Тест на тему «Правописание безударных окончаний прилагательных»

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Тест на тему «Правописание безударных окончаний прилагательных»

Цели. Знакомить детей с традиционной русской культурой через художественное слово, игры, пословицы, приметы; закреплять правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование. Рисунок странички календаря; рисунок с изображением грача; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; полоски бумаги, оформленные в виде веточек; контурное изображение грачихи; магнитофон; аудиозапись «Голоса птиц»; карточка с текстом М.Пришвина.

ХОД УРОКА

II. Чистописание

Учитель молча показывает указкой, обводя в воздухе соединения букв; ученики наблюдают, а затем пишут в тетрадях буквосочетания:ус, хр, пр, зд, об.

На доске:

Русь христиане праздник обычай

Учитель. Запишите эти слова правильно и красиво. Составьте устно предложение, использовав в нем эти слова.

Дети. Христиане Руси соблюдали традиции и обычаи. На Руси христианский праздник являлся обычаем.

III. Сообщение темы урока

У. На уроках литературного чтения, естествознания, истории мы с вами не раз вели разговор о христианских праздниках на Руси. Сегодня попробуем использовать интересный материал на уроке русского языка, отрабатывая правописание безударных окончаний прилагательных и другие орфограммы.

IV. Вводная беседа

Открывается заставка – страничка народного календаря с датой 17 марта (Герасим-грачевник).

У. Сегодня, 17 марта, – день преподобного Герасима. Из курса истории вы знаете, что преподобный святой монах. На следующей строчке после чистописания запишите: «Герасим-грачевник». Преподобный святой монах Герасим был пострижником Киевской Успенской обители.

Ища уединения, преподобный удалился на Север, на берег реки Вологды, где проводил жизнь в трудах и непрестанной молитве. На территории вокруг хижины, которую своими руками построил подвижник, вскоре возник монастырь – первый на Севере Руси. Преподобный Герасим предсказал, что на этом месте возникнет славный город – Вологда. Первое упоминание о Вологде относится к 1147 г.

Но этот христианский праздник имеет еще одно название – «грачевник». Что, по наблюдениям поселян, происходит в этот день?

Д. Прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые весенние птицы.

V. Закрепление пройденного материала

У. Подберите родственные слова к слову грач.

На доске – изображение грача.

Д. Грач – грачиха, грачата, грачонок, грачиный, грачевник.

У. У Владимира Ивановича Даля грачовник – роща, занятая грачиными гнездами.
Какой вид работы мы выполнили?

Д. Словообразование.

У. Докажите!

Д. В словах меняются их основы.

На доске – репродукция картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”

У. В березовой роще – веселье: Справляют грачи новоселье. Шумит и волнуется роща, Как будто на празднике площадь. Подолгу веселие длится В зеленой грачиной столице, И гнезда, как шапки, взлетают

И там, на ветвях, повисают.

Это стихотворение написал поэт Владимир Степанов.
Какие словосочетания можно составить с существительными разных родов?

На доске:

грачин шум крик гвалт грачин перо гнездо грачин семья пара столица грачин заботы

– Что объединяет эти окончания?

Д. Эти окончания принадлежат прилагательным с твердой основой.

У. Поставьте данные словосочетания в косвенные падежи. Как будут звучать их окончания?

Д. Р.п. – грачиного крика. – Т.п. – грачиным пером. – Д.п. – грачиной семье.

– П.п. – о грачиных заботах.

У. Какие пословицы, приметы о грачах вы нашли? Вы должны были перед уроком написать их на «веточках».

Дети читают, учитель прикрепляет на доску пословицы и приметы, оформленные в виде веточек.

– Запишем одну из примет в тетрадях.

Дети записывают: «Герасим-грачевник грачей пригнал», – выделив грамматическую основу предложения.

– Еще в недалеком прошлом, на памяти наших бабушек, в день Герасима-грачевника пекли в домах веселые хлебы в виде грачей и с изюминкой вместо глаз. Грачи, прилетевшие в родные гнезда, всегда возбужденно кричат, радуясь своему возвращению.

Кроме того, грачи, занятые постройкой и ремонтом своих гнезд, перекликаются между собой. Поэтому шум в роще стоит большой.

Послушайте, как кричат грачи. Их голоса не назовешь красивыми, мелодичными, но они бесконечно дороги сердцу русского человека.

Ведь эти голоса говорят о весне!

Включается аудиозапись «Голоса птиц» с гвалтом грачей в роще и криком маленьких грачат.

VI. Физкультминутка (игра на внимание)

Грачи летят, на всю Русь трубят: – Гу-гу-гу, мы несем с собой весну!

(Дети поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи.)

– Летят, летят! (Кричат дети.) Журавли летят, на всю Русь кричат: – Гу-гу-гу, не догнать нас никому!

Летят, летят! (Вторят все.)

Пчелы летят, гудят, бунчат: – Жу-жу-жу, медову несем сыту!

Летят, летят! (Повторяют дети.)

Поросята летят, полосаты визжат:

– Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!

(Кто ошибся и сказал: «Летят!» – выбывает из игры.)

VII. Работа с текстом

У. Оставьте чистую строку для заголовка. (Дети ставят точку на строке.) Начинаем писать с красной строки. По ходу работы вам предстоит выполнить несколько грамматических заданий.
В старой березовой роще поселились грачи.

Дети устанавливают связи в словосочетаниях этого предложения, разбирают слово поселились по составу.

– Давайте выполним все задания и поможем грачихе построить гнездо для будущих маленьких грачат.

На магнитной доске из полосок-веточек с пословицами формируется грачиное гнездо, на вершине которого прикрепляется контур грачихи.

Появились первые птенцы. (Учитель предлагает графически выделить в этом предложении все орфограммы.). Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. (Дети выделяют грамматическую основу предложения, устно дают ему характеристику.

) Целый день родители летают на поля, ходят за трактором по свежей пашне и выбирают разных жучков, червячков да личинок. (Дети доказывают расстановку знаков препинания, разбирают слово выбирают по составу, указывают падеж прилагательного в словосочетании «по свежей пашне».

) Много еды в рот наберут, а потом летят к своим гнездам. (Над каждым словом указывается часть речи.)

– Найдите в тексте все прилагательные с безударными окончаниями. Выделите окончания. Устно объясните их написание.
Как вы озаглавите этот рассказ?

Д. «Грачиные заботы».

У. Запишите свой заголовок на пропущенной строке. Можно ли продолжить данный текст? Дополните письменно рассказ двумя-тремя предложениями.

VIII. Домашнее задание

У. Найдите небольшой рассказ о грачах для комментированного письма в классе. Например:

«Молодые грачата облюбовали одно дерево. Прилетала грачиха с червячками. Когда она садилась, ветка от тяжести опускалась. Грачиха улетала, и ветка поднималась. Грачонок качался, как в люльке. Вся ель от птиц шевелилась своими ветками, как живая».

(М.Пришвин)

IХ. Итог урока

У. Что вы узнали нового на уроке? Какие знания закрепили? Какие виды работы выполняли?

Выслушиваются ответы детей.

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/nachalnaja_shkola/russkij_jazyk/pravopisanie_bezudarnykh_okonchanij_imen_prilagatelnykh/9-1-0-732

Правописание безударных окончаний прилагательных

Тест на тему «Правописание безударных окончаний прилагательных»

Безударные окончания имён прилагательных зачастую произносятся не так, как пишутся. Поэтому они требуют проверки. Для этого есть несколько способов.

1. Окончания прилагательных одинаковы в ударном и безударном положениях. Значит, можно проверить себя, подставив вместо прилагательного с безударным окончанием прилагательное с ударным в том же роде и падеже.

Например: в нов..м доме – в лесном доме → вставляем в окончание букву : в новом доме.

2. Окончания прилагательных в косвенных падежах такие же, как и в падежных вопросах. Задай вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса определи окончание прилагательного.

Например: в доме (каком?) новом; дому (какому?) новому.

Проверь себя по таблице изменения по падежам прилагательных:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число   Средний род, единственное число
И. п. (какой?) лесной орехИ. п. (какая?) лесная ягодаИ. п. (какое?) лесное озеро
Р. п.  (какого?) лесного орехаР. п. (какой?) лесной ягодаР. п. (какого?) лесного озера
Д. п. (какому?) лесному орехуД. п. (какой?) лесной ягодеД. п. (какому?) лесному озеру
В. п. (какой?) лесной орехВ. п. (какую?) лесную ягодуВ. п. (какое?) лесное озеро
Т. п. (каким?) лесным орехомТ. п. (какой?) лесной ягодойТ. п. (каким?) лесным озером
П. п. (о каком?) о лесном орехеП. п. (о какой?) о лесной ягодеП. п. (о каком?) о лесном озере

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 225, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 146, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 149, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 331, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 332, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 335, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 5, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 101, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 75, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 129, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 182, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 219, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 226, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 555, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 27, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 45, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 46, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 224, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 298, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 568, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 601, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 618, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 44, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 211, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 356, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 380, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 392, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 418, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 440, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 450, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 59, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 175, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 439, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 440, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 448, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/1117

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных окончаний прилагательных»

Тест на тему «Правописание безударных окончаний прилагательных»

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока русского языка

в 4 классе

«Правописание безударных окончаний прилагательных»

подготовила

учитель начальных классов

Деменёва Марина Леонидовна

п. Кын

2011

Урок русского языка в 4 классе.

Учебник «Русский язык 4 класс» Т.Г. Рамзаева.

Тема: «Правописание безударных окончаний прилагательных»

Цели: 1.Закрепить знания о правописании безударных прилагательных

2. Развивать логическое мышление, речь.

3. Воспитывать культуру поведения, чувство сострадания и ответственности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Повторение пройденного.

-Для чего нужны прилагательные?

-Как определить род, падеж прилагательных?

1. Вставьте пропущенные окончания прилагательных.

( слайд 1-4)

беда

больш … горе

пожар

спичка опасн… курение

эффект

правило важн… выход

работа

-На какую тему словосочетания? Прокомментируйте.

2. Подберите подходящее прилагательное, определите его падеж.

(слайд 5-6)

……………ое обращение

……………ая искорка

……………ый прибор

у ………ого окна

……….. ой службе

через ….ую тряпку

к ……… ому костру

3. Обобщение

-Как определить род и падеж имён прилагательных?

-Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

4. Работа в парах. (3 варианта)

-Составьте словосочетания из слов. Допишите свои примеры словосочетаний 1 вариант – ж.р., 2 вариант – м.р, 3 вариант- ср.р. Выделите окончания прилагательных.

1 вариант: эвакуация, от опасного, помощи, предмету, электроприбора, к пожароопасному, для первой правилом, главным, срочная.

( от опасного электроприбора,

к пожароопасному предмету

срочная эвакуация

для первой помощи

главным правилом)

2 вариант: от тревожного, ситуации, чувством, на высокой, звонка, с тревожным, проводка, при сложной, лестнице, исправная.

(от тревожного звонка,

с тревожным чувством,

при сложной ситуации,

на высокой лестнице,

исправная проводка)

3 вариант: шалости, ранним, выход, утром, дымом, от детской, эвакуационный, девочку, с едким, испуганную.

(ранним утром

эвакуационный выход

с едким дымом

от детской шалости

испуганную девочку)

5. Работа в 2 группах.

– Прочитайте, вставьте пропущенные окончания прилагательных, определите род и падеж имён прилагательных.

1 группа: Если на человеке горит одежда.Такое бывает не только в боевиках – чаще всего это случается на кухне, при неосторожн…. обращении с огнем. Если на человеке горит верхн…. одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. Сделать это довольно трудно, так как от сильн….

боли человек начинает метаться, тем самым усиливая пламя. Первым делом горящ ..… человека надо остановить люб…. способом – либо грозно окрикнуть, либо повалить наземь.Горящ…. одежду сорвите или погасите, залив водой, снегом, землей или песком. Если воды нет, набросьте плотн….

ткань, не закрывая ему голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и не отравился продуктами горения.

2 группа: Если на человеке горит одежда. Потушив пламя, вынесите пострадавшего на свеж …. воздух, разрежьте тлеющ …. одежду и снимите ее, стараясь не повредить, обожжен…. поверхность. При ожогах заверните пострадавшего в чист ….

простынь, срочно вызовите «скорую». Для уменьшения боли дайте таблетку анальгина, баралгина или аспирина. Постоянно поите водой.
Обожжен …. кожу не следует смазывать жиром, зеленкой, марганцовкой.

Облегчение это не приносит, а врачу затрудняет определение степени поражения тканей.

Проверка.

IV. Поверка усвоения.

Тест

  1. Имя прилагательное-часть речи, которая обозначает ___________________________ и отвечает на вопросы _____________________________________________________________

В предложении имена прилагательные связаны с ______________________________________________________________

Имя прилагательное изменяется по _____________________________________________________

  1. Подчеркни прилагательные и определи род:

синий, синеть, синева; белая, белизна, беловатая, белеет; желание, желанное, желать, желает.

  1. Запишиприлагательные, изменив окончания.

Путь (долгое) -_____________, дорога (зимний) -______________,

Пальто (новая) -____________, облако (низкий)_-_______________ .

  1. Определи падеж прилагательного.

В новом доме (___п), синей волной (____п),

Большого двора (_п), старому человеку (__п).

  1. Вставь пропущенные окончания прилагательных.

Сильн___ ветер разогнал тучи. Мокр ___ трава блестит на солнце. Красив _____ огоньками сверкает утренн__ роса. У высок ____ столба собралась толпа зевак. Я люблю летн___ ночь.

  1. Итог урока. Домашнее задание

– Составить 5 предложений по теме по выбору: «Первые действия при пожаре», «5 правил по предупреждению пожаров».

Список использованной литературы

Приложение

от опасного электроприбора

к пожароопасному предмету

срочная эвакуация

для первой помощи

главным правилом

от тревожного звонка

с тревожным чувством

при сложной ситуации

на высокой лестнице

исправная проводка

ранним утром

эвакуационный выход

с едким дымом

от детской шалости

испуганную девочку

М.Р. Ж.Р. СР.Р.

– Прочитайте, вставьте пропущенные окончания прилагательных, определите род и падеж имён прилагательных.

Если на человеке горит одежда. 1.Такое бывает не только в боевиках – чаще всего это случается на кухне, при неосторожн …. обращении с огнем.
Если на человеке горит верхн…. одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. Сделать это довольно трудно, так как от сильн….

боли человек начинает метаться, тем самым усиливая пламя. Первым делом горящ ..… человека надо остановить люб…. способом – либо грозно окрикнуть, либо повалить наземь.Горящ…. одежду сорвите или погасите, залив водой, снегом, землей или песком. Если воды нет, набросьте плотн….

ткань, не закрывая ему голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и не отравился продуктами горения.

Если на человеке горит одежда. 2.Потушив пламя, вынесите пострадавшего на свеж…. воздух, разрежьте тлеющ…. одежду и снимите ее, стараясь не повредить, обожжен…. поверхность. При ожогах заверните пострадавшего в чист….

простынь, срочно вызовите «скорую». Для уменьшения боли дайте таблетку анальгина, баралгина или аспирина. Постоянно поите водой.
Обожжен…. кожу не следует смазывать жиром, зеленкой, марганцовкой.

Облегчение это не приносит, а врачу затрудняет определение степени поражения тканей.

Тест

  1. Имя прилагательное-часть речи, которая обозначает ___________________________ и отвечает на вопросы ________________________________________________________________________

В предложении имена прилагательные связаны с ___________________________________________________________

Имя прилагательное изменяется по _____________________________________________________

  1. Подчеркни прилагательные и определи род:

синий, синеть, синева; белая, белизна, беловатая, белеет; желание, желанное, желать, желает.

  1. Запишиприлагательные, изменив окончания.

Путь (долгое) -_____________, дорога (зимний) -______________,

Пальто (новая) -____________, облако (низкий)_-_______________ .

  1. Определи падеж прилагательного.

В новом доме (___п), синей волной (____п),

Большого двора (_п), старому человеку (__п).

  1. Вставь пропущенные окончания прилагательных.

Сильн___ ветер разогнал тучи. Мокр___ трава блестит на солнце. Красив_____ огоньками сверкает утренн__ роса. У высок____ столба собралась толпа зевак. Я люблю летн___ ночь.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-bezudarnih4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.