Тест на тему «Лица глаголов»

Как определить лицо глагола в прошедшем и настоящем времени и что это такое

Тест на тему «Лица глаголов»

Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Что такое лицо глагола

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения морфологического разбора, в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение;
  • изъявительное наклонение будущего времени;
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

! Что такое деепричастие как часть речи

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч.Мн. ч.
1-е л.Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):я найду клад; я читаю роман.Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:мы дышим воздухом; мы читаем роман.
2-е л.Соотнесенность названного действия к собеседнику:ты найдешь клад; ты купишь конфет.Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:вы рассказываете; вы купите пирожных.
3-е л.Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:он найдет клад; она идет в школу.Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:они идут в театр; они получат приз.

Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).

Как узнать лицо?

Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.

Данный признак можно определить по вопросу:

  • Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.;
  • Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа;
  • Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).

Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:

  • 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим);
  • 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите);
  • 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).

Формальные признаки – личные окончания слов:

Ед. ч.Мн. ч.
1 л.
2 л.
3 л.

Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.

  1. Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – неопределенной форме.
  2. Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.

Подобная грамматическая категория у глагола прошедшего времени отсутствует. Определить ее у такого слова возможно только в контексте, но, как правило, эта информация не несет никакой ценности.

Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.

) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л.

в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.

Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.

! Что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие

Алгоритм определения лица

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Определение лица возвратного глагола

Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.

Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.

Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:

  1. Выписать его вместе с примыкающим к нему местоимением или существительным.
  2. Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.

Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.); прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».

Вывод

Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/opredelit-litso-u-glagola.html

Образец контрольного теста по морфологии контрольный тест по современному русскому языку (2 часть)

Тест на тему «Лица глаголов»

Программаэкзамена по курсу «СОВРЕМЕННЫЙРУССКИЙ ЯЗЫК» (МОРФОЛОГИЯ)

Формаэкзамена– тестирование.

Структураэкзамена.

Контрольныйтест, содержащий 10 заданий. Задания,включенные в тест, имеют как теоретическую,так и практическую значимость.

Общеевремя работы – 90 минут.

1 Вариант

  1. Дать определение терминов: неполная парадигма, категория рода существительных, классы глаголов, предлог.

  2. Закончить предложения:

А)Род несклоняемых аббревиатур определяется…

Б)Краткие прилагательные изменяются…,не изменяются…

В)К определительным местоимениям относятся…

Г)Безличные глаголы не образуют…

3.Определитьхарактер категории степени сравненияимен прилагательных:

А)словоизменительная;

Б)несловоизменительная;

В)грамматическая;

Г)лексико-грамматическая;

Д)синтагматическивыявляемая;

Е)несинтагматически выявляемая.

4.Определить:

1)тип склонения имен существительных: а)путь, б)парикмахерская; в)неженка; г)тень;д)медведь; е)Калинин;

2)разряды подчинительных союзов позначению: а)что, б)потому что, в)едва, г)словно, д) чтобы, е) если, ж) так что, з)вопреки тому что.

5.Назвать:

1)синтетические словоформы:

А)формы Предл. п. сущ.;

Б)формы сравнит. степени прил.;

В)формы сравнит. степени наречий;

Г)формы сравнит. степени категориисостояния;

Д)формы превосход. Степени прил.;

Е)формыпревосход. степени наречий;

Ж)формы превосход. степени категориисостояния;

З)формы сослагат. Наклонения глагола;

И)формы повелит. Наклонения глагола;

К)формы буд. Времени глаголов несов. Вида;

Л)формы буд. Времени глаголов сов. Вида;

М)формынаст. времени глаголов;

Н)формы прош. Времени глаголов;

2)признаки, отличающие причастия от именприлагательных:

А)изменяются по родам;

Б)изменяютсяпо числам;

В)изменяются по падежам;

Г)неизменяются по степени сравнения;

Д)согласуются с определяемым словом вроде, числе и падеже (в зависимости отконтекста);

Е)впредложении являются согласованнымопределением или именной частьюсоставного именного сказуемого.

6.Назватьобщее и частные значения глаголовсовершенного вида.

7.Привестипримеры переносного употребления форм2-ого лица глаголов.

8.Указатьчастеречную принадлежность всех словв предложении:

Никогданельзя думать, что вот этот куст рябиныили вот этот седой барабанщик в оркестрепонадобятся мне когда-нибудь длярассказа, и потому я должен особеннопристально, даже несколько искусственноих наблюдать (К.Г.Паустовский) (31 слово).

9.Найтиошибки, допущенные при определенииморфологических признаков частей речи.Ответ обосновать.

Понадобятся– глагол, сов. Вида, неперех., 2 спр., визъяв. Накл., в буд. Времени, в 3-ем лице,во мн. Ч., в м. р.

Я– местоимение, личное, 1-ого л., в Им. П.,в ед. ч., род не опр.

Должен– прил., качествен., в положит. Степенисравн., в кр. Форме, в Им. П, в ед. ч., в м.р.

Пристально– наречие, знаменат., определит., образаи способа действия, неизм.

10.Образоватьот данного глагола формы причастий идеепричастий, выделив формообразующиеосновы и суффиксы.

СОЧИНЯТЬ.

Критерии оценки контрольного теста

Задание

Количество баллов

1.

Дать определение терминов

8 баллов

2.

Закончить предложения

4 балла

3.

Определить характер категории

3 балла

4.

Определить тип склонения сущ. / разряд подчинительных союзов по значению

6 баллов

5.

Назвать синтетические словоформы /признаки, отличающие причастия от имен прилагательных

5 баллов

6.

Назвать общее и частные значения глаголов совершенного вида

5 баллов

7.

Привести примеры переносного употребления форм

4 балла

8.

Указать частеречную принадлежность всех слов в предложении (допускается не более 3 ошибок)

10 баллов

9.

Найти ошибки, допущенные при определении морфологических признаков частей речи. Ответ обосновать

4 балла

10.

Образовать от данных глаголов формы причастий и деепричастий, выделив формообразующие основы и суффиксы

5 баллов

Максимальноеколичество баллов –54.

Оценка«ОТЛИЧНО» выставляется, если студентнабрал 52-54 балла 96-100%).

Оценка«ХОРОШО» – 40, 5 – 51, 5 (75-95%).

Оценка«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» – 32-40 баллов (60-74%).

Еслистудент набрал менее 32 баллов, ставитьсяоценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».

Источник: https://StudFiles.net/preview/5178762/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.