Тест по произведению «Реквием» Ахматова

Анна Ахматова – Реквием (Поэма): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Тест по произведению «Реквием» Ахматова

Перед этим горем гнутся горы,Не течет великая река,Но крепки тюремные затворы,А за ними «каторжные норы»И смертельная тоска.Для кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат —Мы не знаем, мы повсюду те же,Слышим лишь ключей постылый скрежетДа шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней,По столице одичалой шли,Там встречались, мертвых бездыханней,Солнце ниже, и Нева туманней,А надежда все поет вдали.

Приговор… И сразу слезы хлынут,Ото всех уже отделена,Словно с болью жизнь из сердца вынут,Словно грубо навзничь опрокинут,Но идет… Шатается… Одна…Где теперь невольные подругиДвух моих осатанелых лет?Что им чудится в сибирской вьюге,Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

Вступление

Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад.И ненужным привеском качалсяВозле тюрем своих Ленинград.И когда, обезумев от муки,Шли уже осужденных полки,И короткую песню разлукиПаровозные пели гудки,Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

1

Уводили тебя на рассвете,За тобой, как на выносе, шла,В темной горнице плакали дети,У божницы свеча оплыла.На губах твоих холод иконки,Смертный пот на челе… Не забыть!Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

2

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

3

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.Я бы так не могла, а то, что случилось,Пусть черные сукна покроют,И пусть унесут фонари…Ночь.

4

Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей,Царскосельской веселой грешнице,Что случится с жизнью твоей —Как трехсотая, с передачею,Под Крестами будешь стоятьИ своею слезою горячеюНовогодний лед прожигать.Там тюремный тополь качается,И ни звука — а сколько там

Неповинных жизней кончается…

5

Семнадцать месяцев кричу,Зову тебя домой,Кидалась в ноги палачу,Ты сын и ужас мой.Все перепуталось навек,И мне не разобратьТеперь, кто зверь, кто человек,И долго ль казни ждать.И только пыльные цветы,И звон кадильный, и следыКуда-то в никуда.И прямо мне в глаза глядитИ скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

6

Легкие летят недели,Что случилось, не пойму.Как тебе, сынок, в тюрьмуНочи белые глядели,Как они опять глядятЯстребиным жарким оком,О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

Приговор

И упало каменное словоНа мою еще живую грудь.Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить,Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то… Горячий шелест лета,Словно праздник за моим окном.Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

К смерти

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?Я жду тебя — мне очень трудно.Я потушила свет и отворила дверьТебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,Ворвись отравленным снарядомИль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобойИ всем до тошноты знакомой,-Чтоб я увидела верх шапки голубойИ бледного от страха управдома.Мне все равно теперь. Клубится Енисей,Звезда Полярная сияет.И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

9

Уже безумие крыломДуши накрыло половину,И поит огненным вином

И манит в черную долину.

И поняла я, что емуДолжна я уступить победу,Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничегоОно мне унести с собою(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза —Окаменелое страданье,Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,Ни лип взволнованные тени,Ни отдаленный легкий звук —

Слова последних утешений.

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.

Хор ангелов великий час восславил,И небеса расплавились в огне.Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,Ученик любимый каменел,А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Эпилог

I

Узнала я, как опадают лица,Как из-под век выглядывает страх,Как клинописи жесткие страницыСтрадание выводит на щеках,Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдруг,Улыбка вянет на губах покорных,И в сухоньком смешке дрожит испуг.И я молюсь не о себе одной,А обо всех, кто там стоял со мною,И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

II

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой

О страшном периоде сталинских репрессий написано немало научных исследований. Ему посвящено множество художественных произведений.

Среди них самыми яркими являются личные воспоминания и впечатления непосредственных свидетелей этих событий. А. Ахматова на себе ощутила всю боль и страх, производимые этой «кровавой мясорубкой».

Поэма «Реквием» через личный опыт поэтессы передает весь ужас тех лет.

Поэма создавалась в течение долгого времени. Вступление и первая часть написаны в 1935 г., сразу же после первого ареста единственного сына Ахматовой – Льва. Поэтесса при помощи Пастернака написала письмо лично Сталину и добилась освобождения сына, но карательные органы не оставили их в покое. В 1938 г. произошел второй арест.

На этот раз унизительная мольба Ахматовой не принесла результата. Льва приговорили к ссылке в сибирские лагеря. В течение двух лет поэтесса продолжала создавать поэму, ставшую ее интимным дневником, отражающим все чувства и переживания. В условиях тотального контроля Ахматова не решалась записывать стихотворение.

Она запоминала строки и читала их только самым близким людям.

Сюжет поэмы «Реквием» основан на нахождении Ахматовой в тюремной очереди. В таких очередях она провела почти полтора года. В этом униженном ожидании встречалось множество матерей и жен, выкинутых из общества за сфабрикованные преступления своих мужчин. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, что в очереди ее узнала одна женщина и попросила описать происходящее.

В «Посвящении», предваряющем поэму, поэтесса описывает свое тяжелое, как камень, горе, охватившее душу сразу после вынесения приговора. Она обращается с приветствием к своим «невольным подругам» по тюремной очереди, оказавшимся теперь связанным навеки общей бедой.

«Реквием» не имеет четкой хронологии. Отдельные части отмечены датами, но они непоследовательны. Это не играет большой роли. Два страшных года воспринимаются как целостная картина личной трагедии на фоне всенародного горя. Можно выделить некоторые главные мотивы произведения.

Ахматова подчеркивает огромный масштаб репрессий через количество («осужденных полки») и исторические параллели («корчилась Русь», «стрелецкие женки»). Поэтесса использует религиозную символику.

В стране победившего атеизма вера выступает в роли еще одной жертвы режима.

Полностью посвящена этому часть поэмы «Распятие», в которой страдания всех матерей трогательно сравниваются с горем Богородицы.

К финалу в поэме нарастает мотив обреченности, невозможности какого-либо сопротивления.

Ахматова видит спасение только в смерти, но подозревает, что и она не даст окончательного избавления от всепоглощающего страха.

Поэтесса считает, что лучшим признанием ее заслуг перед русской поэзией будет памятник у тюремных стен, который будет вечным напоминанием живущим о том страшном и беспощадном времени.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Реквием (Поэма) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-rekviem-poema/

Тесты по творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)

Тест по произведению «Реквием» Ахматова

Наша кнопка

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству А.А.Ахматовой

11 класс

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2013

Пояснительная записка

Тесты по творчеству А.А.Ахматовой содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.

К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

Вариант I. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой

1. К какому литературному течению принадлежала Ахматова:

А. акмеизм, Б. футуризм, В. символизм

2. Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Назовите настоящие имя и фамилию поэтессы: А.Анна Гумилёва, Б. Анна Горенко, В. Анна Суворова

3. Совпадает ли лирическая героиня А. Ахматовой с личностью автора:

А. да, Б. нет

4. В чем видит А. Ахматова предназначение поэта: А. сохранить трагическую национальную память, Б. быть «голосом» совести своего народа, В. быть «глашатаем», «главарем» своего времени

5. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее): А. «Четки», Б. «Вечер», В. «Лебединый стан», Г. «Белая стая»

6. Лирическая героиня Ахматовой: А. женщина, окруженная бытом, заботами сердца, Б. боец-революционер, В. женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы

7. В стихотворении «Мне голос был» (1917 г.) А. Ахматова выступила:

А. как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной, Б. как поэт, понявший и принявший революцию, В. как поэт, не понявший и не принявший революцию

8. В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…». Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме: А. гражданские мотивы, Б. библейские мотивы, В. мотив Родины

9. В каком году поэма Анны Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России: А. 1937 г., Б. 1952 г., В. 1988 г.

10. А. А. Ахматова скончалась:

А. 5 марта 1965 г., Б. 5 марта 1966 г., В. 5 марта 1967 г.

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

АБАБВВААВБА

Вариант II. Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи» (1911 г.)

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой”.

Я ответила: “Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…”

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

  1. В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

    1) «Вечер»,

    2) «Четки»,

    3) «Подорожник»,

    4) «Белая стая»

  2. Ведущей темой стихотворения является тема:

    1) любви,

    2) родины,

    3) природы,

    4) свободы

  3. Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «шёпот осенний», «равнодушно-желтым огнем»:

    1) метафора,

    2) метонимия,

    3) сравнение,

    4) эпитет

  4. Какое чувство, владеющее лирической героиней передано в строке «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»:

    1) радость,

    2) грусть,

    3) переживание,

    4) непонимание

  5. Лирическая героиня стихотворения:

    1) верит, что возлюбленный вернётся,

    3) равнодушна к жизни,

    2) переживает уход возлюбленного,4) верит в бессмертие души
  6. В строке «Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» использован синтаксический прием. Назовите этот прием. ________________

  7. Каким словом из первой строфы характеризуется состояние лирической героини? _________________

  8. Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи»: _________

  9. Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («злой судьбой», «темный дом»)? _________________

  10. Определите размер, которым написано стихотворение. ___________

КЛЮЧ:

1

2

6

инверсия

217беспомощно348аллитерация439эпитет5210ямб

Вариант III. Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Уединение» (1914 г.)

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Строителей ее благодарю,

Пусть их забота и печаль минует.

Отсюда раньше вижу я зарю,

Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей

Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу…

А не дописанную мной страницу –

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

  1. В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Уединение»:

    1) «Вечер»,

    2) «Четки»,

    3) «Подорожник»,

    4) «Тростник»

  2. Ведущей темой стихотворения является тема:

    1) поэта и поэзии,

    2) родины и природы,

    3) города и деревни,

    4) любви и дружбы

  3. Как называется изобразительное средство, использованное в строке «Влетают ветры северных морей»?

    1) метонимия,

    2) метафора,

    3) сравнение,

    4) эпитет

  4. О ком идёт речь в строке «Божественно спокойна и легка, / Допишет Музы смуглая рука»:

    1) Пушкин,

    2) Лермонтов,

    3) Овидий,

    4) Данте

  5. Лирическая героиня стихотворения:

    1) жаждет общения с подругой по имени Муза,

    3) всегда находится в центре событий,

    2) ощущает себя отшельницей,4) мечтает о славе
  6. Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Что ни один из них уже не страшен, / И стройной башней стала западня»: _________

  7. Какой эпитет, использованный в финальных строках, характеризует отношение автора к поэзии? ______________

  8. Какой вид метафоры использует автор в предложенном фрагменте «Здесь солнца луч последний торжествует»? _________________

  9. Какой вид тропа использует автор в сочетаниях «стройной башней», «смуглая рука»? _________________

  10. Определите размер, которым написано стихотворение. ___________

КЛЮЧ:

1

4

6

аллитерация

217божественно328олицетворение419эпитет5210ямб

Вариант IV. Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Родная земля»

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас. 1922 г.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

1961 г., Ленинград

  1. В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Родная земля»:

    1) «Вечер»,

    2) «Четки»,

    3) «Подорожник»,

    4) «Белая стая»

  2. Ведущей темой стихотворения является тема:

    1) любви,

    2) родины,

    3) природы,

    4) свободы

  3. Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах»:

    1) ассонанс,

    2) анафора,

    3) эпифора,

    4) аллитерация

  4. Лирическая героиня стихотворения:

    1) понимает, что родину покинуть необходимо,

    3) не связывает свою судьбу с родиной,

    2) боится страшного суда и решает остаться,4) ассоциирует себя с родной землёй
  5. Как называются строки, предваряющие основной текст стихотворения?________________

  6. На каком стилистическом приёме строится первая часть стихотворения? _________________

  7. В какой части стихотворения (по счёту) Ахматова говорит о том, что такое для неё – родная земля? (в им. п., ж.р.)______________

  8. Назовите часть речи, активно используемую автором во второй части стихотворения для придания тексту определённого ритма и динамики. _________________

  9. Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («горький сон», «заветных ладанках»)? _________________

  10. Что, по мнению поэта, мы не носим в «заветных ладанках» на груди? (в им.п.)

КЛЮЧ:

1

3

5

эпиграф

226отрицание327вторая448глагол9эпитет10родная земля

Использованная литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.

  2. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  3. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  4. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  5. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. – М.: Экзамен, 2008.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/testi-po-tvorchestvu-aaahmatovoy-klass.html

Поэма А.А. Ахматовой

Тест по произведению «Реквием» Ахматова

1930-е годы стали для Ахматовой временем страшных испытаний. И до этого в глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: в 1921 году ее первый муж Н. Гумилев был расстрелян за «контрреволюционную деятельность».

В 30-е годы репрессии, коснувшиеся друзей и единомыш­ленников, разрушили и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, а затем и муж — Н. Н. Пунин. Сама поэтесса жила все эти годы в постоянном ожидании ареста.

Много часов она провела в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе.

Поэма «Реквием» считается самым большим творческим достижением Ахматовой. Историю ее создания поэтесса описала в первой части, которая называется «Вместо предисловия»:

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленингра­де. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никог­да не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

— А это вы можете описать?

И я сказала:

— Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

Поэма создавалась в течение достаточно долгого времени: основная ее часть написана в 1935— 1943 годах, «Вместо предисловия» — в 1957, эпиграф — в 1961.

Жанр и композиция

Вопрос о жанровой природе «Реквиема» неоднозначен.

Многие литературоведы задавались во­просом: что это — стихотворный цикл или поэма? «Реквием» написан от первого лица, от имени «я» — поэта и лирического героя одновременно.

В нем сложно переплетены автобиографическое и художественное начало. Основа произведения — лирическое начало, которое соединяет отдель­ные фрагменты в единое целое. Все это позволяет отнести «Реквием» к жанру поэмы.

«Реквием» состоит из эпиграфа (строки для него взяты из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали…»), прозаического предисловия, названного Ахматовой «Вместо предис­ловия», «Посвящения», «Вступления», десяти стихотворений и «Эпилога», состоящего из двух частей.

Тематика и проблематика

«Реквием» посвящен годам «большого террора»: личной трагедии Анны Ахматовой и ее сына, незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни, и трагедиям всех жертв ста­линских репрессий.

В небольшом «Вместо предисловия» зримо и выпукло вырисовывается страшная эпоха: ли­рическую героиню не узнали, а «опознали», все говорилось шепотом и на ухо.

«Посвящение» множит жуткие приметы того времени: «тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска». Сдержанно, без крика и надрыва, в эпически бесстрастной манере сказано о пережитом горе: «Перед этим горем гнутся горы».

Уже здесь лирическая героиня говорит не только от своего имени, а от имени многих:

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира» и Руси, корчащейся под «кровавыми» сапогами:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

В первом стихотворении развивается основная тема — плач по сыну. В сценах прощания и ареста сына речь идет не только о личном горе лирической героини, а о драме всей «безвинной» Руси:

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Сопоставление со стрелецкими женами бесконечно расширяет художественное время и про­странство стихотворения. Соединив прошлое и настоящее, Ахматова изображает кровавую исто­рию своей страны.

Во втором стихотворении неожиданно и горестно возникает мелодия, отдаленно напоминающая колыбельную. Мотив колыбельной соединяется с полубредовым образом тихого Дона. Так появ­ляется другой мотив, еще более страшный, мотив безумия, бреда и в итоге — полной готовности к смерти или самоубийству («К смерти»):

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?

Я жду тебя — мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

В десятом стихотворении («Распятие») появляются евангельские мотивы — мать и казнимый сын. Акцентирован образ матери: ее горе так велико, что даже «небеса… в огне» не так страшны:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Евангельские образы расширили рамки «Реквиема» до огромного, всечеловеческого масштаба. С этой точки зрения эти строки можно считать поэтико-философским центром всего произведения.

Двухчастный «Эпилог» замыкает поэму. Сначала он возвращает к мелодии и общему смыслу «Предисловия» и «Посвящения»: здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже как бы обобщенный, символический, не столь конкретный, как в начале поэмы:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх.

Как клинописи жесткие страницы

Страдания выводят на щеках…

Вторая часть эпилога развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по стихотворениям Державина и Пушкина, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно не­обычный — глубоко трагический — облик и смысл. Лирическая героиня хочет, чтобы памятник был поставлен «под красной ослепшею стеною», где она стояла «триста часов».

В этом контексте особенно поражают строки эпиграфа, в которых поэтесса признается, что нераз­рывно и кровно связана с родной землей и народом даже в самые страшные периоды его истории:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/873-poema-aa-ahmatovoy-rekviem.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.