Тест на тему «Морфологический разбор существительного»

Имя существительное

Тест на тему «Морфологический разбор существительного»

Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов.

Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство).

Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»).

От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»).

В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
 

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
колебание по одушевленности   объект не может быть одновременно живым и неживым:
 живое, но неодушевленное 1) совокупности живых существ:(вижу) армии, толпы, народы;
  2) растения, грибы:(собирать) лисички;
 неживое, но одушевленное1) игрушки в виде человека:(вижу) кукол, матрешек, неваляшек;
 2) фигуры некоторых игр:(разыграть) королей, ферзей;
 3) умершие:(вижу) покойников, утопленников, но труп (неодуш.);
 4) вымышленные существа:(вижу) русалок, леших, домовых.

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью: 

 мужской нов-ый ученик приехал-(а,и)
 женский нов-ая ученица приехал-а
 средний больш-ое окно раскрыт-о

Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

твой невежа пришел,

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).

Имена существительные изменяются по числам и падежам. Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город — города, село — села). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники).

Падеж как морфологический признак существительных

Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

И. п. это кто? что?

Р. п. нет кого? чего?

Д. п. рад кому? чему?

В. п. вижу кого? что?

Т. п. горжусь кем? чем?

П. п. думаю о ком? чём?

Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.
 

Склонение существительных

Изменение существительных по падежам называется склонением.

К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

 Падеж Единственное число
 Твердый вариант Мягкий вариант На – ия
 Им.п. Страна ЗемлАрмиj
 Р.п.Страны ЗемлАрмиj
 Д.п. СтранеЗемл Армиj
 В.п. Страну ЗемлАрмиj
 Т.п.Стран-ой (-ою) Земл-ёй (-ёю) Армиj-ей (-ею)
 П.п. Стран ЗемлАрмиj

Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь-.

Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми.

Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные.

К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число. 

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора существительного

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

I. Дамы — существительное;

начальная форма — дама.

II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: мн. число, И. п.

III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

 

I. (к) Лужину — существительное;

начальная форма — Лужин;

II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;


III.
Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

 

I. Ладонью — существительное;

начальная форма — ладонь;


II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;


III.
Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

 

I. Пыль — существительное;

начальная форма — пыль;


II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

 

I. Пальто — существительное;

начальная форма — пальто;


II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/30

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Тест на тему «Морфологический разбор существительного»

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.

Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.

Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.

Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Морфологический разбор слова: наглядный пример анализа существительных, глаголов и других частей речи

Тест на тему «Морфологический разбор существительного»

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия.

Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах.

Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова, рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри предложения.

Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения.

Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — глагол, признак деятельности — наречие, качество предмета — прилагательное.

Существует стандартный план морфологического разбора. Чтобы без ошибок сделать разбор слова как часть русской речи, строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос.
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные, а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Разбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности:

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов, обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного, как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Примеры:

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное.

Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

План морфологического разбора слова

Причастие

Морфологический разбор причастия:

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия:

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

(+3 баллов, 5 оценок)
Загрузка…

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova-primer.html

Морфологический разбор существительного

Тест на тему «Морфологический разбор существительного»

Подробности Создано: 15 июля 2015 66394

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение – предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе.

У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата –  нет брата), у неодушевлённых – винительный и именительный (вижу книги – лежат книги).  

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом.

Группы  конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.  

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

-А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ – это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

-А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ – это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

-О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ – это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

-А, -Я – это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор – все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму – средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот – коты, чудо – чудеса, человек – люди, новое пальто – новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди – слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год – это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса – слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса – это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных – слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить – слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

План морфологического разбора существительного

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:Постоянные (П.п.):- разряд: собственное или нарицательное,одушевлённое или неодушевлённое;- род,- склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – числе,

– падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа.

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульварПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- Д.падеже.

3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветокПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – мн.числе,- Им.падеже.

3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улицаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ж.род,- 1 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- Пр.падеже.

3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

— Что с тобой, Алёша? — сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): АлёшаПостоянные (П.п.):- собственное,- одушевлённое;- м.род,- 1 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – Им.падеже.

3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву!

1. (В) Москву – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): МоскваПостоянные (П.п.):- собственное,- неодушевлённое;- ж.род,- 1 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): СибирьПостоянные (П.п.):- собственное,- неодушевлённое;- ж.род,- 3 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофеПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- несклоняемое,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): времяПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ср.род,- разносклоняемое,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и – давай о литературе.

1. Шахматы – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматыПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- нет рода,- нет склонения,- имеет только мн.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребятаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- нет рода,- нет склонения,- имеет только мн.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахарПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учительПостоянные (П.п.):- нарицательное,- одушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- И.падеже.

3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда.

1. Балда – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балдаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- одушевлённое;- общий род,- 1 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- И.падеже.

3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную.

1. (В) прачечную – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечнаяПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ж.род,- склоняется как прилагательное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- В.падеже.

3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)”Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль “Ну, погоди” и я увидел Светулю в костюме зайца, я потерял голову.

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях.

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория, обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля, узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути, ошеломленные отъездом, сидели по своим купе, в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина.

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка…

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. – 2002. – № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. – 2002. – №3.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/435-morfologicheskij-razbor-sushchestvitelnogo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.