Тест по произведению «Светлана» Жуковский

Тест по литературе Светлана 9 класс

Тест по произведению «Светлана» Жуковский

Тест по литературе Светлана (В.А. Жуковский) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Что ж? В избушке гроб; накрытБелою запоной;Спасов лик в ногах стоит;Свечка пред иконой…Ах! Свет лапа, что с тобой?В чью зашла обитель?Страшен хижины пустойБезответный житель.Входит с трепетом, в слезах;Пред иконой пала в прах,Спасу помолилась;И с крестом своим в рукеПод святыми в уголке

Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…Слабо свечка тлится,То прольет дрожащий свет,То опять затмится…Все в глубоком, мертвом сне,Страшное молчанье…Чу, Светлана!.. в тишинеЛегкое журчанье…Вот глядит: к ней в уголокБелоснежный голубокС светлыми глазами,Тихо вея, прилетел,К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…Вот Свет лапе мнится,Что под белым полотномМертвец шевелится…Сорвался покров; мертвец(Лик мрачнее ночи)Виден весь — на лбу венец,Затворены очи.Вдруг… в устах сомкнутых стоСилится раздвинуть онРуки охладелы…Что же девица?.. Дрожит…Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернулЛегкие он крилы;К мертвецу на грудь вспорхнул,Всей лишенный силы,Простонав, заскрежеталСтрашно он зубамиИ на деву засверкалГрозными очами…Снова бледность на устах;В закатившихся глазахСмерть изобразилась…Глядь, Светлана… о творец!Милый друг ее — мертвец!

Ах! … и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, однаПосреди светлицы;В тонкий занавес окнаСветит луч денницы;Шумным бьет крылом петух,День встречая пеньем;Все блестит… Светланин духСмутен сновиденьем.«Ах! Ужасный, грозный сон!Не добро вещает он —Горькую судьбину;Тайный мрак грядущих дней,Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)Под окном Светлана;Из окна широкий путьВиден сквозь туманы;Снег на солнышке блестит,Пар алеет тонкий…Чу!.. в дали пустой гремитКолокольчик звонкий;На дороге снежный прах;Мчат, как будто на крылах,Санки кони рьяны;Ближе; вот уж у ворот;Статный гость к крыльцу идет..

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,Прорицатель муки?Друг с тобой; все тот же онВ опыте разлуки;Та ж любовь в его очах,Те ж приятны взоры;Те ж на сладостных устахМилы разговоры.Отворяйся ж, божий храм;Вы летите к небесам,Верные обеты;Соберитесь, стар и млад;Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многилеты!

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2. Как называется изобразительно-выразительное средство?Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье…

3. Укажите название композиционного элемента — изображения внутреннего убранства помещения:Что ж? В избушке гроб; накрытБелою запоной;Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

4. Как называется прием?
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры…

5. Определите размер, которым написано произведение.

Задания с развернутым ответом

6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?

7. Каков аллегорический смысл образа голубя?

8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?

2. Укажите название изобразительного средства:Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны…

3. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:Из окна широкий путьВиден сквозь туманы;Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

4. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел…

5. Определите способ рифмовки:Спасу помолилась;И с крестом своим в рукеПод святыми в уголке

Робко притаилась.

Задания с развернутым ответом

6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?

7. Каков аллегорический смысл образа голубя?

8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

Фрагмент произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» для 8 задания

Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который у да­лялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален.

Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она. — Для чего я осталась в этой пустыне? Что удер­живает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь.

Постой, по­стой, любезный! Я лечу к тебе!» Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» — остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине.

С сего ча­са дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облег­чалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная гор­лица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием.

Но иногда — хотя весьма редко — златой луч надежды, луч утешения освещал мрак ее скорби. «Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива! Как все переменится!» От сей мысли прояснялся взор ее, розы на ще­ках освежались, и Лиза улыбалась, как майское утро после бурной ночи.

Ответы на тест по литературе Светлана
1 вариант1. баллада2. эпитет3. интерьер4. анафора5. хорей

2 вариант

1. романтизм2. сравнение3. пейзаж4. эпитет

5. опоясывающая

PDF-версияТест Светлана

(113 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/08/10/test-po-literature-svetlana-9-klass/

Тест

Тест по произведению «Светлана» Жуковский

Наша кнопка

Скачать материал

1 вариант. Выполнил(а)_________________________

1. Назовите излюбленные жанры поэзии Жу­ковско-го. а) поэма; б) стихотворение; в) элегия; г) эпиграмма; д) баллада..

2. Членом какого литературного общества являлся Жуковский: а) «Зелёная лампа»; б) «Общество любителей российской словесности»; в) «Арзамас»; г) «Общество любомудров».

3. Назовите произведения литературы, автором пе­реводов которых является Жуковский: а) Гёте. «Фауст»; б) Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»; в) Гомер. «Одиссея»; г) Шекспир. «Гамлет»; д) Данте. «Божественная комедия».

4.

Из нижеперечисленных произведений В.А. Жу­ковского выберите те, которые соответствуют жанру элегии: а) «Светлана»; б) «Перчатка»; в) «Певец во стане русских воинов»; г) «Вечер»; д) «Птичка».

5. Элементы каких двух стихотворных жанров соеди­нились в стихотворении «Певец во стане русских воинов»? а) поэма; б) ода; в) баллада; г) эпитафия; д) элегия

2 вариант. Выполнил(а)_________________________

1. Выберите признак, который не соответствует ли­рическому жанру элегии:а) отражение философских размышлений; б) медитативные раздумья лирического героя; в) отражение изменений переживаний и настроений автора; г) введение фантастического сюжета; д) наличие пейзажа.

2. Определите стихотворный размер произведения: «Где вы, мои друзья, вы, спутники мои, Ужели никогда не зреть соединенья? Ужель иссякну ли всех радостей струи? О вы, погибли наслажденья».а) шестистопный ямб; б) пятистопный ямб; в) анапест; г) дактиль.

3. Назовите художественный приём, который использует Жуковский: «Луны ущербный лик встает из-за холмов. О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило». а) сравнение; б) звукопись; в) аллегория; г) гипербола.

4.

Баллада — это а) один из видов сатирической поэзии, небольшое сти­хотворение, высмеивающее какую-либо личность или общественное явление; б) один из видов лиро-эпического жанра, основной чер­той которого является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя; в) небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.

5. В балладе «Перчатка» действие происходит в период а) античности; б) средневековья; в) начала XIX века; г) инквизиции

1 вариант. Выполнил(а)_________________________1. Назовите излюбленные жанры поэзии В. А. Жу­ковского. а) поэма; б) стихотворение; в) элегия; г) эпиграмма; д) баллада..2. Членом какого литературного общества являлся Жуковский: а) «Зелёная лампа»; б) «Общество любителей российской словесности»; в) «Арзамас»; г) «Общество любомудров».3. Назовите произведения литературы, автором пе­реводов которых является Жуковский: а) Гёте. «Фауст»; б) Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»; в) Гомер. «Одиссея»; г) Шекспир. «Гамлет»; д) Данте. «Божественная комедия».4. Из нижеперечисленных произведений В.А. Жу­ковского выберите те, которые соответствуют жанру элегии: а) «Светлана»; б) «Перчатка»; в) «Певец во стане русских воинов»; г) «Вечер»; д) «Птичка».5. Элементы каких двух стихотворных жанров соеди­нились в стихотворении «Певец во стане русских воинов»? а) поэма; б) ода; в) баллада; г) эпитафия; д) элегия2 вариант. Выполнил(а)_________________________1. Выберите признак, который не соответствует ли­рическому жанру элегии:а) отражение философских размышлений; б) медитативные раздумья лирического героя; в) отражение изменений переживаний и настроений автора; г) введение фантастического сюжета; д) наличие пейзажа.2. Определите стихотворный размер произведения: «Где вы, мои друзья, вы, спутники мои, Ужели никогда не зреть соединенья? Ужель иссякну ли всех радостей струи? О вы, погибли наслажденья».а) шестистопный ямб; б) пятистопный ямб; в) анапест; г) дактиль. 3. Назовите художественный приём, который использует Жуковский: «Луны ущербный лик встает из-за холмов. О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило». а) сравнение; б) звукопись; в) аллегория; г) гипербола.4. Баллада — это а) один из видов сатирической поэзии, небольшое сти­хотворение, высмеивающее какую-либо личность или общественное явление; б) один из видов лиро-эпического жанра, основной чер­той которого является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя; в) небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.5. В балладе «Перчатка» действие происходит в период а) античности; б) средневековья; в) начала XIX века; г) инквизиции

ЭТАЛОН. 1 вариант: 1вд; 2б; 3в; 4г; 7аб. 2 вариант: 1г; 2а; 3б; 4в; 5б.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/test-zhukovskiy.html

8 класс. Литература. Баллада В.А. Жуковского

Тест по произведению «Светлана» Жуковский

В 19 веке в России одним из любимых жанров романтизма становится баллада. Познакомил русского читателя с этим западноевропейским жанром Василий Андреевич Жуковский.

Вспомним, что называется балладой? Это стихотворное произведение, основанное на каком-либо предании, имеющее фантастический сюжет и неожиданную концовку.

С 1808 по 1833 годы Жуковский создал 39 баллад. Большинство из них – переводы, лишь несколько имеют русскую национальную окраску. Среди них – знаменитая “Светлана”.

Целых 4 года создавалось это произведение: с 1808 по 1812 год. За основу стихотворения поэт взял немецкую балладу Г.А. Бюргера «Ленора».

Василий Андреевич посвятил “Светлану” своей племяннице Александре Протасовой, для которой баллада стала свадебным подарком.

 Сюжет произведения

Обратимся к сюжету этого произведения. Однажды в Святочную неделю в Крещенье девушки устроили гаданье. Каждая из них мечтает о счастливом замужестве и с интересом ждет предсказания.

Но почему-то

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

Она не гадает с подружками, ей грустно и одиноко, потому что нет рядом милого жениха, он уехал далеко, о нем нет никаких вестей. Измученная переживаниями Светлана решается погадать одна, в темной комнате садится перед зеркалом, глядит в него, ожидая увидеть свою судьбу.

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

Во время гадания Светлане кажется, что ее жених пришел и зовет венчаться. Они садятся в сани и скачут ночью сквозь метель в церковь. Всю дорогу жених почему-то молчит.

Неожиданно он превращается в мертвеца и готов погубить свою невесту.

Но появляется спаситель – белый голубь.

Что же девица?.. Дрожит…

Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.

Страшный мертвец исчез, а Светлана пробудилась.

Вдруг наяву, а не во сне приезжает жених, и происходит настоящее венчание.

Художественные особенности баллады Жуковского “Светлана”

В чем же своеобразие данной баллады? Несмотря на то, что в основе стихотворения – немецкое произведение, автор включает в него описание русских традиций, примет, гаданий:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок.

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

Поэт воссоздает картину русской народной жизни, изображает крестьянских девушек, мечтающих о счастье, о любви. Автору важно описать не только предметы быта, но и внутренний мир главной героини. Образ Светланы чистый и полон надежды на счастье.

Она соглашается на гадание не из любопытства, а из-за тоски по любимому человеку. Ее чувства обострены, сердце страдает. Все эти переживания выливаются в страшный сон, который очень пугает ее, но даже под властью сна и волшебства она верит в лучшее.

Ее христианская вера воплощается в образе белого голубка, спасающего ее от сил зла.

Интересно, что Жуковский для лучшего воплощения идеи произведения применяет в балладе символику цвета.

Например, символом чистоты, добра в балладе является белый цвет: снег, метель, платок, который был на гадании, белая скатерть на столе, белый голубь, и само имя “Светлана” ассоциируется со словом “светлая”.

А символом всего непонятного, загадочного выступает темный цвет: темнота в зеркале, темной ночью мчатся кони в церковь. Темный цвет исчезает, как только проснулась девушка.

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Итак, все страшные события происходят с героиней во сне. Автор говорит:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

Как видим, в отличие от других баллад здесь с героиней не произошло ничего плохого, т.к. она сохранила свою верность, любовь к жениху.

 Краткие итоги урока

Таким образом, основная идея “Светланы” в следующем: счастье придет к человеку, если его душа чиста и исполнена веры в Бога, в лучшее, в себя.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/9-klass/literatura/V.A.-Zhukovskiy.-%C2%ABSvetlana%C2%BB

http://infourok.ru/test-po-literature-k-ballade-va-zhukovskogo-svetlana-klass-472809.html

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2271/lesson/7296

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.