Тема одиночества в лирике Лермонтова

Содержание

Причины одиночества Лермонтова на примере стихотворения «Парус»

Тема одиночества в лирике Лермонтова

В отрывке из стихотворения «Парус» вы видим, что главным словом понимания стиха является прилагательное «одинокой». Именно одиночество чувствуется во многих произведениях М. Ю. Лермонтова – прекрасного поэта, певца печали своей эпохи.

Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие светского общества, размышления о поэзии, грустные переживания о родине. Но чаще всего в стихах поэта чувствуется одиночество и тоска.

Нужно понять, почему же поэта мучают такие чувства, какие события привели к формированию подобного мировоззрения.

Из биографии о М. Ю. Лермонтове

М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

  • Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
  • Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Свою непохожесть на других Лермонтов ощутил ещё с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике. Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Воспоминания из детства

Из впечатлений раннего детства Лермонтова запомнилось одно, связанное с чувством природы, с необычным представлением привычных вещей.

В 1830 году Лермонтов писал, вспоминая, когда ему было лет восемь: «Я один раз ехал в грозу, куда-то; и помню облако, которое, небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу. Это так живо передо мною, как будто вижу».

Не каждый ребенок, в 8 лет, сможет сравнить облако с плащом, точнее не просто облако, а именно тучу, которая превращается в черный плащ. У необычных детей всегда необычная судьба. Сейчас постараемся разобрать причины одиночества Лермонтова, которое привело к трагедии.

3 причины одиночества Лермонтова

Во-первых, поэт рано лишился матери, которая долго и мучительно болела, и от нее остались, лишь воспоминания о тихих колыбельных песнях. О ней Лермонтов писал так: «В слезах угасла моя мать».

Во-вторых, после смерти матери, полностью взявшись за воспитание внука, бабушка все чаще стала ругаться с зятем, так как с самого начала была недовольна выбором дочери.

Из-за этого юный поэт потерял и своего отца, который был вынужден уехать, чтобы прекратить эти вечные размолвки в семье.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно, и в разлуке умереть…

Но отец все-таки изредка навещал своего сына, отчего вызывал боязнь бабушки, что он заберет у нее так безумно любимого внука.

Поэтому вплоть до смерти отца Лермонтов мучился в колебаниях между ним и бабушкой, не зная, как сохранить остатки своей семьи в мире и согласии, но у ребенка это совсем не выходило.

В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.

Третьей причиной стала тяжелая болезнь Лермонтова, которая приковала его надолго к постели, что стало преградой для нормального общения со своими сверстниками. Все сильнее поэт погружается в собственный мир мечты и грусти, все сильнее привыкает к внутреннему одиночеству, которое перерастает болезнь души.

Сам Лермонтов рисует свое детство в неоконченной «Повести» в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать… Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе.

Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души… Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению».

Его мучает печальное одиночество; он готов окончательно порвать с реальной жизнью, создать в своей голове другой мир, который будет понятен ему, в отличие от настоящего, в котором живут другие люди.

В этом мире он жил, никому не веря и не доверяя, ожидая обмана, предательства, разочарования, потому что слишком близко воспринимал все события жизни и перестал верить в то, что человека может согреть любовь, искренняя дружба, понимание малознакомого человека.

Разочарование в любви

Еще одной причиной стало сильнейшее в его жизни любовное чувство, которое принесло разочарование и обиду ранимой душе. Знакомство с «черноокой» красавицей Е.

Сушковой, которая в своих записках описывала Лермонтова невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась.

В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». В ответ все-таки поэт ей за это отомстил, но в душе глубоко осталось недоверие людям и неуверенность в себе.

Эти причины наложили большой отпечаток на все лермонтовское творчество в целом. Поэтому, вернувшись к эпиграфу, мы можем представить Лермонтова в виде паруса, одинокого, потерянного, не понимающего, куда дальше плыть. Может быть, именно эти причины еще с самого детства вели его через трагическое одиночество к не менее трагической гибели.

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Источник: http://writervall.ru/m-ju-lermontov-prichiny-odinochestva/

Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились.

Единственным близким человеком была бабушка – Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише души не чаяла. Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю.

Лермонтова – это не только тематика его творчества, но и состояние души.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование.

Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. Война с Наполеоном, восстание декабристов – эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников.

Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой – уставший, окруженный толпой, но одинокий человек.

Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни.

Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров.

Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого.

Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» – спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.

Свою скорую трагическую гибель поэт предчувствует и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство скорби, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждены гонения и непонимание окружающих.

Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви.

Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, – очаровательная Варенька Лопухина – стала чужой женой.

Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.

Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова – лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.

«Мы случайно сведены судьбою» – первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами.

Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни.

Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.

Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», – обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» – пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Одиночество или свобода?

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова – центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ.

Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга.

Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.

«На севере диком стоит одиноко…»

Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл».

Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали.

А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга – в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

Вместо заключения

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.

Любовь у Пушкина – светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича – ночным светилом нашей поэзии.

Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.

Источник: http://fb.ru/article/165842/motiv-odinochestva-v-lirike-lermontova-tema-odinochestva-v-lirike-m-yu-lermontova

Одиночество в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Одиночество – это состояние, в котором некоторые люди находятся одно лишь мгновение, а иные всю свою жизнь. Одним из великих людей, чья жизнь была наполнена одиночеством, является Михаил Юрьевич Лермонтов. Будучи еще ребенком, он испытал потерю самого дорогого человека – мамы.

Отношения с отцом не сложились и поэтому единственным близким человеком для него, была бабушка. Бабушка в нем души не чаяла, но молодой Михаил вскоре понял, что он не такой как все.

Воспитанный, умный и талантливый молодой человек, Лермонтов не мог быть понят окружающими, от чего он сильно страдал.

Жизнь не подарила ему ни друзей – единомышленников, ни женщины – ангела, которая бы его любила и могла понять. И поэтому его судьба неразрывно связана с одиночеством, а вследствие этого и его творчество.

Потому что поэзия – это своего рода лирический дневник, в котором Лермонтов отражал все чувства, мысли и переживания.

Для Лермонтова тема одиночества стала центральной, потому что он не нашел себе места в любви, в светском обществе, в дружбе, в Отчизне.

Одинокий в толпе

Лермонтов отважный боец, готовый вступить в самую жаркую схватку. Он остроумный и образованный человек, вокруг которого всегда много народу и веселья, но Михаил в обществе чувствует себя одиноким.

Несмотря на окружающую его атмосферу радости и веселья, люди рядом с ним не разделяют его жизненных принципов и убеждений, а вследствие чего у него нет товарищей и единомышленников. В стихотворении «как часто я пестрою толпою окружен..

» автор показывает всю бездушность и черствость людей, неспособных на проявление человеческого тепла.

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей

Веселящаяся толпа давит на героя, и он понимает, что здесь ему не место и потому он забывается мечтой. Он убегает от всех в детство, где осталось все самое теплое и дорогое. Так же мечты ему дают любовь.

Лермонтов знает, что он никогда не полюбит ни одну из этих светских красавиц присутствующих на балу и поэтому он создает вымышленный образ возлюбленной, который овладевает его сердцем. Но мечты недолговечны и иллюзии рано или поздно рушатся.

Опомнившись, лирический герой понимает, что все обман.

А он все так же одинок.

Судьба Лермонтова – жизнь без друзей и близких по духу людей

Дружеская поддержка и утешение – это то, что жизненно необходимо людям, но Лермонтову они недоступны. Стихотворением «И скучно и грустно» автор показывает, что

в минуту душевной невзгоды, некому руку подать

Он совершенно одинок, рядом нет людей готовых помочь и выразить сочувствие.

Лермонтов желал найти в этом мире близкую душу человека, который бы его понял и поддержал. И стихотворение «На севере диком» тому доказательство. В нем рассказывается о сосне, которой снится такая же, как она одинокая пальма.

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет

Пальма представляется сосне, как родственная душа, которая захочет с ней грустить. Основная идея этого стихотворения – это идея сочувствия, ощущения человека (дерева) находящегося рядом, но этому не бывать как на севере диком, так и в обществе Лермонтова.

Страдания любви, ведущие к одиночеству

Лермонтов был влюблен, и эта любовь для него была всем, но неуверенность в чувствах возлюбленной приносила ему боль. В стихотворении «Нищий» он себя сравнивает с бедняком, которому вместо взаимной любви в руку положили обман и притворство.

И он разочаровывается в любви и женщинах. Лермонтов посвятил и отдал любимой все, а она ничего не дала взамен. Поэт подозревает ее в измене, и они расстаются. В итоге он становится одинок, потому что, несмотря на измену и предательство его прежние чувства живы, но любимая не может ответить взаимностью.

У ног других не мог забыть он блеск ее очей!

Лермонтов одинок среди своего поколения

Стихотворение «Дума» является отражением пороков и состояния поколения в целом. Поэт считает, что люди его поколения лишены высоких идеалов и ценностей. Также автор высказывает мысль о том, что ему тоже свойственны пороки его времени, но все же, он выше общества, а потому имеет полное право судить современников. Автор порицает людей своего поколение за духовную спячку.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтову, которому натура не позволяет сидеть, сложа руки

“Так жизнь скучна, когда боренья нет”

Больно смотреть на своих современников, которые отошли от общественной жизни и углубились в занятия «бесплодной наукой». Автор не разделял мыслей и взглядов на жизнь своего поколения, а потому был одинок.

Подводя итог, следует сказать, что Лермонтов величайший поэт, одиночество которого подарило нам множество прекрасных произведений, которые никогда не перестанут восхищать потомков.

А следственно его одиночество это не рок, а избранность.

Источник: http://dp-adilet.kz/odinochestvo-v-lirike-lermontova/

Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является основной. Она прослеживается в его произведениях самого разного масштаба, начиная от совсем небольших стихотворений и заканчивая внушительными поэмами. Интересно, что обратившись к биографии писателя, мы сможем увидеть, насколько тесно она связана с его творчеством.

  • Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи
  • Парус
  • Одиночество длиною в жизнь
  • Любовные мотивы
  • Мотив одиночества и свободы

Больше всего впечатлений вынес Лермонтов из детства. Мальчик остался на воспитании у бабушки, которая потакала каждому его капризу и чрезмерно его опекала.

Маленькому Мише неразрешено было видеться с отцом, которого ему так не хватало.

Однако бабушка Елизавета Алексеевна считала, что родитель имеет негативное влияние на отпрыска, поэтому ребёнок провёл в одиночестве, без друзей и взрослых людей, которые его понимали бы, всё своё детство и юношество.

: биография Пушкина кратко, основные даты и события.

Кроме того, М. Ю. Лермонтов был довольно болезненным, часто уезжал в горы и на воды в Петрозаводск. От постоянных проблем со здоровьем он не выходил в свет, не искал новых знакомств.

Сам поэт не раз говорил о том, что это уединение, отрешенность от яркой и насыщенной светской жизни, отсутствие близких людей, нисколько ему не мешает жить, а ,напротив, он свыкся с этим состоянием и рад ему.

К тому же следует помнить, в какое время вырос Лермонтов: война с Наполеоном, восстание декабристов — всё это повлияло на формирование характера не только молодого Михаила, но и всего его поколения.

Да и сам поэт считал, что души всех его сверстников пронизаны такими же настроениями.

Но несмотря на всё заверения Михаила о том, что он находится в абсолютной гармонии со своим внутренним я, лирический герой его стихотворений страдает. На него давит невыносимое одиночество, его пожирает тоска.

Он устал от шумной толпы и даже в окружении множества людей не может не почувствовать себя одиноким. Это «лишний человек», идеи и взгляды которого отличаются от большинства, который привык мыслить свободно, не соглашаться с другими.

Лермонтова сильно беспокоил тот факт, что его поколение нисколько не развивалось. Всё вокруг будто застыло на месте: сознание людей, общественное движение. Всё меньше было новшеств, новаторских идей. Люди жили, не думая о будущем своих потомков, просто плыли по течению и оставались всем довольны.

Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи

Наиболее известными произведениями с темой одиночества считаются следующие:

  • Стих «Отрывок»;
  • Стих «Монолог»;
  • Стих «И скучно, и грустно»;
  • Стих «Узник»;
  • Стих «Гляжу на будущность с боязнью»;
  • Сочинение «Смерть»;
  • Сочинение «На тёмной скале над шумящим Днепром»;
  • Стих «Одиночество»;
  • Сочинение «К друзьям».

Парус

Стихотворение «Парус», пожалуй, одно из самых известных произведений в лирике М. Ю. Лермонтова, главной темой и мотивом которого является одиночество. Его знает каждый школьник, и с первого взгляда оно очень простое, однако история сочинения «Паруса» довольно занятная.

Сотворил его Михаил Юрьевич ещё в подростковом возрасте, в семнадцать лет. В течение его учёбы в московском университета у молодого человека возникали определённые проблемы из-за сложного характера. И однажды между Лермонтовым и одним из профессоров произошёл серьёзный конфликт.

По настоянию бабушки юноша покинул учебное заведение и перевёлся в школу для юнкеров, находящуюся в Санкт-Петербурге. Образ бушующего моря, огромных волн и сильного ветра оказали на Михаила Юрьевича большое впечатление. В стихотворении, пронизанном грустью, скорбью и одиночеством Лермонтов находит себя. Парус — и есть образ поэта.

Такой же одинокий, мятежный, на протяжении всей жизни «ищущий бури».

Образ моря и паруса ещё появится в раннем творчестве поэта, как самая близкая его натуре ассоциация с душевными переживаниями, тоской и невозможностью найти себя в этой жизни.

Одиночество длиною в жизнь

Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком. Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей.

И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком.

Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.

И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого.

Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его.

Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования.

«Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль.

Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски.

И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому.

Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Мотив одиночества и свободы

Одиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой. Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы — главные олицетворения свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам.

Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен.

После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь.

Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova.html

Мотив одиночества в лирике Лермонтова — сочинения для 9,10 класса

Тема одиночества в лирике Лермонтова

  1. Истоки мотива одиночества
  2. Лирический герой и общество: осознание одиночества
  3. Мотивы одиночества в любовной лирике
  4. Мотив одиночества в пейзажной лирике

Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д.

Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.

) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).

Истоки мотива одиночества

Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям.

Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:

«… всегда один,

Высокой башни мрачный властелин,

Он возвещает миру все, но сам –

Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).

Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:

«О! Если б дни мои текли

На лоне сладостном покоя и забвенья,

Свободно от сует земли

И далеко от светского волненья…» (1829).

Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами.

Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».

Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).

Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам.

Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял.

«Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его.

Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:

«Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!» (1830).

Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:

«Никто, никто, никто не усладил

В изгнаньи сем тоски мятежной!

Любить? – три раза я любил,

Любил три раза безнадежно»

(«Никто, никто, никто не усладил» 1830).

Мотив одиночества в пейзажной лирике

Выражается мотив одиночества и более опосредовано, через описания природы.

У Лермонтова во многих стихотворениях мы встречаем романтический пейзаж, это может быть бушующая морская стихия, пустыня, куда испокон веков удаляются отшельники-одиночки или же гроза, близкая мятежной душе романтического героя, что мы видим, например, в «Мцыри»: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад».

Автор использует параллелизм, сравнивая чувства человека со скитаниями дубового листка, оторванного от ветки: «Один и без цели по свету ношуся давно я» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой» 1841) или предоставляет читателю самому построить параллели (стихотворения «Утес», «Тучи», «На севере диком».

В поздней лирике изображение природы сменяется на более спокойное, нежное, однако за кажущейся гармонией все равно скрывается смятенность человеческой души, оставшейся один на один с миром природы (сравним хрестоматийное «Выхожу один я на дорогу»: «Спит земля в сиянье голубом. / Что же мне так больно и так трудно?».

Подытожим все вышесказанное: мотив одиночества для Лермонтова является стержневым, наполняющим его произведения особым, свойственным только ему смыслом и звучанием. На романтическом конфликте одинокой гордой личности и остального мира строятся разнообразные стихотворения, и для воплощения этого конфликта автор использует различные жанры, от стихотворений и элегий до поэм.

Эта обзорная статья поможет ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Мотив одиночества в лирике Лермонтова».

Мотив одиночества в лирике Лермонтова – информация для сочинения по теме | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/motiv-odinochestva-v-lirike-lermontova-sochineniya-dlya-910-klassa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть