Счет лет в истории

Счёт лет в истории

Счет лет в истории

Может показаться, что чем ближе к нашим дням, тем проще установить дату того или иного события, ведь у историков появляются письменные источники. Однако это не так.

Часто письменный текст не содержит никаких указаний на время своего создания, но даже если в тексте есть дата, она требует специального исследования и уточнения.

Ведь в разные времена люди использовали разные календари и по-разному вели счёт лет. Представим себе линию времени.

Фараон

Определить, когда случилось то или иное событие, довольно легко, если у нас есть точка отсчёта. Но в древности у разных народов были разные точки отсчёта времени. Многие народы отсчитывали время от начала правления своего верховного владыки. В текстах так и говорится, что то или иное событие произошло в такой-то год его правления. Со сменой властителя счёт лет начинали вести заново.

Иногда, как, например, у древних египтян, отсчёт лет начинали от воцарения новой династии фараонов. И хотя древние египтяне вели списки властителей, очень трудно понять, когда именно произошли конкретные события, хотя известно, сколько лет их отделяют друг от друга.

Одними из первых, кто принял единую, несдвигаемую точку отсчёта, были греки и римляне. Древние греки вели счёт лет по именам правителей отдельных государств. Государств было много, а правители в них могли меняться каждый год.

Поэтому и понадобилась общая точка отсчёта, за которую приняли мифологическую дату учреждения героем Гераклом Олимпийских игр.

Изображение олимпийских игр на древней вазе

Древние римляне вели отсчёт событий своей истории от даты основания Рима древним героем Ромулом.

Древние евреи отсчитывали годы от сотворения мира, буддисты и сегодня ведут счёт лет от момента просветления Будды. В разных системах отсчёта одно и то же событие получает разные датировки.

Так, в летоисчислении римлян 2000 г. оказался бы 2754-м, в летоисчислении иудеев – 5761-м, а для буддистов – 2554-м.

Наша эра

В наши дни общепринятой системой счисления лет стал счёт от Рождества Христова. Эту систему, которую называют нашей эрой, предложил живший более тысячи лет назад монах Бeда Достопочтенный.

Постепенно на неё перешли все страны Западной и Восточной Европы, потом европейцы распространили ее на территорию Америки, Австралии, Африки, а теперь она принята и во многих странах Азии. Как и следует из названия, точкой отсчёта в этой системе летоисчисления является Рождество Христово.

Начавшийся с этого момента год считается первым годом нашей эры (иногда говорят и пишут «новой эры»). Год, предшествующий этому моменту, принят за первый год до нашей эры. Таким образом, отсчёт лет идёт в обе стороны от нулевой точки.

Чем более древнее событие, тем выше порядковый номер года, которым это событие обозначается. Важно помнить, что нулевого года в этой системе, как и в любой другой, нет и быть не может. 

Даты событий в системе счисления лет нашей эры принято записывать в определённом виде. Если событие произошло в 146 году до нашей эры, дата записывается так: 146 г. до н.э. Если событие началось до нашей эры и закончилось в ней, например правление Октавина Августа в Риме, запись выглядит следующим образом: 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.

Октавин Август

Если точно известно, что речь идёт о событиях нашей эры, то надобность делать указание «н.э.» отпадает. Время счисляют не только годами, но и веками. Важно помнить, что номер века и начальные цифры года в большинстве случаев не совпадают.

Так, первый век нашей эры начался 1-м годом, а закончился 100-м. Второй век начался 101-м годом и закончился 200-м. Номера всех лет, кроме последнего, начинаются на 1, а не на 2. То же самое верно и для XXI в.

Он начался с 2001 года, и лишь последний его год 2100 будет начинаться на 21. 

Абсолютная датировка

Все датировки, записанные в любой системе летоисчисления, являются относительными. Ведь счёт времени всякий раз ведётся относительно условной точки отсчета, которая выбиралась каждым народом по-своему. Учёные пользуются и другой датировкой событий – она называется абсолютной. В этом случае отсчёт времени идёт от нашего времени в глубь веков.

За точку отсчета принимается современность. Даты в такой системе выглядят так: 5000 лет назад, 100 тысяч лет назад, 2,5 млн лет назад. Подобная датировка применяется, когда речь идёт об очень далёких временах и нет возможности указать дату с точностью до года.

Чтобы перевести дату абсолютной датировки в дату датировки по нашему летоисчислению, надо из первой вычесть 2000 лет.

Для получения абсолютной датировки, как правило, используются данные различных наук – помощниц истории.

Календари древности

Древние календари отличались от современных. Устанавливая относительную датировку на основании письменных источников, историки должны учитывать особенности древних календарей. Например, новый год по древнеегипетскому календарю наступал в момент восхода звезды Сириус в лучах солнечной зари, что предвещало разлив Нила.

У многих народов новый год начинался или с 1 сентября, или с 1 марта по нашему календарю. Римляне считали началом года 1 марта до реформы Юлия Цезаря, который перенёс его на 1 января. Календари отличаются и своим устройством. Одни из них были основаны на движении Солнца, другие на движении Луны, создавались и лунно-солнечные календари.

Большинство календарей древности были неточными, количество месяцев и их продолжительность отличались от современных. Это связано с тем, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца не ровно за 365 дней, а за 365,2564 дня. Из-за этого календари, состоявшие из 365 дней, давали ошибку, отставая от астрономического года на одну четвёртую часть дня.

Уже через четыре года ошибка составляла 1 день, а спустя век – 25 дней.

Юлий Цезарь

Такие ошибки требуется учитывать при переводе древних дат в современные. Они же объясняют, почему иногда в разных книгах и учебниках одна и та же дата рассчитывается по-разному. Так, датой основания Рима называют и 753, и 754 г. до н.э.

Первый период истории

Человеческое общество возникло тогда же, когда появился человек, то есть не менее 2,5 млн лет назад. Весь огромный промежуток времени с той поры до наших дней учёные делят на несколько периодов. Первый из них называют доисторическим, или первобытным. Его нижняя граница постоянно отодвигается во всё большую древность.

Уже сегодня некоторые учёные полагают, что люди могли появиться на 400–500 тысяч лет раньше, чем считается общепринятым. Верхней границей доисторического периода является возникновение примерно 5–5,5 тысяч лет назад древнейших государств и письменности. С этого времени человечество вступило в период древности, называемый Древним миром.

Датой окончания истории Древнего мира условно считается 476 г., когда завершило своё существование одно из крупнейших государств Древнего мира – Римская империя.

Учёные, изучающие историю первобытности и Древнего мира, выясняют общие закономерности становления человеческого общества и то, как они проявлялись в жизни разных групп людей, расселившихся по Земле. 

Руины Римской Империи

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/schyot_let_v_istorii.html

План-конспект урока истории в 5 классе на тему

Счет лет в истории

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе на тему

« Счет лет в истории ».

подготовила

учитель истории

Сергиенко Марина Владимировна

станица Новоминская Каневской район

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Счет лет в истории».

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, календарь.

Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.

План урока:

1.Историческая хронология.

2.Календарь.

3.Наша эра и лента времени.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

1). Историческая хронология.

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»

Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.

Последовательность исторических событий во времени называется хронологией.

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.

Век – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.

Задание.

  1. 1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. – это 13 век.

  2. Если сейчас 2013 год, то какой сейчас век? (21 век).

  3. 882год. Это какой век? (9век).

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

I=1

X =10, его половина V=5

Например – 9 век, как IX (10-1)

2). Календарь.

Название “календарь” происходит от латинского слова “календариум”, означающего “долговая книжка”. Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца – календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь – это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей.

Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте.

А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год – это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.

3). Наша эра и лента времени.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее.

Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину.

Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа – наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим – первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты – до нашей эры – мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

До нашей эры Наша эра

0

….

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

….

  1. Обобщение и закрепление нового материала.

Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач..

Решите задачи:

1.Отметьте на линии времени 100 год н. э. и 100 год до н. э. Подсчитайте какой год был раньше. На сколько раньше?

2. Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на линии времени этот год. Подсчитайте сколько лет исполнилось Москве в 2002м году.

3.Отметьте на линии времени год основания Рима – 753 год до н. э. Подсчитайте в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города.

4.Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 году до н. э., а умер в 17 году н. э. В каком возрасте умер Тит Ливий?

4.Д/З: стр. 28-30 учебника.

В тетради письменно сделать следующие задания:

1. Составить 3 задачи на счет лет в истории.

2. Записать римскими цифрами:

6 – …9 – …11 – …13 – …8 – …16 – …17 – …4 – …19 – …22 – …3 – …

3.Записать арабскими цифрами:

V – …VIII – …XIX – …IV – …III – …XVI – …XIV – …IX – …VII – …XII – …XX – …XXII –

4.Определить век:

1132 год – …567 год – …48 год – …38 год до н.э. – …1700 год – …309 год – …2013 год – …

Список использованной литературы:

1.А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая История Древнего мира. М, Просвещение, 2012 г.

2.О. В. Арасланова, К. А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М., ВАКО, 2009 г.

3.А. Н. Майков Введение в историю. М., Вентана – Граф, 2007 г.

4.Г. И. Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1. М., Просвещение, 2014 г.

5.Г.И. Годер Задания и задачи по истории Древнего мира. М., Просвещение, 1996 г.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории история:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/plankonspekt-uroka-istorii-v-klasse-na-temu-schet-let-v-istorii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть