Тест «Биография Сухомлинского»

Сухомлинский, Василий Александрович

Тест «Биография Сухомлинского»

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября 1918, с. ВасильевкаАлександрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — выдающийся советский педагог-новатор.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958),Герой Социалистического Труда (1968).

Биография

Родился В. А. Сухомлинский в бедной украинской семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах.

В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А.

 Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926—1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935—1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В. А. Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.

С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, — писал Василий Александрович, — выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте… Говорю — выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний.

Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер…»[1]

12 июля 1974 года на торжественном собрании представителей советской общественности, посвященном 800-летию города Полтавы, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В.

 Щербицкий, называя имена выдающихся деятелей культуры, творчество которых было тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что «в Полтавском пединституте учились А. С. Макаренко и В. А.

 Сухомлинский»[2].

В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. С сентября 1939 по июнь 1941 года работал учителем украинского языка и литературы в школе Онуфриевки Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годыработал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР.

Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно).

Его жизнь — воспитание детей, личности.

Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В.А. Сухомлинский о режиме труда и отдыха школьников 

Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста).

В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном.

На многих фактах мы убедились, что, если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 — Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1968).
  • Два ордена Ленина.
  • Орден Красной Звезды.

Значительные произведения

  • Сердце отдаю детям
  • Сто советов учителю
  • Рождение гражданина
  • Родительская педагогика
  • Как воспитать настоящего человека
  • Методика воспитания коллектива
  • Письма к сыну
  • О воспитании

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/suhomlinskij-vasilij-aleksandrovich/404563-2930764-place1.html

Громкие чтения «Сказочный мир Сухомлинского»

Тест «Биография Сухомлинского»

Громкие чтения «Сказочный мир Сухомлинского»

Цели занятия:

– познакомить учащихся с жизненным и творческим путём великого украинского педагога, писателя Василия Александровича Сухомлинского;

– формировать представления учеников о характере произведений

В. А. Сухомлинского и их нравственной направленности;

– развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; расширять словарный запас;

– совершенствовать умение анализировать прочитанное и делать выводы, обобщать материал;

– воспитывать чувство ответственности за свои мысли, поступки;

– способствовать формированию умений толерантного отношения детей друг к другу, к окружающим;

– воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус учащихся

Оборудование:

документальный фильм «Cолнце Сухомлинского», сказки В. А Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей», сопровождающие сказки, портреты В. А. Сухомлинского.

Ход занятия.

  1.               Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Валентиновна. Предлагаю поприветствовать друг друга необычно, а вот  так: сейчас мне помашут рукой те, к кому будут обращены эти слова. Договорились?

  •                 Здравствуйте те, кто сегодня с радостью пришел в школу!
  •                 Здравствуйте те, кто любит учиться!
  •                 Здравствуйте те, кто любит веселиться!
  •                 Здравствуйте те, кто любит играть на компьютере!
  •                 Здравствуйте  те, кто любит танцевать!
  •                 Здравствуйте  те, у кого сегодня хорошее настроения!
  •                 Здравствуйте  те, кто  рад гостям на нашем занятии! Помашем им рукой!

Ребята,  я очень рада нашей встрече.  В огоньках ваших глаз я прочла: «У нас сегодня с вами все получится!».

В осенний день, когда у порога уже задышали холода, я принесла вам в этот кабинет это солнышко. Надеюсь, своими лучами оно согреет всех нас.

  1.               Определение темы мероприятия. Правила.

Прежде, чем приступить к нашему общению предлагаю принять следующие простые правила:

  1.               Правило поднятой руки;
  2.               Быть активным;
  3.               Все равны;
  4.               Уметь слушать;
  5.               Один – за всех и все – за одного

Сегодня мы пришли в гости к   библиотекарям, которые рады встрече с нами.

 – Здравствуйте, ребята! Вы наши лучшие читатели! Часто приходите в библиотеку, читаете много книг.

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об удивительном человеке, который всю свою жизнь посвятил детям, ученикам, учителям и называл себя народным учителем. Это Василий Александрович Сухомлинский.

-Почему я решила поговорить с вами об этом человеке. Наверно,  потому, что стою перед вами как учитель благодаря его книгам, его словам, его мыслям.

Сегодня мы с вами проведём не просто час общения, а скорее это будет общение с самим народным учителем через фильм, через его высказывания, через его сказки и рассказы. Он нас с вами будет учить сегодня.

Чему? Это вы скажете нам в конце общения. Итак, приглашаем вас в сказочный мир Сухомлинского.

  1. Знакомство со сказочным миром Сухомлинского.

1) Знакомство детей з биографией В.А. Сухомлинского.Просмотр презентации «Биография Сухомлинского»

https://www..com/watch?v=0oloY-_duSo&t=4s

2) Давайте проверим, как вы внимательно просмотрели сюжет и проведем викторину.

Кем был Сухомлинский?

 Поэт

 Педагог

 Музыкант

 Политический деятель

В каком году родился Сухомлинский?

 1915

 1917

 1918

 1920
Кем работал Сухомлинский после окончания института?

 Секретарь

 Учитель

 Директор

 Завхоз

Какой предмет преподавал Сухомлинский в школе?

Куда был ранен Сухомлинский во время войны?

 Нога

 Рука

 Голова

 Сердце
Где остался работать Сухомлинский после выписки из госпиталя?

 Удмуртия

 Туркменистан

 Казахстан

 Татарстан
На каком посту он проработал до конца жизни?

 Учитель

 Директор школы

 Министр образования

 Писатель
На чем была основана педагогическая деятельность Сухомлинского?

 Авторитаризм

 Дисциплина

 Труд

 Гуманизм

Дети по группам отвечают на вопросы викторины, поднимая карточки вариантов ответов.

За каждый правильный ответ группы получают листик.

3) Работа со сказкой « Мальчик и колокольчики ландышей»

В. А. Сухомлинский написал очень много рассказов и сказок для детей. Ведь благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Предлагаю познакомиться со сказкой «Мальчик и колокольчик ландыша» Просмотр видео.

https://www..com/watch?v=R-zKBthyDX4

Наступила весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утором расцвёл белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей.

Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы.

Цветы прошептали:

-Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

-Вы мне нравитесь. Вы очень красивые,– ответил мальчик.

-Хорошо,–сказали Колокольчики Ландышей, тихо вздохнув.— Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи на белое облачко, и на крыло голубя, и ещё не что-то удивительно красивое. Мальчик всё это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

-Растите, Колокольчики,- тихо вымолвил мальчик.

Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Чему учит эта сказка?

Правильно ли поступил мальчик?

4) Инсценировка сказок по группам. После каждого обсуждения небольшое выступление учеников.

5) Групповое творческое задание. Сочиниконец сказки и проиллюстрируй его.

Сказка о Гусыне. В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки.

Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки.

Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок.

Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Выступление групп.

6. Итог урока

-Как вы думаете, ребята, был ли сегодня вместе с нами сам В. А. Сухомлинский? Присутствовал ли он сам здесь? Чему он нас  учил?

-Что больше всего запомнилось?

– С чем для себя вы выходите после нашей встречи?

Вот и подошло к завершению наше путешествие в сказочный  мир Сухомлинского – выдающегося педагога и писателя, который очень любил детей, написал для вас  много интересных рассказов и очень хотел, чтобы все вы росли чуткими, добрыми, трудолюбивыми, любили и уважали своих родных, людей преклонных лет, друзей, родную землю.

На память об этом путешествии вы получите памятки

«Школьникам об основных нормах нравственности» (из книги «Павлышская средняя школа»)

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый  труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. 

Ребята, я вам очень благодарна за наше общение. Вы все – просто  молодцы! Поаплодируем друг другу.

Литература

– Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский.–М.Педагогика,1979. 
– Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение,1981.              192с. 
– http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_470.php

Источник: https://naurok.com.ua/gromkie-chteniya-skazochnyy-mir-suhomlinskogo-69176.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.