Тест Общественный строй Древней Руси (6 класс)

Содержание

§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси

Тест Общественный строй Древней Руси (6 класс)
§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси

§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси

Вопрос к 1 пункту. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Изменения:

  • все племена вошли в единое государство;
  • совершало походы ополчение всех племён;
  • в дружину князя попадали воины из всех племён;
  • в едином государстве были единые законы (Русская правда);
  • племена сплотила также единая православная вера;
  • племена связывала торговля и друг с другом, и с иностранными купцами.

Вопрос ко 2 пункту. Из каких слоёв состояло население Западной Европы в Средние века?

В Западной Европе выделялись монархи, высшая знать (герцоги, маркизы, графы, бароны и т. д.), рыцарство и простой народ. Простой народ делился на горожан и крестьян. Кроме того, существовало духовенство, которое также делилось по рангам.

Вопрос к 4 пункту. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация католической церкви?

В то время у людей было религиозное мировоззрение, они видели мир и свою жизнь через призму религии, а церковь объясняла нормы религии.

Католическую церковь возглавлял папа римский. Большие церковные области находились под управлением архиепископов, эти области делились на территории епископов. В церковных приходах проповедовали верующим священники. В монастырях монахи жили под управлением аббатов.

Вопрос к 5 пункту. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.

Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.

Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.

Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.

Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.

Вопросы к параграфу

1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

В Древнерусском государстве была монархия: им управлял великий князь. Однако при этом князь вынужден был советоваться со своей дружиной, особенно старшей (боярами) и не мог сделать чего-то против её воли. Таким образом, власть великого князя была ограничена.

2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика»

КнязьяЯвлялись потомками Рюрика. Великий князь управлял всем государством, князья – отдельными городами. Князья возглавляли дружины, Походы были оборонительными и захватническими.
Бояре (старшая дружина)Являлись лучшими и хорошо вооруженными воинами. Были ближайшими помощниками князя, иногда управляли городами, если не хватало княжеских сыновей.
Младшая дружинаОсновная военная сила во время походов. При защите своего княжества подкреплялась ополчением – вооруженными крестьянами и горожанами.
ДуховенствоСлужители культа (церкви), активно участвовали в политической, культурной и хозяйственной жизни.
ЛюдиСвободные крестьяне и горожане, составляли большинство населения. Платили дань князю.
СмердыЗависимые от князя и бояр крестьяне, платили дань и несли повинности.
ЗакупыКрестьяне, попавшие в зависимость, отрабатывающие долг – купу.
РядовичиКрестьяне попавшие в зависимость по условиям договора – ряда.
ХолопыБесправные люди – рабы, которые работали на земле хозяина или были домашней прислугой.

3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина»

Изначально вся земля принадлежала общинам. Но верховным её собственником был князь. Изначально князь строил свои дворы и сажал холопов лишь на пустовавшие земли, которые становились княжескими владениями. Но постепенно он стал награждать своих бояр землёй, которую те передавали своим потомкам.

Так появились вотчины (то есть владения отцов) – земля стала переходить в частные руки. Порой князь как верховный хозяин всей земли передавал боярам и владения общин. Однако возмущения это не вызывало. В то время в Древнерусском государстве было много свободной земли, крестьяне всегда могли перейти на новый участок. Главным богатством были работники.

4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов»

На торговом пути «из варяг в греки», а также на пути в Волгу (откуда купцы направлялись в Каспийское море) возникло много городов. Кроме того, страной городов (Гардарики) русские земли называли в скандинавских сагах, а Скандинавия была совсем не самым развитым регионом Европы, там городов было действительно мало.

5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси»

Митрополит► епископы► священники► монастыри

6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе)

Жизнь в Киево-Печорской лавре:

  • общий план монастыря;
  • жилища монахов – их кельи;
  • пища монахов, ограничения в этой области;
  • молитвы монахов, истории о святых из их среды;
  • работа монахов;
  • книжная работа монахов, создание «Повести временных лет и т.д.»;
  • проповеди, влияние монастыря в народе.

2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема»

Проблема влияния монастырей на княжескую политику

3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы

Все жители Древнерусского государства сталкивались с бедами, которые их объединяли. Нападавшие враги убивали и грабили как богатых, так и бедных. Неурожаи сулили беды всем. Правда, для бедняков это часто была голодная смерть, знатные люди умирали по такой причине реже.

Но при этом у земледельцев и землевладельцев были разные интересы. Князья и бояре хотели получить людей для работы на своих полях, желательно зависимых, то есть таких, которые не могли уйти по собственному желанию и начать обрабатывать новый участок. Простые земледельцы наоборот стремились сохранить свою свободу и работать только на себя.

§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси

◄§8

Место и роль Руси в Европе ►

Источник: https://litemove.ru/9-obshhestvennyj-stroj-rusi-6

Тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси 6 класс

Тест Общественный строй Древней Руси (6 класс)

Тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры. под которыми они указаны.

1) принятие христианства2) развитие торговли3) сохранение племенных обычаев4) сохранение различий в языке5) собирание народного ополчения со всех земель

6) утверждение кровной мести

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Основная часть населения Древней Руси, свободные зем­левладельцы. которые выплачивали налоги в пользу власти, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

Термины

А) князьБ) смердВ) рядович выполнение работы

Г) вотчина

Значения

1) наследственное земельное владение2) человек, заключивший договор на выполнение работы3) правитель в Древнерусском государ­стве

4) свободный крестьянин в Древней Руси, позднее несший повинности и плативший дань

4. Выберите из списка три категории населения, относя­щиеся к правящей части общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) крестьяне2) ремесленники3) дружина4) бояре5) князь

6) смерды

5. В общине земля находилась

1) в совместной собственности общинников2) в личной собственности главы общины3) в собственности церкви

4) в частной собственности наиболее богатых членов об­щины

6. Расположите церковных служителей в порядке служеб­ной иерархии (начиная с верхней ступени).

1) монах2) митрополит3) патриарх

4) епископ

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Глава церкви в Новгороде в ХП в. получил особый титул — __________.

8. Выберите из списка три термина, относящихся к церков­ной организации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приход2) прибыль3) собор4) игумен5) челядин

6) дружинник

9. Основателем Киево-Печерского монастыря считается

1) князь Владимир2) преподобный Антоний3) Феодосий Курский

4) святой Дмитрий Солунский

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая проживала в монастырях и давала монашеские обеты, называлась __________.

11. Как называется наиболее известное сочинение митрополита Илариона?

2 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение языческих верований2) развитие ремесла и торговли3) участие племенной знати в решении общегосударственных вопросов4) поддержание племенных конфликтов5) принятие христианства

6) деление земель в результате княжеских усобиц

2. Запишите термин, о котором идёт речь. Служители религиозного культа, исповедующие веру в единого Бога, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

Термины

А) закупыБ) бояре дельцыВ) рядовичи

Г) холопы

Значение

1) высший слой населения, землевла­дельцы2) полностью зависимое население3) люди, взявшие заём и обязанные отработать его

4) люди, заключившие договор на выполнение работы

4. Выберите из списка три категории населения, которые жили в городах Древней Руси. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) ремесленники2) крестьяне3) дружинники4) общинники5) купцы

6) смерды

5. Князь передавал землю дружинникам при условии

1) ания на выборах данного князя2) участия в вече3) службы князю

4) согласия церковных органов

6. Митрополит Русской православной церкви до середины XV в. подчинялся

1) церковному совету2) синоду3) патриарху Константинополя

4) епископам

7. Запишите пропущенное слово.

До конца XIII в. резиденцией митрополита Русской православной церкви был город __________.

8. На каком языке велась служба в церквях Древней Руси?

1) греческом2) латинском3) старославянском

4) английском

9. Выберите из списка три самых влиятельных и известных монастыря в Древней Руси. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Александро-Невская лавра2) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге3) Юрьев монастырь в Новгороде4) Елецкий монастырь в Чернигове5) храм Василия Блаженного

6) Богородице-Рождественский монастырь во Владимире­-на-Клязьме

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая служила в соборах и церквях и не давала монашеских обетов, называлась __________.

11. Назовите митрополита Русской православной церкви XI в., автора сочинения «Слово о Законе и Благодати».

Ответы на тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси
1 вариант1-1252. люди3-34214-3455-16-32417. архиепископ8-1349-210. черное11. Слово о Законе и Благодати

2 вариант

1-2352. духовенство3-31424-1355-36-37. Киев8-39-34610. белое

11-Иларион

Источник: https://testschool.ru/2018/03/09/test-po-istorii-obshhestvennyiy-stroy-i-tserkovnaya-organizatsiya-na-rusi-6-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.