Тест по произведению «Солнечный удар» Бунин

Солнечный удар Бунин

Тест по произведению «Солнечный удар» Бунин

Писатель Иван Алексеевич Бунин является ярким представителем литературного творчества целой эпохи. Его заслуги на литературном фронте оценены не только русскими критиками, но и мировой общественностью. Всем известно, что в 1933 году Бунин получил Нобелевскую премию в области литературы.

Этот талантливейший автор настоящий стилист русской художественной литературы. Своеобразная манера письма, пронзительность и выбор тем, подчёркнутая точность и образная память стиля — вот данные из визитной карточки писателя.

Непростая жизнь Ивана Алексеевича наложила отпечаток на его произведения, но несмотря ни на что, тема любви красной полосой проходит через всё его творчество.

В 1924 году Бунин начал писать цикл произведений, которые были весьма тесно связаны между собой. Это были отдельные рассказы, каждый из которых был самостоятельным произведением. Объединены эти рассказы одной темой — это тема любви.

Бунин объединил в том цикле пять своих произведений: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан», «Дело корнета Елагина». В них описано пять разных случаев возникновения любви из ниоткуда. Той самой любви, которая поражает в самое сердце, затмевая разум и подчиняя волю.

В данной статье речь пойдет о рассказе «Солнечный удар». Он был написан в 1925 году, когда писатель находился на Приморских Альпах. Как зародился рассказ позже писатель рассказал Галине Кузнецовой, одной из своих возлюбленных. Она, в свою очередь, записала это все в своем дневнике.

Ценитель человеческих страстей, мужчина, способный стереть все границы перед волной чувств, писатель, владевший словом в совершенном изяществе, вдохновлённый новым чувством, легко и непринуждённо излагал свои мысли сразу, как только зарождалась какая-нибудь идея.

Стимулятором мог послужить любой объект, любое событие или явление природы. Главное, не растратить полученное ощущение, и в полной мере отдаться описанию, не останавливая, и возможно, не до конца контролируя себя.

Сюжет рассказа

Сюжетная линия рассказа довольна проста, хотя не стоит забывать, что действие происходит сто лет назад, когда нравы были совсем другими, и об этом не принято было писать открыто.Чудной тёплой ночью на пароходе встречаются мужчина и женщина. Они оба подогреты вином, вокруг великолепные виды, настроение хорошее и отовсюду веет романтикой.

Они общаются, после этого вместе проводят ночь в ближайшей гостинице и при наступлении утра разъезжаются.Встреча настолько поразительна, быстротечна и необычна для обоих, что главные герои даже не узнали имена друг друга. Это безумие оправдано автором: «никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

Мимолётная встреча так впечатлила героя, что он не мог найти себе места после расставания, на следующий день. Поручик осознаёт, что только теперь он понял, как может выглядеть счастье, когда рядом находится предмет всех желаний. Ведь на мгновение, пускай эту ночь, он был самым счастливым человеком на земле.

Трагичность ситуации добавило еще и осознание того, что скорее всего он больше ее не увидит.В начале знакомства поручик и незнакомка не обменялись никакими данными, они даже не узнали имён друг друга. Будто заранее обрекая себя на одно-единственное общение. Молодые люди уединились с одной-единственной целью. Но это не порочит их, у них есть серьёзное оправдание своему поступку.

Об этом читатель узнаёт со слов главной героини. После проведённой вместе ночи она будто делает вывод: «На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» И этой милой молодой женщине хочется верить.

Рассказчик успевает развеять любые иллюзии относительно возможного будущего чудной пары и сообщает, что у незнакомки есть семья, муж и маленькая дочь. А главный герой, когда спохватился, оценил ситуацию и решил не терять такой полюбившийся объект личных предпочтений, вдруг понимает, что он даже телеграмму не может отправить своей ночной возлюбленной.

Он не знает о ней ничего, ни имени, ни фамилии, ни адреса. Хотя автор не стал уделять внимания подробному описанию женщины, читателю она нравится. Хочется верить, что таинственная незнакомка красива и умна. А это происшествие нужно воспринимать, как солнечный удар, не более того.Вероятно, Бунин создал образ роковой женщины, которая представляла его собственный идеал.

И хотя нет никакой детализации ни по внешности, ни по внутреннему наполнению героини, мы знаем, что у неё простой и прелестный смех, длинные волосы, так как она пользуется шпильками. Женщина имеет крепкое и упругое тело, сильные маленькие руки. О её ухоженности может говорить тот факт, что вблизи с ней ощущается тоненький аромат духов.

Смысловая нагрузка

В своём произведении Бунин не стал конкретизировать. В рассказе нет имён и названий. Читателю не известно на каком пароходе плыли главные герои, в каком городе они сделали остановку. Неизвестными остаются даже имена героев.

Вероятно, писатель хотел чтобы читатель понял, что имена и названия не важны, когда речь идёт о таком возвышенном чувстве, как влюблённость и любовь. Нельзя сказать, что поручик и замужняя дама обладают великой тайной любви. Та страсть, которая вспыхнула между ними, скорее всего, обоими изначально воспринималась, как интрижка во время путешествия.

Но что-то произошло в душе поручика, и вот он не находит себе места от нахлынувших чувств. Из рассказа можно увидеть, что сам писатель является психологом личностей. Это легко отследить по поведению главного героя. Поначалу поручик с такой легкостью и даже радостью расстался со своей незнакомкой.

Однако спустя некоторое время, он задаётся вопросом, что такого в этой женщине, что заставляет его думать о ней каждую секунду, отчего теперь не мил ему весь белый свет.Писателю удалось передать всю трагичность несбывшейся или потерянной любви.

Структура произведения

В своём рассказе Бунин описывал, без жеманства и стеснения, явление, которое в простонародье называют изменой. Но он смог сделать это очень тонко и красиво, благодаря своему писательскому таланту. По сути, читатель становится свидетелем только родившегося величайшего чувства — любви. Но происходит это в обратном хронологическом порядке.

Стандартная схема: приглядывания, знакомство, прогулки, встречи, ужины — всё это отброшено в сторону. Только состоявшиеся знакомство главных героев, тут же ведёт их к кульминационному моменту в отношениях между мужчиной и женщиной. И только после расставания удовлетворённая страсть вдруг рождает любовь.

“Чувство только что испытанных наслаждений было ещё живо в нём, но теперь главным было новое чувство”.

Детально автор передаёт чувства, расставляя акценты на таких мелочах, как запахи, звуки. Например, в рассказе подробно описано утро, когда работает базарная площадь, со своими запахами и звуками. И от близлежащей церкви слышен звон колоколов. Это все кажется счастливым и ярким, и способствует небывалой романтике.

В конце же произведения всё то же самое кажется герою неприятным, громкими и раздражительными. Солнце уже не греет, а палит, и от него хочется укрыться. В заключение следует процитировать одну фразу:

“Тёмная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке…

и плыли, и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг”

Это то, что раскрывает понятие о любви самого автора. Однажды Бунин сам говорил, что счастья в жизни нет, а есть некоторые счастливые мгновения, которыми необходимо жить и ценить их. Ведь любовь может появиться внезапно, и исчезнуть навсегда.

Как ни печально, но в рассказах Бунина герои постоянно расстаются. Быть может, он хочет нам сказать, что и в разлуке есть большой смысл, из-за нее любовь остается глубоко в душе и разнообразит человеческую чувствительность.

И всё это действительно похоже на солнечный удар.

Источник: https://gfom.ru/solnechniy_udar_bunin.php

Мастерская по рассказу И.Бунина

Тест по произведению «Солнечный удар» Бунин

  • Чекменёва Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели:

  • вырабатывать умение анализировать художественное произведение,
  • развивать способность внимательно относиться к авторскому слову,
  • воспринимать мир художественных ассоциаций писателя как способ отражения мироощущения и понимая окружающей действительности,
  • воспитывать чуткое отношение к чувствам героев рассказа и взаимоотношениям людей.

I. Индуктор

Игра со словами удар, солнце

2 группы

Подобрать однокоренные слова, составить словосочетания.

– Словосочетание, положенное в название рассказа Бунина, известно? Что оно обозначает? Приятно ли это, испытать солнечный удар? Нет, скорее всего. И всё-таки это словосочетание напоминает нам о лете, о жаркой погоде и т.д.

II. Учитель читает рассказ И.Бунина «Солнечный удар»

Ученики воспринимают на слух.

III. Самоконструкция

Обратите внимание на первое предложение?

После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.

Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.

– Впереди была темнота и огни. Так темнота или огни? Противоположные понятия, едва ли не оксюморон. Но мы легко себе представляем это, потому что видели такое не раз.

– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?

2 части

– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке.

Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст.

Сразу после этого предложения звучит Это было странно!

Какая часть больше?

– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.

IV. Социоконструкция

Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.

Работа группами.

1 группа.

Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей

1 часть –

  • ярко и горячо освещённая столовая, освещённая пристань, освещённый подъезд
  • простой прелестный смех, горячая щека,
  • большой, но страшно душный, горячо накалённый за день солнцем номер
  • солнечный, жаркий, счастливый,
  • в лёгком и счастливом духе
  • легко, беззаботно…возвратился

2 часть –

  • странно, странный
  • огромная, блестящая под солнцем река, безмерный волжский простор, одинокая жизнь, Случайная, мимолётная встреча, дико, неестественно, неправдоподобно,
  • Страшно несчастен
  • Глупо, нелепо
  • Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
  • Внезапная, неожиданная любовь
  • Огромный переход где-нибудь в Туркестане или Сахаре
  • Большой и пустой номер
  • Возбуждённое, сумасшедшее выражение
  • Юное и глубоко несчастное
  • Опустевший безмолвный волжский мир

2 группа.

Какие звуки и запахи есть в рассказе?

  • Рука, маленькая и сильная, пахла загаром
  • Запахи ночного летнего уездного города
  • Запах сена и дёгтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город
  • Запах её загар и холстникового платья
  • Живой, простой и весёлый звук её голоса

3 группа.

Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?

  • Отлогий подъём …показался бесконечным (путь к счастью, которое совсем близко)
  • После её отъезда поручик почувствовал и время, и пространство. Они его оглушили. Потому что ему понадобилось осознать, что значит навсегда, навеки И прости, и уже навсегда, навеки…
  • Огромная река, безмерный волжский простор,
  • Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
  • Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре.
  • Опустевший безмолвный волжский мир

V. Групповая социализация

Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)

  • Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать
  • И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватил ужас, отчаяние.
  • Всё было хорошо, во всём было безмерное счастье, великая радость… а вместе с тем сердце просто разрывалось на части. ( У Ахматовой: сегодня я с утра молчу/А сердце пополам..) …он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её…
  • Как дико, страшно всё будничное, обычное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем! (для чего, кстати, автор рассказывает о базарной площади, торговках, чужих фотографиях? Чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть невозможность обыденного)
  • …и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад
  • Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. (последнее предложение в рассказе)

VI. Рефлексия.

Выпишите из рассказа вопросительные предложения.

Откуда вы взялись? В Самаре? Это у меня голова кружится или мы куда-то поворачиваем? Куда? Зачем? Смущена ли она была? Потому что где же они теперь могут встретиться? Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? И главное, как же я проведу теперь, без неё, целый день в этом захолустье? Да, но куда идти?Как же это можно так спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? Зачем доказать? Зачем убедить? …Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви? А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут? Куда идти? Что делать?

Выберите один вопрос для себя в качестве темы своего творческого задания и ответьте на него письменно.

7.07.2010

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583373/

Вопросы по рассказу «Солнечный удар»

Тест по произведению «Солнечный удар» Бунин

  1. Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение? Чего вы ожидали от рассказа, читая его первую страницу? Оправдались ли ваши ожидания?
  2. Можете ли вы передать в нескольких словах, что же произошло с героями? Каково настроение рассказа и состояние героев в начале повествования? На что настраивают или какие вопросы вызывают слова “и блаженно и страшно замерло сердце”; “много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”?
  3. Почему утро следующего дня названо счастливым? Какое слово становится ключевым, передающим состояние поручика при расставании?
  4. Когда происходит перелом в повествовании? О каком “странном, непонятном чувстве, которого совсем не было, пока они были вместе” пишет И.А. Бунин? Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя?
  5. Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию?
  6. Для чего автор так подробно описывает день, проведённый поручиком в уездном городе в ожидании парохода? Счастье или страдание испытывает герой? Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет? Почему из двух определений произошедшего, данных героиней (“солнечный удар” и “затмение”) в качестве названия рассказа выбрано первое?
Русский язык. 9 класс. Учебник Тростенцова Л.А.,

Ладыженская Т.А. и др.

Домашнее задание:  на среду, 18 ноября:  1. К понедельнику нужно, зарегистрировавшись на “Сдам ГИА”, решить два теста (например, Задание 2, Задание 3). 2. На завтра: упр. 85. также смотрите на нашей странице “9 класс Русский язык” материалы по СПП. 

ССП Пунктуация

Сдам ГИА: Задания 8 – 14_Предложение простое и сложное: синтаксис и пунктуация

Задания 2 – 7
Документы:
Первая неделя, 02.03 – 09.02
Интерактивная таблица “Виды сложных предложений”
———————————————
Внимание!
В пятницу, 27 февраля, пишем итоговую работу по литературе и русскому языку!
Шестая неделя, 16.02 – 21.02

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ РАСПИСАНИЕ С 12.01.15

Первая неделя, 12.01 – 18.01

ЧитайтеРазграничение союзов и союзных слов,Сложноподчинённое предложение, Типы придаточных.
Упр. 120 (у), 122, 118 (п). Учите типы придаточных обстоятельственных.
Упр. 125 по заданию, в 119 упр. укажите типы придаточных (ДЛЯ 9Г)
Вторая неделя, 19.01 – 25.01

ЧитайтеРазграничение союзов и союзных слов,Сложноподчинённое предложение, Типы придаточных.
Упр. 155, 156 (на вторник, 27.01, для 9 В)

Третья неделя, 26.01 – 31.01
Читайте п. 27, определения на с. 98-99, упр. 161, 162 ( для 9 В)
Упр. 181 для 9 Г
Четвертая неделя, 02.02 – 07.02
Пятая неделя, 09.02 – 14.02

Шестая неделя, 16.02 – 21.02
Грамматическая основа. Сроки выполнения: до 21 февраля
Осложненное про­стое предложение. Об­ра­ще­ния и ввод­ные слова. Сроки выполнения: до 21 февраля
Знаки пре­пи­на­ния в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях. Сроки выполнения: до 21 февраля

Сдам ГИА

Разграничение союзов и союзных слов

Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Роль указательных слов в подчинении предложенийОсобенности присоединения придаточных предложений к главномуОсновные группы сложноподчинённых предложений по значениюСложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действияСложноподчинённые предложения с придаточными места и времениСложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и целиСложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными следствияОсновные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточнымиСложноподчиненные предложения с придаточными присоединительнымиЗакрепление темы «Сложноподчинённое предложение»Контрольная работа по теме “Сложноподчинённые предложения” (тестирование)Повторение. Правописание глаголов и глагольных форм9-й класс: блиц-тесты /Проба сил. Тестирование онлайн / Русский на 5
Проверка по критериям ИК1 – ИК3 и С1К1 – СК4

“,”author”:”Автор: aaf”,”date_published”:”2019-04-07T23:46:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:”http://litera865.blogspot.com/p/9_3.html”,”url”:”http://litera865.blogspot.com/2012/09/blog-post_2834.html”,”domain”:”litera865.blogspot.com”,”excerpt”:”«Солнечный удар». Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение? Чего вы ожидали от рассказа, читая его первую страницу? …”,”word_count”:548,”direction”:”ltr”,”total_pages”:2,”pages_rendered”:2}

Источник: http://litera865.blogspot.com/2012/09/blog-post_2834.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.