Русская культура 16 века

Особенности русской культуры XVI века

Русская культура 16 века

Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.

Формирование централизованного государства являлось мощным стимулом для развития особенностей русской культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551г., регламентирующий церковное искусство.

Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVIв. В русской культуре появились светские элементы, тенденция к обмирщению. Преобладает героическая тематика, культура носит многонациональный характер.

  • развитие письменности (скоропись)
  •  книгопечатание 1564г. Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1564г. – первая книга «Апостол», 1565г. «Частослов» (ежедневный молитвенник), русский букварь 1574г. во Львове; всего написано 20 книг: литература, летописание, «Лицевой летописный свод» (Никонская летопись), исторические повести («казанское взятие», «О хождение Стефана Батория на град Псков»).

Путешествия – повести русских послов. Развитие публицистики, развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

Цель – обосновать новую государственную политику – связь русских государей с византийскими римскими императорами.

Иегумен Филофей, его послания князю Василию III– тезис «Москва – третий Рим», а четвертому не бывать! – доктрина русского православия.

Публицист Иван Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане». Идеал государственной власти – сильная самодержавная власть, опирающаяся на поместное дворянство – возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.

Андрей Курбский бежал в Литву в 1564г., Ивану Грозному. Так появилась «История о Великом князе московском». Курбский – враг «лютости» царя, не считался с теми, кто правдой служил.

Протопоп Сильвестр – «Домострой» — обязанности в семье и обществе, Митрополит Макарий – 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения).

Усиление православной церкви сопровождалось регламентацией всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания Христа.

Первая ересь – стригольничество XIVв. В Новгороде и Пскове. Критика пьянства, назначение на должность за плату. Конец XVв. – Иегумен Иосиф Волоцкий (иосифляне) — особенность русской культуры.

– выступление против еретиков, смертная казнь для них. Нил Сорский (нестяжатели) – считали, что еретиков надо миловать. Они по-разному относились к великокняжеской власти: иосифляне – казнь – наместник Бога на земле и «Москва – третий Рим», нестяжатели – монахи, существуют только от своих трудов, отказ от монастырского землевладения.

1504г. – еретики приговорены к смертной казни.

Архитектура и ее особенности в русской культуре

Архитектура – отразила возрастание международного авторитете России. Сочетание национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. По образце Московского Успенского соборы были построены пятиглавые крестово-купольные храмы:

  • Успенский собор в Троице-Сергиевском монастыре
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре под Москвой
  • Софийский собор в Вологде
  • Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове

Возникновение нового стиле монастырей – шатрового. В отличие от крестово-купольных шатровые храмы не имеют внутри столбов, всё держится на фундаменте: церковь Вознесения в селе Коломенском в 1532г. в честь рождения Ивана Грозного.

  •  Покровский собор – храм Василия Блаженного 1555 – 1561гг., Барма и Постник в честь взятия Казани
  • посадские храмы
  • подъем крепостного строительства. Кремли – Нижний Новгород, Тула, Коломна.

1535 – 1538гг. – линия укрепления Китай-город, Федор Конь – третья линия, Каменные укрепления Белый город – деревянные стены на земляном валу. Смоленский кремль – Федора Коня.

Живопись и ее особенность в русской культуре

Живопись. Особенности: стирание границ местных школ и усиление светских элементов.

В иконах господствовала московская школа. Отстранение от классических норм, распространение богороднического цикла «О тебе радуется».

Собор 1553 – 1554гг. – разрешение изображать на иконах лица царей. Появление «бытийного письма» и исторических портретов (Золотая палата царского дворца – фрески сохранились).

Дионисий – фрески собора Рождества Богородицы, Ферапонтова монастрыя. Стоглавый собор 1551г. оформил единый пантеон святых (около 50). «Церковь воинствующая» — взятие Казани.

Книжная миниатюра на бумаге изображала бытовые сцены.

Декоративно-прикладное искусство – рост, главный центр – Москва.

Лучшие ремесленники объединялись в царские и митропольничьи мастерские: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль.

Таким образом, в XVIв. В развитии особенностей русской культуры отражались особенности государственности, и прежде всего, централизации.

Это и привело к явлению в стране, под названием Смута.

Происходило становление единых стилей в искусстве.

Фундаментальность многонациональной российской культуры.

Тенденция к обмирщению, появление реалистических черт.

Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/13-poslednij-oplot-ryurikovichej/35-osobennosti-russkoj-kultury-xviv

Русская культура XVI века

Русская культура 16 века

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева.

Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении.

В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе.

Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя.

Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья.

Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного.

Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс.

миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени.

(«Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы.

Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра.

Начало книгопечатания

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров.

Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг.

Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте.

Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве.

Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах.

Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в.

прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»).

Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий.

К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др.

Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

Источник: https://histerl.ru/kurs/smutnoe_vremia-kurs/kultura_16.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть