских лет Амундсен мечтал о путешествиях и экспедициях на север.

 В 1889 году его кумиром стал полярный исследователь Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen), только что вернувшийся из своей Гренландской экспедиции: юный Руаль был потрясен сообщениями о походе Нансена через покрытый льдом остров, он мечтал, что однажды станет таким же знаменитым.

Первые шаги к цели

Руаль Амундсен

В 1890 году Амундсен поступил на медицинский факультет университета в Кристиании, которая сейчас называется Осло. Однако учеба продолжалась всего два года: после смерти матери Руаль получил крупное наследство и решил целиком посвятить себя подготовке к грядущим путешествиям.

С 1894 по 1899 года будущий полярник изучает морское дело, нанимаясь на разные суда. В 1897 году его мечты начинают сбываться: в качестве помощника капитана Амундсен отправляется в экспедицию к Южному полюсу на корабле «Бельжика» (Belgica).

Возглавлял экспедицию бельгийский лейтенант Адриен де Жерлаш (Adrien de Gerlache).

Благодаря этому путешествию Амундсен смог познакомиться с суровыми условиями околополярной зоны, чтобы лучше подготовиться к своему первому самостоятельному путешествию. Он приобрел небольшое судно «Йоа» (Gjøa) и в 1903 году отправился в арктическую экспедицию.

Вместе с 6 товарищами Амундсен открыл Северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий. «Йоа» прошла от Гренландии до Аляски, а затем доплыла до берегов Канады, где норвежский исследователь познакомился с эскимосами и научился у них множеству полезных навыков, в том числе умению обращаться с ездовыми собаками.

Обратно на родину Амундсен вернулся лишь осенью 1906 года, и сразу же был признан национальным героем.

Покорение Южного полюса

Но даже после своего триумфального возвращения деятельный норвежец не собирался почивать на лаврах. Он начал готовиться к новому путешествию, на этот раз — к Северному полюсу. В этом ему помогал кумир юности, Фритьоф Нансен, давший Амундсену свой знаменитый корабль «Фрам» (Fram).

Но экспедиции к Северному полюсу не суждено было состояться: во время подготовки к ней пришло известие о том, что американец Фредерик Кук (Frederick Cook) стал первым человеком, достигшим этой точки земли.

А еще год спустя о том же заявил американец Роберт Пири (Robert Peary), оспаривавший первенство Кука.

Корабль “Фрам”

Амундсен не желал быть ни вторым, ни, тем более, третьим. Он поменял свои планы и в августе 1910 года отправился в Антарктику. 13 января 1911 года «Фрам» причалил к ледяному барьеру Росса.

Команда Амундсена начала готовиться к экспедиции, тренируясь, вновь и вновь проверяя каждую мелочь, и размещая склады с продовольствием вдоль намеченного маршрута к полюсу.

 В это же время на расстоянии 650 км от норвежцев готовились к штурму Южного полюса англичане под предводительством Роберта Скотта (Robert Scott).

19 октября 1911 года Амундсен и его команда отправились в путь.

 В отличие от Скотта, использовавшего в своей экспедиции мотосани и маньчжурских пони, норвежский исследователь не стал придумывать ничего нового.

Его отряд выбрал в качестве средства передвижения проверенный веками способ — собачьи упряжки. 14 декабря Амундсен достиг своей цели и водрузил норвежский флаг над бескрайней снежной равниной.

Неутомимый исследователь уже планировал очередную экспедицию, но его планам помешала Первая Мировая война. Лишь после ее окончания Амундсен смог приступить к реализации своих намерений. Он мечтал совершить дрейф вдоль Сибирских берегов, а затем достигнуть таким образом Северного полюса.

Для этой цели был построен новый корабль, получивший название «Мод» (Maud). Экспедиция стартовала из Норвегии летом 1918 года и летом 1920 года достигла Аляски. Так Амундсен стал первым человеком, прошедшим из Атлантики в Тихий океан двумя самыми короткими путями: Северо-западным и Северо-восточным.

Однако дальнейшее путешествие «Мод» проходило без этого великого исследователя: он сошел в аляскинском городе Ном.

Полеты над Арктикой

Хотя Амундсен покорил Южный полюс, Северный по-прежнему манил его. Он поставил себе новую цель: первым долететь до Северного полюса на самолете. В этом норвежцу решил помочь американский миллионер Линкольн Эллсворт (Lincoln Ellsworth), оплативший покупку двух гидросамолетов.

Но попытка достичь Северного полюса таким путем оказалась неудачной. 21 мая 1925 года оба самолета вылетели со Шпицбергена на Аляску, но уже на следующий день бак одного из самолетов дал течь, и его пришлось оставить.

Второй самолет тоже быстро пришел в негодность, и экспедиции чудом удалось вернуться на Шпицберген.

Разочаровавшийся в самолетах Амундсен обратил свое внимание на дирижабли.

На деньги миллионера Эллсворта был куплен дирижабль «Норвегия» (Norge), и 11 мая 1926 года Амундсен , Эллсворт и итальянский дирижаблестроитель Умберто Нобиле (Umberto Nobile) вылетел со Шпицбергена.

Эта затея увенчалась успехом: через 71 час после вылета «Норвегия» приземлилась на Аляске, пролетев над Северным полюсом.

Хотя организацией экспедиции занимался Амундсен, большая часть славы досталась Нобиле, который и управлял дирижаблем. К тому же великий норвежец больше не имел ни одной цели: он достиг всего, чего хотел. Следующие два года он провел в своем собственном доме, почти ни с кем не общаясь.

Но в начале лета 1928 года Нобиле, совершавший очередной полет над Арктикой, пропал без вести. 18 июня Амундсен нанял гидросамолет и присоединился к поискам пропавшего. Этот благородный поступок не помог Нобиле, но стал причиной смерти самого Амундсена. Его самолет погиб вместе со всем экипажем в Баренцевом море.

Умберто Нобиле был найден 23 июня, спустя всего несколько дней после гибели Амундсена.

Источник: http://whoyougle.ru/texts/roald-amundsen

Руаль Амудсен. Что открыл. Биография

Руаль Амундсен

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (рожд. 16 июля 1872 г. – смерть 18 июня 1928 г.) — полярный путешественник-исследователь из Норвегии.

Что открыл Руаль Амудсен

Первый в мире кто смог достичь Южного полюса (14 декабря 1911 г). Первый человек (вместе с Оскаром Вистингом ), который побывал на обоих географических полюсах планеты. Первым в мире смог пройти Северо-Западным проходом от Гренландии к Аляске, поздней совершил переход Северо-Восточным путем (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Один из пионеров использования авиации — гидросамолеты и дирижабли — в арктических путешествиях. Погиб в 1928 г. отправившись на поиски пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду Америки — Золотую медаль конгресса, его имя носят многочисленные географические и иные объекты.

Детство. Юность

Руаль Амундсен родился в семействе потомственных мореплавателей и с юных лет мечтал о продолжении семейной традиции. Но он хорошо знал, что для этого необходимо крепкое здоровье – то, чего у него не было.

Однако, будучи болезненным и слабым физически, Руаль поставил перед собой задачу максимально укрепить свой организм, для чего ежедневно тренировался и закаливался.

Он хотел даже стать доктором, однако после двух курсов медицинского факультета университета в Христиании (сейчас Осло) оставил учебу и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море.

Первые путешествия. Обучение

После двух лет морских странствий Амундсен, просоленный морскими ветрами, окрепший и еще больше уверенный в себе, сдал экзамены на штурмана дальнего плавания. В 1897–1899 гг. в качестве штурмана принимал участие в бельгийской антарктической экспедиции на корабле «Бельжика», после которой сдал экзамен, на капитана дальнего плавания.

Открытие Северо-западного прохода

В 1903–1906 годы Руаль впервые в истории мореплавания прошел на собственной парусной шхуне «Йоа» с командой из 7-и человек от Гренландии до Аляски по водам Канадского Арктического архипелага. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям.

Обогнув остров с восточной стороны, провел две зимовки в гавани у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. 1904 год, осень — он провел обследование на лодке самой узкой части пролива Симпсон, а в конце лета 1905 г. двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг.

1906 год, лето — после третьей зимовки путешественник прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско. Этим он смог открыть Северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан с востока на запад.

Во время экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения и нанес на карту больше 100 островов.

Норвежская антарктическая экспедиция (1910—1912 гг.)

В 1910–1912 годах Амундсен на судне «Фрам», принадлежавшем Ф. Нансену, возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открыть Южный полюс. В составе команды «Фрама» был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе экспедиция Амундсена высадилась на ледник Росса в Китовой бухте. Там основали базовый лагерь для подготовки к походу на Южный полюс.

1911 год, 19 октября — возглавляемая Руалем Амундсеном группа (Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд) на 4-х санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь и 17 декабря 1911 г.

смогла достичь Южного полюса. За время работы экспедиции в Антарктиде путешественник открыл горы Королевы Мод. Но лишь 7 марта 1912 г.

, находясь в городе Хобарте (Тасмания), Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Северо-Восточный морской путь

В 1918–1921 гг. Руаль построил на свои деньги судно «Мод» и прошел на нем с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на «Фраме». С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива.

1) «Мод» в море 7 марта 1918 года;
2) Шпицберген при подготовке к старту (Май 1925)

Воздушная экспедиция 1925 год

В 1923–1925 гг. Амундсеном было предпринято несколько попыток достичь Северного полюса. Биографы великого норвежца сохранили подробности экспедиции 1925 года. 21 мая 1925 г. курс на Северный полюс взяли два гидросамолета.

На одном находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом – Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. На расстоянии в 1000 км от Шпицбергена мотор самолета на котором находился Амундсен начал давать перебои. Пришлось делать вынужденную посадку, благо поблизости оказалась большая полынья.

Второй же гидроплан при посадке вышел из строя.

Ждать во льдах подходящей для взлета погоды довелось более 3-х недель. Было понятно, что возвращаться придется всем на одном самолете. Из него было выброшено все, кроме самого необходимого. Пилотское место занял Рисер-Ларсен. Остальные 5 человек едва смогли уместиться в кабине.

Руаль так описал происходившее: «Вот пущен мотор, и самолет тронулся с места. Следующие секунды были самыми захватывающими во всей моей жизни. Рисер-Ларсен сразу же дал полный газ.

С увеличением скорости неровности льда сказывались все сильней, и весь гидроплан так страшно накренялся из стороны в сторону, что я не раз боялся, что он может перекувырнуться и сломать крыло. Мы быстро приближались к концу стартовой дорожки, но удары и толчки показывали, что мы все еще не оторвались ото льда.

С возраставшей скоростью, но по-прежнему, не отделяясь ото льда, мы приближались к небольшому скату, ведущему в полынью. Мы перенеслись через полынью, упали на плоскую льдину на другой стороне и вдруг поднялись в воздух…»

Спустя 8 ч 35 мин полета заело приводы рулей. Но под крылом самолета уже блестела открытая вода. Пилот уверенно посадил гидросамолет на воду и повел его как моторную лодку. Это произошло вблизи северных берегов Шпицбергена.

В скором времени к путешественникам подошло небольшое рыбацкое судно, и капитан согласился отбуксировать самолет в Кингсбей. От Шпицбергена участники ее вместе с самолетом плыли на пароходе.

1925 год, 5 июля — самолет Амундсена, встречаемый тысячами ликующих людей, совершил посадку в гавани Осло. Норвегия чествовала своих национальных героев.

Дирижабль «Норвегия»

1926 год, май — Руаль возглавлял первый успешный перелет через Северный полюс на дирижабле. Летательный аппарат легче воздуха носил имя родной страны героя – «Норвегия».

Гибель

Через 2 года, когда другой дирижабль – с гордым именем «Италия» – после достижения полюса потерпел крушение, Амундсен отправился на поиски экспедиции генерала Умберто Нобиле.

Он вылетел из Тромсе на французском двухмоторном гидроплане «Латам-47». Во время перелета из Норвегии на Шпицберген самолет по неизвестным причинам рухнул в воды Баренцева моря.

И больше о знаменитом полярнике никто ничего не слышал.

Генерала Нобиле спасли спустя пять дней после исчезновения путешественника.

Память

Именем Руаля Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык были переведены его работы «Перелет через Ледовитый океан», «На корабле “Мод”», «Экспедиция вдоль северного побережья Азии», «Южный полюс» и пятитомное собрание сочинений.

Фритьоф Нансен посвятил памяти своего коллеги и соотечественника искренние слова: «Он навеки займет особое место в истории географических исследований… В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе».

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/rual-amudsen-chto-otkryl-biografiya.html

Краткая биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен (полное имя — Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен, потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист, дочь чиновника из таможенной службы.

Учеба в школе

В школе Руаль был всегда худшим учеником, но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Дальнейшая учеба

После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода, но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.

Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море.

Морская специальность и путешествие в Арктику

В течение 5 лет Руаль плавал матросом на разных судах, а затем сдал экзамены и получил диплом штурмана. И в таком качестве в 1897 году отправился, наконец, в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика», которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции.

Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Северо-западный проход

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа», построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.

Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход.

Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах, океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.

На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника.

Полярная авиация

Руаль Амундсен летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту:

пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

Трагическая гибель

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия», такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским…

Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине. Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Амундсен согласился стать участником одной из спасательных экспедиций команды Нобиле. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген.

Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.

Источник: http://www.vdovgan.ru/rual-amundsen-kratkaya-biografiya-puteshestvennika/

Руаль Амундсен | Исторический документ

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в Норвегии в Борге. Умер 18 июня 1928 года, в возрасте 55 лет.
Амундсен – известный норвежский исследователь. Известности он добился благодаря тому, что возглавил первую экспедицию на Южный полюс в 1911 году.

Кроме того, Амундсен принимал активное участие в Арктической экспедиции на Северный полюс в 1926 году. Помимо двух полярных экспедиций за плечами Амундсена была так же первая успешная исследовательская миссия к Северо-Западному проходу через Канаду. Путешественник с детства был увлечен исследованиями.

Амундсен умер предположительно в 1928 году. Он исчез, пытаясь спасти товарищей в Арктике.

Ранние годы

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в маленьком Борге. Мореходство было фамильным делом Амундсенов, многие члены семьи ходили в море и имели во владении собственные корабли.

Амундсен отличался высоким ростом – более 180 см, в свои годы он считался очень высоким человеком. О нем писали, что Руаль настолько любил свежий воздух, что даже зимой спал с распахнутыми настежь окнами.

Возможно, именно эта закалка помогла ему в будущем стойко переносить условия крайнего севера.

Амундсен с детства мечтал возглавить экспедицию в Антарктиду. С тех самых пор, когда он впервые узнал о ней. В 1897 году он впервые увидел ее и после мечтал посетить континент вплоть до 1911 года. Антарктида по сей день остается практически нетронута человеком, а в те годы континент представлял собой сплошной массив льда.

Признание

В 1903 году Амундсен получил известность как мореплаватель. Он возглавлял экспедицию через Северо-Западный проход на рыболовецком судне длиной всего 21 метр. Путешествие было долгим и трудным, судно часто попадало в ледяные ловушки проходя опасные атлантические воды. Прошло три года прежде, чем экспедиция подошла к завершению.

По возвращении в Норвегию Амундсен услышал новость о том, что британский исследователь Эрнест Шеклтон должен возглавить экспедицию на Антарктиду с целью достижения Южного полюса.

Экспедиция Шеклтона не увенчалась успехом, и Амундсен посвятил все свое время изучению того, что у британца пошло не так.

Он хотел сам провести новую антарктическую экспедицию и думал о том, как избежать всех возможных проблем.

Амундсен и Антарктика

Несмотря на то, что Амундсен обрел известность как хороший организатор и тактик, он был довольно молчалив и подробностями своих планов ни с кем не делился.

Его описывали как угрюмого и сурового человека.

Амундсен тщательно отбирал людей для своей команды, для него было важно, чтобы члены экипажа были выносливыми и способными противостоять всем трудностям, которые им готовит путешествие в Антарктику.

В конце лета 1910 года Амундсен закончил свои приготовления к экспедиции. В августе того же года корабль Амундсена покинул порт. Фактически он должен был направляться на Северный полюс, однако покинув Норвегию Амундсен изменил курс. Этому способствовала новость о том, что американец Роберт Пири озвучил тот факт, что он достиг 90 градусов севера в 1909 году.

Даже норвежские чиновники не знали об изменении курса Амундсеном. Исследователь был обеспокоен тем, что правительство предложит ему не вступать в конкуренцию с Британией по политическим причинам.

Даже члены команды Амундсена не знали правды о том, куда флотилия держит путь. Так было до тех пор, пока корабль флотилии Фрам не достиг берега Марокко. Там Амундсен занялся подготовкой саней к предстоящему походу на полюс. Он считал это очень важной задачей, от которой зависит дальнейшее выживание всей команды.

Британский же исследователь Роберт Фалкон Скотт отказавшись от саней предпочел им сибирских пони. Для него это решение стало смертельным. Команда Амундсена достигла шельфа Росса в середине октября 1911 года и быстро продвинулась к полюсу, опередив Скотта на три недели.

У команды Амундсена были отличные условия для арктического похода. Погода благоволила им на протяжении всей экспедиции. К 7 декабря норвежцы преодолели самую южную точку, которая ранее когда-либо была достигнута людьми. Через неделю после этого Южный полюс был покорен. Сам Амундсен установил норвежский флаг на полюсе, после чего его команда двинулась обратно к кораблям.

Благодаря тщательно продуманной подготовке, путь назад тоже не доставил норвежцам ощутимых проблем. 25 января 1925 года они благополучно вернулись в лагерь. Экспедиция прошла по Арктической земле 2900 километров за 99 дней. Экспедиция Скотта тоже смогла добраться до полюса, но по возвращению они погибли в ужасающей арктической буре.

Дальнейшие исследования и смерть

Амундсен продолжил исследовательскую деятельность после триумфального возвращения из Антарктики. Он участвовал во множестве экспедиций. Самой известной из них был пролет дирижаблем над Северным полюсом в 1926 году.

Амундсен сомневался в том, что Пири смог достигнуть полюса в 1909 году, и пролетая дирижаблем над полюсом он так и не обнаружил там американского флага.

С тех пор, именно его пролет над Северным полюсом считается первым достоверным фактом его покорения.

Два года спустя в своем очередном путешествии Амундсен исчез. 18 июня 1918 года он пытался с воздуха спасти своих коллег в Северном Ледовитом океане. Однако, его самолет потерпел крушение в море. Тело искали три месяца, но так и не смогли найти.
Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/rual-amundsen/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть