Тест Образование и самообразование (5 класс)

§ 8. Образование и самообразование

Тест Образование и самообразование (5 класс)

  • Зачем нужно образование?
  • Можно ли учиться без учителей?

Познание — чувственное и рациональное — лежит в основе образования и самообразования.

Образование и самообразование

Учёный, когда он был ещё ребёнком, получил систематическое образование в школе, а затем занялся своей профессиональной деятельностью — познанием и приращением новых знаний.

Учитель, выполняющий основную работу — обучение школьников, тоже прошёл все этапы образования, и уже став профессиональным педагогом, продолжает заниматься познанием. А сами школьники? Вы получаете образование под руководством учителя и тоже занимаетесь познанием.

Процесс познания может проходить несколькими путями: под руководством педагога, родителей, а также идти через самостоятельную работу школьников.

    Дополнительное чтениеШколы возникли ещё в Древнем мире. В первобытном племени обучение велось устно и с помощью наглядных примеров. Настоящие школы появились тогда, когда человечество изобрело письменность.Первые школы возникли в Древнем Египте. Это были школы писцов.Из Египетского царства до нас дошёл папирус — поучение отца, отдавшего сына в школу писцов. Он назывался «Наставления Дуау, сына Ахтоя, своему сыну Пиопи». Его автор повествует о том, что он определил своего сына в школу, дабы тот научился писать, стал чиновником и не остался позади сыновей придворной знати. В школах обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, здесь царили строгая дисциплина и телесные наказания. Обучали чтению, письму и счёту, хорошим манерам. Девизом школы писцов были такие слова: «Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Назовите мотивы, по которым Пиопи отдали в школу. Сравните обучение в древнеегипетской и в современной школе. При подготовке воспользуйтесь учебником истории.

    Советуем запомнить!Образование — это форма обучения под руководством учителя в специальном учреждении.Самообразование — образование, получаемое человеком самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.

Так, самостоятельный поиск и обработка знаний — чтение дополнительной литературы, не входящей в обязательную программу, — это есть самообразование школьника.

Какими способами можно заниматься самообразованием? Какие знания или умения вы приобрели самостоятельно?

Образование и самообразование объединяет познавательная деятельность. Она здесь главная. Обучаетесь вы дома или в школе, вы всегда познаёте нечто новое. Затем это заучиваете, отвечаете на уроке, проверяете усвоенный материал на контрольных работах. Итак, образование — это усвоение и закрепление новых знаний, а познание — их получение.

    Дополнительное чтение В в юности выдающемуся учёному Константину Эдуардовичу Циолковскому (1857—1935), который придумал, как люди могут полететь в космос, пришлось выдержать жестокий жизненный экзамен: возникшая после болезни глухота поставила почти неодолимые барьеры на пути к знаниям. Он не мог нормально общаться со сверстниками, учиться, как все, в школе. Всем, чего достиг этот выдающийся человек, он был обязан самообразованию, т.е. самостоятельному усвоению новых знаний по книгам.

Используя материалы энциклопедий и Интернета, выясните, в чём состоят основные достижения К.Э. Циолковского.

Старшеклассники могут получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Только нужно будет обязательно сдавать экзамены. Такая форма самообразования называется экстернатом.

Самообразование имеет свои плюсы и минусы.

Отсутствие учителя может привести к тому, что у человека не сформируются систематические знания по всем наукам, будут упущены какие-то важные разделы, не усвоены главные понятия.

Основательно изучить историю, язык, физику, математику и другие науки без учителя крайне сложно. Обязательно возникнут пробелы, которые в будущем наверстать уже не удастся.

Константин Эдуардович Циолковский использовал самообразование по суровой жизненной необходимости, но история науки и техники знает множество других великих самоучек, добившихся выдающихся результатов: Михаил Васильевич Ломоносов, механик-изобретатель Иван Петрович Кулибин, электротехник Павел Николаевич Яблочков, авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, английский физик Майкл Фарадей, американский изобретатель Томас Эдисон… Самоучкой был немецкий археолог Генрих Шлйман, открывший легендарную Трою, о которой вы узнаете на уроках истории Древнего мира.

Современная школа

Современная школа даёт нам не только знания по многим наукам, но также формирует творческое мышление и занимается воспитанием личности.

Учёба для вас — то же самое, что работа и труд для взрослых. Разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в Древнем мире, ни в Средние века.

В школе успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, экзамену. Учитель поощряет ваше прилежание, упорство, волевые усилия, проявленные при решении учебного задания.

Школа стремится развить у вас навык к самостоятельности, независимости, смелости в мышлении, умение отстаивать свои убеждения и спорить. Воспитывает такие качества, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим, дисциплинированность и ответственность.

В настоящее время обучение в школе в большинстве стран начинается с 6 лет. В Российской Федерации существует 11-летнее общее образование. Оно включает три ступени: начальное общее образование (1—4 классы), основное общее образование (5—9 классы), среднее (полное) общее образование (10—11 классы). Общее образование (11 классов) является обязательным.

После получения свидетельства о завершении 9-летнего образования можно продолжить обучение в 10— 11 классах школы или поступить в колледж для получения профессии.

образования определяется государственным образовательным стандартом и программами. Они обеспечивают достижение каждым учеником определённого уровня образования на любой ступени обучения.

По окончании 9 класса учеников ждёт проверка знаний за весь курс основной школы — Государственная итоговая аттестация (ГИА), а после 11 класса — Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Если вы не пойдёте учиться в 10—11 классы, но захотите поступить в высшее учебное заведение, вам всё равно придётся сдавать ЕГЭ и для этого специально готовиться. Результаты Единого государственного экзамена учитываются при поступлении в высшие учебные заведения.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему страна получает высококвалифицированных работников. А это означает, что растёт производство, внедряются новые технологии, страна выходит на передовые рубежи в развитии.

В последнее время в нашей стране и во всём мире получило развитие инклюзйвное образование — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями.

Здоровые детишки, которые учатся в одном классе с детьми с физическими проблемами, становятся лучше, добрее, они учатся сочувствовать.

Очень быстро дети перестают замечать физические недостатки своих сверстников и вовлекают инвалидов в свои игры.

    Подведём итогиПознание лежит в основе образования и самообразования. Знания можно получать самостоятельно — самообразование — или под руководством учителя. От качества обучения детей во многом зависит дальнейшее развитие общества.Основные термины и понятияОбразование, самообразование, инклюзивное образование.

  1. Объясните значение понятий: «образование», «самообразование».

  2. Что может дать хорошее образование человеку и обществу?
  3. Можно ли считать самообразованием выполнение домашнего задания? Свой ответ обоснуйте.
  4. Назовите три ступени российского образования.

    На какой ступени сегодня находитесь вы?

  5. Что такое инклюзивное образование?
  6. Что значит «работать умнее, а не усерднее» в школе?
  1. Каких результатов достигли выдающиеся самоучки М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, М. Фарадей, Т. Эдисон, П.Н. Яблочков, И.И. Сикорский? Воспользуйтесь материалами энциклопедий,справочников и Интернета.
  2. Напишите небольшое сочинение на тему «Хорошо учиться — это значит…».

Источник: http://xn----ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/obshhestvoznanie/5_klass/8_obrazovanie_i_samoobrazovanie/159-1-0-5249

Тест по обществознанию Образование и самообразование 5 класс

Тест Образование и самообразование (5 класс)

02.09.2018Тесты по предметамОбществознание5 класс

Тест по обществознанию Образование и самообразование 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 6 заданий.

Вариант 1

1. В высказывании: Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художе­ство (т. е.

иметь образование специальное), но еще нуж­но иметь образование общее, нужно уметь разобрать­ся во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, умение мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития, — речь идет о значении в современном мире:

1) хобби2) денег3) самообразования

4) документа об образовании

2.

Генрих Шлиман, немецкий предприниматель и архео­лог-любитель, прославившийся находкой в Малой Азии Трои, занимаясь самостоятельно, меньше чем за три года смог освоить голландский, английский, французский, итальянский и португальский языки. Всего через полтора месяца после начала изучения русского языка 24-летний Шлиман уже писал в Россию деловые письма. Этих успе­хов Шлиман смог достигнуть в процессе:

1) творчества2) воспитания3) самообразования

4) трудовой деятельности

3. Издания, авторы которых рассказывают читателям о научных открытиях и изобретениях, новинках техники:

1) сказки2) художественные книги3) фантастические романы

4) научно-популярные журналы

4.

Участники английской группы «Битлз» не имели музы­кального образования. Благодаря таланту и самообразованию члены группы обрели мировую известность. Этот пример доказывает, что:

1) музыкант, чтобы стать знаменитым, обязательно должен получить диплом о высшем образовании2) музыканту необходимо знание нотной грамоты3) талант люди получают от своих родителей

4) самообразование помогает людям успешно заниматься делом

5. Для самообразования в наши дни школьники, в отли­чие от учеников прошлых столетий, могут воспользовать­ся информацией, полученной:

1) от своих наставников2) при посещении выставки3) из телевизионной передачи

4) из общения со своими друзьями

6. Установите соответствие между примером и источни­ком знаний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столб­ца. Учтите, что во втором столбце один элемент является лишним.

Пример

А) в зале «Искусство Древнего Египта» ученики 5 класса увидели статуэтки жрецов, саркофаги знатных вельмож, а также предметы быта простых египтян
Б) при подготовке к уроку Кирилл воспользовался материалом сайта «Википедия»

Источник знаний

1) Интернет2) библиотека

3) музей

Вариант 2

1. В высказывании: Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это­го собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самодеятель­ность — средство и одновременно результат образова­ния… — речь идет о значении в жизни человека:

1) хобби2) самообразования3) физической культуры

4) документа об образовании

2.

Лев Толстой в совершенстве владел английским, фран­цузским и немецким языками, свободно читал на италь­янском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церков­но-славянский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.

Стать полиглотом (человеком, владеющим многими языками) писателю удалось благодаря:

1) творчеству2) воспитанию3) самообразованию

4) трудовой деятельности

3. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования:

1) школа2) музей3) кружок

4) библиотека

4.

Знакомство Софьи Ковалевской, первой в мире жен­щины-профессора математики, с этой наукой произошло в раннем детстве: стены ее детской были оклеены (случай­но, из-за нехватки обоев) лекциями по математике.

Так как поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено, Софье пришлось самостоятельно постигать азы точной науки. Этот пример доказывает, что залогом жизненного успеха является:

1) здоровье2) наследственность3) самообразование

4) диплом о высшем образовании

5. Современный школьник, в отличие от учеников про­шлых столетий, для самообразования может воспользо­ваться информацией из:

1) книг2) журналов3) Интернета

4) бесед со сверстниками

6. Установите соответствие между примером и источни­ком знаний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столб­ца. Учтите, что во втором столбце один элемент является лишним.

Пример

А) на канале «Культура» все большую популярность набирает проект «Academia», в котором крупнейшие ученые современности и их молодые коллеги обращаются к широкой аудитории с целью привлечь внимание к отечественной науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях
Б) члены кружка юных биологов при Московском зоопарке ведут научные наблюдения за животными, участвуют в экспедициях в заповедники и в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д.

Источник знаний

1) телевидение2) библиотека

3) практическая деятельность

Ответы на тест по обществознанию Образование и самообразование 5 класс
Вариант 11-32-33-44-45-36. А3 Б1

Вариант 2

Источник: https://testytut.ru/2018/09/02/test-po-obshhestvoznaniyu-obrazovanie-i-samoobrazovanie-5-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.