Тест «Биография Глинки»

Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей

Тест «Биография Глинки»

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор.

Автор таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других.
Очень высоко ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И. Чайковский. Услышав его «Камаринскую», он сказал, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа». Успех первой оперы вдохновил композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме «Руслан и Людмила». Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов.

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте.
Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки.

Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома.

Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались “страстью” к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки.

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы – “Руслан и Людмила”, которая растянулась более чем на пять лет. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после премьеры “Ивана Сусанина”. Однако новая опера Глинки, в сравнении с “Иваном Сусаниным”, вызвала более сильную критику.

Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и “Иван Сусанин”. Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие – на этот раз во Францию и Испанию.

Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру “Арагонская хота”, а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру “Ночь в Мадриде” (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия “Камаринская” на тему русских песен.
Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Расцвет творчества

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие.

В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: “Вальс-фантазию” (1839) и романс на стихи Пушкина “Я помню чудное мгновенье” (1840).

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин».

Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом.
В 1836 г. на сцене петербургского Большого театра была посставлена героико-патриотическая опера Глинки “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) по либретто Г.Ф.Розена. Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина – патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 г. в том же театре состоялась премьера оперы “Руслан и Людмила”. В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведет начало ориентализм в русской классической опере) Переосмыслив содержание шутливой, ироничной юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.В 20-е годы XIX в. пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и пианист. В 1837 – 39 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830 -33), Берлин (1833 -34, 1856 – 57), Париж (1844 – 45, 1852 – 54), Испанию (1845 – 47), Варшаву (1848, 1849 – 51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 г. и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.

Под непосредственным влиянием Глинки – композитора и вокального педагога – сложилась русская вокальная школа.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Вскоре после написания оперы появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное.

И в наши дни любят романсы Глинки: «Ночной зефир», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня». Всего Глинка написал 80 романсов и песен.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина.

Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора.
Его детство прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине.

Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном пансионе в Петербурге — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но Глинка не стал «чиновником по дипломатической линии», как его готовили. Уже в юности музыка была основным делом его жизни.

Он жадно слушал) запоминал все музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов-любителей и приезжих знаменитостей, песни народов Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер. Скоро его романсы на стихи русских поэтов стали известны в Петербурге.

Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:

Источник: http://unit.photogdz.ru/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки

Тест «Биография Глинки»

Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры – классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал.

Во-первых, это его оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная живописность.

В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство.

Творчество и биография Глинки. Детство и юность

Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны. Всегда его привлекало звучание колокольного звона, которому он вскоре начал подражать на медных тазах.

Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания “О странствиях вообще”. Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке.

Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.

Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены.

С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым).

В этот период создает свои первые романсы. Это:

  • Элегия “Не искушай меня” на слова Баратынского.
  • “Бедный певец” на слова Жуковского.
  • “Я люблю, ты мне твердила” и “Горько мне, горько” на слова Корсака.

Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу “Жизнь за царя”.

Первая поездка за границу

В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы “Руслан и Людмила”. В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.

Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с живописцем К. Брюлловым, московским профессором С. Шевыряевым. Из композиторов – с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.

В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo.

В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал “Русскую симфонию”.

В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих “Записках” он признается, что все это время он искал свой путь и стиль.

Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву.

Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую национальную оперу.

Он взялся за романтическую оперу “Марьина роща” (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет “Ивана Сусанина”. В этот период времени сочиняет такие романсы: “Не называй ее небесной”, “Не говори, любовь пройдет”, “Только узнал я тебя”, “Я здесь, Инезилья”. В личной жизни у него происходит большое событие – женитьба.

Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая – польской, третья – торжественным финалом.

Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера “Жизни за царя” произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку.

В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: “Ночной смотр”, “Северная звезда”, еще одну сцену из “Ивана Сусанина”. Принимается за новую оперу на сюжет “Руслана и Людмилы” по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой.

В период жизни с “братией” (1839-1841) создает ряд романсов. Опера “Руслан и Людмила” была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить.

Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет.

Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет “Арагонскую хоту”. Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения “Ночь в Мадриде”.

Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Последние годы жизни

В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой.

Он пишет несколько фортепианных пьес, романс “Ты скоро меня позабудешь” и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра “Камаринскую”, “Ночь в Мадриде”, романсы.

В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.

Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой.

Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился.

3 февраля Михаил Иванович умер.

В чем заключается новаторство глинки?

М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве. Он был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта). Творчество композитора Глинки содержит достаточно яркие образцы такого плана.

Это его народная музыкальная драма “Жизнь за царя”, эпическая опера “Руслан и Людмила”. В качестве примера русского симфонического стиля можно назвать “Камаринскую”, “Князя Холмского”, увертюры и антракты к его обеим операм. Его романсы являются высокохудожественными образцами лирически и драматически выраженной песни.

Глинку по праву считают классическим мастером мирового значения.

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма.

Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. “Арагонская хота”, “Вальс-фантазия”, “Камаринская”, “Князь Холмский” и “Ночь в Мадриде” составляют симфоническое творчество Глинки.

Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив “Камаринскую” с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Оперное наследие композитора

“Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”) и “Руслан и Людмила” составляют оперное творчество Глинки. Первая опера – это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров.

Во-первых, это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года). Во-вторых, в ней содержатся черты эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы.

Если “Иван Сусанин” продолжает европейские тенденции, то “Руслан и Людмила” являет собой новый тип драматургии – эпический.

Она была написана в 1842 году. Публика не смогла ее оценить по достоинству, она была непонятна большинству. В. Стасов был одним из немногих критиков, кто заметил ее значимость для всей русской музыкальной культуры. Он подчеркивал, что это не просто неудачная опера, это новый тип драматургии, совершенно неизвестный. Особенности оперы “Руслан и Людмила”:

  • Неторопливое развитие.
  • Отсутствие прямых конфликтов.
  • Романтические тенденции – красочность и картинность.

Романсы и песни

Вокальное творчество Глинки создавалось композитором на протяжении всей жизни. Он написал более 70 романсов. В них воплощены разнообразные чувства: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д. В некоторых из них запечатлены картины быта и природы. Глинке подвластны все виды бытового романса.

Это баллада, “русская песня”, серенада, элегия. Он охватывает и такие бытовые танцы, как вальс, полька и мазурка. Композитор обращается к жанрам, которые характерны музыке иных народов. Это итальянская баркарола и испанское болеро. Формы романсов достаточно многообразны: трехчастная, простая куплетная, сложная, рондо.

Вокальное творчество Глинки включает тексты двадцати поэтов. Ему удалось передать в музыке особенности поэтического языка каждого автора. Главным средством выражения многих романсов служит напевная мелодия широкого дыхания. Огромную роль играет фортепианная партия.

Практически все романсы имеют вступления, которые вводят в обстановку действия и задают настроение. Очень известны такие романсы Глинки, как:

  • “В крови горит огонь желанья”.
  • “Жаворонок”.
  • “Попутная песня”.
  • “Сомнение”.
  • “Я помню чудное мгновенье”.
  • “Не искушай”.
  • “Ты скоро меня позабудешь”.
  • “Не говори, что сердцу больно”.
  • “Не пой, красавица, при мне”.
  • “Признание”.
  • “Ночной смотр”.
  • “Воспоминание”.
  • “К ней”.
  • “Я здесь, Инезилья”.
  • “Ах ты ночь ли, ноченька”.
  • “В минуту жизни трудную”.

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Ярчайшим примером инструментального ансамбля служит крупное произведение для фортепиано и струнного квинтета Глинки. Это замечательный дивертисмент по мотивам известной оперы Беллини “Сомнамбула”. Новые замыслы и задачи воплощены в двух камерных ансамблях: “Большом секстете” и “Патетическом трио”.

И хотя в этих произведениях чувствуется зависимость от итальянской традиции, они вполне самобытны и оригинальны. В “Секстете” наблюдается насыщенная мелодия, рельефный тематизм, стройная форма. Это ансамбль концертного типа. В этом произведении Глинка попытался передать красоту итальянской природы.

“Трио” – полная противоположность первому ансамблю. Его характер мрачный и взволнованный.

Камерное творчество Глинки значительно обогатило исполнительский репертуар скрипачей, пианистов, альтистов, кларнетистов. Камерные ансамбли привлекают слушателей необычайной глубиной музыкальных мыслей, разнообразием ритмо-формул, естественностью мелодического дыхания.

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется “классический”.

Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. “Иван Сусанин” – это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты.

“Руслан и Людмила” – это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного.

Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой.

Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна.

Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Источник: http://fb.ru/article/160591/biografiya-i-tvorchestvo-glinki-kratko-proizvedeniya-glinki

Глинка Михаил Иванович

Тест «Биография Глинки»

Михаил Иванович Глинка ( 20 мая (1 июня) 1804 – 3 февраля (15 февраля) 1857, Берлин) – русский композитор, основатель русской композиторской школы.

1. Жизнь и творчество

Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии. Его прадед был польским шляхтичем из рода Глинки герба Тржаска ( пол. Trzaska ) – Викторин Владислав Глинка ( пол.

Wiktoryn Wladyslaw Glinka ). После потери Польшей Смоленская в 1654 году В. В. Глинка принял русское подданство и перешел в православие.

Царская власть сохранила за ним владения на Смоленщине и шляхетские привилегии, в том числе и герб.

Детство композитора проходило в имении отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернером был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер.

В Петербурге Глинка берет уроки у ведущих музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льва, одноклассника Михаила.

В 1830 путешествовал в Италии, познакомился со многими музыкантами, в том числе с Беллини и Доницетти. В 1833-1834 жил в Берлине, где занимался гармонией и контрапунктом с З. Деном.

После возвращения в Россию, Глинка приступил к работе над первой своей оперой “Жизнь за царя” (премьера в Петербурге 27 ноября 1836).

Был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы (на этой должности оставался около двух лет.

1836 года состоялась премьера первой оперы Глинки – “Иван Сусанин”, что по настоянию государственных министров была поставлена ​​под названием “Жизнь за царя”. Эта опера считается первой русской оперой. Премьера второй оперы ?Руслан и Людмила” по поэме Пушкина, состоялась в 1842 не очень удачно, хотя впоследствии именно эта опера была признана величайшим достижением композитора.

Михаил Глинка неоднократно бывал в Чернигове и Ичне, Нежине, Григоровке, Монастырище. А в Качановке в имении Тарновских в 1838 году работал над оперой “Руслан и Людмила”, отрывки из которой впервые исполнил хор мецената Григория Тарновского. Его именем названа улица в городе и беседка в Качановке.

На сороковом году жизни Глинка отправился в длительное путешествие Испанией и Францией. Находясь в Мадриде и Севилье, записал несколько народных мелодий, которые позже использовал в своих произведениях (симфонические увертюры “Ночь в Мадриде” и “Арагонская хота” ) в Париже познакомился и сблизился с Берлиозом.

Затем Глинка вернулся на некоторое время в Россию; последние годы его жизни прошли в беспрестанных странствиях. Кроме двух опер, Глинка сочинил много романсов, ряд пьес для фортепиано и для оркестра (в том числе Камаринская и Вальс-фантазию), несколько камерно-инструментальных ансамблей.

Умер Глинка в Берлине 3 (15) февраля 1857.

2. Список произведений

Глинка и Н. Павлищев ?Лирический альбом”, 1829 год Оперы

  • “Иван Сусанин” ( 1836)
  • “Руслан и Людмила” ( 1837 – 1842)

Симфонические сочинения

  • Симфония на две русские темы ( 1834, закончена и оркестровать Виссарион Шебалин)
  • Музыка к трагедии М. В. Кукольника “Князь Холмский” ( 1842)
  • Испанская увертюра № 1 “Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты” ( 1845)
  • “Камаринская”, фантазия на две русские темы ( 1848)
  • Испанская увертюра № 2 ?Воспоминания о летней ночи в Мадриде” ( 1851)
  • “Вальс-фантазия” ( 1839, 1856)

Камерно-инструментальные произведения

  • Соната для альта и фортепиано (среднее; 1828, доработана Вадимом борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини “Сомнамбула” для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета ( 1832)
  • “Патетическое трио” d-moll для кларнета, фагота и фортепиано ( 1832)

Романсы и песни

  • “Венецианская ночь” ( 1832)
  • “Я здесь, Инезилья” ( 1834)
  • “Ночной смотр? (1836)
  • “Сомнение” ( 1838)
  • “Ночной зефир” (1838)
  • “В крови горит огонь желанья” (1839)
  • свадебная песня “Дивный терем стоит? (1839)
  • “Попутная песня” ( 1840)
  • “Признание” (1840)
  • “Слышу ли голос твой? ( 1848)
  • “Заздравный кубок” (1848)
  • “Песнь Маргариты” из трагедии Гете “Фауст” (1848)
  • “Меры” (1849)
  • “Адель” ( 1849)
  • “Финский залив” ( 1850)
  • “Молитва” (“В минуту жизни трудную”) ( 1855)
  • “Не говори, что сердцу больно” (1856)

Литература

  • Асафьев Б.В. Глинка. – М., 1947; 1950; Л., 1978.
  • Елена Анфимова о Михаиле Глинке, Модеста Мусоргского, Софья Ковалевську, Константина Циолковского, Анну Ахматову] / Е. Анфимова. – Киев: Грани-Т, 2009. – 88 с.: Ил. – ( Жизнь выдающихся детей). – ISBN 978-966-2923-77-3. – ISBN 978-966-465-233-6
  • Бернштейн Н.Д. Михаил Иванович Глинка. – СПб., 1904.
  • Вальтер В. Опера Глинки “Руслан и Людмила”. – СПб., 1903.
  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  • Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. – М., 1892.
  • Берков В.О. Гармония Глинки. – М., 1948.
  • Ганзбург Г.И. Россини и Глинка: что общего? / / Музыка и время. – 2003. – № 5. – С. 32-35.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А.А.Орловой. – М., 1955.
  • Глинка М.И. Записки и переписка с родными. – СПб., 1887.
  • Державина М. Н. Поиски настоящей церковной музыки / / Церковный вестник. – 2004. – № 12
  • Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. – Л., 1957.
  • Ильинский А.А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. – М., 1908.
  • Канн-Новикова Е.И.М.И.Глинки.Новые материалы и документы.Вып.1-3.– М.-Л., 1950-1955.
  • Кашкин Н.Д. Избранные статьи о М.И.Глинки. – М., 1958.
  • Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. – Смоленск, 1885.
  • Кузнецов К.А. Глинка и его современники. – М., 1926.
  • Ларош Г.А. Избранные статьи о Глинке. – М., 1953.
  • Левашёва О.Е. М.И.Глинки. Т.1-2. – М., 1987-1988.
  • Летопись жизни и творчества М.И.Глинки. М., 1978.
  • Левенсон А. Из области музыки. Глинка: Биография. – М., 1885.
  • Ливанова Т.Н., Протопопов В.В. М.И.Глинки. Т. 1-2. – М., 1955
  • Николаев А. Михаил Иванович Глинка. – CПб, 1904.
  • Оболенский В., Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. – CПб, 1885.
  • Одоевский В.Ф. Статьи о М.И.Глинки. – М., 1953.
  • Орлова А.А. Глинка в Петербурге. – Л., 1970.
  • Протопопов В.В.М.И.Глинки. – М., 1949.
  • Протопопов В.В. “Иван Сусанин” Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. – М., 1961.
  • Серов А.Н. Воспоминания о Михаиле Иванович Глинки. – Л., 1984.
  • Стасов В.В. Избранные статьи о М.И.Глинки. – М., 1955.
  • Тышку С.В., Мамаев С.Г. странствиям Глинки. Ч. 1-2. – Киев, 2000-2002.
  • Тышку С.В., Куколь Г.В. странствиям Глинки. Ч. 3. – Путешествие на Пиренеы, или Испанские арабески. – Киев, 2011.
  • Успенский В. Глинка.
  • Финдейзен Н. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. – М., 1903.
  • Цуккерман В.А. “Камаринская” Глинки и ее традиции в русской музыке. – М., 1957.
  • Чернов К. “Жизнь за Царя”. Опера М.И.Глинки: Тематико-эстетический разбор. – М., 1907.
  • Чернов К. “Руслан и Людмила”. Опера М.И.Глинки: Тематико-эстетический разбор. – М., 1908.
  • Шлифштейн С. Глинка и Пушкин. – М.-Л., 1950.
  • Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М.И.Глинки. – М., 1904.

Источник: http://nado.znate.ru/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Симфоническое творчество

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма.

Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. “Арагонская хота”, “Вальс-фантазия”, “Камаринская”, “Князь Холмский” и “Ночь в Мадриде” составляют симфоническое творчество Глинки.

Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив “Камаринскую” с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть