Тест Индустриальные революции: достижения и проблемы

Великая индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Тест Индустриальные революции: достижения и проблемы
Образование 6 сентября 2016

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк).

Индустриальная революция – это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда – машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли – машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века – до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века – до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века – по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы – людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства.

Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии.

Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

ГодыАвторИзобретениеПоследствияНедостатки
1764–1765Джеймс ХаргривсМеханическая прялка “Дженни” (16 веретён)Увеличение производительности в 16 разТребовалась мускульная сила рабочего, нить тонкая и непрочная
1769Ричард АркрайтПрядильная машина с водяным приводомВозможность использования на фабрике, построенной у рекиНить прочная, но слишком грубая
1795Самюэль КромптонУсовершенствованная прядильная машинаПолучение тонкой, но прочной нитиДвигательная сила зависела от близости водоёма

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии.

Повышение производительности в 40 раз – лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье.

Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в ткацком производстве, но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году Томасом Ньюкоменом была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара.

Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал Джеймс Уатт. В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям.

Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта.

Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон.

К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем Робертом Фултоном, работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция – переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты.

Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль – машиностроение (1798–1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818).

Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа – выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца.

Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса.

Индустриальная революция – это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота – создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Товарное производство.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков.

Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году.

Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

ДостиженияПроблемы
Технический аспект1. Рост производительности труда.2. Новые технологии.3. Зарождение машиностроения.3. Развитие транспорта.1. Появление средств массового уничтожения – оружия.2. Ухудшение экологии.3. Кризисы перепроизводства.
Социальный аспект1. Повышение уровня жизни.2. Создание индустриального общества.3. Зарождение новой буржуазии – основного двигателя прогресса.3. Начало формирования среднего класса.1. Расслоение общества.2. Тяжёлые условия труда.3. Эксплуатация женщин и детей.4. Классовая борьба.5. Конкуренция.6. Миграция населения.

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым.

Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта.

Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали.

Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило К. Бенцу впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885).

На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла.

Появляются монополии – мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма.

Виды монополий представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран.

Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой.

Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции.

Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа – это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни.

Монополистический капитализм – самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

ДостиженияПроблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 – 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), – величайшее достижение цивилизации.

Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом.

Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/180805/

Индустриальные революции: достижения и проблемы. урок. Всеобщая история 8 Класс

Тест Индустриальные революции: достижения и проблемы

XVIII век – век Просвещения – привнёс в европейское общество обмирщение сознания, дух предпринимательства, веру в безграничные возможности разума и мысли человека.

Социально-политические изменения, выразившиеся в охвативших Европу буржуазных революциях, неразрывно связаны и с выстраиванием экономического фундамента нового общества.

Уже в XVIII веке в передовых странах Европы наблюдается рост фабричного производства, что является важнейшим условием промышленного переворота.

Раньше всех этот процесс начался в Англии. Во-первых, потому что в Англии сформировалась достаточно развитая промышленность мануфактурного типа, а во-вторых, потому что В Англии уже в XVIII веке завершилась аграрная революция (переход от хозяйства мелких крестьянских собственников к крупному землевладению со сдачей участков в аренду фермерам и обработкой земли силой наёмных рабочих).

В XVIII веке были изобретены и революционные механизмы, на базе которых в XIX веке совершенствовались и усложнялись машины, заменяющие ручной труд, (прялка «Дженни» и паровая машина).

События

Середина XVIII – середина XIX вв. – первая промышленная революция (или промышленный переворот).

1765 г. – англичанин Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни». С этим изобретением связывают начало машинного века.

1784 г. — шотландский инженер Джеймс Уатт изобрёл паровую машину.

1800 г. – британский изобретатель Генри Модсли создал первый металлорежущий станок. Он позволил использовать болты и гайки стандартного размера.

1803 г. – в Америке пущен первый автомобиль с паровым двигателем.

1807 г. – спуск на воду парохода Фултона «Клермонт». Начало эпохи паровых судов.

1819 г. – первое пересечение пароходом Атлантического океана (от Ливерпуля до Нью-Йорка), плавание длилось 26 дней.

1825 г. – первая железная дорога. Построена англичанином Джорджем Стефенсоном. Дорога соединила Стоктон и Дарлингтон.

1825 г. – первый кризис перепроизводства. Произошёл в Англии.

Вторая половина XIX в. – вторая промышленная революция.

Последняя треть XIX в. – время появления мощных финансовых и промышленных корпораций: картелей, синдикатов, трестов, концернов.

1844 г. – первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором (США).

1850 г. – проложен подводный телеграфный кабель по дну Ла-Манша (соединил Англию с материковой Европой).

1866 г. – проложен первый телеграфный кабель через Атлантический океан (соединил США и Англию).

1858 г. – первый мировой экономический кризис.

1864 г. – французский металлург Пьер-Эмиль Мартен изобрёл печь для выплавки стали. Печь получила название мартеновской.

1869 г. – открытие Суэцкого канала, кратчайшего водного пути из Средиземного моря в Индийский океан.

1876 г. – в США запатентован телефон Александра Белла.

1885 г. – немецкий инженер Карл Бенц создал первый бензиновый автомобиль.

1895 г. – изобретение радиосвязи.

1900 г. – запуск первого управляемого дирижабля.

Участники

Джордж Стефенсон – английский инженер, изобретатель паровоза.

Генри Модсли – английский механик, изобретатель токарно-винторезного станка.

Жозеф Мари Жаккар – французский изобретатель, автор конструкции станка для создания узорчатых тканей.

Эрнст Вернер фон Сименс – немецкий инженер, изобретатель динамо-машины.

Роберт Фултон – американский инженер, создатель первых пароходов.

Оливер Эванс (США), Ричард Тревитик (Англия) – создатели первых паровых автомобилей.

Карл Бенц – немецкий инженер, создатель первого автомобиля с бензиновым двигателем.

Отто Лилиенталь – немецкий инженер, пионер авиации.

Фердинанд фон Цеппелин – немецкий изобретатель, строитель первых дирижаблей.

Павел Яблочков – русский инженер, создатель электродуговой лампы.

Томас Эдисон – американский изобретатель, создатель электрической лампы.

Сэмюэл Морзе – американский изобретатель, создатель телеграфа.

Александр Попов (Россия), Гульермо Маркони (Италия) – изобретатели радиосвязи.

Александр Белл – американский учёный, один из изобретателей телефона.

Заключение

Промышленный переворот создал фундамент нового индустриального общества. Технический прогресс и промышленная революция внесли много позитивных изменений: это и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, улучшение средств связи, повышение уровня жизни населения.

С другой стороны, научно-технический прогресс нёс и угрозу обществу: с новыми технологиями появляются и новые средства массового уничтожения (нарезные винтовки, пулемёты, динамит, зажигательные ракеты), встаёт вопрос о загрязнении природы дымом заводских труб, сливом отходов производства в реки. Новый уклад экономики привнёс и социальные проблемы.

Стремление владельцев производства любой ценой сократить издержки было причиной тяжёлых условий труда, использования труда женщин и детей.

Параллели

В России, по сравнению со странами Западной Европы, промышленный переворот произошёл позже (к концу XIX века) и шёл более быстрыми темпами. Россия относится к так называемым странам второго эшелона индустриализации.

Для них характерны короткие сроки промышленного переворота, так как индустриализация идёт не эволюционно и постепенно, а при активном вмешательстве государства.

Также для «догоняющей» индустриализации характерна обгоняющая роль тяжёлой промышленности над лёгкой, тогда как в странах первого эшелона раньше всего промышленный переворот происходит именно в лёгкой промышленности. Кроме России, к странам второго эшелона относятся Германия, страны Юго-Восточной Европы, Япония.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/8-klass/stanovlenie-industrialnogo-obschestva/industrialnye-revolyutsii-dostizheniya-i-problemy

Проверочная работа по всеобщей истории Индустриальные революции 8 класс

Тест Индустриальные революции: достижения и проблемы

05.09.2018Тесты по предметамВсеобщая история8 класс

Проверочная работа по всеобщей истории Индустриальные революции: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившимся мире: материальная культура и повседневность 8 класс с ответами. Работа включает в себя 2 варианта.

Вариант 1

Часть 1

1. Вращающуюся печь для выплавки стали — конвертер изобрёл

1) Г. Модели2) Г. Бессемер3) Д. Стефенсон

4) Р. Фултон

2. Страна, в которой была построена первая железная дорога, — это

1) Германия2) Франция3) США

4) Англия

3. Первый мировой экономический хозяйства, произошёл в кризис, охвативший все отрасли

1) 1825 г.2) 1844 г.3) 1858 г.

4) 1893 г.

4. Укажите изменение, характерное для социальной структуры инду­стриального общества XIX в.

1) превращение части крестьян в фермеров или батраков2) появление однородного рабочего класса3) сокращение численности буржуазии

4) сохранение сословных перегородок

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

На рисунке изображён(ена)

1) конка2) омнибус3) монгольфьер

4) цеппелин

6. Первую в мире подземную железную дорогу открыли в

1) Париже2) Берлине3) Нью-Йорке

4) Лондоне

Часть 2

1. Установите соответствие между изобретениями и их авторами: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий эле­мент из второго столбца.

Изобретения

А) создание телеграфаБ) изобретение пишущей машинки

В) создание первого бензинового автомобиля

Авторы

1) К. Шоулс2) К. Бенц3) С. Морзе

4) А. Белл

2. Сравните синдикат и трест. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) объединение предприятий, в котором участники сохраняют произ­водственную самостоятельность2) объединение предприятий, в котором участники договорились о рынках сбыта и источниках сырья3) объединение предприятий, в котором создан общий торговый ап­парат

4) объединение предприятий, в котором сформирован общий производ­ственный аппарат

Черты сходстваЧерты различия

Вариант 2

Часть 1

1. Первый современный станок из металла изобрёл

1) Г. Бессемер2) Э. Сименс3) К. Бенц

4) Г. Модели

2. Страна, в которой был построен первый железнодорожный висячий мост, — это

1) Англия2) Германия3) Франция

4) США

3. Первый экономический кризис перепроизводства произошёл в

1) 1803 г.2) 1825 г.3) 1830 г.

4) 1844 г.

4. Укажите изменение, характерное для социальной структуры инду­стриального общества XIX в.

1) сокращение численности наёмных промышленных рабочих2) укрепление господствующего положения аристократии3) массовое переселение европейцев на другие континенты

4) рост количества крестьян

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

На рисунке изображён(ена)

1) омнибус2) дирижабль3) монгольфьер

4) конка

6. Первая система парового отопления была создана

1) в Англии2) в США3) в Италии

4) во Франции

Часть 2

1. Установите соответствие между изобретениями и их авторами: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий эле­мент из второго столбца.

Изобретения

А) создание первого способа фотографированияБ) изобретение телефона

В) создание швейной машины

Авторы

1) И. Зингер2) Г. Маркони3) Л. Дагерр

4) А. Белл

2. Сравните картель и концерн. Выберите и запишите в первую ко­лонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) объединение предприятий, в котором участники договорились о це­нах2) объединение предприятий разных отраслей на основе общей финан­совой зависимости3) объединение предприятий, в котором участники договорились о раз­мерах производства

4) объединение предприятий, в котором участники сохраняют произ­водственную и торговую самостоятельность

Черты сходстваЧерты различия

Ответы на проверочную работу по Всеобщей истории Индустриальные революции: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившимся мире: материальная культура и повседневность 8 класс
Вариант 1
Часть 11-22-43-34-15-26-4

Часть 2

1. 3122. 2314

Вариант 2

Источник: https://testytut.ru/2018/07/25/proverochnaya-rabota-po-vseobshhey-istorii-industrialnyie-revolyutsii-8-klass/

Индустриальные революции: достижения и проблемы

Тест Индустриальные революции: достижения и проблемы

XVIII век – век Про­све­ще­ния – при­внёс в ев­ро­пей­ское об­ще­ство об­мир­ще­ние со­зна­ния, дух пред­при­ни­ма­тель­ства, веру в без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти ра­зу­ма и мысли че­ло­ве­ка.

Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские из­ме­не­ния, вы­ра­зив­ши­е­ся в охва­тив­ших Ев­ро­пу бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ци­ях, нераз­рыв­но свя­за­ны и с вы­стра­и­ва­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го фун­да­мен­та но­во­го об­ще­ства.

Уже в XVIII веке в пе­ре­до­вых стра­нах Ев­ро­пы на­блю­да­ет­ся рост фаб­рич­но­го про­из­вод­ства, что яв­ля­ет­ся важ­ней­шим усло­ви­ем про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та.

Рань­ше всех этот про­цесс на­чал­ся в Ан­глии.

Во-пер­вых, по­то­му что в Ан­глии сфор­ми­ро­ва­лась до­ста­точ­но раз­ви­тая про­мыш­лен­ность ма­ну­фак­тур­но­го типа, а во-вто­рых, по­то­му что В Ан­глии уже в XVIII веке за­вер­ши­лась аг­рар­ная ре­во­лю­ция (пе­ре­ход от хо­зяй­ства мел­ких кре­стьян­ских соб­ствен­ни­ков к круп­но­му зем­ле­вла­де­нию со сда­чей участ­ков в арен­ду фер­ме­рам и об­ра­бот­кой земли силой на­ём­ных ра­бо­чих).

В XVIII веке были изоб­ре­те­ны и ре­во­лю­ци­он­ные ме­ха­низ­мы, на базе ко­то­рых в XIX веке со­вер­шен­ство­ва­лись и услож­ня­лись ма­ши­ны, за­ме­ня­ю­щие руч­ной труд, (прял­ка «Джен­ни» и па­ро­вая ма­ши­на).

Со­бы­тия

Се­ре­ди­на XVIII – се­ре­ди­на XIX вв. – пер­вая про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция (или про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот).

1765 г. – ан­гли­ча­нин Джеймс Хар­гри­вс скон­стру­и­ро­вал ме­ха­ни­че­скую прял­ку «Джен­ни». С этим изоб­ре­те­ни­ем свя­зы­ва­ют на­ча­ло ма­шин­но­го века.

1784 г. — шот­ланд­ский ин­же­нер Джеймс Уатт изоб­рёл па­ро­вую ма­ши­ну.

1800 г. – бри­тан­ский изоб­ре­та­тель Генри Модс­ли со­здал пер­вый ме­тал­ло­ре­жу­щий ста­нок. Он поз­во­лил ис­поль­зо­вать болты и гайки стан­дарт­но­го раз­ме­ра.

1803 г. – в Аме­ри­ке пущен пер­вый ав­то­мо­биль с па­ро­вым дви­га­те­лем.

1807 г. – спуск на воду па­ро­хо­да Фул­то­на «Клер­монт». На­ча­ло эпохи па­ро­вых судов.

1819 г. – пер­вое пе­ре­се­че­ние па­ро­хо­дом Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на (от Ли­вер­пу­ля до Нью-Йор­ка), пла­ва­ние дли­лось 26 дней.

1825 г. – пер­вая же­лез­ная до­ро­га. По­стро­е­на ан­гли­ча­ни­ном Джор­джем Сте­фен­со­ном. До­ро­га со­еди­ни­ла Сток­тон и Дар­линг­тон.

1825 г. – пер­вый кри­зис пе­ре­про­из­вод­ства. Про­изо­шёл в Ан­глии.

Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. – вто­рая про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция.

По­след­няя треть XIX в. – время по­яв­ле­ния мощ­ных фи­нан­со­вых и про­мыш­лен­ных кор­по­ра­ций: кар­те­лей, син­ди­ка­тов, тре­стов, кон­цер­нов.

1844 г. – пер­вая те­ле­граф­ная линия между Ва­шинг­то­ном и Бал­ти­мо­ром (США).

1850 г. – про­ло­жен под­вод­ный те­ле­граф­ный ка­бель по дну Ла-Ман­ша (со­еди­нил Ан­глию с ма­те­ри­ко­вой Ев­ро­пой).

1866 г. – про­ло­жен пер­вый те­ле­граф­ный ка­бель через Ат­лан­ти­че­ский океан (со­еди­нил США и Ан­глию).

1858 г. – пер­вый ми­ро­вой эко­но­ми­че­ский кри­зис.

1864 г. – фран­цуз­ский ме­тал­лург Пьер-Эмиль Мар­тен изоб­рёл печь для вы­плав­ки стали. Печь по­лу­чи­ла на­зва­ние мар­те­нов­ской.

1869 г. – от­кры­тие Су­эц­ко­го ка­на­ла, крат­чай­ше­го вод­но­го пути из Сре­ди­зем­но­го моря в Ин­дий­ский океан.

1876 г. – в США за­па­тен­то­ван те­ле­фон Алек­сандра Белла.

1885 г. – немец­кий ин­же­нер Карл Бенц со­здал пер­вый бен­зи­но­вый ав­то­мо­биль.

1895 г. – изоб­ре­те­ние ра­дио­свя­зи.

1900 г. – за­пуск пер­во­го управ­ля­е­мо­го ди­ри­жаб­ля.

Участ­ни­ки

Джордж Сте­фен­сон – ан­глий­ский ин­же­нер, изоб­ре­та­тель па­ро­во­за.

Генри Модс­ли – ан­глий­ский ме­ха­ник, изоб­ре­та­тель то­кар­но-вин­то­рез­но­го стан­ка.

Жозеф Мари Жак­кар – фран­цуз­ский изоб­ре­та­тель, автор кон­струк­ции стан­ка для со­зда­ния узор­ча­тых тка­ней.

Эрнст Вер­нер фон Си­менс – немец­кий ин­же­нер, изоб­ре­та­тель ди­на­мо-ма­ши­ны.

Ро­берт Фул­тон – аме­ри­кан­ский ин­же­нер, со­зда­тель пер­вых па­ро­хо­дов.

Оли­вер Эванс (США), Ричард Тре­ви­тик (Ан­глия) – со­зда­те­ли пер­вых па­ро­вых ав­то­мо­би­лей.

Карл Бенц – немец­кий ин­же­нер, со­зда­тель пер­во­го ав­то­мо­би­ля с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем.

Отто Ли­ли­ен­таль – немец­кий ин­же­нер, пи­о­нер авиа­ции.

Фер­ди­нанд фон Цеп­пе­лин – немец­кий изоб­ре­та­тель, стро­и­тель пер­вых ди­ри­жаб­лей.

Павел Яб­лоч­ков – рус­ский ин­же­нер, со­зда­тель элек­тро­ду­го­вой лампы.

Томас Эди­сон – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель элек­три­че­ской лампы.

Сэмю­эл Морзе – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель те­ле­гра­фа.

Алек­сандр Попов (Рос­сия), Гу­льер­мо Мар­ко­ни (Ита­лия) – изоб­ре­та­те­ли ра­дио­свя­зи.

Алек­сандр Белл – аме­ри­кан­ский учё­ный, один из изоб­ре­та­те­лей те­ле­фо­на.

За­клю­че­ние

Про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот со­здал фун­да­мент но­во­го ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства. Тех­ни­че­ский про­гресс и про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция внес­ли много по­зи­тив­ных из­ме­не­ний: это и по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда, внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий, улуч­ше­ние средств связи, по­вы­ше­ние уров­ня жизни на­се­ле­ния.

С дру­гой сто­ро­ны, на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс нёс и угро­зу об­ще­ству: с но­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми по­яв­ля­ют­ся и новые сред­ства мас­со­во­го уни­что­же­ния (на­рез­ные вин­тов­ки, пу­ле­мё­ты, ди­на­мит, за­жи­га­тель­ные ра­ке­ты), вста­ёт во­прос о за­гряз­не­нии при­ро­ды дымом за­вод­ских труб, сли­вом от­хо­дов про­из­вод­ства в реки.

Новый уклад эко­но­ми­ки при­внёс и со­ци­аль­ные про­бле­мы. Стрем­ле­ние вла­дель­цев про­из­вод­ства любой ценой со­кра­тить из­держ­ки было при­чи­ной тя­жё­лых усло­вий труда, ис­поль­зо­ва­ния труда жен­щин и детей.

Па­рал­ле­ли

В Рос­сии, по срав­не­нию со стра­на­ми За­пад­ной Ев­ро­пы, про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот про­изо­шёл позже (к концу XIX века) и шёл более быст­ры­ми тем­па­ми. Рос­сия от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым стра­нам вто­ро­го эше­ло­на ин­ду­стри­а­ли­за­ции.

Для них ха­рак­тер­ны ко­рот­кие сроки про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та, так как ин­ду­стри­а­ли­за­ция идёт не эво­лю­ци­он­но и по­сте­пен­но, а при ак­тив­ном вме­ша­тель­стве го­су­дар­ства.

Также для «до­го­ня­ю­щей» ин­ду­стри­а­ли­за­ции ха­рак­тер­на об­го­ня­ю­щая роль тя­жё­лой про­мыш­лен­но­сти над лёг­кой, тогда как в стра­нах пер­во­го эше­ло­на рань­ше всего про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот про­ис­хо­дит имен­но в лёг­кой про­мыш­лен­но­сти.

Кроме Рос­сии, к стра­нам вто­ро­го эше­ло­на от­но­сят­ся Гер­ма­ния, стра­ны Юго-Во­сточ­ной Ев­ро­пы, Япо­ния.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2457

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.