Тест по произведению «Пастух и пастушка» Астафьев

Сочинение. Рецензия на повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка»

Тест по произведению «Пастух и пастушка» Астафьев

Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В.

Быкова, В. Богомолова в нашу жизнь входят «не терпящие полуправды» романы В. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева. «Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война —самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек».

И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей»—повесть «Пастух и пастушка».

В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных.

«Современная пастораль» —такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье — эти главные приметы традиционной пасторали. Но недаром писатель рядом со словом «пастораль» поставил слово «современная», как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.

Есть в повести очень важное противопоставление — детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костае-ва, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, «обнявшихся преданно в смертный час». «Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку…. » Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И мы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.

Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести. Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: «Началась рукопашная.

Оголо-далые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя».

Эта сцена призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг друга. Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь и тут же отняла ее. «Ничего невозможно было поправить и вернуть.

Все было и все минуло».

В повести «Пастух и пастушка», произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой болью.

Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если пристальнее вглядеться в один из центральных образов — старшину Мохнакова, не случайно проходящего рядом с главным героем. Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней.

И с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти. Повесть В. Астафьева предостерегает: «Люди! Это не должно повториться! »

Скачать Сочинение. Рецензия на повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка»

..

gdzotvet | 16.09.2012

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/astafev/sochinenie-recenziya-na-povest-v-p-astafeva-pastux-i-pastushka/

Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева в 11-м классе по теме: «

Тест по произведению «Пастух и пастушка» Астафьев

Разделы: Литература

Цель: В ходе анализа литературного произведения дать понять учащимся, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”.

Вступительное слово учителя

Виктор Петрович Астафьев принадлежит к славному поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем на фронт и рядовым прошёл дорогами беспощадной войны пол-России и Польши. Госпитальные койки, тяжелые ранения, контузия… Обжигающая боль утраты боевых товарищей…

Все это во многом определило его литературную судьбу, как и судьбу Ю. Бондарева, В. Быкова, Ю. Друниной, Г. Бакланова… “Немалый набирается строй, строй, которым можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”. (В. П. Астафьев)

В. П. Астафьев осознавал свою повесть “Пастух и пастушка” “…труднее и больнее всех”.

В “Посохе памяти он отмечает: “Мне кажется, в “Пастухе и пастушке” я преодолел сам себя, традицию, самим себе созданную… Преодолевая свою традицию в “Пастухе и пастушке”, я в то же время возвращался к каким-то очень дорогим традициям отечественной литературы, в частности, к толстовской традиции”.

Сообщение о теме и цели урока

В. П. Астафьев писал: “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата”.

В военной повести автор утверждает, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе” (толстовские традиции).

Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В.П. Астафьева “Пастух и пастушка”, поможет нам понять эту авторскую концепцию.

1. Расскажите, о чем эта повесть?

Женщина через много лет после войны приходит к одинокой могиле и затем уходит от неё. А внутри – обычная история… Шёл трудный бой, враг пытался прорвать окружение и спастись.

Каждый солдат взвода Бориса Костяева чувствовал личную ответственность за исход боя. И вот бой окончен. Оставшиеся в живых расположились в уцелевшей избе. За хуторской баней комроты Филькин показывает Борису убитых старика и старуху.

Внутри повести одна ночь, отпущенная судьбой Борису Костяеву для любви, единственная на всю жизнь.

Один за другим гибнут бойцы из взвода. Борис умирает от лёгкой раны в санитарном поезде. Его одинокая могила посреди степи.

Вопрос.

В чем необычность композиции?

Рамочная (кольцевая) композиция. Надвое разорванный эпилог, а внутри эпилога – обычная военная история.

Название повести “Пастух и пастушка” приобретает особое содержание, которое ещё больше подчеркивается грустно-ироническим подзаголовком – “современная пастораль”.

В одном из первых произведений этого жанра “Дафнис и Хлоя” Лонга любящих разлучала только ночь, а с первыми лучами солнца они беспрепятственно встречались на лоне природы.

“Они любили друг друга, не стыдились своей любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны.

Беззащитные недоступны злу – казалось мне прежде…” – так Борис рассказывал Люсе о спектакле, увиденном им в московском театре.

Вопрос.

В чем необычность жанра “современная пастораль”, его грустная ирония?

Любви Бориса и Люси грозят разлука, смерть. Каждый новый день приносит новые беды и тревоги.

2. В начале повести комроты Филькин показывает Борису убитых старика и старуху.

Анализ эпизода.

“Они спешили из дому…”

Обратите внимание – …смотрели военные на старика и старуху… смотрят люди на людей, но об одних сказано “военные”, а у других отмечен возраст.

Вывод:

Нет места для спокойной старости и нет места для самой сути жизни – любви.

3. Он и она. Сколько раз они появляются в повести?

Трижды: пастух и пастушка, увиденные Борисом в театре, старик и старуха и Борис и Люся. Живые, конкретные Борис и Люся как бы обрамлены, с одной стороны, пусть и трагически окончившими свою жизнь, но спевшими песню любви стариком и старухой, с другой – извечной мечтой о счастливой любви, воплощенной в искусстве.

Борис и Люся встретились, и родилась их любовь, в которую вторглась война, даже в те короткие минуты, воспетые в русской литературе как самое духовное и чистое в человеке. В таких условиях трудно сблизиться и разглядеть друг друга. Совсем мальчиком Борис оказался на войне, когда образ возлюбленной ещё смутно рисовался в его воображении. И вот он украдкой рассматривает Люсю.

Выборочное чтение.

“Борис умел верить в красивую выдумку, но хозяйка рушила картинный образ…”

И сам взводный мало похож на картинный образ: “Изветренные губы лейтенанта кривило судорогой…”

Война врывается и в их единственную ночь. “Барственный фриц, вальяжный. С собакой в Россию пожаловал…”

4. Многослойность повести помогает понять естественность ситуаций, в которых проявляется человек.

Выделите круг действующих лиц.

  • Неразлучные друзья Карышев и Малышев.
  • Скользкий человечек Пафнутьев.
  • Умный начитанный Ланцов.
  • Совсем юный парнишка Шкалик.
  • Старшина Мохнаков.

На войне, в бою, у каждого свои должностные обязанности, степень военной сноровки.

В избе Люси у каждого тоже свое неповторимое лицо.

Все относятся с уважением к дружбе алтайцев Карышева и Малышева.

Юный и застенчивый Шкалик захмелел за столом. Он приписал себе 2 года, чтобы попасть в ремесленное училище, и угодил на фронт. В финале погиб, сопровождая Бориса в санбат.

Старшина Мохнаков. Можно ли в чем-то осудить или оправдать его?

Храбрость, заражённость моралью “война все спишет”, жестокость…

Но! И самый умелый воин. Бойцы и взводный постоянно чувствуют его поддержку.

Выборочное чтение.

Мохнаков и санитарка “…как бывалые фронтовики быстро сходятся и понимают друг друга…”

Мохнаков и Борис “Светлый ты парень! Почитаю я тебя…”

Поединок Мохнакова с немецким танком. “Они смотрели друг на друга всего лишь мгновение…” Символика эпизода (нет фамилии – “русский” вместо неё).

“В полевой сумке старшины, оставленной на НП, обнаружились награды…”

Лев Толстой о сущности русского характера – “чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине”.

(Вспомнить образ Тихона Щербатого).

М. Луконин “Лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой”.

Выгорела душа у Мохнакова, “не единожды валялся в госпитале…” Человек “истратился на войну”.

5.Сразу после появления повести спор разгорелся вокруг того, что главный герой умер от легкой раны и от разлуки с любимой. Одни находили оправдание герою, другие – нет.

Перед заветной ночью Борис “примостился у припечка, да так и сидел, весь остывший изнутри… заснуть в чьей-то безвестной хате и от всего безвольно отрешиться. Разом и навсегда”.

Один за другим гибнут его бойцы. После смерти Шкалика “больно было ему от раны, ело глаза окисью взрывчатки, а страдания в сердце не было…”. “Нести свою душу Борису сделалось еще тяжелее”.

В. Астафьев “Остался один посреди России”.

С. Орлов “Его зарыли в шар земной…”

6. “Война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе”. Война калечит не только тело, но и душу.

Война – это всенародное горе.

Выборочное чтение.

“Бойцы подавленно смотрели на поле за оврагом, уже истерзанное, испятнанное, черное…”

После боя врач и санитары обихаживают раненых.

Старший сержант и пожилой немец с обмотанными бинтами и портянками руками.

Вывод.

Гуманистический пафос – основа повествования, воплощенная в авторских мыслях и утверждаемая персонажами повести. Гуманистический пафос движет сюжет, определяет композицию, особый эмоциональный строй произведения.

Реквиемное обрамление повести придает ей обобщенный нравственно-философский смысл.

И фигура женщины над могилой – символ печали и памяти.

4.03.2005

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213926/

Рецензия на повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка»

Тест по произведению «Пастух и пастушка» Астафьев

..

Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В.

Богомолова в нашу жизнь входят “не терпящие полуправды” романы В. Астафьева “Пастух и пастушка”, В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.“Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война — самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек”.

И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну из самых “трудных и больнее доставшихся ему вещей” — повесть “Пастух и пастушка”.

В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных.“Современная пастораль” — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье — эти главные приметы традиционной пасторали.

Но недаром писатель рядом со словом “пастораль” поставил слово “современная”, как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.

Есть в повести очень важное противопоставление — детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костае-ва, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и “не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, “обнявшихся преданно в смертный час”.“Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку…” Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И мы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести.Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: “Началась рукопашная. Оголо-далые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя”. Эта сцена призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг друга.Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь и тут же отняла ее. “Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло”.В повести “Пастух и пастушка”, произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если пристальнее вглядеться в один из центральных образов — старшину Мохнакова, не случайно проходящего рядом с главным героем.Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти.

Повесть В. Астафьева предостерегает: “Люди! Это не должно повториться!”

mygdz | 02.11.2012 |

Источник: https://mygdz.info/shkolnye-sochineniya/astafev-v-p/recenziya-na-povest-v-astafeva-pastux-i-pastushka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.