Тест «Моцарт и Сальери»

А.С. Пушкин — Моцарт и Сальери

Тест «Моцарт и Сальери»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сцена i

   Комната.

Сальери

Все говорят: нет правды на земле.Но правды нет – и выше. Для меняТак это ясно, как простая гамма.Родился я с любовию к искусству;Ребёнком будучи, когда высокоЗвучал орган в старинной церкви нашей,Я слушал и заслушивался – слёзы

Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;Науки, чуждые музыке, былиПостылы мне; упрямо и надменноОт них отрекся я и предалсяОдной музыке. Труден первый шагИ скучен первый путь. ПреодолелЯ ранние невзгоды. РемеслоПоставил я подножием искусству;Я сделался ремесленник: перстамПридал послушную, сухую беглостьИ верность уху. Звуки умертвив,Музыку я разъял, как труп.

ПоверилЯ алгеброй гармонию. ТогдаУже дерзнул, в науке искушенный,Предаться неге творческой мечты.Я стал творить; но в тишине, но в тайне,Не смея помышлять ещё о славе.Нередко, просидев в безмолвной кельеДва, три дня, позабыв и сон и пищу,Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,Я жёг мой труд и холодно смотрел,Как мысль моя и звуки, мной рожденны,Пылая, с лёгким дымом исчезали.

Что говорю? Когда великий ГлюкЯвился и открыл нам новы тайны(Глубокие, пленительные тайны),Не бросил ли я всё, что прежде знал,Что так любил, чему так жарко верил,И не пошёл ли бодро вслед за нимБезропотно, как тот, кто заблуждалсяИ встречным послан в сторону иную?Усильным, напряжённым постоянствомЯ наконец в искусстве безграничномДостигнул степени высокой.

СлаваМне улыбнулась; я в сердцах людейНашёл созвучия своим созданьям.Я счастлив был: я наслаждался мирноСвоим трудом, успехом, славой; такжеТрудами и успехами друзей,Товарищей моих в искусстве дивном.Нет! никогда я зависти не знал,О, никогда! – нижe, когда ПиччиниПленить умел слух диких парижан,Ниже, когда услышал в первый разЯ Ифигении [1] начальны звуки.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый былКогда-нибудь завистником презренным,Змеёй, людьми растоптанною, вживеПесок и пыль грызущею бессильно?Никто!.. А ныне – сам скажу – я нынеЗавистник. Я завидую; глубоко,Мучительно завидую.

 – О небо!Где ж правота, когда священный дар,Когда бессмертный гений – не в наградуЛюбви горящей, самоотверженья,Трудов, усердия, молений послан —А озаряет голову безумца,Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Входит Моцарт.

Моцарт

Ага! увидел ты! а мне хотелосьТебя нежданной шуткой угостить.

Сальери

Ты здесь! – Давно ль?
Моцарт

Сейчас. Я шёл к тебе,Нёс кое-что тебе я показать;Но, проходя перед трактиром, вдругУслышал скрыпку… Нет, мой друг, Сальери!Смешнее отроду ты ничегоНе слыхивал… Слепой скрыпач в трактиреРазыгрывал voi che sapete [2]. Чудо!Не вытерпел, привёл я скрыпача,Чтоб угостить тебя его искусством.Войди!

Входит слепой старик со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!
Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.

Сальери

И ты смеяться можешь?
Моцарт

Ах, Сальери!Ужель и сам ты не смеёшься?

Сальери

Нет.Мне не смешно, когда маляр негодныйМне пачкает Мадонну Рафаэля,Мне не смешно, когда фигляр презренныйПародией бесчестит Алигьери.Пошёл, старик.

Моцарт

Постой же: вот тебе,Пей за моё здоровье.

Старик уходит.

Ты, Сальери,Не в духе нынче. Я приду к тебеВ другое время.

Сальери

Что ты мне принёс?
Моцарт

Нет – так; безделицу. Намедни ночьюБессонница моя меня томила,И в голову пришли мне две, три мысли.Сегодня их я набросал. ХотелосьТвоё мне слышать мненье; но теперьТебе не до меня.

Сальери

Ах, Моцарт, Моцарт!Когда же мне не до тебя? Садись;Я слушаю.

Моцарт

(за фортепиано)

Представь себе… кого бы?Ну, хоть меня – немного помоложе;Влюблённого – не слишком, а слегка —С красоткой, или с другом – хоть с тобой,Я весел… Вдруг: виденье гробовое,Незапный мрак иль что-нибудь такое…Ну, слушай же.

(Играет.)

Сальери

Ты с этим шёл ко мнеИ мог остановиться у трактираИ слушать скрыпача слепого! – Боже!Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Моцарт

Что ж, хорошо?
Сальери

Какая глубина!Какая смелость и какая стройность!Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;Я знаю, я.

Моцарт

Ба! право? может быть…Но божество моё проголодалось.

Сальери

Послушай: отобедаем мы вместеВ трактире Золотого Льва.

Моцарт

Пожалуй;Я рад. Но дай схожу домой сказатьЖене, чтобы меня она к обедуНе дожидалась.

(Уходит.)

Сальери

Жду тебя; смотри ж.Нет! не могу противиться я долеСудьбе моей: я избран, чтоб егоОстановить – не то мы все погибли,Мы все, жрецы, служители музыки,Не я один с моей глухою славой….

Что пользы, если Моцарт будет живИ новой высоты ещё достигнет?Подымет ли он тем искусство? Нет;Оно падёт опять, как он исчезнет:Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нём? Как некий херувим,Он несколько занёс нам песен райских,Чтоб, возмутив бескрылое желаньеВ нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Вот яд, последний дар моей Изоры.

Осьмнадцать лет ношу его с собою —И часто жизнь казалась мне с тех порНесносной раной, и сидел я частоС врагом беспечным за одной трапезой,И никогда на шёпот искушеньяНе преклонился я, хоть я не трус,Хотя обиду чувствую глубоко,Хоть мало жизнь люблю. Всё медлил я.

Как жажда смерти мучила меня,Что умирать? я мнил: быть может, жизньМне принесёт незапные дары;Быть может, посетит меня восторгИ творческая ночь и вдохновенье;Быть может, новый Гайден сотворитВеликое – и наслажуся им…Как пировал я с гостем ненавистным,Быть может, мнил я, злейшего врагаНайду; быть может, злейшая обидаВ меня с надменной грянет высоты —Тогда не пропадёшь ты, дар Изоры.И я был прав! и наконец нашёлЯ моего врага, и новый ГайденМеня восторгом дивно упоил!Теперь – пора! заветный дар любви,

Переходи сегодня в чашу дружбы.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сцена iI

   Особая комната в трактире; фортепиано.
Моцарт и Сальери за столом.СальериЧто ты сегодня пасмурен?
МоцартЯ? Нет!
СальериТы верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?Обед хороший, славное вино,А ты молчишь и хмуришься.

МоцартПризнаться,

Мой Requiem меня тревожит.

Сальери

А!Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

Моцарт

Давно, недели три. Но странный случай…Не сказывал тебе я?

Сальери

Нет.
Моцарт

Так слушай.Недели три тому, пришёл я поздноДомой. Сказали мне, что заходилЗа мною кто-то. Отчего – не знаю,Всю ночь я думал: кто бы это был?И что ему во мне? Назавтра тот жеЗашёл и не застал опять меня.На третий день играл я на полуС моим мальчишкой.

Кликнули меня;Я вышел. Человек, одетый в чёрном,Учтиво поклонившись, заказалМне Requiem и скрылся. Сел я тотчасИ стал писать – и с той поры за мноюНе приходил мой чёрный человек;А я и рад: мне было б жаль расстатьсяС моей работой, хоть совсем готовУж Requiem.

Но между тем я…

Сальери

Что?
Моцарт

Мне совестно признаться в этом…
Сальери

В чём же?
Моцарт

Мне день и ночь покоя не даётМой чёрный человек. За мною всюдуКак тень он гонится. Вот и теперьМне кажется, он с нами сам-третейСидит.

Сальери

И, полно! что за страх ребячий?Рассей пустую думу. БомаршеГоваривал мне: «Слушай, брат Сальери,Как мысли чёрные к тебе придут,Откупори шампанского бутылкуИль перечти “Женитьбу Фигаро”.

Моцарт

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;Ты для него «Тарара» [3] сочинил,Вещь славную. Там есть один мотив…Я всё твержу его, когда я счастлив…Ла ла ла ла… Ах, правда ли, Сальери,Что Бомарше кого-то отравил?

Сальери

Не думаю: он слишком был смешонДля ремесла такого.

Моцарт

Он же гений,Как ты да я. А гений и злодейство —Две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери

Ты думаешь?
(Бросает яд в стакан Моцарта.)

Ну, пей же.
Моцарт

За твоёЗдоровье, друг, за искренний союз,Связующий Моцарта и Сальери,Двух сыновей гармонии.

(Пьёт.)

Сальери

Постой,Постой, постой!.. Ты выпил… без меня?

Моцарт

(бросает салфетку на стол)

Довольно, сыт я.
(Идёт к фортепиано.)

Слушай же, Сальери,Мой Requiem.

(Играет.)

Ты плачешь?
Сальери

Эти слёзыВпервые лью: и больно и приятно,Как будто тяжкий совершил я долг,Как будто нож целебный мне отсёкСтрадавший член! Друг Моцарт, эти слёзы…Не замечай их. Продолжай, спешиЕщё наполнить звуками мне душу…

Моцарт

Когда бы все так чувствовали силуГармонии! Но нет: тогда б не могИ мир существовать; никто б не сталЗаботиться о нуждах низкой жизни;Все предались бы вольному искусству.Нас мало избранных, счастливцев праздных,Пренебрегающих презренной пользой,Единого прекрасного жрецов.Не правда ль? Но я нынче нездоров,Мне что-то тяжело; пойду засну.Прощай же!

Сальери

До свиданья.
(Один.)

Ты заснёшьНадолго, Моцарт! Но ужель он прав,И я не гений? Гений и злодействоДве вещи несовместные. Неправда:А Бонаротти? Или это сказкаТупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана? [4]

1830 г.

[1] «Ифигения в Авлиде», опера Глюка.

[2] О вы, кому известно (ит.). Ария Керубино из 3-го акта оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».

[3] Опера Сальери на слова Бомарше.

[4] Существует предание, что Микеланджело умертвил натурщика, чтобы естественнее изобразить умирающего Христа.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://shollsoch.ru/2018/03/05/%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B8/

Тест по литературе Моцарт и Сальери 9 класс

Тест «Моцарт и Сальери»

Тест по литературе Моцарт и Сальери (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

СальериЖду тебя; смотри ж.Нет! не могу противиться я долеСудьбе моей: я избран, чтоб егоОстановить — не то мы все погибли,Мы все, жрецы, служители музыки,Не я один с моей глухою славой….Что пользы, если Моцарт будет живИ новой высоты еще достигнет?Подымет ли он тем искусство? Нет;Оно падет опять, как он исчезнет:Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нем? Как некий херувим,Он несколько занес нам песен райских,Чтоб, возмутив бескрылое желаньеВ нас, чадах праха, после улететь!Так улетай же! чем скорей, тем лучше.Вот яд, последний дар моей Изоры.

Осьмнадцать лет ношу его с собою —И часто жизнь казалась мне с тех порНесносной раной, и сидел я частоС врагом беспечным за одной трапезой,И никогда на шепот искушеньяНе преклонился я, хоть я не трус,Хотя обиду чувствую глубоко,Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я.

Как жажда смерти мучила меня,Что умирать? я мнил: быть может, жизньМне принесет внезапные дары;Быть может, посетит меня восторгИ творческая ночь и вдохновенье;Быть может, новый Гайден сотворитВеликое — и наслажуся им…Теперь — пора! заветный дар любви,

Переходи сегодня в чашу дружбы.

(Особая комната в трактире; фортепиано.)
Моцарт и Сальери за столом.

Сальери
Что ты сегодня пасмурен?

Моцарт
Я? Нет !

СальериТы верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?Обед хороший, славное вино,

А ты молчишь и хмуришься.

МоцартПризнаться,

Мой Requiem меня тревожит.

СальериА!

Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

МоцартДавно, недели три. Но странный случай…

Не сказывал тебе я?

Сальери
Нет

МоцартТак слушай.Недели три тому, пришел я поздноДомой. Сказали мне, что заходилЗа мною кто-то. Отчего — не знаю,Всю ночь я думал: кто бы это был?И что ему во мне? Назавтра тот жеЗашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полуС моим мальчишкой. Кликнули меня;Я вышел. Человек, одетый в черном,Учтиво поклонившись, заказалМне Requiem и скрылся.

Сел я тотчасИ стал писать — и с той поры за мноюНе приходил мой черный человек;А я и рад: мне было б жаль расстатьсяС моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я…

Сальери
Что?

Моцарт
Мне совестно признаться в этом…

Сальери
В чем же?

Моцарт Мне день и ночь покоя не даетМой черный человек. За мною всюдуКак тень он гонится. Вот и теперьМне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как А.С. Пушкин определил жанр своего произведения?

2. Как называется развернутая реплика героя в драматическом про­изведении, с которой начинается данная сцена?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?Что пользы, если Моцарт будет живИ новой высоты еще достигнет?Подымет ли он тем искусство?

Что пользы в нем?

4. Укажите название изобразительного средства:
Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских…

5. Укажите название средства иносказательной выразительности:
И никогда на шепот искушенья
Не преклонился я, хоть я не трус…

Задания с развернутым ответом

6. Как понимает Сальери предназначение искусства?

7. Какова роль образа черного человека в данном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты произведений А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Чем различаются жиз­ненные принципы героев, совершивших убийство?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется цикл, в который включено произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»?

2. В сознании Сальери происходит борьба мыслей, убеждений, стра­стей. Как называется острое столкновение чувств, взглядов, жиз­ненных принципов, лежащее в основе драматического произведе­ния?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?Нет!Так улетай же!

Теперь — пора!

4. Укажите название средства иносказательной выразительности:Он несколько занес нам песен райских,Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

5. Укажите название изобразительного средства:Мне день и ночь покоя не даетМой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится.

Задания с развернутым ответом

6. Как понимает Сальери предназначение искусства?

7. Какова роль образа черного человека в данном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты произведений А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Чем различаются жиз­ненные принципы героев, совершивших убийство?

Фрагмент произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за ко­заками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу.

Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная ру­ка ухватила за повод его коня.

Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и полу­чивши за то от него у дар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв, и упа­дает бессильная ярость. Подобно ему в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.— Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не умел на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?Андрий был безответен.— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или ма­тери, или братьев это было имя прекрасной полячки. Тарас вы­стрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и по­валился на траву, не сказавши ни одного слова.

Ответы на тест по литературе Моцарт и Сальери (А.С. Пушкин)
1 вариант1. трагедия2. монолог3. риторические4. сравнение5. метафора // олицетворение

2 вариант

1. Маленькие трагедии2. конфликт3. риторическое восклицание4. метафора

5. сравнение

PDF-версияТест Моцарт и Сальери

(100 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/09/21/test-po-literature-motsart-i-saleri-9-klass/

Вольфганг Амадей Моцарт. Тесты и кроссворды по музыкальной литературе

Тест «Моцарт и Сальери»

Разделы: Музыка

Цель и задачи: обобщение полученных сведений по теме “Жизнь и творчество В. А. Моцарта” в занимательной, игровой форме (тесты и кроссворды).

Вариант I

1. Какая опера не принадлежит Моцарту?

а) “Свадьба Фигаро” б) “Дон-Жуан” в) “Волшебная флейта” г) “Фиделио”

2. К какому жанру не обращался в своём творчестве Моцарт?

а) вокальный цикл

б) соната в) концерт г) опера

3. Моцарт был младше Гайдна на…

а) 10 лет б) 24 года в) 38 лет г) 3 года

4. Место рождения Моцарта:

а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт

5. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не был…

а) педагогом б) скрипачом в) флейтистом г) композитором

6. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте…

а) трёх лет

б) пяти лет в) семи лет г) девяти лет

7. Музыкальные инструменты, игрой на которых владел Моцарт?

(несколько правильных ответов):

а) гобой б)клавесин в) орган г) скрипка

8. Четыре сонаты для скрипки и клавесина, изданные в Париже, написаны

Моцартом в возрасте…

а) 10 лет б) 7 лет в) 5 лет г) 15 лет

9. Свои первые симфонии Моцарт написал в…

а) Зальцбурге б) Вене в) Париже г) Лондоне

10. Первая опера Моцарта, написанная в двенадцатилетнем возрасте, называется…

а) “Идоменей” б) “Митридат, царь Понтийский” в) “Свадьба Фигаро”

г) “Мнимая простушка”

11. В Италии Моцарт не выступал перед публикой в качестве…

а) дирижёра б) органиста в) оратора г) импровизатора

12. Музыкальный педагог, у которого Моцарт брал уроки:

а) падре Мартини

б) А. Сальери в) Н. Порпора г) И. С. Бах

13. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в возрасте…

а) 20 лет б) 14 лет в) 15 лет г) 30 лет

14. Опера, написанная Моцартом по заказу Миланского театра:

а) “Идоменей” б) “Похищение из сераля” в) “Дон-Жуан”

г) “Митридат, царь Понтийский”

15. Город, в котором Моцарт прожил последнее десятилетие своей жизни:

а) Париж б) Зальцбург в) Вена г) Милан

16. Персонаж оперы “Свадьба Фигаро”:

а) Папагено б) донна Анна в) Сюзанна г) Лепорелло

17. Три последние симфонии Моцарта написаны в…

а) 1788 г.

б) 1789 г. в) 1790 г. г) 1791 г.

18. “Я считаю Вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал” – эти слова, сказанные отцу Моцарта, принадлежат…

а) А.Сальери б) Й. Гайдну в) Л. ван Бетховену г) императору

19. Моцарт посвятил Гайдну…

а) Симфонию № 41 б) “Маленькую ночную серенаду”

в) оперу “Дон-Жуан” г) 6 струнных квартетов

20. Последним сочинением Моцарта является…

а) опера “Волшебная флейта” б) симфония № 41 в) Реквием

г) опера “Дон-Жуан”.

Вариант II

1. Направление в искусстве, к которому принадлежит творчество Моцарта:

а) классицизм б) романтизм в) реализм г) экспрессионизм

2. С кем из перечисленных композиторов Моцарт был знаком лично?

а) И. С. Бах б) Бетховен в) Берлиоз г) Аллегри

3. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:

а) “Страсти по Матфею” б) “Stabat Mater” в) “Мизерере” г) Месса h-moll Баха

4. Духовное сочинение Моцарта заупокойного характера:

а) оратория б) кантата в) мотет г) реквием

5. Латинское слово “requiem” означает:

а) “покой”

б) “свет” в) “страдания” г) “слёзная”

6. Клавишно-духовой инструмент, на котором импровизировал Моцарт:

а) фортепиано б) орган в) фисгармония г) челеста

7. Учебное пособие, изданное Леопольдом Моцартом:

а) “Школа пения” б) “Школа фортепианной игры” в) “Школа дирижирования”

г) “Школа скрипичной игры”

8. Русский композитор, написавший оперу “Моцарт и Сальери” по одноимённой

маленькой трагедии Пушкина:

а) П. И. Чайковский б) Н. А. Римский-Корсаков в) С. В. Рахманинов г) Г. В.Свиридов

9. Страна, в которую Моцарт совершил три длительные концертные поездки в 1769 – 1773 г.:

а) Франция б) Англия в) Италия г) Германия

10. Последняя опера Моцарта:

а) “Волшебная флейта”

б) “Свадьба Фигаро” в) “Дон-Жуан”

г) “Похищение из сераля”

11. Французский писатель, автор комедии “Безумный день, или Женитьба Фигаро”:

а) Бальзак б) Дюма в) Стендаль г) Бомарше

12. Итальянский город, филармоническая академия которого избрала своим членом

четырнадцатилетнего Моцарта:

а) Венеция б) Болонья в) Рим г) Флоренция

13. Либреттист трёх венских опер Моцарта:

а) Лоренцо да Понте

б) Гёте в) Шиканедер г) барон ван Свитен

14. Опера buffa Моцарта:

а) “Свадьба Фигаро”

б) “Идоменей” в) “Волшебная флейта”

г) “Митридат, царь Понтийский”

15. Опера seria Моцарта:

а) “Дон-Жуан” б) “Похищение из сераля” в) “Милосердие Тита”

г) “Мнимая простушка”

16. Персонаж оперы “Дон-Жуан”:

а) Керубино б) Церлина в) Тамино г) Царица ночи

17. Заказчик Реквиема:

а) В. цу Штуппах б) И. Колоредо в) Г. ван Свитен г) Э. Шиканедер

18. Название Симфонии № 41 Моцарта:

а) “Юпитер”

б) “Пражская” в) “Линцская” в) “Хаффнер-симфония”

19. Устраивал ли Моцарт в Вене свои “академии”?

а) Нет б) Да

20. Город, в котором в 1778 году Моцарт пытался устроиться на службу:

а) Вена б) Рим в) Лондон г) Париж

По горизонтали:

  1. Первая опера юного Моцарта “Мнимая …”.

  2. Стиль и направление в искусстве XVII – XVIII веков, произошедшее от латинского classicus
  3. Третья часть симфонии, “танец королей и король танцев”
  4. Инструмент, голоса которого Моцарт боялся в раннем детстве.

  5. Имя великого композитора – Вольфганг … Моцарт.
  6. Форма, в которой написана I часть известной сонаты ля мажор.
  7. Город, в котором родился В. А. Моцарт.

По вертикали:

2. Сикстинская …, где Моцарт услышал и записал по памяти многоголосное духовное сочинение.

8. Страна, в которой жил Моцарт.

9. Героиня оперы “Свадьба Фигаро”.

10. Третья часть сонаты ля мажор – “турецкий …”.

11. Последнее сочинение Моцарта, в переводе “покой”.

Ответы.

По горизонтали: 1. Простушка. 2. Классицизм. 3. Менуэт. 4. Труба. 5. Амадей. 6. Вариации. 7. Зальцбург.

По вертикали: 2. Капелла. 8. Австрия. 9. Сюзанна. 10. Марш. 11. Реквием.

По горизонтали:

  1. Французский писатель, на сюжет произведения которого написана опера “Свадьба Фигаро”.
  2. Музыкальный голос Фигаро.

  3. Итальянский композитор, духовное сочинение которого Моцарт услышал в Сикстинской капелле и записал по памяти.
  4. Знаменитый австрийский композитор-классик, которому Моцарт посвятил шесть струнных квартетов.

  5. Имя отца Вольфганга.
  6. Инструмент, на котором Моцарт начал учиться играть в три года.

По вертикали:

7. Одна из последних опер Моцарта, в названии которой есть деревянный духовой инструмент.

2. Итальянский город, в котором четырнадцатилетний Моцарт был избран членом филармонической академии.

8. Знаменитый итальянский педагог, теоретик и композитор, у которого Моцарт брал уроки – падре….

9. Так называли сестру Моцарта родители.

10. Немецкий город, в котором в 1762 году состоялось первое публичное выступление Вольфганга.

11. Город, в котором жили Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Ответы.

По горизонтали: 1. Бомарше. 2. Баритон. 3. Аллегри. 4. Гайдн. 5. Леопольд. 6. Клавесин.

По вертикали: 7. Флейта. 2. Болонья. 8. Мартини. 9. Наннерль. 10. Мюнхен. 11. Вена.

22.07.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636535/

Вольфганг Амадей Моцарт. Игра-викторина по самым известным основным произведениям

Тест «Моцарт и Сальери»

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart)

27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из величайших и самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Моцарт,_Вольфганг_Амадей

Золотой мальчик

Моцарт – гениальный “золотой мальчик” – начал писать музыку с младенчества, причем его музыка наделена удивительными свойствами (т.н. “Эффект Моцарта”).

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры.

Наивысший успех во всех музыкальных формах

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Моцарт есть высшая, кульминационная точка

“Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.”

П. И. Чайковский

Эффект Моцарта

Вы наверняка слышали про “эффект Моцарта”, когда научные эксперименты подтвердили, что музыка Моцарта позитивно влияет на интеллектуальные способности.

Есть еще пара интересных историй. “78-летний тяжелобольной маршал Ришелье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить своё последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта.

Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста. Так музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь.

” “В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый парижский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х годов двадцатого века молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж.

У парня были бы для этого все шансы, если бы не серьёзные проблемы с его речью – сильнейшее заикание – и памятью. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него большие проблемы с правым ухом. И посоветовал парню в ближайшие месяцы ежедневно – по два часа в день – слушать музыку Моцарта.

Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был потрясающим! Жерар полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью. Что позволило ему стать киноактером мирового уровня.”

Подобных случаев, связанных с музыкой Моцарта, было немало в истории человечества, но медики всего мира, проводя многочисленные эксперименты, никак не могут разобраться в причинах её чудодейственности.

Музыка вместо будильника

Моцарт любил поспать – разбудить его было невероятно сложно. Но один способ срабатывал безотказно: стоило сыграть аккорд, композитор мгновенно просыпался и начинал импровизировать.

Масонство

Семь последних лет своей жизни, с 1784 года и до самой смерти, композитор Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Масонство сыграло важную роль в его жизни и творчестве.

14 декабря 1784 года Моцарт прошёл посвящение в степень ученика вольного каменщика, а к 1785 году уже был инициирован в степень мастера-масона. То же самое происходило в дальнейшем с Йозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора).

Став мастером-масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало произведений, предназначеных непосредственно для исполнения во время ритуалов в ложе. Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта» (1791), либретто которой написал масон Эммануэль Шиканедер.

Легенда об отравлении Моцарта композитором Антонио Сальери

С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери.

Учёные, изучающие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство учёных считает, что Моцарт умер естественным путём, а любые версии отравлений, особенно — версия отравления Сальери, недоказуемы или просто ошибочны.

Гений и злодейство – две вещи несовместные

Легенда об убийстве Моцарта его коллегой Сальери легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831). У Пушкина Сальери — безусловный талант, достигший славы упорным трудом, — не может перенести того, как легко всё достаётся гениальному сопернику, и решается на преступление. Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть».

“Моцарт: Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль?”

А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери

Фильм о Моцарте

“Вольфганг Амадей Моцарт” (Wolfgang Mozart), 1991, Австрия, Режиссёр Ю.Херц (J.Herz)

Отрывок из фильма. Маленький Моцарт у Зальцбургского архиепископа. Члены комиссии ознакомились с нотами концерта, который “золотой мальчик” сочинил в их присутствии за несколько минут: – Это грандиозно! Но это не сложновато ли?

Юный Моцарт: – Концерт и должен быть сложный !

Вольфганг Амадей Моцарт. Основные произведения (22)

Источник: http://classicaltest.net/ru/music/mozart

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.