Тест Местоимение 10 класс

Тест. Морфология. Местоимение

Тест Местоимение 10 класс

Тест предназначен для учащихся 9-11 классов. Цель данного теста: проверить знания и навыки учащихся по теме «Местоимение”. Тест состоит из 30 вопросов с одним вариантом ответа из 5 предложенных.

Укажите предложение с неопределенным местоимением

Варианты ответов

  • Грубость не делает чести никому.
  • В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец.
  • Хоть они и жалят больно, работой мы довольны.
  • Никакая причина не извиняет невежливости.
  • Ничьими похвалами не возносись.

Найдите местоимение с отрицательной приставкой не-

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тест Местоимение 10 класс

  • Ильина Лонгина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Оборудование: Опорная таблица «Разряды местоимений».

Эпиграф на доске:

По совокупности признаков своего грамматического и обшеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский

Образовательные цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.

    б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).

  2. Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
  2. Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.

Развивающие цели урока:

  1. Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

II. Вступительное слово учителя

Сегодня в курсе уроков, посвященных морфологии, мы обобщим и систематизируем знания о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. К этому уроку в качестве домашнего задания вы повторили тему «Местоимение» и, разделившись на группы, подготовили небольшое сообщение о разрядах местоимений по следующему плану:

  1. Значение местоимений данного разряда.
  2. Грамматические признаки.
  3. Особенности правописания.

Вопросы классу:

–  Что называется местоимением?

–  Как соотносятся местоимения с другими частями речи?

–  Назовите разряды местоимений; дайте их краткую характеристику.

Представители каждой из групп выступают с краткими сообщениями о разрядах местоимений.

Учитель: Используйте теоретический материал при выполнении практической части урока.

ЗАДАНИЕ 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.

Название разрядов местоимений Примеры местоимений
Личные
Возвратное
Вопросительные/Относительные
Указательные
Неопределенные
Отрицательные
Притяжательные
Определительные

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.

2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?

  1. Чем богаты, тем и рады.
  2. Сам не научишься, никто не научит.
  3. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  4. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  5. Худо тому, кто добра не делает никому.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. На каждый роток не накинешь платок.
  8. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  9. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  10. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  11. Все хорошо, что хорошо кончается.
  12. Всякому овощу свое время.
  13. Не тот живет больше, чей век дольше.
  14. Правда прямо идет, с нею не разминешься.
  15. За чем пойдешь, то и найдешь.
  16. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

КЛЮЧ:

1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом – по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.

2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

ЗАДАНИЕ 3. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.

Учитель: А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.

ЗАДАНИЕ 4. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

1 группа.

Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

А. Фет

2 группа.

Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Шел теплый дождь – его струи По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев

3 группа.

Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать…

Ф. Тютчев

Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.

Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.

Вопрос 2 группе:

–  Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).

–  Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637646/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.