С поляны коршун поднялся

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

С поляны коршун поднялся

Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл.

На поэта, как и на любого творческого человека, влияет личная жизнь. И это отражается в творчестве.  Тютчеву нравится его жизнь в Мюнхене, он популярен и любим в обществе, семейная жизнь благополучна и налажена.

Отчего же так тоскливо на душе? Почему так сильна тяга к Родине?

Человек и природа, свобода и воля – такие мысли приходят на ум Федору Ивановичу, когда однажды он наблюдал за полетом коршуна. Поэт искренне завидует вольной и независимой птице. Начало произведения плавное. Такое же, как полет коршуна, вначале, где он просто «поднялся» с «поляны».

Для птицы это естественно – взлететь в небо, она это делает инстинктивно. Затем интонация произведения меняется. «Высоко взвился» коршун и «вьется» все «выше, дале». Тютчев восхищается птицей, ее природной силой. Коршун – не воробей. Это хищник с «двумя мощными, живыми крылами».

Поэт наблюдает за его полетом и с завистью понимает, что ему дано то, что никогда не сможет сделать человек.

В строке, где коршун « ушел за небосклон!» чувствуется одновременно и радость, и грусть. И немой вопрос к природе – матери, которая дала коршуну то, что не подвластно человеку. Она сделала хищника царем поднебесья.

Подняться в небо – давняя мечта человека. Об этом иносказательно Тютчев пишет в последних двух строчках. Оторваться от земной суеты, забыть, хоть ненадолго, о проблемах, почувствовать восторг полета и свободу.

Но поэт с горечью понимает, что это невозможно. Человек, «царь земли», должен постоянно работать. Наряду с сожалением, в этих двух строчках чувствуется гордость.

Пусть коршун – царь неба, но человек, высшее существо, – правитель земли!

Наверняка, у Тютчева, в момент написания «Коршуна», был тяжелый период в жизни. Чувствуется, что у него нет внутренней гармонии. Почему человек не может выйти за пределы своих, зачастую, пустых, забот? Почему так трудно быть свободным в душе? Поэт призывает читателя преодолевать условности общества, жить в гармонии с собой и природой.

Анализ стихотворения С поляны коршун поднялся Тютчева

Стихотворение « С поляны коршун поднялся » было написано в 1835 году, и его можно отнести ко второму значимому периоду в лирике Федора Ивановича Тютчева. В те времена лирик проживал в далеком Мюнхене.

Там он проходил службу камергером. Работа была не емкой по времени, и для творчества оставалось времени предостаточно. Поэт много писал стихотворений ,а также работал по дому.

Произведение вышло лаконичным, компактным и афористичным.

мысль произведения – это взаимные отношения между человеком и самим собой, между человеком и природой, между человеком и волей к жизни и между человеком и свободой. Нам открывается картина человеческой зависти к одной птице, которая является олицетворением природы. Но понятия зависти могут отличаться между собой.

Зависть в данном стихотворении не полна темных и злых ноток, она наполнена чистотой и искренностью. Она полна очарования, перед тем как свободна птица, в то время как парит в воздухе, восхищена его неподвластностью и безразличностью к мирским хлопотам и беспокойствам.

Коршун, поддавшись своим инстинктам, величественно встает со своей поляны и с гордостью и непринужденностью взлетает в небеса.

Этим стихотворением лирик хотел показать ненадобность излишней суеты людей. Тютчев считал, что сила человека заключалась в таких вещах как: храбрый прыжок, подъем вверх, преодоление испытаний, различных трудностей и преград.

Для лирика коршун не обычная птица каких полно ,а царственное и высокое существо.

В произведении Тютчев пытается призвать всех людей к свободной гармоничной жизни, в которой есть место для совести, чести и той жизни, которая сможет дать человеку надежду и приют.

https://www.youtube.com/watch?v=aDS4B8fN20o

Линия сюжета произведения состоит из таких частей:

  1. Поляна и коршун
  2. Коршун, который плавно отталкивается от поляны, медленно взмахивая крыльями.
  3. Коршун молниеносно набирает высоту подобно стреле, которая пронзает небеса.
  4. Птица поднимается высоко над землей и превращается в крошечную точку.
  5. Поэт думает, что природа преподнесла коршуну в качестве дара – надежные, крепкие крылья.
  6. Тютчев с разочарованием размышляет о предназначении человека на земле. Он не может понять, почему самое главное существо на земле – человек, прикипел к ней мертвой хваткой и работает для нее в строгих жизненных обстоятельствах. И как обыкновенная птица просто счастлива, находясь  в своем природном мире.

Образ главного героя-это независимый и свободный человек. Образ коршуна-это воля к  беззаботной жизни. Автор сравнивает небо со свободой, с полетом птицы, с чем-то сокровенным и немного личным, с предоставлением права предпочтения в выборе территории.

Вариант №3

Федор Иванович Тютчев – известный русский дипломат и поэт. Свою политическую карьеру он начал вдали от родины. В течение двадцати лет проживал и работал сперва во Франции, а затем в Германии. Немецкий город Мюнхен стал для поэта очень родным. Тютчев и не думал о возвращении в Россию, но в глубине души осознавал, что когда-нибудь это все равно случится.

В последние годы, проведенные за границей, Тютчева мучил один и тот же вопрос: « Почему в городе, где он живет со своей обожаемой женой, его все чаще одолевают чувства невероятной тоски и одиночества?». Стихотворение «С поляны коршун поднялся…» было написано Тютчевым в 1935 году.

В нем он пытается постичь причину своих двойственных чувств, не позволяющих ему ощущать себя счастливым человеком. Вдохновением, послужившим для написания произведения, стал полёт коршуна, за которым поэт следил с восторгом и некоторой тайной завистью. Коршун взлетал ввысь до тех пор, пока не скрылся от человеческих глаз за горизонтом.

Небо, олицетворяющее свободу, родная стихия для этой сильной птицы. Тютчев же лишен такой свободы по причине жизненных обстоятельств. От этого ему и радостно и горько следить за полетом коршуна, которого не удерживает ни чего на земле. Природа подарила птице два мощных, живых крыла, чтобы она могла быть независимой, покорять небесные просторы, вдали от земной суеты.

  Именно такой внутренней независимости и свободы так не хватает Тютчеву. Он называет себя властелином земли, приросшим к земле. И в этой фразе чувствуется вся боль поэта. Считая человека “царем” этого мира, он понимает, что сила и возможности людей ограниченны лишь земным пространством, а небо и крылья достались венцу творения.

Каждому из нас время от времени хочется взлететь подальше от суеты и жизненных проблем. Но это не возможно. И поэтому остается только любоваться полетом птиц, восхищаясь их свободой.

Идея 6 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Лермонтова СтансыВ литературе первая половина XIX века характеризуется романтичным настроем, сопровождающимся неким пафосом. Многие романтики этого времени начинают все больше обращаться к темам воли, свободы, различных подвигов и, конечно же,
  • Анализ стихотворения Брюсова Юному поэтуВалерий Яковлевич Брюсов – один из самых талантливых и многогранных деятелей 19 – 20 века. Он и поэт, и прозаик, и драматург, и переводчик, и историк, и критик. Все собралось в одном талантливом человеке! Его также считают одним
  • Анализ стихотворения Некрасова ПрощаньеВ 1856 году, Николаем Некрасовым было написано стихотворение «Прощанье». К сожалению, поэт не успел увидеть его в напечатанном варианте. Его друзьям, предоставлялась возможность слышать произведение из уст автора, вследствие чего
  • Анализ стихотворения Гумилева МечтыНазвание этого лирического произведения «Мечты» звучит довольно романтично. Однако, содержание его отнюдь не радостное. Оно – очень печально. Мечты, о которых идет в нем речь – пусты и безнадежны.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 классПроизведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее,

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/s-polyanyi-korshun-podnyalsya-6-klass

Тютчев С поляны коршун поднялся

С поляны коршун поднялся

Федор Иванович Тютчев всю свою жизнь провел на государственной службе, и главным делом его жизни была политика – он работал дипломатом за границей, а затем цензором в министерстве иностранных дел, писал публицистические статьи на злободневные политические темы.

Стихи же поэт создавал в свободное от важных дел время – и это были не оды, а короткие, емкие стихотворные блоки из нескольких четверостиший. Периодически он их печатал, но без особого успеха.

Особого значения написанию стихов Тютчев не предавал – был период, когда он был занят публицистикой и писал трактат на тему политических взаимоотношений России и Запада, и о стихосложении практически не вспоминал. О творчестве Тютчева заговорили только тогда, когда господину статскому советнику было лет пятьдесят.

Как же он вообще стал этим заниматься?

Вроде бы склонность у Федора Ивановича была больше к прозе, и вовсе не к литературной. А дело было вот в чем. Тютчев, как и многие юноши его времени, обучался дома.

Среди занимавшихся с ним учителей был один – поэт Сергей Раич, который старался поощрять стихотворные наклонности своего воспитанника.

Потом поэт продолжил свое гуманитарное образование в Московском университете на факультете словесности, а также был членом «Общества любителей российской словесности», в котором состоял и Александр Сергеевич Пушкин.

С поляны коршун поднялся..

С поляны коршун поднялся,Высоко к небу он взвился;Все выше, дале вьется он,И вот ушел за небосклон.Природа-мать ему далаДва мощных, два живых крыла —А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения

В первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна.

Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо».

Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.

Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел.

Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.

В первых двух строках раскрыт образ коршуна, как части природы. Сначала все заслоняет фигура птицы, у которой «два мощных, два больших крыла».

Здесь поэт отмечает силу коршуна, данную ему самой природой, и затем сравнивает свободную птицу с человеком. И сравнение получается не в пользу последнего.

В третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰».

Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения.

Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.

Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется.

Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Основная мысль

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» с одной стороны отражает философский взгляд человека на природу, раздумья о месте человека в ней. Коршун, природное творение, может взлетать в небеса, когда только захочет. И нет никого, кто мог бы ему это запретить.

Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку.

Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке.

В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно.

Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.

Особенности стиха

Стихотворение короткое и состоит всего из двух четырехстрочных блоков. Эти блоки строгие и весьма емкие, насыщенные образами, в них нет ничего лишнего. Этими восемью строчками поэт смог показать картину противопоставления человека и природы.Оно написано четырехстопным ямбом, имеет четкий ритм и практически лишено пауз между словами.

Глаголы «взвился», «поднялся» и «вьется» призваны передать динамику повествования. Поэт намеренно использует ударения на окончания слов – поднялсяпЂ‰, взвилсяпЂ‰. Это придает торжественность стиху и не позволяет прерваться размеренному ритму строк, что обязательно бы произошло, если бы ударение стояло там, где обычно.

Архаичное даже для того времени, в котором проживал Тютчев, слово «дале» только подчеркивает торжественность всего стихотворения. Указание на то, что природа является для коршуна матерью, призвано отметить связь гордой, свободной птицы и породившей ее вселенной.

Синтаксическое удвоение – повторение «два мощных, два больших» указывает на величие и силу коршуна.

История написания

Находясь на дипломатической службе, Тютчев провел за границей более двадцати лет. Его жизнь вдали от родных пенат не была тяжелой – он занимался любимым делом, вместе с ним была его семья, а город Мюнхен за такой долгий период времени так и вообще стал как родной.

Казалось бы – все прекрасно, живи да радуйся! Но все же поэта посещали грустные думы относительно существующего порядка вещей, что понятно по творчеству того периода. Ибо любой творческий человек – как приемник, поглощающий сигналы, приходящие из внешнего мира.

Что-то проходит мимо, а что-то задевает так сильно, что становится поводом для осмысления, а поразившее поэта событие становится источником переживаний, выливающихся затем в стихотворную форму.

Вот и обычная, в общем-то, картина взлетающего с земли коршуна стала для поэта предлогом для размышлений о том, что на самом деле нет у человека свободы.

Вся его жизнь подчинена правилам и предписаниям, он всегда вынужден поступать как должно, а не так, как ему хочется. Он привязан к своему земному существованию и даже мысленно не в силах воспарить над суетой сует и уйти «за небосклон», в мир чистой истины.

Если брать все стихи, написанные в тоже время, что и стихотворение «С поляны коршун поднялся» – а это 1835 год, то все они посвящены природе. Поэт наблюдает за ней, пытаясь понять тайные силы, которые движут всем живым в природе и место человека в ней.

Не всегда его размышления грустны и полны сожалений, но всегда в его произведениях человек отделен от природы, хотя и стремится увидеть себя в ней.

ЗаключениеНесмотря на относительно спокойную жизнь достаточно обеспеченного, а главное, занятого любимым делом человека, Тютчев не мог избавиться от грустных размышлений о несправедливости земной жизни, и о том, что человек лишен настоящей свободы. Возвысившись над природой, человек утратил связь с ней, потерял возможность получать от нее силы и поддержку.

Положение «царя земного», властвующего над всеми остальными природными формами, вовсе не гарантирует свободы в действиях. Царь даже не может сверху посмотреть на свои владения, а вот коршун может обозреть землю с высоты.

Здесь можно провести параллель с библейским рассказом об изгнании из райского сада.

Зависть к коршуну в небе – это тоска по утраченному раю, грусть по тому, что давным-давно потеряно и невозможно вернуть. И эта неразделимость человека с землей как раз и является наказанием за непослушание Богу. Человек «в поте и в пыли» должен работать, дабы прокормить себя и обеспечивать свое существование. И ему останется только с тоской наблюдать за летящими в небе птицами, горько сожалея об утраченном рае.

Источник: https://gfom.ru/tyutchev_s_polyani_korshun_podnyalsya.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть