Тест «История одного города»

Тест по литературе История одного города 8 класс

Тест «История одного города»

Тест по литературе История одного города (М.Е. Салтыков-Щедрин) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить. Долго они шептались, а про что — не слыхать. Только и почуяли го­ловотяпы, как вор-новотор говорил: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».

Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его кня­жеской светлости.— Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? — обратился к ним князь.— Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, — начали было голо­вотяпы, но вдруг смутились.

— Слыхал, господа головотяпы! — усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» — замечает лето­писец), — весьма слыхал! И о том 3наю, как вы рака с колокольным звоном встречали — довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убийств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!— А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев мо­их, с поклоном были?— А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж — и те володеть нами не похотели!— Ладно. Володеть вами я желаю, — сказал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с бес­пробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома пра­вит, а я отсель и им и вами помыкать буду!Понурили головотяпы головы и сказали:— Так!— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!— Так! — отвечали головотяпы.— И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.— Так! — отвечали головотяпы.— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глу­повцами.— Так! — отвечали головотяпы.Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пиро­гу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от се­бя с честию.Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «Такали мы, та­кали, да и протакали!» Один же из них, взяв гусли, запел:Не шуми, мати зелена дубровушка!Не мешай добру молодцу думу думати,Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идтиПеред грозного судью, самого царя…Но драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, голо­вотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, на­звали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.

Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глу­повцев всякими неправдами, и, действительно, не в долгом времени возжег бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужни­ки.

Вор-новатор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослаб­ляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников — сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю.

Но новатор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом.

1. Как называется наиболее острая форма обличения действитель­ности, уничтожающее осмеяние пороков?

2. Укажите термин, которым обозначается художественное преуве­личение в тексте литературного произведения: «рака с коло­кольным звоном встречали», «зарезался огурцом».

3. Как называется разговор действующих лиц в литературном про­изведении?

4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выра­зительности, основанное на срытом сравнении: «послал невер­ному рабу петлю».

5. Как называется эпитет, устойчиво сочетающийся с определяе­мым словом: «ясные очи», «дани многие», «похвала великая»?

6. Как называется вид словесного творчества, создаваемого кол­лективным автором, лежащий в основе данного произведения Салтыкова-Щедрина?

7. Назовите известное вам произведение русской литературы, в ко­тором встречается та же народная песня, что и в данном фраг­менте.

8. Каким предстает народ в приведенном фрагменте?

9. В каких еще известных вам произведениях литературы осужда­ется глуп ость и покорность?

10. Является ли «История одного города» произведением, актуаль­ным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

В августе 1762 года в городе Глупове происходило необычное движение по случаю прибытия нового градоначальника, Дементия Варламовича Брудастого. Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдо­ты и называли его «красавчиком» и «умницей».

Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали слезы, заходили в кабаки, снова выходили из них и опять заходили. В порыве восторга вспомнились и старинные глуповские вольности.

Лучшие граждане собра­лись перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, по­трясали воздух восклицаниями: «Батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!»Явились даже опасные мечтатели.

Руководимые не столько разу­мом, сколько движениями благородного сердца, они утверждали, что при новом градоначальнике процветет торговля, и что, под наблюде­нием квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства. Не у держались и от сравнений.

Вспомнили только что выехавшего из города старого градоначаль­ника и находили, что хотя он тоже был красавчик и умница, но что, за всем тем, новому правителю уже по тому одному должно быть от­дано преимущество, что он новый.

Одним словом, при этом случае, как и при других подобных, вполне выразились: и обычная глупов­ская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие.Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было та­кое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков. Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о не­давних победах над турками, и все надеялись, что новый градона­чальник во второй раз возьмет приступом крепость Хотин.

Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были, по малой мере, преждевременны и преувеличены.

Произо­шел обычный прием, и тут в первый раз в жизни пришлось глупов­цам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие. Все на этом приеме совершилось как-то загадочно.

Градоначальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратегов, сверкнул глазами, произнес: «Не потерплю!» — и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за ними остолбенели и обыватели.

1. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент?

2. Укажите термин, которым обозначается художественное преуве­личение в тексте литературного произведения: «пересек уйму ямщиков», «охладило восторги».

3. Какой жанр древнерусской литературы, изображавший важные исторические события с указанием их точной даты, пародирует­ся в приведенном фрагменте?

4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выра­зительности, основанное на скрытом сравнении: «процветет тор­говля».

5. Укажите название изобразительного средства: «опасные мечта­тели», «благородного сердца», «горькие испытания».

6. Как называется вид комического, основанный на беспощадном осмеянии негативных явлений жизни?

7. Каким термином обозначают имя собственное, отражающее осо­бенности личности или характера его обладателя (герои живут в городе Глупове)?

8. Какими предстают жители города в приведенном фрагменте?

9. Как в «Истории одного города» раскрывается тема народа и вла­сти и в каких произведениях русской литературы представлена эта тема?

10. Является ли «История одного города» произведением, актуаль­ным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе История одного города (М.Е. Салтыков-Щедрин)
1 вариант1. сатира2. гипербола3. диалог4. метафора5. постоянный6. устное народное творчество (фольклор)7. Капитанская дочка

2 вариант

1. эпос2. гипербола3. летопись4. метафора5. эпитет6. сатира

7. говорящее

PDF-версияТест История одного города

(97 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/09/30/test-po-literature-istoriya-odnogo-goroda-8-klass/

Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Часть А

Тест «История одного города»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уважаемые учащиеся 10 класса «А»! Я предлагаю вам подумать над следующими заданиями после прочтения Сказок и романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Тест по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Часть А.

1. Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А) 1854-1906

Б) 1826-1889

В) 1824-1886

Г) 1801-1878

2. Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил:

А) В Царскосельском (Александровском) лицее

Б) В Главном инженерном училище

В) В Московском благородном пансионе при университете

Г) В Московском коммерческом училище

3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

А) Кружка Петрашевского

Б) Группы «Народная воля»

В) «Кружка шестнадцати»

4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это:

А) Взаимоотношения народа и власти

Б) Показ отдельных пороков людей

В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях

Г) Человек и Вселенная

5. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А) А.Н.Островский

Б) Ф.М.Достоевский

В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Г) Л.Н.Толстой

6. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным.

А) «Три медведя»

Б) «Медведь на воеводстве»

В) «Волк и ягнёнок»

Г) «Орёл-меценат»

9. Как генералы наградили мужика по возвращении домой («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)?

А) Мужик получил свободуБ) Мужик получил много денег

В) Мужик получил рюмку водки и пятак серебра

10. «Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить…» – это отрывок из:

А) «Дикого помещика»Б) «Премудрого пискаря»

В) «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Г) «Богатыря»

11. Дружба помещика с медведем из сказки «Дикий помещик» – это элемент:

А) ГротескаБ) Гиперболы

В) Метафоры

12. Кто из персонажей «жил – дрожал и умирал- дрожал»?

А) Здравомыслящий заяц

Б) Коняга

В) Премудрый пискарь

Д) Ворон

14. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

А) Чиновничество

Б) Аристократия

В) Интеллигенция

Г) Самодержавие

15. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

А) О времени царствования Ивана Грозного

Б) Об эпохе Петра Первого

В) О России XVIII-XIX веков

Часть В.

1. С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?

2. Из какой сказки данные строки? «Услышал милостивый бог слёзную молитву сиротскую, и не стало мужика на всём пространстве владений…Куда девался мужик – никто того не заметил…»

Часть С.

1. Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина с народными сказками и в чём их отличие?

2. Прочитайте фрагмент из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объясните общий смысл предложенного текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чувства персонажей, охарактеризуйте роль этого эпизода в произведении.

Контрольная работа по роману «История одного города».

Выполняете в отдельных тетрадях.

  1. Покажите роль гротеск в общем повествовании, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников.

2.Проанализируйте единство трагического и комического в “Истории одного города”.

3. Покажите, что двигателем сюжета является безумие народа.

4. В своём романе писатель обращается к пародии как художественному приему. Найдите приёмы пародии и кратко приведите соответствия с реальными историческими личностями.

5. Каковы способы выражения авторской позиции в “Истории одного города” М.Е. Салтыкова-Щедрина

6. Докажите, что «История одного города» – социально-политическая сатира.

7. Порассуждайте, что пришло на смену всем градоначальникам. Что такое ОНО?

В течение этой недели читайте роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Плодотворной вам работы и хорошего чтения. СВ уважением Галина Алексеевна.

  1. Документ

    1. С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?

  2. Рассказ

    6. О каком периоде жизни Обломова идет речь в следующем отрывке? / « На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче. С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф»/

  3. Литература

    Учебники: В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведаний.- В 2 ч. Ч./ В.В. Агеносов и др., Под ред. В.В. Агеносова.

  4. Рабочая программа

    цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

  5. Литература

    Участник олимпиады должен иметь теоретико-литературные понятия и знания по истории литературы в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования.

Источник: https://refdb.ru/look/1130569.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.