Средневековая деревня

Содержание

Как выглядела средневековая деревня. Типы и разновидности

Средневековая деревня

Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях.

В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то они были совсем незначительными.

Средневековая деревня – это особая памятка для историков, которая позволяет восстановить картину былого быта, традиции и особенности жизни тогдашних людей. Потому сейчас мы рассмотрим, из каких элементов она состояла и чем характеризовалась.

Общее описание объекта

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке.

Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального.

Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение.

Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.

Кучевая деревня

Такой тип средневекового поселения является (даже для тех времен) пережитком прошлого, но таким пережитком, который еще очень долго просуществовал в обществе. В таком населенном пункте дома, сараи, крестьянские угодья и поместье феодала были расположены «лишь бы как».

То бишь тут не было ни центра, ни главных улиц, ни отдельных зон. Средневековая деревня кучевого типа состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. Те, которые имели продолжение, выводили в поле или в лес.

Тип ведения хозяйства в таких поселениях был, соответственно, также беспорядочным.

Данный тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя таким образом крест.

В месте пересечения дорог всегда лежала главная площадь, где располагалась либо небольшая часовня (если деревня насчитывала большое количество жителей), либо поместье феодала, который владел всеми живущими здесь крестьянами.

Средневековая деревня крестообразного типа состояла из домишек, которые были обращены своими фасадами к улице, на которой они располагались. Благодаря этому местность выглядела очень опрятно и красиво, все постройки были практически одинаковыми, а на их фоне выделялась лишь та, что находилась на центральной площади.

Деревня-дорога

Этот тип поселения в эпоху Средневековья был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались.

Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре.

Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.

Лучевые деревни

Этот тип поселения был самым популярным во всех городах средневековой Европы, потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы.

От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.

Урбанистическая ситуация

В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры.

Что же, средневековый город и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди.

Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат.

Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.

Заключение

Мы рассмотрели, какие были поселения в Европе в самую темную историческую эпоху. А чтобы понять их суть было проще, в статье есть карта средневековой деревни.

В завершение можно отметить, что для каждого отдельного региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то – камень, в других местах возводились каркасные жилища.

Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.

Источник: http://fb.ru/article/165288/kak-vyiglyadela-srednevekovaya-derevnya-tipyi-i-raznovidnosti

Урок по истории для 6-го класса по теме

Средневековая деревня

  • Ткачёва Лариса Анатольевна, учитель истории

Разделы: История и обществознание

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок, с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
  • продолжить формирование умения составлять схемы
  • работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

  • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
  • воспитывать уважение к крестьянскому труду

Оборудование:

    • Мультимедиа аппаратура.
    • Авторские презентации, созданные на базе Microsoft Office Power Point.
    • Раздаточный материал (Приложение 1).
    • Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание.

1. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».

Презентация 1.

1. Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке». Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями.

Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал.

2. Работа с историческими источниками.

Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах.

(Карточки №1,2 – Приложение 1.)

Далее ход урока идет согласно презентации. Учитель может сам контролировать количество заданий для опроса в зависимости от уровня подготовленности класса и времени для опроса.

Слайд 2, 3, 4 – вопросы викторины (по щелчку).

  • Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского? (Всадник, конный воин)
  • Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело)
  • Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко)
  • Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры)
  • Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках).
  • Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба)   
  • Что такое турнир? ( Военное состязание рыцарей в силе и ловкости)
  • Кого называли герольдами? ( Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой)
  • Кто допускался к турниру? ( До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми)
  • За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты)
  • Что такое «феод»? ( Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству).
  • Кого называли феодалами? ( Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы)
  • Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор – «старший» из феодалов, держатель земли – давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал –подчиненный – получал земли и обязан был служить сеньору).
  • Что означал порядок: «Вассал моего вассала – не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница – отношения между феодалами – крупными, средними, мелкими – согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам).
  • Чьими вассалами были рыцари? (Баронов)
  • Каковы были обязанности вассалов? ( Выступать в военный поход со своим отрядом, участвовать в суде сеньора, выкупать сеньора, попавшего в плен)
  • Каковы были обязанности сеньоров? ( Защищать своего вассала от нападения других феодалов, восставших крестьян, награждать за службу, заботиться о семье вассала в случае его смерти).

Подведение итогов викторины и выставление оценок.

Слайд 5работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей.

Слайд 6 – проблемный вопрос – Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль.

Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть).

Слайд 7 – работа с историческими источникамиПриложение 1. Карточка №1.

Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее)

Данный вид работы формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять общие черты и различия, находить в тексте слова, подтверждающие его точку зрения.

Слайд 8работа с историческими источниками – Приложение 1. Карточка №2.

Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.)

Вопрос классу – Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Важным является воспитательный аспект этого задания, особенно связанный с современным пониманием учащимися рыцарского поведения. В ходе обсуждения можно задать вопрос: «Как вы думаете, что значит быть рыцарем сегодня? А есть ли среди присутствующих мальчики, отличающиеся рыцарским поведением? В чем это проявляется?»

Следующее задание предполагает проверку умения учащихся составлять связный рассказ, используя иллюстрации, новые понятия и термины. В зависимости от времени на уроке, подготовленности класса можно предложить для ответа одно задание на выбор.

Слайд 9 –Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял.

Слайд 10 – Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели?

Слайд 11 – Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил?

Слайд 12 – Проверка домашнего задания, при выполнении которого учащиеся должны были обратиться к словарям, энциклопедиям или использовать ресурсы Интернета. Объясните, как возникли и что означают эти выражения.

  • «Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение означает – вызвать на спор, состязание)
  • «Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу)
  • «Открытое забрало». (Забрало – передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение)
  • «Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести – смелость, благородство, верность, великодушие)

2. Переход к изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели»

Презентация 2.

При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию«Средневековая деревня и ее обитатели». Основные положения темы учащиеся могут записывать в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника. По щелчку появляются отдельные фрагменты схемы. Ребята принимают участие в ее составлении, обучаясь данному умению.

Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян.

План урока: (Слайд 2)

  1. Отношения феодала с крестьянами.
  2. Крестьянская община.
  3. Жизнь крестьян
  4. Натуральное хозяйство.

1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3).

Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.

Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4).

– Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).

– Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)

– Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала)

– Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).

Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5)

– Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99.

2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6)

Крестьянская община

  • ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
  • поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
  • помогала бедным выплачивать налоги
  • оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

3. Работа с историческим источником. (Слайд 7).

Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.

Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.

4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда.

Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным.

Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)

3. Закрепление изученного материала на уроке.

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?

4. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание.

  1. Прочитать §12.
  2. Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
  3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».

6.02.2010

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563942/

Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и её обитатели. История Средних веков. 6 класс. – Средневековая деревня и её обитатели

Средневековая деревня

Как известно, в эпоху раннего Средневековья большая часть европейского населения – примерно 80% от общего числа жителей – проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти сельские поселения отличались друг от друга постройкой домов, способом обработки земли и орудиями труда.

Феодальный уклад жизни средневековой деревни на европейской территории мало чем отличался друг от друга. Собственником земли выступал феодал (сеньор). В его поместье трудились зависимые крестьяне, которые за пользование землей несли повинности.

Главными повинностями были барщина и оброк.

Барщина подразумевала все даровые работы в поместье феодала (обработка земли, ловля рыбы и тому подобное), а оброком называется доля продуктов личного хозяйства или изготовленные изделия, которые крестьянин отдавал господину.

2. Население средневековой деревни

Население средневековой деревни обычно состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Земледельцы обрабатывали участки земли, скотоводы ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом, ремесленники специализировались в гончарном, ткацком и ювелирном промыслах.

Все эти труженики должны были отдавать часть своего труда феодалу, а также платить десятую часть своего дохода церкви – церковную десятину.

Но общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества во многом зависели от того, были ли его крестьяне, проживающие в нем, свободными или находились под властью сеньора.

Как свободные, так и зависимые люди во многих средневековых деревнях зачастую селились вперемешку, но дома крестьян всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев – свободны они или лично или поземельно зависимы. Свободные крестьяне пользовались гораздо большими правами и свободами, чем зависимые от феодала.

3. Хозяйство средневековой деревни

В большинстве случаев население, неважно, зависимое оно или свободное, было безграмотным и жило в нищете.

Как ни старались крестьяне обрабатывать свои наделы, урожаи были низкими, треть надо было оставить на семена, часть отдать феодалу в виде оброка и десятину – церкви.

Урожай зависел также и от погоды, большой бедой были заморозки и засухи, поэтому крестьянские семьи нередко голодали.

Крестьянское хозяйство требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на ловлю рыбы и на вырубку леса, следить за тем, чтобы их личный скот и птица не пересекали границы другого села, иначе крестьян ждала суровая кара от феодала и соседей. Крестьянина, нарушившего правила, могли даже изгнать вместе с семьей из родной деревни.

Во времена раннего Средневековья крестьянину, если он хотел переселиться в другие края, очень сложно было продать землю. Для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому очень часто жители средневековой деревни объединялись в общины, которые ведали хозяйственными делами.

Члены крестьянской общины на сборах, которые обычно проводились возле церкви, принимали решения о постройке общего имущества (амбаров, мельниц), решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также обсуждали, где и что посеять, когда начать жатву и другие хозяйственные вопросы.

Если деревня была не свободна, а находилась в собственности феодала, часто на таких сборах присутствовал какой-либо рыцарь –  представительское лицо сеньора.

4. Быт средневековой деревни

Обычно средневековые деревни были совсем небольшими, они насчитывали примерно 13 – 15 домов, где проживало столько же семей.

В тех странах, где были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50, соответственно, увеличивалось и количество жителей.

В горных районах Франции и Германии деревень практически не было – люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15 – 20 человек, а землю обрабатывали сообща.

Обычно дом европейского крестьянина представлял собой низкое строение из деревянных жердей, камня или бревен, которые затем обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши чаще всего покрывали соломой или дерном.

В доме обычно было узкое окно, которое затыкали бычьим пузырем, наподобие стекла. Кроме того, помимо дома, у крестьянина имелся двор, где находились хлев, сарай и прочие хозяйственные постройки.

Если крестьянин был достаточно зажиточным, то он мог иметь небольшой виноградник, огород или даже сад.

В средних и крупных деревнях дома обычно располагались вокруг церкви. Возле церкви находилась небольшая площадь, источник с питьевой водой, а также за церковью располагалось кладбище, куда крестьяне обязательно приходили поминать усопших. Именно в церкви жители деревни, собираясь всем миром, узнавали все новости как местного, так и государственного значения.

Как и в городах средневековой Европы, среди крестьян часты были ранние браки, и количество детей в семьях доходило до 7, а иногда до 10 человек. Образования крестьянские дети в основном не получали, лишь в редких случаях какой-либо сын зажиточного крестьянина мог получить начальное образование в школе при монастыре.

Зачастую родители с малолетства обучали детей своей профессии: так, к примеру, сын портного уже к 15 – 16 годам мог стать самостоятельным тружеником и не зависеть от родителей. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у сеньора, срок которой устанавливался сам господин.

5. Вывод по теме урока

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь в средневековой деревне была достаточно тяжела для крестьян.

Даже свободные, а не только лично зависимые крестьяне должны были платить феодалу и церкви налог, обеспечивать продуктами своего производства сеньора, его семью, слуг и гостей.

Но, в отличие от раба, крестьянин имел право на какие-то плоды своего труда, дом и некоторое имущество, что, несомненно, говорит в пользу феодального строя над рабовладельческим.

К занятию прикреплены файл  «!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

  • http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
  • http://x-uni.com/istoriya/6-klass/video/
  • http://www..com/watch?v=6UQjeIO_MsI

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5025/lesson

Доклад на тему Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс сообщение

Средневековая деревня

Во времена средневековья вся земля принадлежала феодалам или сеньорам. Поля и леса, холмы и овраги, реки и озера-всё это было в собственности у европейских феодалов. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства, на землях которого работали попавшие в зависимость крестьяне.

Устройство деревни и власть в ней

В центре вотчин обычно располагалась усадьба феодала, которая в будущем была заменена замком, за стонами которого располагались амбары, конюшни, псарни и т.д. Земли вокруг замка обычно делились на две категории: господские и крестьянские. На господских крестьяне отрабатывали барщину, обрабатывая землю, сажая и собирая урожай.

На своих собственных, которые фактически тоже принадлежали феодалам, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым для жизни. У каждой крестьянской  семьи было своё поле, свой небольшой огород и свои орудия труда, которым они возделывали землю. Однако и с этих работ они отдавали часть своему феодалу.

Подобный сбор назывался оброком. Поддерживалась система оброков и барщины крепкой властью помещика-феодала и их правом судить своих зависимых крестьян и силой принуждать нести свои повинности. Существовали так же лично зависимые крестьяне. Они были потомками рабов и не имели никаких прав и свобод.

 Иногда, не находя больше сил терпеть угнетение, крестьяне отказывались работать, бунтовали и поджигали дома и амбары господ. После этого они переселялись на пустующие земли и вели там своё, свободное хозяйство.

Крестьянская община

Так как в вотчине одного феодала часто находилось несколько деревень, их жители объединялись в общины.

Так они вместе вели хозяйство, решали, что и где засеять, разделяли между собой работы по посеву и сбору урожая.

Помимо этого община управляла и другими делами: разыскивала преступников и беглецов, помогала беднякам, вдовам и сиротам, добивалась от феодала если не снижения, то как минимум поддержания процента налогов.

Средневековая деревня и её быт

Обычно в деревнях находилось по 10-15 дворов, в которые входили все хозяйственные постройки (амбары, сараи, хлева), небольшой земельный участок и сам крестьянский дом.

В различных странах Европы дома строили по-разному, однако почти всегда это были небольшие деревянные дома с маленькими, незастекленными окнами. Внутри всегда стоял большой стол, вдоль стен располагались скамьи и сундуки с одеждой.

Спали крестьяне на широких кроватях или всё на тех же скамьях. В доме хранилось множество хозяйственной утвари, в печах, которые долгое время были без дымоходов ,из-за чего стены чернели от копоти, всегда стоял чугунный котелок.

Именно в этом котелке обычно готовили всю еду: каши, вареные овощи и зерно, очень редко рыба и мясо. Пили крестьяне ячменное пиво и фруктовые вина собственного производства.

Хозяйство

В хозяйстве преобладали овцы, козы, свиньи, а так же куры, гуси и голуби. Несмотря на усердный труд, урожаи были маленькими, многое уходило феодалу и церкви, которой крестьяне отдавали десятину-десятую часть всего собранного урожая.

В деревне, прямо в домах всегда кипела жизнь:  крестьянки готовили пищу, ткали и пряли. Мужчины же работали в господских мастерских, где создавали новые орудия труда. Особо искусные мастера становились кузнецами, плотниками и столярами при дворе своего феодала.

Хозяйство средневековой деревни имело натуральный характер, то есть всё производилось  для личного потребления, а не для продажи. Недостающие вещи крестьяне получали путём обмена у бродячих торговцев или на ярмарках.

Вариант №2

Обычное село в средневековье было маленьким, в нём было в районе 15 домов. Население зависело от положения, если местность была с плодородной землёй, то количество дворов было большим и доходило до 50.

В невыгодных местах редко образовывались деревня, а если и образовывалась, то было очень мало, и население в нём считалось не по дворам, а по количеству человек проживающем в нём! Интересный факт: чтобы продать дом в селе, необходимо было получить разрешение от всех односельчан.

Дома строились в основном из дерева, так как в деревянном доме тепло долго сохранялось, а крышу настилали соломой или камышом, лишь крыша у богатых людей была из черепицы.

Чтобы определить, большая деревня или маленькая, не надо считать дома, достаточно просто узнать есть ли в ней церковь. Церковь возводилась только в больших деревнях. Располагалась она обычно в центре поселения и считалась сердцем деревни.

Возле неё был родник. Село окружали поля и луга, на которых трудились сельчане.

И так мы рассмотрели, как устроены деревни в средневековье, теперь разберёмся со следующим вопросом. Звучит он так: чем занимались в дереве?

Крестьянин трудился ежедневно, он сам контролировал свою работу. Жители деревень занимались скотоводством, земледелием, охотой, бортничеством, некоторые занимались каким-то ремеслом. Каждый делал то, от чего зависит его жизнь.

Зачастую в сёлах образовывались коллективные хозяйства, так было проще работать, так как каждый член выполнял свою работу. Колхоз мог строить общие сооружения, например, мельницу или ангар, необходимые всему селу.

Перед стройкой сразу договаривались, кому какая часть принадлежит, допустим, земля – одному, мельница – второму, ангар – третьему.

Работали не только взрослые, но и дети, они продолжали дело родителей. К труду приучали с самого детства, давая лёгкую работу, такую как выпас скота, сбор ягод и грибов и многое другое. И к 16 годам дочь знала все тонкости работы матери.
Вот такая деревня была в средневековье!

6 класс

Популярные доклады

  • Доклад на тему Чувства человека 3, 4 класс сообщение

    Чувства формируются в процессе развития человека. Они формируют эмоциональную устойчивость, умение испытывать какое-то определённое чувство, или эмоцию. Человек чувствителен, и это определяется в физических и эмоциональных ощущений.

  • Доклад Лечебная гимнастика 5 класс сообщение

    Лечебная гимнастика – это ряд упражнений, направленных на поддержание здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний. Занятия построены на правильном дыхании, разминке опорно-двигательного аппарата,

  • Доклад Папоротники для 2, 3, 5, 6, 7 класса, окружающий мир

    Папоротники существуют на Земле уже давно. Их возникновение можно отнести к девонскому периоду. Это одни из растений, которые не имеют семена. Их размножение происходит с помощью спор. Сначала возникали одни виды папоротников, на смену которым

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/istoriya/srednevekovaya-derevnya-i-ee-obitateli-6-klass

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть