Системы органов животных

Содержание

§8. Органы и системы органов – (ответы)

Системы органов животных

Задание 1. Допишите определения.

Орган – это часть организма, которая отличается особым строением и выполняемыми функциями.

Система органов – это совокупность органов, которые обеспечивают протекание важнейших жизненных прцессов.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляющаяся с участием нервной системы.

Инстинкт – это определенная постоянная последовательность нескольких врожденных рефлексов.

Раздражение – это физическое или химическое воздействие на чувствительные клетки органов чувств.

Задание 2. Заполните схему.

Системы органов животных

Опорно-двигательная система.Выполняет опорную, двигательную, защитную функцию.
Пищеварительная система.Обеспечивает измельчение, смачивание, переваривание пищи.
Дыхательная система. Осуществляет газообмен, поставляет организму кислород.
Выделительная система.Обеспечивает выведение из организма избытка воды, вредных веществ.
Кровеносная система.Обеспечивает перенос питательных веществ и кислорода по организму.
Нервная система.Обеспечивает связь организма с окружающей средой.
Эндокринная система.Регуляция деятельности внутренних органов.
Половая система.Обеспечивает размножение организмов.

Задание 3. Заполните схему.

Строение и функции систем органов животныхСистема органовОрганы, образующие системуФункции
Опорно-двигательная системаскелет, мыщцыВыполняет опорную, двигательную, защитную функцию.
Пищеварительная системарот, глотка, пищевод, желудокОбеспечивает измельчение, смачивание, переваривание пищи.
Дыхательная системалегкие, трахея, жабры Осуществляет газообмен, поставляет организму кислород.
Выделительная системавыделительные трубы, малипигиевые трубыОбеспечивает выведение из организма избытка воды, вредных веществ.
Кровеносная системавены, артерии, сердце, капиллярыОбеспечивает перенос питательных веществ и кислорода по организму.
Нервная системанейроныОбеспечивает связь организма с окружающей средой.
Эндокринная системапредставлена железамиРегуляция деятельности внутренних органов.
Половая системаяичники, семенникиОбеспечивает размножение организмов.

Задание 4. Докажите, что системы органов в организме животного функционируют взаимосвязанно. Подтвредите примеры.

Собака видит еду, а желудок выделяет уже пищеварительный сок.

Задание 5. Заполните схему.

Рефлексы
Врожденные (безусловные)Приобретенные (условные)
Примеры:1. Плетение паутины пауком.2. Перелеты птиц.Примеры:1. Помогать друг другу.2. Охотиться, искать пищу.

Задание 1. Докажите, что клетка – живая частица организма.

Клетка – структоруно-функциональная еденица любого организма. Ей присущи все свойства живых оргнизмов.

Задание 2. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. Клетки животных и растений имеют цитоплазму и ядро.

2. В клетках всех живых организмов имеются хлоропласты.

3. В клетках растений и животных могут образовываться органические вещества из неорганических.

4. В клетках животных не происходит образования органических веществ из неорганических.

5. Ткани многоклетчных жиовтных состоят их клеток.

6. У всех многоклеточных животных есть системы органов.

7. Нервная система имеется только у высокоорганизованных растений.

8. Сердце и легкие относятся к одной системе органов.

9. У растений нет эпителиальной ткани.

10. Строение и функции клеток изучает цитология.

Правильные утверждения: 1, 4, 5, 6, 9, 10.

Задание 3. Заполните таблицу.

Сравнение строения клеток животных и растенийОбщие признаки строенияОтличительные признаки строенияклеток животныхклеток растений
способ питаниягетеротрофыавтотрофы
клеточная стенкаклетка может менять свою формуклетка не меняет своей формы
пластидынетхлоропласты, хромопласты
запасной углеводгликогенкрахмал

Задание 4. Объясните, почему у большинства многоклеточных животных клетки группируются в ткани, из которых образуются органы, объединяющиеся в системы органов.

Потому что они могут себе это позволить. дноклеточные все жизненно важные функции вынуждены поддерживать одной клеткой.

Задание 5. Назовите различия в строении и образе жизни двусторонне-симметричный животных и животных с лучевой симметрией тела.

Животные с лучевой симметрией неподвижны или малоподвижны. Например, пресноводный полип гидра. А двусторонние – подвижны. Через их тело можно провести только одну плоскость.

Page 3

ГДЗ по другим предметам

Источник: https://pobio.ru/7-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-7-klassa-chast-1-s.v.-sumatohin-v.s.-kuchmenko/8.-organy-i-sistemy-organov.html

Конспект

Системы органов животных

Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.

1. Типы тканей многоклеточных животных

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани, выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань — это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Эпителиальные ткани (эпителии) образуют внешние покровы животных, снаружи защищая тело от механических повреждений, от проникновения вредных и ненужных веществ и паразитов.

Они состоят из одного или нескольких слоёв плотно прилегающих друг к другу клеток.

Эпителиями покрыты полости разных внутренних органов, например полости желудка, кишечника, поэтому они выполняют не только защитную, но и многие другие функции.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы — небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей — выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. у пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении.

Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность.

Соединительной тканью является кровь, участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань, в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток.

Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган).

Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

Схема «Ткани, органы животных»

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган — это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов, которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная — за газообмен, выделительная — за выведение ненужных веществ из организма, половая — за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система).

Поведение животных

Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.

Рефлекс — опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов.

 Безусловные рефлексы — это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия.

Условные рефлексы — это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.

Инстинкт — совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.

Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2/

Органы животных, системы органов: определение, примеры

Системы органов животных

Живой организм – это целая система связанных между собой органов и тканей. Благодаря их слаженной работе животное может нормально функционировать. И не суть важно, на каком этапе развития находится организм.

Отличие лишь в том, что представители фауны могут находиться на разных этапах эволюции, а значит, органы животных, системы органов также отличаются в плане строения и работы. На этом основан принцип филогенеза.

Строение органов животного

Большинство органов имеют общую схему строения: соединительнотканная оболочка, мышечный слой и внутренний слой. В зависимости от работы и функций, эти слои могут быть хорошо развиты, отсутствовать или дополняться другими участками.

Не у всех животных ткани образуют органы. Например, кишечнополостные и губки, плоские черви остались еще на тканевом уровне организации.

Биология. Системы органов животных

Первоначально тело организмов состояло из дифференцированных клеток. В процессе эволюции образовались органы животных, системы органов. Они различаются по функциям, но их работа направлена только на одно – поддержание постоянства внутренней среды организма и нормальной жизнедеятельности.

Выделяют следующие системы органов:

1. Кровеносная.

2. Пищеварительная.

3. Опорно-двигательная.

4. Выделительная.

5. Дыхательная.

6. Эндокринная.

7. Нервная.

8. Половая.

9. Система органов чувств.

Кровеносная система животных

Кровеносная система впервые появляется у кольчатых червей, причем у них она замкнутого типа. Два главных сосуда – спинной и брюшной. Они соединяются в передней части тела червя мощными каналами, которые тривиально называются «сердцами», однако это не отдельные органы, а обычные сосуды, стенки которых содержат толстый слой мышечной ткани.

Далее эволюция органов шла следующим образом:

– у всех типов животных до моллюсков включительно кровеносная система незамкнутого типа;

– у головохордовых система замкнутого типа, однако сердца еще нет;

– начиная с круглоротых (миксины, миноги) появляется двукамерное сердце;

– у амфибий и рептилий сердце трехкамерное, кровь смешивается;

– у птиц и млекопитающих сердце 4-камерное, благодаря чему они могут поддерживать постоянную температуру тела (гомойотермные организмы).

Пищеварительная система

Пищеварительная система впервые описана у плоских червей (в виде замкнутых каналов). Анального отверстия нет. В последующем внутренние органы животных эволюционировали следующим образом:

– у круглых червей появляется сквозная кишечная трубка: задняя кишка и анальное отверстие (у плоских было только два отдела кишечника);

– у кольчатых червей образуются кальциевые слюнные железы, задача которых – разложение детрита;

– у членистоногих передняя и средняя кишки выстланы хитиновыми покровами;

– у ланцетника появляется печеночный вырост;

– у хрящевых рыб – спиральный клапан в тонком кишечнике, его функция – увеличение всасывающей поверхности;

– далее эволюция шла на удлинение кишечника, а соответственно, на увеличение площади всасывания.

Опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательный аппарат состоит из двух систем: скелет и мышцы. Скелет играет роль опоры, а мышцы отвечают за передвижение в пространстве. Эволюция последних шла на большую дифференцировку и редукцию метамерного расположения.

  1. Скелет появляется у круглоротых.
  2. У хрящевых рыб он хрящевой, у большинства костных рыб – костный.
  3. С выходом на сушу у амфибий появляются пятипалые конечности, развиваются кости свободных конечностей и появляются новые отделы позвоночника.
  4. У рептилий образуется грудная клетка.
  5. У птиц происходит множество изменений в строении скелета в связи с приспособлением к полету.
  6. У млекопитающих идет окончательная дифференцировка костей.

Выделительная система

Какие ще существуют органы животных? Системы органов включают в себя также выделительную систему, которая отвечает за удаление из организма продуктов метаболизма, токсинов и ядов.

– У плоских червей выделительная система представлена протонефридиями.

– У кольчатых червей это уже метанефридии.

– У членистоногих появляются зеленые железы, мальпигиевы сосуды.

– У моллюсков – почка.

– У всех последующих типов (до рыб) головные почки.

– У рыб и амфибий туловищные почки.

У всех, начиная с рептилий и заканчивая млекопитающими, эти функции выполняют тазовые почки.

Дыхательная система

Выполняет функцию усвоения кислорода из окружающей среды. Впервые появляется у членистоногих.

– У ракообразных дыхательная система представлена жабрами.

– У насекомых – трахеи.

– У моллюсков – легкое, образованное мантийной полостью.

– У всех животных до рыб включительно органы дыхания – это жабры.

– У лягушек развиты мешковидные легкие.

– У рептилий – ячеистые.

– У птиц – губчатые.

– У млекопитающих – альвеолярные легкие.

Нервная система

Нервная система связывает остальные системы органов в единый организм, отдавая сигналы и регулируя работу каждого участка.

Нервная система диффузного типа появляется у кишечнополостных.

– У плоских червей ортогон, или нервная система лестничного типа.

– У круглых червей окологлоточное нервное кольцо и нервные стволы.

– У кольчатых червей окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

– У членистоногих появляется головной ганглий и остается брюшная нервная цепочка.

– У моллюсков узловая нервная система.

– У головохордовых появляется расширение нервной трубки на переднем конце тела.

– У рыб выделяют все отделы головного мозга.

Далее у рептилий появляются зачатки коры больших полушарий.

У млекопитающих появляются извилины головного мозга.

Половая система

Функция репродуктивной системы – воспроизведение себе подобных. Половая система может быть женской или мужской, встречаются гермафродиты (кольчатые черви, моллюски). Женская система развивалась постепенно. Главными органами являются матка, маточные трубы, яичники. У многих паразитических червей появляются еще оотип и дополнительные железы: белковая, желточная.

Мужская половая система состоит из семенников и семяпровода. Далее сперматозоиды выбрасываются через копулятивный орган наружу или в половые органы самки.

Заключение

Мы рассмотрели, какие бывают органы животных. Системы органов играют важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности абсолютно любой особи, будь то черви или человек. Если каждая из систем работает правильно, поддерживается гомеостаз организма.

Дети на уроках биологии изучают строение живых организмов. Наглядный материал позволяет лучше запомнить, как выглядят органы животных. Таблицы разных систем можно найти практически в любом кабинете биологии.

Источник: http://fb.ru/article/229736/organyi-jivotnyih-sistemyi-organov-opredelenie-primeryi

Органы и системы органов животных

Системы органов животных

  • Костырина Лариса Ивановна, учитель биологии

Разделы: Биология

Задачи урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся об органах и системах органов животных.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника.
  3. Продолжить формирование умений работать с тестовыми материалами.

Оборудование: таблицы по зоологии с изображением различных систем органов отдельных групп животных: пищеварительная система дождевого червя; нервная система гидры; нервная система плоских червей; нервная система позвоночных; скелет рыбы или лягушки; внутреннее строение речного окуня; эндокринная, выделительная, кровеносная системы человека.

Основные понятия и термины урока: орган, система органов, газообмен, гормоны, сердце, сосуды, почки, яичники, семенники, лёгкие, скелет, мышцы, трахеи, жабры.

1. Закрепление знаний об органах и системах органов животных.

(Беседа с использованием вопросов на странице 51 учебника.)

Учащиеся отвечают устно на вопросы учебника, при ответах используются таблицы с изображением систем органов, при необходимости учитель акцентирует внимание ребят на отдельных вопросах и терминах. На данную форму работы отводится максимум 15 минут, так как данные вопросы являлись домашним заданием к уроку.

Вопрос 1 . Что такое орган? Какие органы называются внутренними? Какие органы человека вы знаете?

Орган – часть тела с присущими ей определенными формой, строением и функциями. Состоит из нескольких тканей, но преобладает, как правило, один или два типа тканей. Внутренниминазываются органы, расположенные в полостях тела. У человека это, например, сердце, легкие, печень, желудок, почки и др.

Вопрос 2. Что называется системой органов?

Системой органовназывают взаимосвязанные между собой органы, выполняющие общие функции. Например, кровеносная система включает сердце и сосуды; выделительная система – почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Вопрос 3 . Какая система обеспечивает согласованную деятельность всех органов?

Все части нашего организма – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое. Такая согласованность достигается, прежде всего, благодаря деятельности нервной системы. Впервые она появляется у гидры.

У нее нервная система состоит из разбросанных по телу нервных клеток. У плоских червей планарий – из скоплений нервных клеток, которые образуют парные головные узлы, отходящие от них нервные стволы и многочисленные нервные ответвления.

Самая сложная нервная система у позвоночных; она образована головным и спинным мозгом, а также многочисленными нервами.

Вопрос 4. В чем состоит функция системы органов размножения?

Система органов размножения обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных.

Вопрос 5. Какая система обеспечивает газообмен в нашем организме?

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т. е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно. Так, например, у насекомых это система тонких трубочек – трахей, у рыб – жабры, а у млекопитающих – легкие.

Вопрос 6. Назовите органы, составляющие кровеносную систему.

Органы кровеносной системы – это сердце и сосуды.

Вопрос 7. Каковы функции опорно-двигательной системы?

Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Скелет придает телу форму, служит ему опорой, защищает внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.

Вопрос 8. Как устроена пищеварительная система дождевого червя?

У дождевого червя пищеварительная система включает в себя рот, глотку, пищевод, зоб, мускулистый желудок, кишечник, анальное отверстие. Последовательно проходя по отделам пищеварительной системы, пища претерпевает поэтапные изменения.

Вопрос 9. В чем заключается функция пищеварительной системы?

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Например, у дождевого червя захваченный кусочек листа через глотку и пищевод поступает в зоб, где увлажняется. Затем в мускулистом желудке он основательно перетирается, превращаясь в кашицеобразную массу.

Переваривание и всасывание пищи происходит в кишечнике. Здесь сложные вещества пищи превращаются в более простые, растворимые вещества, которые всасываются стенками кишечника и поступают в кровь.

Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Вопрос 10. Какую роль в организме выполняет выделительная система?

Главной функцией выделительной системы является выведение из организма вредных и ненужных веществ – продуктов его жизнедеятельности.

Вопрос 11 . Что такое гормоны?

Гормоны – это особые химические вещества, которые выделяются в кровь специальными железами, составляющими эндокринную систему. Гормоны принимают участие в регуляции деятельности организма. Гормоны разносятся по организму кровью, а их выделение контролируется нервной системой.

Вопрос 12 . Какова роль эндокринной системы?

Железы эндокринной системы вырабатывают гормоны, которые регулируют функции отдельных органов или всего организма в целом.

2. Работа по инструктивным картам «Что должен знать и понимать ученик»

Данная форма работы представляет индивидуальную работу ребёнка в течение 5-10 минут времени с целью акцентирования внимания на основные понятия темы. Каждый учащийся просматривает каждый пункт карты, где изучаемая тема представлена в сжатом виде.

Инструктивная карта: (что должен знать учащийся)

  1. Знать, что органы животных объединяются в системы органов.
  2. Знать, что в пищеварительной системе животных происходит переваривание питательных веществ и всасывание продуктов переваривания в кровь.
  3. Знать, что кровеносная система животного снабжает все органы животного питательными веществами и кислородом и выносит из них ненужные вещества.
  4. Знать, что система органов дыхания животного осуществляет газообмен, т. е. поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа.
  5. Знать, что выделительная система животного обеспечивает выведение из организма вредных веществ, образующихся в результате жизнедеятельности.
  6. Знать, что опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц.
  7. Знать, что нервная система координирует процессы, происходящие в организме, и управляет поведением животного.
  8. Знать, что эндокринная система животных участвует в управлении процессами, происходящими в организме, путем выделения сигнальных веществ – гормонов.
  9. Знать, какую функцию в организме животных выполняет система органов размножения.
  10. Знать, что в яичниках образуются женские половые клетки, а в семенниках – мужские.

3. Контроль знаний учащихся: тестовые задания представлены в трёх вариантах

Выберите один верный ответ

Вариант 1

  1. В пищеварительной системе происходит: а) только всасывание питательных веществ б) только переваривание питательных веществ в) переваривание и всасывание питательных веществ

    г) поступление, переваривание и всасывание питательных веществ

  2. К органам пищеварительной системы рыбы относится(ятся): а) хвостовой плавник б) жабры в) ротовая полость

    г) почки

  3. Толстая кишка входит в состав: а) выделительной системы б) дыхательной системы в) эндокринной системы

    г) пищеварительной системы

  4. Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает: а) опорно-двигательная система б) пищеварительная система в) эндокринная система

    г) кровеносная система

  5. Дыхательная система насекомого представлена: а) легкими б) жабрами в) трахеями

    г) кишечником

  6. В организм речного окуня кислород поступает: а) из легких в кровь б) из крови в мышцы в) из крови в жабры

    г) из кишечника в кровь

  7. Расщепление углеводов, в результате которого выделяется энергия, в организме птицы происходит: а) в легких б) в кишечнике в) в межклеточном веществе костей

    г) во всех клетках организма

  8. С помощью кровеносной системы в организме ежа осуществляется перенос: а) хлорофилла б) нервных клеток в) непереваренной пищи

    г) углекислого газа

  9. К опорно-двигательной системе кита относятся: а) мышцы, двигающие хвостом б) сердечная мышца в) легкие

    г) головной мозг

  10. Гормоны доставляет к органам: а) нервная система б) кровь в) дыхательная система

    г) пищеварительная система

  11. Все части организма человека – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое, благодаря: а) только эндокринной системе б) только нервной системе в) только органам чувств и головному мозгу

    г) нервной и эндокринной системе  

Вариант 2

  1. Пищеварительная система состоит: а) только из пищеварительного канала б) из пищеварительного канала и пищеварительных желез в) из органов пищеварения и выделения

    г) только из пищеварительных желез

  2. К пищеварительной системе птицы относится: а) спинной мозг б) тонкая кишка в) перо

    г) легкое

  3. К пищеварительной системе не относится: а) толстая кишка б) тонкая кишка в) почка

    г) желудок

  4. Из кишечника питательные вещества поступают: а) в легкие б) в почки в) в кровь

    г) в сердечную мышцу

  5. В дыхательную систему птицы входят(ит): а) жабры б) легкие в) сердце

    г) почки

  6. Углекислый газ в организм животного поступает: а) из кровеносной системы в дыхательную б) из нервной системы в дыхательную в) из дыхательной системы в выделительную

    г) из кровеносной системы в выделительную

  7. В организме животного дышат: а) только клетки стенок легких б) только клетки печени в) все клетки организма

    г) только клетки крови

  8. В организме животного углекислый газ выделяется: а) всеми клетками б) только клетками жаберных стенок в) только сердечной мышцей

    г) только мозгом

  9. Кровеносная система лисицы состоит из: а) сердца и сосудов б) легких в) только сердца

    г) только сосудов

  10. Нервная система позвоночного животного образована: а) головным и спинным мозгом б) только головным мозгом в) только нервами

    г) спинным и головным мозгом, а также нервами

  11. У гидры нервная система состоит из: а) разбросанных по телу нервных клеток б) парных головных нервных узлов в) головного, спинного мозга и нервов

    г) брюшной нервной цепочки

Вариант 3

  1. Значительная часть питательных веществ, образующихся в процессе пищеварения, обычно: а) растворима в воде и не может усваиваться организмом б) нерастворима в воде и не может усваиваться организмом в) растворима в воде и может усваиваться организмом

    г) нерастворима в воде и может усваиваться организмом

  2. В состав пищеварительной системы позвоночного животного входит(ят): а) семенники б) легкие в) сердце

    г) глотка

  3. В пищеварительную систему позвоночного животного не входт: а) подкожный жир б) ротовая полость в) двенадцатиперстная кишка

    г) толстая кишка

  4. В органы опорно-двигательной системы собаки питательные вещества поступают из: а) пищеварительной системы б) крови в) выделительной системы

    г) эндокринной системы

  5. Органы дыхательной системы щуки представлены: а) жабрами б) трахеями в) легкими

    г) сердцем

  6. У рыбы кровеносная система состоит из: а) трехкамерного сердца б) двухкамерного сердца и сосудов в) только из сосудов

    г) из легких

  7. С помощью кровеносной системы в организме животного осуществляется перенос: а) кислорода б) веществ, которые нужно удалить из организма в) питательных веществ

    г) всего вышеперечисленного

  8. Кровеносная система не: а) переносит питательные вещества и газы б) переносит гормоны в) защищает от инфекций

    г) передает нервные импульсы

  9. В состав опорно-двигательной системы птицы входят: а) желудок б) мышцы, двигающие крылья в) печень

    г) почки

  10. Гормоны поступают: а) из эндокринной системы в дыхательную б) из пищеварительной системы в дыхательную в) из эндокринной системы в кровь

    г) из дыхательной системы в пищеварительную

  11. У позвоночных животных работой различных органов управляет(ют): а) нервная и эндокринная системы б) только нервная система в) пищеварительная система

    г) выделительная система

4. Задание на дом.

Выполнить задание 36 в «Рабочей тетради».

Используемая литература:

  1. И.А. Акпёрова «Уроки биологии в 6 классе» ДРОФА, Москва 2005.
  2. С.В. Багоцкий, Л.И.Рубачёва, Л.И.Шурхал. «Тестовые задания, Биология. Живой организм. 6 класс» ДРОФА, Москва 2003.
  3. В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Правильные ответы на вопросы учебника Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» ДРОФА, Москва 2006.
  4. В.И. Сивоглазов. «Уроки по курсу Н.И.Сонина Биология 6 класс Живой организм» ДРОФА, Москва 2006.

12.05.2009

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530741/

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и защитную функции. У многоклеточных животных в ходе эволюции появилось большое разнообразие опорных структур и приспособлений для движения.

Такие беспозвоночные животные, как насекомые, паукообразные, ракообразные, имеют наружный скелет, к которому прикрепляются мышцы. Этот скелет хорошо защищает, но не дает телу расти. Поэтому рост животных сопровождается линьками.

В этот момент тело очень уязвимо, так как новые покровы в течение нескольких часов или дней остаются мягкими.

У позвоночных животных формируется внутренний скелет, который не ограничивает размеры тела животного, так как способен расти вместе с ним.

Системы органов дыхания и пищеварения

Дыхательная система обеспечивает газообмен в теле животного: поступление кислорода и выделение углекислого газа. Органы дыхания различны у животных, обитающих в водной, наземно-воздушной и почвенной средах. Это могут быть жабры, легкие, трахеи.

 По кровеносной системе питательные вещества и кислород поступают к клеткам тела животных, а вредные вещества и углекислый газ удаляются из них. Кровь, движущаяся по сосудам кровеносной системы, выполняет еще и защитную функцию.

Она уничтожает с помощью лейкоцитов бактерии и вирусы, попавшие внутрь организма. Если кровь движется только по сосудам, не попадая в полость тела, то такая кровеносная система называется замкнутой. Она характерна для кольчатых червей и позвоночных животных.

Кровеносная система моллюсков и насекомых называется незамкнутой, так как кровь из сосудов поступает в полость тела между органами.

Усложнение кровеносной системы связано с появлением специального органа, обеспечивающего перекачку крови но сосудам — сердца.

Оно может быть двухкамерным, как у рыб, трехкамерным, как у лягушки, четырех-камерным, как у птиц и млекопитающих. Возникновение камер (желудочков и предсердий) в сердце дает возможность не смешиваться крови.

Кровь, несущая кислород к клеткам и тканям, не смешивается с кровью, удаляющей из них углекислый газ.

Выделительная и половая системы

Основной функцией выделительной системы является выведение из организма животного вредных и ненужных продуктов жизнедеятельности. Наиболее сложно устроена выделительная
система у позвоночных животных. Она состоит из парных почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. У беспозвоночных животных выделительная система чаще всего имеет вид разветвленных трубочек.

Органы половой системы обеспечивают возможность воспроизведения себе подобных.

К ним относятся, прежде всего, половые железы, в которых образуются половые клетки: в женских половых железах (яичниках) — яйцеклетки, в мужских (семенниках) — сперматозоиды.

У большинства животных женские и мужские половые железы формируются в разных особях. Такие организмы называются раздельнополыми. Если же и мужские, и женские половые железы образуются в одной особи, то такие организмы называются гермафродитами.

Нервная и эндокринная системы

Согласованной работой всех вышеперечисленных систем органов у животных руководят нервная и эндокринная системы. От их четкой деятельности зависит состояние организма в целом. Кроме того, нервная система помогает животным ориентироваться в окружающем мире.

Наиболее примитивная нервная система возникла в виде разбросанных по телу животного нервных клеток,
образующих нервную сеть. Усложнение в ходе эволюции привело к возникновению нервной ткани и ее скоплению в виде нервных узлов. Наибольшего развития нервная система достигает у позвоночных животных. В ней различают центральную и периферическую нервную систему.

К периферической относятся нервы и нервные узлы в различных участках тела. Центральную нервную систему составляют головной и спинной мозг.

Спинной мозг связывает головной мозг с органами тела. По нервам и спинному мозгу возбуждение поступает в головной мозг.

Эндокринная система объединяет железы внутренней секреции. Они вырабатывают активные вещества, которые влияют на деятельность всех других органов.

Органы чувств

С нервной и эндокринной системой тесно связаны органы чувств. Органы слуха отвечают за передачу слуховых колебаний, а органы зрения — за видение внешнего мира. С помощью органов обоняния животные воспринимают различные запахи, а с помощью органов вкуса — вкусовые раздражители. Органы осязания воспринимают прикосновения, температурные и болевые раздражители.

Источник: http://ebiology.ru/organy-i-sistemy-organov-zhivotnyx/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть