Широтные природные зоны

Природная зональность. Широтная и высотная зональность

Широтные природные зоны

Каждый знает, что на Земле распределение солнечного тепла происходит неравномерно из-за шарообразной формы планеты.

В следствии этого образуются разные природные системы, где в каждой все компоненты тесно связаны друг с другом, и формируется природная зона, которая встречается на всех материках.

Если проследить за животным и растительным миром в одинаковых зонах, но на разных материках, то можно увидеть определенное сходство.

Закон географической зональности

Ученый В. В. Докучаев в свое время создал учение о природных зонах, и выразил мысль, что каждая зона – это природный комплекс, где живая и неживая природа тесно взаимосвязаны между собой. В дальнейшем на этой базе учения была создана первая квалификация, которая была доработана и более конкретизирована другим ученым Л.С. Бергом.

Формы зональности различны из-за разнообразия состава географической оболочки и влияния двух основных факторов: энергии Солнца и энергии Земли.

Именно с этими факторами связана природная зональность, которая проявляется в распределении океанов, разнообразии рельефа и его строении.

В результате этого образовались различные природные комплексы, и самым крупным из них является географический пояс, который близок к климатическим поясам описанным Б.П. Алисовым).

Выделяют следующие географические пояса: экваториальный, по два субэкваториальных, тропических и субтропических, умеренных, субполярных и полярных (арктический и антарктический). Географические пояса подразделяются на зоны, о которых стоит поговорить более конкретно.

Что такое широтная зональность

Природные зоны тесно связаны с климатическими поясами, а значит зоны как пояса постепенно сменяют друг друга, двигаясь от экватора к полюсам, где уменьшается солнечное тепло и меняются осадки. Такую смену крупных природных комплексов называют широтной зональностью, которая проявляется во всех природных зонах независимо от размера.

Что такое высотная зональность

На карте видно, если двигаться с севера на восток, что в каждом географическом поясе встречается географическая зональность, начиная с арктических пустынь, переходя к тундре, далее к лесотундре, тайге, смешанным и широколиственным лесам, лесостепи и степям, и, наконец, к пустыне и субтропикам. Они простираются с запада на восток полосами, но бывает и другое направление.

Многие знают, что чем выше поднимаешься в горы, тем соотношение тепла и влаги больше меняется в сторону низкой температуры и осадков в твердом виде, вследствие чего меняется растительный и животный мир.

Ученые и географы дали такому направлению свое название – высотная зональность (или поясность), когда одна зона сменяет другую, опоясывая горы на разной высоте. При этом смена поясов происходит быстрее, чем на равнине, стоит только подняться на 1 км, и будет уже другая зона.

Самый нижний пояс всегда соответствует тому, где находится гора, и чем ближе она расположена к полюсам, тем меньше этих зон можно встретить на высоте.

Закон географической зональности работает и в горах. От географической широты зависят сезонность, а также смена дня и ночи. Если гора находится близко к полюсу, то и там можно встретить полярную ночь и день, а если расположение близ экватора, то день всегда будет равен ночи.

Ледяная зона

Природная зональность, примыкающая к полюсам земного шара, называется ледяной. Суровый климат, где снег и лед лежат круглый год, а в самый теплый месяц температура не поднимается выше 0°. Снега покрывают всю землю даже несмотря не то, что солнце светит несколько месяцев круглосуточно, но совсем не прогревает ее.

При слишком суровых условиях в ледяной зоне проживает мало животных (белый медведь, пингвины, тюлени, моржи, песец, северный олень), еще меньше можно встретить растений, так как почвообразовательный процесс находится на начальной стадии развития, и в основном встречаются неорганизованные растения (лишайник, мох, водоросли).

Тундровая зона

Зона холода и сильных ветров, где продолжительная долгая зима и короткое лето, из-за чего почва не успевает прогреваться, и образуется слой многолетних мерзлых грунтов.

Закон зональности работает даже в тундре и делит ее на три подзоны, двигаясь с севера на юг: арктическая тундра, где растет в основном мох и лишайники, типичная лишайниково-моховая тундра, где появляются местами кустарнички, распространена от Вайгач до Колымы, и Южная кустарниковая тундра, где растительность состоит из трех уровней.

Отдельно стоит упомянуть лесотундру, которая простирается тонкой полосой и является переходной зоной между тундрой и лесами.

Таежная зона

Для России Тайга – самая большая природная зона, которая простирается от западных границ до Охотского и Японского морей. Тайга находится в двух климатических поясах, вследствие чего встречаются различия внутри нее.

Данная природная зональность сосредотачивает большое количество озер и болот, и именно здесь берут свое начало великие реки в России: Волга, Кама, Лена, Вилюй и другие.

Главное для растительного мира – хвойные леса, где господствует лиственница, менее распространены ель, пихта, сосна. Животный мир неоднороден и восточная часть тайги более богата, чем западная.

Леса, лесостепи и степи

В зоне смешанных и широколиственных лесов климат теплее и влажнее, и здесь хорошо прослеживается широтная зональность.

Зима менее суровая, лето долгое и теплое, что способствует росту таких деревьев, как дуб, ясень, клен, липа, орешник.

Благодаря сложным растительным сообществам в данной зоне разнообразный животный мир, и, например, на Восточно-Европейской равнине распространены зубр, выхухоль, кабан, волк, лось.

Зона смешанных лесов более богата, чем в хвойных, и встречаются крупные травоядные животные и большое разнообразие птиц. Географическая зональность отличается густотой речных водоемов, часть из которых зимой вовсе не замерзает.

Переходной зоной между степью и лесом является лесостепь, где идет чередование лесных и луговых фитоценозов.

Степная зона

Это еще один вид, который описывает природная зональность.

Он резко отличается по климатическим условиям от выше названных зон, и главное отличие – недостаток воды, вследствие чего отсутствуют леса и преобладают злаковые растения и все различные травы, которые покрывают землю сплошным ковром.

Несмотря на то, что в этой зоне не хватает воды, растения отлично переносят засуху, часто листья у них мелкие и во время зноя могут сворачиваться, чтобы предотвратить испарение.

Животный мир более разнообразен: встречаются копытные животные, грызуны, хищники. В России степь является наиболее освоенная человеком и главной зоной земледелия.

Степи встречаются на Северном и Южном полушарии, но постепенно они исчезают из-за распашки земли, пожаров, выпасов животных.

Широтная и высотная зональность встречается и в степях, поэтому их разделяют на несколько подвидов: горные (например, Кавказские горы), луговые (характерно для Западной Сибири), ксерофильные, где много дерновиднных злаков, и пустынные (ими стали степи Калмыкии).

Резкие изменения климатических условий обусловлено тем, что испаряемость превышает во много раз выпадение осадков (в 7 раз), и продолжительность такого периода составляет до полугода.

Растительность данной зоны не богата, и в основном встречаются травы, кустарники, а леса можно увидеть только вдоль рек.

Животный же мир более богатый и немного похож на тот, что встречается в степной зоне: много грызунов и пресмыкающихся, а копытные кочуют в близлежащих зонах.

Самой большой пустыней считается Сахара, а вообще данная природная зональность характерна для 11% всей земной поверхности, а если к ней добавить арктическую пустыню, то 20%. Пустыни встречаются как в умеренном поясе Северного полушария, так и в тропиках и субтропиках.

Однозначного определения тропикам не существует, выделяют географические пояса: тропический, субэкваториальный и экваториальный, где встречаются схожие по своему составу леса, но имеющие определенные различия.

Подразделяют все леса на саванны, лесные субтропики и тропические леса. Их общая черта в том, что деревья всегда стоят зелеными, и отличаются эти зоны по продолжительности сухих и дождливых периодов.

В саваннах дождливый период длится 8-9 месяцев. Лесные субтропики характерны для восточных окраин материков, где происходит смена сухого периода зимы и влажного лета с муссонными дождями.

Тропические леса характеризуются большой степенью увлажнения, и осадки могут превышать 2000 мм в год.

Источник: http://fb.ru/article/298203/prirodnaya-zonalnost-shirotnaya-i-vyisotnaya-zonalnost

Зональность и природные зоны

Широтные природные зоны

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко.

Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов.

С этим же связаны основные черты распределения растительности и животного мира. По особенностям распределения тепла выделяют семь тепловых поясов.

В каждом полушарии есть пояса вечного мороза (вокруг полюсов), холодные, умеренные. Жаркий пояс у экватора — один на оба полушария. Тепловые пояса — основа деления земной поверхности на географические зоны: районы, сходные по преобладающим типам ландшафтов — природно-территориальным комплексам, обладающим общностью климата, почв, растительности и животного мира.

На экваторе и вблизи него расположен пояс влажных экваториальных и субэкваториальных лесов (от лат. sub — под), к северу и югу от него, сменяя друг друга, протянулись пояса тропиков и субтропиков с лесами, пустынями и саваннами, умеренный пояс со степями, лесостепями и лесами, далее простираются безлесные пространства тундры, и, наконец, у полюсов располагаются полярные пустыни.

Но поверхность суши Земли в разных местах получает не только разное количество солнечной энергии, но имеет и множество дополнительных непохожих условий — например, удалённость от океанов, неровности рельефа (горные системы или равнины) и, наконец, неодинаковую высоту над уровнем моря. Каждое их этих условий сильно влияет на природные особенности Земли.

Природные зоны

Жаркий пояс. У самого экватора практически отсутствуют сезоны, целый год здесь влажно и жарко. При удалении от экватора, в субэкваториальных зонах, год делится на более сухие и более влажные сезоны.

Здесь располагаются саванны, редколесья и смешанные вечнозелёные листопадные тропические леса. Вблизи тропиков климат становится более сухим, здесь расположены пустыни и полупустыни.

Самые известные из них Сахара, Намиб и Калахари в Африке, Аравийская пустыня и Тар в Евразии, Атакама в Южной Америке, Виктория в Австралии.

На Земле два умеренных пояса (в Северном и Южном полушариях). Здесь происходит чёткая смена сезонов, которые сильно различаются между собой.

В Северном полушарии к северной границе пояса примыкают хвойные леса — тайга, сменяющаяся южнее смешанными и широколиственными лесами, а затем лесостепями и степями.

Во внутренних областях материков, где влияние морей и океанов почти не ощущается, могут находиться даже пустыни (например, пустыня Гоби в Монголии, Каракум в Средней Азии).

Полярные пояса. Недостаток тепла приводит к тому, что в этих зонах практически нет лесов, почва заболочена, местами встречается многолетняя мерзлота. У полюсов, где климат самый суровый, возникают материковые льды (как в Антарктиде) или морские льды (как в Арктике). Растительность отсутствует или представлена мхами и лишайниками.

Вертикальная поясность также связана с количеством тепла, но только зависит это от высоты над уровнем моря. При подъеме в горы меняются климат, тип почв, растительность и животный мир. Интересно, что даже в жарких странах можно встретить ландшафты тундры и даже ледяной пустыни.

Но для того, чтобы это увидеть, придётся подняться высоко в горы. Так, в тропических и экваториальных зонах Анд Южной Америки и в Гималаях ландшафты последовательно меняются от влажных дождевых лесов до альпийских лугов и зоны вечных ледников и снегов.

Нельзя сказать, что высотная поясность полностью повторяет широтные географические зоны, ведь в горах и на равнинах многие условия не повторяются.

Наиболее разнообразен спектр высотных поясов у экватора, например на высочайших вершинах Африки горах Килиманджаро, Кения, пике Маргерита, в Южной Америке на склонах Анд.

Александр фон Гумбольдт

Немецкий ученый и путешественник Александр фон Гумбольдт пять лет (1799-1804) путешествовал по Южной и Северной Америке, поднимался к высочайшим вершинам Анд, изучал смену природных зон от экваториальных лесов на равнинах в предгорьях до безжизненных ледяных пустынь в верхнем поясе гор.

Природные зоны и их ландшафты меняются не только по направлению от экватора к полюсам. Так же изменяются и ландшафты при подъеме в горы — эту природную закономерность впервые отметил Гумбольдт. Итогом его путешествия стали более 30 томов труда «Путешествие по тропическим областям Нового Света в 1799-1804 гг.

», оставшегося незаконченным.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: Поиск по сайту:

Источник: http://geography-ege.ru/zonalnost-i-prirodnye-zony

Урок-конспект по теме:

Широтные природные зоны

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне…».

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики – к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент – загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту  зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

*

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

*

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод​ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу – сочинение на тему «Как я побывал в … (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть