Тест на тему «Родительный падеж множественного числа существительных»

Существительные родительного падежа множественного числа: правила и примеры

Тест на тему «Родительный падеж множественного числа существительных»

– Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.

– Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.

Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные родительного падежа множественного числа.

Апельсинов или апельсин?

В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в именительном падеже в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание –ов.

  • Много апельсинов нужно для сока.
  • Несколько помидоров хватит для салата.
  • Куча мухоморов выросла вокруг пня.
  • Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
  • Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
  • Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
  • Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
  • Пара носков от бабушки – подарок к Новому году.

Грамм или граммов?

Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

  • Сто двадцать вольт достаточно.
  • Обычное напряжение – двести двадцать ватт.
  • Сто грамм сейчас не помешает.
  • Пять ампер – слишком мало.
  • Сотня гектар поля пустовала.
  • Здесь пятьсот гигабайт памяти.
  • Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
  • Всего-то десять герц!

Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

  • Нужно добавить всего сто граммов.
  • Не хватает пяти килограммов.
  • Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.

Туркмен или туркменов?

Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа множественного числа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:

  • Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
  • Несколько армян составляли бригаду строителей.
  • Он среди англичан вырос.
  • Приезд болгар был обставлен торжественно.
  • Степные игры башкир – это традиция.
  • Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
  • Выступления румын были прописаны в простоколе.
  • Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
  • Много татар проживает на территории Крыма.
  • Наступление турок было остановлено.
  • Танцы цыган – гвоздь программы.
  • Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
  • Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
  • Песни грузин – моя слабость.

Это относится и к слову “человек”: несколько человек выступило в поддержку оппонента.

Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:

  • Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
  • Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
  • Обычаи бушменов просты и понятны.
  • Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
  • Столица калмыков сегодня – современный город.
  • Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
  • Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
  • Танцы ойротов завораживают.
  • Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
  • Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
  • Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
  • Среди хакасов мало уже чистокровных.
  • Я решил выучить язык хорватов.
  • Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.

Сюда же относятся воинские названия:

  • Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
  • Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
  • Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
  • Рота солдат выдвинулась на позиции.

И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.

Ботинок или ботинков?

Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:

  • Нет ботинок у ребёнка.
  • Из глаз посыпались искры.
  • Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
  • Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
  • Без чулок гораздо лучше.
  • Блеск эполет ослеплял барышень.
  • Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.

Исключение: нет носков.

От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба. А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.

Вафель или вафлей?

Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:

  • Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
  • Несколько домен ещё не запустили.
  • В доме вообще не было кочерёг.
  • Верхушки кровель показались вдали.
  • Концы оглобель воткнулись в землю.
  • Связка розог уже была замочена в корыте.
  • Пора свадеб – ноябрь.
  • Не надо сплетен.
  • Ряды усадеб тянулись за огородами.
  • Гнёзда цапель темнели в камышах.
  • На руках нянь ребёнок и вырос.

У некоторых из таких существительных бывает окончание –ей:

  • Не может быть в этом деле равных долей.
  • Не хватает кеглей.
  • Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
  • Крыши саклей скрылись за поворотом.
  • Свет свечей заливал весь зал.
  • Нет у нас лишних простыней.

Барышень или барышней?

Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на –ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:

Ь не пишетсяЬ пишется
  • несколько вишен;
  • не устраивайте боен;
  • вентиляторных градирен.
  • молодых барышень;
  • несколько боярышень;
  • маленьких деревень;
  • таких кухонь;
  • старых яблонь;
  • жеманных княгинь.

Захолустий или захолустьев?

Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на –ий, а в разговорном – окончание –ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.

С основой на -ийС окончанием -ев
Таких захолустий свет не видывал.Люди из дальних захолустьев обычно сохраняют здоровые устои.
Картины морских побережий волнуют многих.У побережьев обычно бывает прохладнее.
Множество эффективных снадобий готовят из подорожника.Кроме волшебных снадобьев нам предлагают ещё и дыхательные упражнения.

Без вариантов пишется – ий в следующих словах:

  • Ряды острых копий тянулись до горизонта.
  • Опасайтесь глубоких ущелий.
  • Враги боятся наших изменений.
  • Изящество её тонких запястий поразило меня.
  • Надо прикрыть тылы армий.
  • Берегись проделок этих шалуний.

Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием –ев:

  • Леса речных верховьев – заповедные края.
  • У самых низовий мы ловим рыбу.
  • Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
  • Теперь у неё было много платьев.
  • Надо бы добавить несколько звеньев.
  • Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
  • Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
  • Двое подмастерьев спали на лавках.

У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.

Блюдец или блюдцев?

Без вариантов нулевое окончание имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:

  • Корзина яблок стояла под деревом.
  • Не хватило глубоких блюдец.
  • Нет зеркалец у девочек.
  • Не хватает одеялец для малышей.
  • Махровых полотенец тоже не хватает.
  • Я не пробовал осьминожьих щупалец.
  • В этой округе множество маленьких болотцев.
  • Это платьице из крýжевцев.

У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:

  • колен – коленей – коленьев;
  • коленец – коленцев;
  • корытец – корытцев;
  • копытец – копытцев.

Грабель или граблей?

Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания –ов или -ей:

нулевое-ов, -ев-ей
  • мокрых мокасин;
  • твоих нападок;
  • широких панталон;
  • ночных потёмок;
  • новых рейтуз;
  • густых сумерек;
  • красных шаровар.
  • твоих выкрутасов;
  • ранних заморозков;
  • старинных клавикордов;
  • ужасных лохмотьев;
  • нищенских отрепьев;
  • надоевших пантов;
  • гадких подонков;
  • куча ботов;
  • оставшихся выжимков;
  • редких высевков;
  • на улицах выселков;
  • пышных выческов;
  • долгих выморозков.
  • ваших граблей;
  • самодельных ходулей;
  • скучных будней;
  • мужицких дровней;
  • детских яслей.

Задач или задачь?

Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

  • много задач;
  • несколько жилищ;
  • твоих плеч;
  • тяжёлых нош;
  • нет галош;
  • не хватает хранилищ;
  • ваших рож;
  • лесных чащ;
  • крыши дач.

Практическая работа

Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.

1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:

  • ваш(?) товарищ(?);
  • борщ(?) горяч(?);
  • быстро умнож(?)те;
  • выйдеш(?) замуж(?);
  • богач хорош, широкоплеч(?);
  • хатаеш(?)ся за гуж(?);
  • рухнеш(?) навзнич(?);
  • примчиш(?)ся вскач(?);
  • откроеш(?) настеж(?);
  • меч(?) сверкающ(?);
  • синяя туш(?);
  • выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
  • скопление туч(?);
  • скоро уж(?) полноч(?);
  • сундук сокровищ(?);
  • картеч(?) свистит;
  • лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
  • много училищ(?);
  • музыкальный туш(?);
  • обжеч(?) кирпич(?);
  • фарш(?) свеж(?);
  • махнёш(?) наотмаш(?);
  • бьёш(?)ся над решением задач(?);
  • не говори, что не дюж(?).

2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.

Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.

3. Образуйте по образцу слова:

  • буряты – бурят: башкиры, туркмены, болгары;
  • ядра – ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
  • киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
  • кружевце – кружевцев, корытца, копытца;
  • носки – носков: ремешки;
  • сапоги – сапогов: чулки, ботинки, валенки;
  • лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
  • амперы – ампер: микроны, аршины, вольты;
  • зёрнышки – зёрнышек: пёрышки, окошки;
  • брызги — брызг: бусы, каникулы;
  • носилки – носилок: салазки, потёмки;
  • яблоки – яблок: груши;
  • полотенца – полотенец: одеяльца, блюдца;
  • западни – западней: ноздри, ступни;
  • сакли – саклей: распри, кегли;
  • туфли – туфлей: вафли, оглобли;
  • клещи – клещей: ясли, будни.

4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).

1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).

2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).

3) Какая прелесть – запах от цветущих (вишни), (яблони)!

4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!

5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).

6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).

7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.

Источник: http://fb.ru/article/266598/suschestvitelnyie-roditelnogo-padeja-mnojestvennogo-chisla-pravila-i-primeryi

Родительный падеж множественного числа существительных задание выполните тесты укажите правильную форму множественного числа стр. 10 – стр. 10

Тест на тему «Родительный падеж множественного числа существительных»
← предыдущая…8911121314следующая →

Тест 12

1.

а) кори

6.

а) веры

б) якор

б) веер

2.

а) клпаны (автомобиля)

7.

а) прпуски (документы)

б) клапан

б) пропуск

3.

а) фиолетовые тны

8.

а) цхи

б) фиолетовые тон

б) цех

4.

а) жмчуги

9.

а) гды

б) жемчуг

б) год

5.

а) крпусы (здания)

10.

а) кондкторы

б) корпус

б) кондуктор

Тест 13

1.

а) запчсти

4.

а) строжи

б) запчаст

б) сторож

2.

а) профссоры

5.

а) хлбцы

б) профессор

б) хлебц

3.

а) длжности

6.

а) полотенцы

б) должност

б) полотенца

7.

а) трмозы (в машине)

9.

а) вксели

б) тормоз

б) вексел

8.

а) конденсторы

10.

а) тки (электрические)

б) конденсатор

б) ток

Задание. Выполните тесты. Укажите правильную форму множественного числа

Тест 14

1.

а) носок

6.

а) сапог

б) носков

б) сапогов

2.

а) чулок

7.

а) монгол

б) чулков

б) монголов

3.

а) армян

8.

а) апельсин

б) армянов

б) апельсинов

4.

а) солдат

9.

а) заморозок

б) солдатов

б) заморозков

5.

а) вафель

10.

а) простынь

б) вафлей

б) простыней

Тест 15

1.

а) киргиз

6.

а) турок

б) киргизов

б) турков

2.

а) цыган

7.

а) абрикос

б) цыганов

б) абрикосов

3.

а) яблонь

8.

а) килограмм

б) яблоней

б) килограммов

4.

а) плеч

9.

а) полотенец

б) плечей

б) полотенцев

5.

а) зеркал

10.

а) академий

б) зеркалов

б) академиев

Тест 16

1.

а) ампер

3.

а) одеялов

б) амперов

б) одеял

2.

а) сумерков

4.

а) побережьев

б) сумерек

б) побережий

5.

а) простыней

8.

а) блюдец

б) простынь

б) блюдцев

6.

а) сплетен

9.

а) будней

б) сплетней

б) буден

7.

а) ваттов

10.

а) клипс

б) ватт

б) клипсов

Тест 17 (контрольный по темам 3.4.–3.5)

Задание. Выполните тест. Укажите правильную грамматическую форму.

1.

а) бухглтеры

б) бухгалтер

14.

а) шофёры

б) шофер

2.

а) диркторы
б) директор

15.

а) трты
б) торт

3.

а) пчерки
б) почерк

16.

а) кполы
б) купол

4.

а) круги (территориальные)

б) округ

17.

а) пясы (географические)

б) пояс

5.

а) договры

б) договор

18.

а) прводы (электро-)

б) провод

6.

а) пспорты

б) паспорт

19.

а) мусульман

б) мусульманов

7.

а) носок

б) носков

20.

а) вксели

б) вексел

8.

а) апельсин

б) апельсинов

21.

а) плеч

б) плечей

9.

а) монгол

б) монголов

22.

а) грамм

б) граммов

10.

а) блюдец

б) блюдцев

23.

а) клипс

б) клипсов

11.

а) заморозков

б) заморозок

24.

а) сапог

б) сапогов

12.

а) побережьев

б) побережий

25.

а) будней

б) буден

13.

а) 10 ампер

б) 10 амперов

Внимание!

Тест оценивается по 10-балльной шкале.
Цена 1 ошибки – 1 балл.

Задание. Выполните тест. Укажите правильную форму глагола

Тест 18

1.

Махать

6.

Сыпать

а) я махаю

б) я машу

а) ты сыплешь

б) ты сыпешь

2.

Мерить

7.

Трепать

а) я мерю

б) я меряю

а) вы трепете

б) вы треплете

3.

Ездить

8.

Выздороветь

а) он ездит

б) он ездиит

а) он выздоровет

б) он выздоровеет

4.

Лазить

9.

Опостылеть

а) я лазаю

б) я лажу

а) вы опостылеете

б) вы опостылете

5.

Мучить

10.

Опротиветь

а) ты мучишь

б) ты мучаешь

а) он опротивет

б) он опротивеет

Задание. Выполните тесты. Укажите правильно составленную предложно-падежную конструкцию

← предыдущая…8911121314следующая →

Источник: http://uchebana5.ru/cont/1208404-p10.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.