Тест на тему «Собственные и нарицательные существительные»

Имена собственные и нарицательные существительные: правило, примеры, на какие вопросы отвечают

Тест на тему «Собственные и нарицательные существительные»

Еще на первом году школьного обучения дети знакомятся с частями речи (в том числе и с существительным), понятиями «собственные» и «нарицательные» имена, учатся отличать их друг от друга, а также узнают о различиях и правиле правописания этих имен.

На какие вопросы отвечает имя существительное

Существительное отвечает на вопрос «кто?», если это одушевленный предмет, а если оно обозначает неодушевленный предмет, то тогда следует задать вопрос «что?».

Например: стол – неодушевленный предмет, он относится к неживой природе, поэтому к нему можно задать вопрос «что?», а собака – это часть живой природы, поэтому следует задать вопрос «кто?».

Неодушевлённые имена существительные: примеры

К неодушевленным существительным относятся предметы неживой природы, то есть те которые не обладают признаками живых организмов.

Например:

  • это все то, что сделано руками человека: дом, бумага, телевизор, шкаф, брюки, ваза и т.д.;
  • к этой категории можно отнести и косное вещество: камень, минералы, горные породы и прочее.;
  • поскольку растения и грибы не обладают явными признаками живого (ограничены в движении), их тоже относят к неодушевленным предметам.

Примеры: гора, песок, яблоко, диван, книга, асфальт, персик, пластмасса, часы, береза и т.д.

Внимание! К неодушевленным существительным относятся те предметы, которые не обладают явными признаками живого. Также они отвечают на вопрос «Что?».

Нарицательное существительное

Нарицательные существительные обозначают ряд, группу, категорию однородных, одинаковых, схожих по признакам предметов. Также они могут обозначать один предмет, который входит в эту категорию, группу объектов, сходных по каким-либо признакам и т.д.

Нарицательные могут относиться как к одушевленным, так и к неодушевленным существительным.

Имя нарицательное примеры

Так как имя нарицательное обозначает категорию предметов или один из них, то можно привести в пример такие слова:

  • Котята;
  • Дверь;
  • Цветок;
  • Машина;
  • Достопримечательность;
  • Шифоньеры и т.д.

Важно! Нарицательные существительные могут быть как в единственном, так и во множественном числе.

Значение

Иногда имена собственные могут обретать нарицательные значения. Лучше всего это продемонстрировать на примере. Например, Фамусов, герой произведения Грибоедова «Горе от ума».

Характер и манера поведения этого человека была так распространена в обществе, что фамилия Фамусова превратилась имя нарицательное.

Фамусовыми называют лицемерных людей, которые не могут шагу шагнуть, не подумав о том, что скажут о них в обществе. И соответственное общество называется фамусовским.

Имена собственные

Имена собственные – это те существительные, которые обозначают слова, предназначенные для конкретных, определенных предметов.

Они могут означать имя человека, кличку животного, название географического объекта (река, город, гора и т.д.), астрономические обозначения, другие названия (марки, названия журналов и т.п.).

Имена собственные, примеры

Примеры:

  • ФИО людей и их прозвищ: Маша, Петя, Ольга Анатольевна, Костров Семен Петрович и т.д.;
  • Клички животных: Барсик, Матильда, Бобик, Барбос и т.д.;
  • Названия географических объектов: Волга, Эверест, Владивосток, Россия и т.д.;
  • Другие названия: Рождество — праздник, «Тихий Дон» — название произведения, «ВКонтакте» — название социальной сети, «Авиакор» — завод, «Битлз» — группа, Самарский Научно-Исследовательский Институт и т.д.

Нарицательные и собственные имена существительные: правило

Для того, чтобы верно написать имена собственные и нарицательные, надо знать одно правило: мена собственные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные – со строчной.

Как определить нарицательное или собственное существительное

Имена собственные не могут иметь множественного числа.

Исключением являются только фамилии лиц, которые относятся к одной семье (семья Петровых, чета Ивановых и т.п.).

Нарицательные слова имеют множественное число: дома, котята, шарфы, стулья, коробки, апельсины и т.д.

За исключением тех слов, которые не употребляются во множественном числе: студенчество, смелость, зверье и т.д.

Разбор задания «Выпишите имена существительные»

Из предложенного списка выпишите те слова, которые являются существительными:

Красивый, сидеть, альбом, месяц, папин (ремень), уснуть, прекрасно, кашемировый, прохладно, осень, воспользоваться, грибной, дерево, добрый, читать, щенок, гулять, страшно, сегодня, скрипач.

Для того, чтобы определить часть речи, нужно помнить, что:

  • Существительные отвечают на вопросы «Кто? Что?»;
  • Глаголы – «Что делать? Что сделать?»;
  • Прилагательные – «Какой? Чей?»
  • Наречия – «Где? Когда? Как?».

Определяем, к какой части речи относится каждое слово в списке:

На какие вопросы отвечает имя существительное

(Кто? Что?)

Альбом, месяц, осень, дерево, щенок, скрипач.

Глаголы

(Что делать? Что сделать?)

Сидеть, уснуть, воспользоваться, читать, гулять.

Прилагательные

(Какой? Чей?)

Красивый, папин, кашемировый, грибной, добрый.

Наречия

(Где? Когда? Как?)

Прекрасно, прохладно, страшно, сегодня.

Важно! к существительным относятся только те слова, которые находятся в первой колонке, затем нужно выписать их.

Собственные и нарицательные имена, примеры

Виды имени существительного, собственные, нарицательные



Вывод

Имена собственные и нарицательные — категории существительных. Подведем итог: к нарицательным относятся те слова, которые обозначают обобщение, группу, категорию, а собственные обозначают какой- либо конкретный объект, предмет. Имена собственные пишутся с заглавной буквы и, как правило, не имеют множественного числа (за исключением фамилий членов одной семьи).

! Какую роль играет русский язык в современном мире: функции и значение

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/imena-sobstvennye-i-naritsatelnye-pravilo.html

Конспект урока для 2 класса

Тест на тему «Собственные и нарицательные существительные»

Наша кнопка

Скачать материал

Тема : «Имена существительные

собственные и нарицательные»

Урок русского языка во 2 классе

Составитель: 
учитель начальных классов Нуруллина Руфия Ислямовна

Тип урока: комбинированный 
Задачи урока:

  • Ознакомить с новыми терминами – существительные собственные и нарицательные; использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные; 

  • Развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;

  • Воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах, в парах. 

Оборудование:-компьютер, мультимедийный проектор, экран;-презентация; 
-раздаточный материал для:

  • – групповой работы (таблицы),

  • – индивидуальной (конверты);

Структура урока.

1. Организационный момент. 
2. Словарно–орфографическая работа. 
3. Актуализация знаний.
4.Постановка темы урока.

5.Постановка проблемы 

6.Создание проблемной ситуации.

7. Совместное «открытие» новых знаний.
8. Первичное закрепление новой темы.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)Ход урока I.

Организационный момент А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?  2. Словарно–орфографическая работа. (слайд № 2)
– Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака).

– В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).
– Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске открываются таблички с этими словами. (Слайд 2)
( В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).
– Запишите в тетрадь слова «корова, собака».

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
– Составьте предложение с этими словами, дав животным клички. 
– Как пишутся клички животных?

Все клички до одной
Пишут с буквы прописной. 

 3. Актуализация знаний 
Учитель
А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся 
Ещё с заглавной буквы пишутся:

  • Имена сказочных героев

  • Названия областей, городов,стран, рек, морей, океанов, гор…,
    то есть географические названия

  • Названия автомобилей

  • Названия журналов для детей

    а) Работа в группах с таблицей  (слайд 3)УчительРаспределите слова по этим группам.

Фамилия, имя отчество

Имена сказочных героев

Географические названия

 Слова для справок: Италия , А. С. Пушкин , К.И. Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, дуб, река, Томск.б) Фронтальный опрос учащихся.
Учитель.
Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

(слайд № 5)
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? 
Ответы учащихся. 
Написанием.
Учитель.
А ещё можно найти отличия?
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?Учитель.


В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это – имена существительные собственные и нарицательные.

(Чтение детьми на слайде № 6 правила)«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».Учитель.


Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных – это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов- это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы (слайд 7)Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные) (Слайд №8)

Физкультминутка.

– Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой.Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички? 5.

Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись. (слайд № 9) КУДА: орел,
ул. зеленая, 5
КОМУ: мишкиной соне.

– Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
– Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.

)
– Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
– Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.

( слайд № 9)Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. (слайд № 10) Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири ! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.Дети читают и исправляют ошибки. (слайд № 10) 6.

Создание проблемной ситуацииКак бы вы написали слово дружок в предложении? 
Ответы учащихся. 
Учитель.


Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Учитель
Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова. 7. Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение – фронтальный опросУчитель.


Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? 
Ответы учащихся 
Кличку животного- имя собственное.Учитель.
А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? 
Ответы учащихся 
Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу – имя нарицательное.Учитель.


Чем отличаются эти слова?
Ответы учащихся 
Смыслом, обозначением, значением.Учитель.
Вы все правы! А ещё точнее – эти слова отличаются лексическим значением 8. Первичное закрепление новой темы.
Работа по учебнику 
Учитель.
Давайте убедимся, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Откройте учебники на стр.82, упр. 109.Прочитайте задание вполголоса и объясните своими словами.
 Ответы учащихся Учитель.
Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному?
Ответы учащихся У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое – имя нарицательное.
9.Самостоятельная работа в парах.Упр.110, стр.83
Учитель.
Посмотрите, пожалуйста, упр. 110.Прочитайте слова и из них составьте предложения.
Фронтальная работа с классом (заслушать предложения)

– Что получилось из этих предложений? (текст)
-Как можно озаглавить тект? (Щенок и котенок)

Запишите предложения в тетради.
10. Рефлексия.
Учитель.
а) (Выборочный диктант.)

– Выпишите имена собственные, после каждого слова ставьте запятую.

Ночь

Засыпала деревня Ибрайкино. Уснула речушка Сульча . Рыжий кот Мурзик спал на крыльце. Алина и Дамир спали крепким сном. Наступила тишина.

(Взаимопроверка. Без ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3

б) Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные. Город река деревня озеро

журнал

собака поэт сказочник книга

имя

фамилия газета мультфильм

Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с ними предложения.

Образец: Сережка носит в ухе сережку.

– Докажите, что важно уметь различать собственные и нарицательные существительные.

Карточка 1.

Соедините слово из левого столбика со словом из второго столбика, чтобы получились словосочетания. Зачитайте словосочетания в которых встретилось имя существительное собственное.

Город Орёл

птица орёл

теплоход «Орёл»

Журнал «Огонёк»

яркий огонек,

Коренной москвич

комфортабельный «Москвич»

Телевизор «Рекорд»

спортивный рекорд

Карточка 2.

Прочитайте словосочетания. Что заметили ?

..елая акация, река ..елая

Дерево ..руша, тётя ..руша

Братик ..асилёк, цветок ..асилёк.

Учитель.
А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны – то капельку дождя. 

11. Подведение итогов.

На какие две группы можно разделить имена существительные?

– Какие из них пишутся с заглавной буквы?

– Что удивительного вы узнали на уроке о словах русского языка?

(разное написание одного и того же слова)

12. Домашнее задание (творческое, дифференцированное) ( слайд № 13)

Задание по выбору:

  • Записать названия улиц нашей деревни. 

  • Придумать сказку о большой букве. 

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-imena-suschestvitelnie-sobstvennie-i-.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.