Тест по произведению «Куст сирени»

Куст сирени

Тест по произведению «Куст сирени»

куст сирени, куст сирени читать
рассказ

Александр Иванович КупринЯзык оригинала:

русскийДата первой публикации:

1894Текст произведения в Викитеке

«Куст сирени» — рассказ Александра Куприна, опубликованный 17 октября 1894 года, в газете «Жизнь и искусство» в № 305. Александр Иванович Куприн написал его в 1894 году.

  • 1 Сюжет
  • 2 Художественная идея рассказа «Куст сирени»
  • 3 Название рассказа
  • 4 Герои рассказа
  • 5 Отношение автора к героям

Сюжет

Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, посещал занятия в Академии генерального штаба. Все предыдущие экзамены он сдал довольно успешно и подошёл к самому трудному заданию — «инструментальной съёмке местности». Однажды он вернулся домой с лекции и рассказал своей жене — Вере, что план местности, начерченный им, был забракован профессором.

Оказалось, что Алмазов во время чертежа плана нечаянно поставил зелёное пятно на нём, и чтобы исправить свою оплошность, на месте пятна он изобразил зелёные кусты. Когда Николай представил свою работу в академии, профессор усомнился в правильности фактов, так как тот знал, что на данном месте кустов никогда не было.

Между молодым офицером и профессором завязался спор, в ходе которого профессор обещал на следующий день проверить факты, что грозило Алмазову отчислением. А он и так поступил в Академию Генерального штаба только с третьего раза, и то благодаря постоянной моральной поддержке Верочки. Рассказав всё жене, Николай Евграфович сник окончательно.

Вдруг Вера вскочила и стала одеваться. На вопросы мужа она ответила: «Если там нет этих дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же… Да, посадить. Если уж сказал неправду, — надо поправлять».

Собрав свои драгоценности, Вера вместе с Николаем отправилась в ломбард, где заложила свои серьги, старинное кольцо с солитёром и браслет, на вырученные двадцать три рубля она наняла садовников, которые на указанном месте посадили кусты сирени. На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла на улицу встретить мужа.

Ещё издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно… Долго ещё поручик Алмазов рассказывал своей жене, как извинялся профессор, какое было выражение его лица, каким тоном он говорил про свою старость, что при этом чувствовал Коля.

Художественная идея рассказа «Куст сирени»

Художественная идея рассказа «Куст сирени» — любовь и счастье. Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних — это материальные блага, для других — собственные достижения в науке или творчестве.

Для третьих — любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то — что оно есть понимание… У героини рассказа А. И.

 Куприна «Куст сирени» Веры Алмазовой есть свое счастье!

Название рассказа

Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень для семьи Алмазовых характеризуется новым этапом в жизни. Рассказ имеет такое название, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба.

Это очень тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Он с его женой Верой ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову.

Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Герои рассказа

Николай — упорный, целеустремлённый, но из-за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах.
Верочка — добрая, отзывчивая, самоотверженная, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход.

Отношение автора к героям

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Героя автор называет Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиню — Вера, Верочка. Но писателю дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

куст сирени, куст сирени анализ, куст сирени кратко, куст сирени куприн, куст сирени фото, куст сирени читать

Куст сирени Информацию О

Куст сирени

Куст сирени
Куст сирени Вы просматриваете субъект
Куст сирени что, Куст сирени кто, Куст сирени описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-116492.html

Тест по литературе Куст сирени 8 класс

Тест по произведению «Куст сирени»

Тест по литературе Куст сирени (А.И. Куприн) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него так же молча, с страданием на красивом, нервном лице.

Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…— Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?Он передернул плечами и не отвечал.— Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.— Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!..

Всю эту дрянь, — и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, — всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!— Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова.

Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.— Какое же пятно, Коля? — спросила она еще раз.— Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят.

Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать — и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да.

А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, — аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может».

Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было.

«Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»— Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?— Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь.

Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.— Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

— Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

1. Назовите жанр произведения.

2. Какой этап развития действия представлен в данном фрагменте?

3. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «хромой ход будильника».

4. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­вое общение персонажей.

5. Укажите название значимой подробности поведения героя, ис­пользованной Куприным: «вытаскивал спички и ломал».

6. В приведенном фрагменте дважды употребляются слова «немец, педант». Как называется этот прием?

7. Как называется изобразительно-выразительное средство: «смор­щился, точно от невыносимой физической боли»?

8. Какие приемы психологизма и с какой целью использует Куприн в данном фpагменте?

9. Какой предстает Верочка в этом фрагменте?

10. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать». Является ли герой сильным человеком? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

— Да ведь это настоящий брильянт, — возмущалась Вера, — он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.— Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, — сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, — мы оцениваем только металлы-с.Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого.

В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой.

Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:— Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала.

Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

— Ну, делать нечего, — согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, — скажите, какие вам можно будет посадить кусты?Однако изо всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

1. Укажите род литературы, к которому относится произведение.

2. Кем по роду профессиональной деятельности является герой рассказа?

3. Какой этап развития действия представлен в данном фрагменте?

4. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «ночь уже разлилась по небу синим молоком».

5. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «садовник, чех, маленький старичок в золотых очках»?

6. Укажите название изобразительного средства: «усталое равно­душие», «злополучное пятно».

7. Как называется воспроизведение речевого общения персонажей в литературном произведении?

8. Какой предстает Верочка в этом фрагменте?

9. Можно ли назвать произошедшее в рассказе счастливой случай­ностью? Обоснуйте свою позицию.

10. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать». Является ли герой сильным человеком? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе Куст сирени (А.И. Куприн)
1 вариант1. рассказ2. завязка3. метафора4. диалог5. деталь (художественная деталь)6. повтор7. сравнение

2 вариант

1. эпос2. офицер3. кульминация4. метафора5. портрет6. эпитет

7. диалог

PDF-версияТест Куст сирени

(117 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2018/02/11/test-po-literature-kust-sireni-8-klass/

Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн) | Литерагуру

Тест по произведению «Куст сирени»

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

История создания

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С.

Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А.

Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И.

Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения.

Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.

Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

О чем?

Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха.

Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть.

Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем.

В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

Главные герои и их характеристика

  1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов.

    Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.

  2. Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.

    Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

Темы

Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье.

Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

Проблемы

В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми.

Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме.

Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку.

Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

Вывод

Итак, рассказ А.И.

Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

Необходимо учиться любить.

Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности.

Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

Критика

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное.

Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов.

Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

Регина Рафикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-kust-sireni-a-i-kuprin/

Урок литературы по рассказу А.И. Куприна

Тест по произведению «Куст сирени»

  • Мололкина Оксана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение 1), иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», портрет писателя, сборники рассказов.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: (слайд 5) педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

I. Определение темы урока.

Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви. На доске открывается тема урока.)

Запись в тетради темы урока, эпиграфа.

II. Постановка целей урока.

Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

(Выявить взгляд Куприна на любовь ; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь ; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».)

III. Изучение новой темы.

1. Актуализация опорных знаний.

  • Какие произведения А. Куприна вы знаете? Назовите. Какое произведение мы изучали в 5 классе? («Тапёр»). О чем оно?
  • Сегодня мы рассмотрим ещё одно замечательное произведение писателя – рассказ «Куст сирени».

2. Словарная работа.

  • В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания (имя ученика).

3. Слово учителя.

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других – горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

4. Вопросы на читательское восприятие.

  • Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).
  • « Любовью дорожить умейте…» – звучит тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь).

5. Исследование по тексту.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается.

Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами.

Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

6. Аналитическая беседа.

  • Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
  • Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
  • Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
  • В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
  • Чем же заканчивается эта история?
  • Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

7. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
  • Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три , слайд 6)

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

  • Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись, слайд 7)
  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика (слайд 8)

Николай АлмазовВерочка
Раздражен, недоволен.Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех.Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану.В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

8. Межлитературные связи.

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

9. Отношение автора к героям.

  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

10. Рассказ ученика от имени героя.

  • А теперь послушаем творческое задание « Ситуация глазами героя ». Представьте себе, что после случая с пятном на чертеже, превратившемся в сиреневый куст, прошло несколько лет. Алмазов, встретившись со своим другом, которого давно не видел, рассказывает ему свою историю поступления в академию. Это индивидуальное домашнее задание расскажет нам… (приложение 2).

11. Работа с эпиграфом.

  • Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

12. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

13. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

  • (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

14. Смысл заглавия.

(Слайд 9) Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень.(Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского).

Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев.

Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

IV. Рефлексия.

У меня на душе тоже радостно.

  • А что испытываете вы? С каким ощущением покидаете урок?
  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
  • О чём ещё хотелось бы поговорить?
  • Что нового узнали?

V. Домашнее задание (на выбор; слайд 10)

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).

3 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д. Задание лучше распечатать, чтобы учащиеся могли дома определиться с темой).

VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.

7.02.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591299/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.