Тест на тему «Совершенный и несовершенный вид глагола»

Совершенный и несовершенный вид глагола

Тест на тему «Совершенный и несовершенный вид глагола»

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает процесс, отношение, движение, состояние предмета или его действие. В предложении чаще всего является сказуемым, но может быть любым членом предложения.

Вид грамматическая категория, отражающая течение во времени. Различают несовершенный и совершенный вид глагола.

Несовершенного вида указывают на незавершенное, повторяющееся, протяженное действие. В начальной форме (инфинитиве) отвечают на вопрос «Что делать?»

Примеры: ходить, думать, молчать, считать.

Они могут:

  1. Обозначать длительность: Петя долго рисовал натюрморт.
  2. Указывать на повторение: Каждый день она гуляет со своей собакой.
  3. Характеризовать постоянство: Деревня находится на холме.

В таких случаях зачастую в сочетании употребляются наречия.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида передают законченное действие, ограниченное временем. Отвечают на вопрос «Что сделать?» и, как правило, имеют в составе приставку.

Примеры: смастерить, списать, сесть, скрыть, выпить.

Они выражают:

  1. Достижение какого-либо результата: Папа починил кран.
  2. Начало действия: Весной в саду зацвела сирень.
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса -ну-: Он оттолкнул меня в сторону.

Как определить

  1. Самый простой способ определения — задать вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» — он несовершенный. Если на «Что сделать?» — совершенный.
  2. Второй способ — применить слово «буду». Оно употребляется только в НВ. Примеры: буду танцевать — несовершенные.

    Буду станцевать — так сказать нельзя, это совершенный вид.

  3. Еще один указатель — приставка «с». Она применяется только в СВ. Примеры: мастерить — смастерить, писать — списать, жечь — сжечь.

  4. Кроме того, вид определяют с помощью суффиксов:
  • Суффикс «ну» указывает на законченность или однократность действия: трогать — тронуть.
    • С помощью суффикса «и», которому в НВ соответствует суффикс а/я: бросать — бросить.
  • «ыва» / «ива», «ва» употребляются для НВ: записать — записывать.

Внимание! Слово-исключение — покупать. В совершенном виде оно употребляется без приставки: купить.

НВ имеет три временных формы: прошедшую, настоящую и сложную будущую. Во всех трех формах результат действия остается не известным:

  • Искала, ищет, будет искать
  • Ловил, ловит, будет ловить
  • Писали, пишут, будут писать

СВ используется в двух временах: прошедшем и будущем.

Примеры: закрыл — закроет, обыграл — обыграет, сходил — сходит.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам при помощи суффикса «л» и родовых окончаний.

Пример: крутить-крутил-крутили (НСВ); закрутить-закрутил-закрутила-закрутили (СВ).

Одновидовые

Одновидовые — значит имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида, выражающие:

  1. Эмоции: любить, ненавидеть.
  2. Состояние человека: мечтать, грустить.
  3. Движение: прыгать, бежать.
  4. Действие, со значением «слегка»: напевать, покручивать.
  5. Значение профессиональной деятельности: учительствовать.
  6. Обоюдный характер: переглядываться.
  7. Моментальное действие: хлынул.
  8. Избыточное значение: наелся.

Справка! Сюда же относятся глаголы с несколькими префиксами: противостоять, унаследовать, переписать.

Обозначают законченное или длящееся в момент речи действие. Значение зависит от контекста.

  1. Слова с многолетней историей: крестить, ранить, казнить, женить 
  2. Некоторые глаголы, оканчивающиеся на «овать»: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Слова иноязычного происхождения, в составе которых есть «ова», «ирова»: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

СВ и НВ, в особых случаях, может выражаться одним словом без изменений: жениться (что делать?) – жениться (что сделать?).

В большинстве случаев, глаголы образуются от одной формы, но бывают исключения. Например, ловить-поймать.

Формы глаголов в русском языке.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/vidy-glagola

Урок № 4 Русский язык.Совершенный и несовершенный вид глагола. Видовые пары

Тест на тему «Совершенный и несовершенный вид глагола»

Сайттағы жеке шотты толтыру бойынша және сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-771-234-5599 номеріне ватсап арқылы қоюға болады

Дать понятие о совершенном и несовершенном виде глагола и научить образовывать видовые пары глагола

Неделя 29День 18.04Учитель: Ляшева О.ВУрок № 4 Русский язык.
Тема урокаСовершенный и несовершенный вид глагола. Видовые пары.
Общая цельДать понятие о совершенном и несовершенном виде глагола и научить образовывать видовые пары глагола.
Ожидаемые результатыА.Формирует с данными видовыми парами речевое общение, используя различные информационные источники.В. Умеет определять значения видов глаголов, образовывать видовые пары различными способами.С. Различает видовые пары глаголов, составляет с ними предложения.
Тип урокаКомбинированный
Задания
  • Психологический настрой учащихся. Круг радости. Деление на группы.
  • Мозговой штурм. Слайд №1.
  • Подвод к теме. Слайд №2 Составление синквейна в группах по теме «Весна»
  • «Задай вопрос учителю». Ответы на вопросы.
  • Опрос Рикошетом.
  • Слайдовая презентация по теме урока.
  • Групповая работа. Составление и защита кластера. Оценивание.
  • Физминутка.
  • Групповая работа. Составление кластера.
  • Грамматические упражнения.
  • Работа с пословицами. Групповая работа.
  • Тестирование.
  • Листы рефлексии «Оцени себя на уроке».
  • Необходимые материалыЛисты А 3,маркеры, стикеры, видеоролик, фломастеры и карандаши, тесты, цветные фигуры.
    Ход урока:
    Этапы урокаДействия учителя Действия ученика
    Вводная часть(з мин.)Слова приветствия. Приглашает в круг радости. Просит разделиться на группы по карточкам.Образуют круг радости. Делятся на группы.
    Презентация(10 мин)Подвод к теме через мозговой штурм. Подвод к теме урока через слайд №1-2. Синквейн.Опрос Рикошетом.Слайд №3. Название темы урока.Объяснение материала через слайдовую презентацию.Дети отвечают на вопросы, рассуждают.Определяют тему урока. Составляют синквейн.Задают вопросы и отвечают.Запись темы урока в тетрадь.Слушают и фиксируют в тетрадь.
    Основная часть(27 мин)Составление кластера на тему «Виды глагола» по слайдовой презентации.Физминутка.Парная работа. Закрепление. Взаимооценивание.Работа с пословицами.Тестирование.Работа в группах. Дети составляют и защищают кластеры.Каждая группа оценивает выступление своих товарищей.Выполняют под музыку упражнения.Выполняют упражнения. Оценивают друг друга.Разбирают смысл пословиц и находят в них глаголы, определяют их вид.Выполняют индивидуально тесты.
    Итог(5 мин)Суммативное оценивание тестов. Листы рефлексии «Оцени себя на уроке».Учитель благодарит всех за работу.Учитель с учащимися подсчитывает количество баллов и выставляет оценку за тест.Учащиеся заполняют листы рефлексии.
    Самоанализ урока Урок рассчитан на учащихся пятого класса, с соблюдением возрастных особенностей. Для создания коллаборативной среды мною был проведен психологический настрой учащихся при помощи круга радости. Дети пришли после урока физкультуры, их нужно было настроить на рабочий режим. В этом мне и помог круг радости. Затем произошло деление учащихся на группы. При помощи мозгового штурма я подвожу учащихся к новой теме. На предыдущем уроке дети задавали вопросы учителю. Я предложила учащимся уровня А и уровня В ответить на эти вопросы и прокомментировать свой выбор. Затем спросила у тех ребят, которые задавали вопросы, все ли им понятно. Это помогло мне задействовать учащихся в работу, провести взаимообучение. Потому что это очень важно для дальнейшего построения урока и определения ЗБР. При помощи опроса Рикошетом выясняю уровень усвоения материала. Дети дополняют и обобщают ответы товарищей. Затем предложила, глядя на слайды, прокомментировать, какое время года изображено, какой месяц, объяснить, почему так определили. Какая часть речи несла смысловую нагрузку? Через проблемные вопросы подвела к теме урока. Дети записывают тему урока в тетрадь. Объяснение нового материала происходит через слайдовую презентацию. Всю полученную информацию ученики применяют при составлении синквейна. Эту работу дети выполняют в группах. Подготовить защиту и оценивание каждой группе было не сложно. Потому что это уже четвертый урок из серии последовательных уроков. Дети не испытывали никаких трудностей. В быстром темпе и очень эффективно прошла работа в группах по составлению кластера по теме «Виды глагола». Мне понравилось то, как дети оценивали выступление своих товарищей. Данная работа учить детей критически мыслить, добывать информацию из различных источников. При этом использовались различные формы оценивания «Две звезды и одно пожелание», «Цепочка пожеланий». Увлекательно прошла физминутка. Она нужна, потому что детям необходимо отдохнуть, сменить вид деятельности. Здесь же присутствуют и здоровьесберегающие технологии. В парной работе ребята закрепили полученные знания. Здесь вновь удачно действует форма взаимообучения. Потому что взаимообучение очень эффективный метод обучения, а диалог по результатам научных исследований, занимает центральное место на уроке. Мерсен Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. Далее в группе ребята обсудили пословицы, их смысл. Дети нашли в них глаголы, объяснили их правописание, нашли изученные орфограммы. Так как это четвертый урок, то мне, как учителю-лидеру, необходимо оценить работу своих учащихся суммативно. Для этого я предложила детям выполнить тест по теме «Глагол». Задания в тестах включают темы предыдущих уроков. Мне необходимо было при помощи тестирования проверить знания учащихся, выставить им оценку. Суммативное оценивание называют оцениванием обучения. Целью такого оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации или регистрации продвижения обучения. В случае если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее ученика, учителя или школы, то необходимо мне, учителю-лидеру, обеспечить надежностью измерений, что возможно при использовании специальных тестов, устанавливающих контроль над содержанием информации и условиями её формирования. Ребята справились с тестовыми заданиями, и была проведена проверка. Я озвучила необходимое количество баллов для каждой оценки. Дети быстро подсчитали и узнали, что они сегодня получили за урок.
    Оценивание урокаУрок был проведен с использованием всех семи модулей. Групповая форма работы и грамотно продуманные вопросы учителя помогли ученикам понять и осмыслить идею урока. Все задания в ходе групповой работы были нацелены на активизацию познавательного интереса. Использовалось суммативное оценивание.
    Изменения по урокуБолее четко просчитывать время на задания. Ускорить темп урока.

    Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

    Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.

    Источник: https://ust.kz/word/yrok__4_rysskii_yazyksoversennyi_i_nesoversennyi_vid_glagola_vidovye_pary-56377.html

    Что такое вид глагола?

    Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

    Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

    • совер­шен­ный вид;
    • несо­вер­шен­ный вид.

    Глаголы несовершенного вида

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

    1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
    2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.

    Например:

    • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
    • что делать? нести, полз­ти. 

    Первый способ — вопрос

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

    Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

    Второй способ — слово «буду»

    • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
    • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

    Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

    Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

    (что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

    Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

    1. суф­фик­са­ми

    • бросить — бросать;
    • кончить — кончать;
    • встретить — встречать;
    • обидеть — обижать;
    • сосре­до­точить — сосре­до­точивать;
    • при­урочить — при­урочивать;
    • упол­но­мочить — упол­но­мочивать;
    • достигнуть — достигать;

    2. при­став­ка­ми

    • гото­вить — пригото­вить;
    • брать — собрать;
    • гнать — выгнать;
    • звать — назвать;
    • рабо­тать — перерабо­тать;
    • моро­зить — подморо­зить.

    Таблица

    НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
    слу­шатьпослу­шать
    читатьпро­чи­тать
    писатьнапи­сать
    питьвыпить
    гото­витьпри­го­то­вить

    Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

    • разре́зать — разреза́ть;
    • засы́пать — засыпа́ть;
    • отре́зать — отреза́ть.

    При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

    • опоздать — опазды­вать;
    • стереть — стирать:
    • вздохнуть — вздыхать;
    • изложить — излагать;
    • утомить — утомлять;
    • защитить — защищать;
    • упросить — упрашивать.

    Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

    • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать (невер­но: спой­мать);
    • поло­жить — класть;
    • вкла­ды­вать — вло­жить;
    • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
    • брать — взять;
    • искать — най­ти. 

    Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

    • (что сде­лать?) гря­нуть,
    • очу­тить­ся;
    • (что делать?) при­сут­ство­вать,
    • сожа­леть.

    Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

    • ранить;
    • мол­вить;
    • кре­стить;
    • обе­щать;
    • воз­дей­ство­вать;
    • исполь­зо­вать;
    • ата­ко­вать и пр.

    урок

    Средняя оценка: 0.Проало: 1

    Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/glagoly-sovershennogo-nesovershennogo-vida.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.