Тест на тему «Безличные глаголы»

Урок-исследование в 6-м классе по теме

Тест на тему «Безличные глаголы»

  • Улько Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

Задачи урока:

  1. знать значения безличных глаголов;
  2. знать формы безличных глаголов;
  3. уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
  4. уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

Используемое оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
  2. Карточки и инструкция для исследования.
  3. Карточки для самостоятельной работы

1. Организационный момент и вступительное слово учителя.

Первый урок начинается со вступительного слова учителя, который читает эпиграф (Презентация, слайд 1 Приложение 3) урока, высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка неизмеримо».

Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво.

На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие!» говорил писатель А. Югов.

И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования. Предметом исследования на уроке является глагол, а объектом – карточки с фрагментами поэтических текстов.

Обратимся к текстам 1, 2 (Презентация, слайд 2).

2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала

Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового материала и карточки с текстами 1, 2. (Приложение 1)

Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов.

Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)

Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.

3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.

3.1. Учитель обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше?

Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи (Презентация, слайды 3, 4, 5).

3.2.Учитель предлагает обучающимся решить первуюзадачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (Презентация, слайды 6).

Прозвучало над ясной рекою. Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою Засветилось на том берегу.
(А.Фет)

Задания:

  • прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
  • найдите главные члены предложения;
  • какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
  • сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).

Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают перед одноклассниками. Выступления оцениваются коллективно

3.3. Учитель предлагает обучающимся решить вторуюзадачу: определить формы безличных глаголов.

Задания:

  • определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
  • попробуйте подобрать другие формы.

Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.

На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:

Дерево темнеет вдали.В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.

Задания:

  • сравните предложения (найдите главные члены предложения);
  • установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
  • определите форму данных глаголов;

Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

5. Индивидуальное исследование.

(Приложение 2)

Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось…(С. Есенин)Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажитеформу употребления глагола.6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Выводы: ………

Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).

Результаты фиксируются и представляются классу.

6. Слайд 8

В сильном классе уточняются разные степени безличности в русском языке.

Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:

  • явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
  • физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится;
  • состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
  • чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
  • долженствование: Не надо ссориться;
  • бытие, существование: Не было времени.

Глагольное безличное сказуемое – понятие более широкое, чем безличный глагол.

7. Подведение итогов работы

Задание:

  • расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
  • убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

8. Творческая работа.

Слайд 9. Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться говорить и писать нужно всё время»

Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим, используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И.

Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения.

Не менее замечательное полотно – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 10).

Задания:

  • попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
  • озаглавьте свою работу;
  • помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.

По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.

Выполненные работы прочитываются в классе

Слайды 10, 11 – примерное сочинение

Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.

Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.

Ребятамдолго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.

Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.

Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.

9. Домашнее задание:

Рассказывать о безличных глаголах

Закончить написание сочинения.

Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.

4.04.2009

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525797/

Безличные глаголы

Тест на тему «Безличные глаголы»

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию.)
С какой частью речи работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом.)
Назовите признак, отличающий глагол от других частей речи. (Процессуальный признак – признак, протекающий во времени.)

II. Исследование языкового материала

Сравним пары предложений. (Запись на доске.)

1. В зимнюю пору смеркается рано.
2. Мне не дремлется, не спится у ночного костра.

В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо? (В предложениях первого столбика.)
Сравним предложения по строению, т.е. найдем грамматическую основу. (Грамматическая основа предложений первого столбика состоит только из сказуемого.

)
Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
Есть ли в этих предложениях действие? А производитель действия? (Действие обозначено, а производителя действия нет.)
Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е.

действие происходит само по себе. Что это за глаголы?

III. Определение темы урока

Прочитаем текст учебника на с. 149.

§ 52. ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

I. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета.

В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.

) А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается! И все-таки такое быть может. Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой.

В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения (вспомним!) называются безличными.

И сами такие глаголы называются безличными. Например: смеркается, нездоровится, тошнит.

Запишем тему: «Безличные глаголы».

Почему высказывание Пришел, увидел, победил не является безличным?
В чем особенность безличных предложений?

IV. Закрепление

Выпишите из текстов задания 213 глаголы в 3-м лице единственного числа и найдите среди них безличные глаголы.

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте безличные глаголы, которые вы выписали в тетрадь.
С какой формой глагола совпадает форма безличного глагола? (С формой 3-го лица ед. числа настоящего времени, среднего рода ед. числа прошедшего времени.)

V. Самостоятельная работа (или запись на доске)

Задание 1 (или запись на доске).Замените двусоставные предложения безличными.

  • Приближался рассвет. – ?

  • Наступает вечер. – ?

  • В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ?

  • Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?

  • Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?

  • От волнения мы долго не спали. – ?

Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо.)

Задание 2 (работа в парах). Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные.

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

3. Прогремело вдали.

4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны.

5. В горле у Севастьянова перехватило.

6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

7. Радостно видеть дружные всходы.

8. Наступает праздничный вечер.

9. В это время позвонили в дверь.

10. Долго мне не спалось.

11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.

12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух.

13. Солнце начинает спускаться.

14. Начинало уже заметно смеркаться.

15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)

Задание 214

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

Пока кто-то из учеников читает получившиеся рассказы, остальные составляют рецензию, учитывая цельность, точность изложения, языковые средства.

VII. Итог

В чем особенность безличных глаголов? (Обозначают действие без действующего лица.)

Задание-ловушка

Установите, есть ли безличные глаголы в следующем предложении.

Слово доброе не забудется: что в нем скажется, то и сбудется.

Задание 215

Придумайте рассказ, где бы было побольше безличных глаголов.

Источник: https://rus.1sep.ru/article.php?ID=200300504

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.