Тест по произведению «Тоска»

Анализ рассказа «Тоска» (А. П. Чехов) | Литерагуру

Тест по произведению «Тоска»

Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов.

На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».

История создания

Рассказ был опубликован «Петербургской газете» в январе 1886 года в отделе «Летучие заметки». Затем он был занесён в сборник «Пёстрые рассказы» с небольшими поправками. Позже, в 1898-1901 годах, Чехов включил его в свой третий том сочинений.

В литературных кругах рассказ встретил одобрительные отклики в изданиях «Петербургские ведомости», «Русское богатство» и «Вестник Европы». Лев Толстой также выделил это произведение как одно из лучших чеховских творений.

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм.

Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века.

То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Смысл названия

«Тоска» — это центральный образ произведения, воплощённый в главном герое. Это – и чувство, поглотившее его, и в то же время это важная и сложная проблема, над которой автор предлагает задуматься читателям. Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество».

Вот, как можно объяснить название: «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города.

Суть

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт.

Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями.

Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда.

    Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор.

    Образ маленького человека подробно описан тут.

  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов.

    Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

Темы

  1. Основная тема рассказаэто тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами.

    Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.

  2. Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа.

    Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Проблемы

Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.

  1. Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
  2. Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными.

Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны.

Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Особенности: выразительные средства и художественная деталь

Внутреннее состояние главного героя и общую атмосферу всей картины Чехов передаёт с помощью пейзажа. Холодная зима с сумерками и крупным мокрым снегом выражает тоску, боль, равнодушие окружающего мира по отношению к отдельному человеку. Мир чужой, колючий, неприветливый к герою, и это отлично чувствуется благодаря окружающей его обстановке.

Имеет место в произведении также и художественная деталь. С её помощью Чехов выделяет только наиболее важные черты качества, образы, важные для понимания смысла, а остальное опускает. Этим обусловлен небольшой объем его произведений.

Пример художественной детали в тексте: автор называет лошадь Ионы «лошадёнкой». Это слово с уменьшительным суффиксом имеет определённую смысловую и эмоциональную нагрузку – лошадь жалкая, измотанная, такая же, как и её хозяин.

И, конечно, в рассказе используются некоторые художественные приёмы. Наиболее важные из них – это эпитеты про душевное состояние: «тоска громадная, не знающая границ». Они важны, ведь создают понимание масштабности личной драмы Ионы.

Самые мощные метафоры, заслуживающие нашего внимания, тоже относятся к чувству тоски: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь».

Выразительные средства важны для понятия темы и проблемы произведения, они выражают позицию автора.

Ксения Афанасьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-toska-a-p-chehov/

Тест по литературе Тоска 9 класс

Тест по произведению «Тоска»

Тест по литературе Тоска (А.П. Чехов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Кому повем печаль мою?..Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Пота­пов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только воз­можно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.

Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль.

Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла.

Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.— На Выборгскую! — повторяет военный.

— Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом.

Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона воз­гласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.— Какие все подлецы! — острит военный.

— Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по­-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме си­пенья.— Что? — спрашивает военный.Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.— Гм!.

. Отчего же он умер?Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:— А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!— Поезжай, поезжай… — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибает­ся на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выра­жающее его главную мысль?

2. Как называется описание природы в литературном произведении?

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…

3. Укажите название изобразительного средства:

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.

4. Как называется средство иносказательной выразительности?

Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.

5. Как называется изобразительное средство?

Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…

Задания с развернутым ответом

6. С какой целью автор подчеркивает неподвижность извозчика и лошади?

7. Каким предстает Иона в данном эпизоде?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений А.П. Чехова «Тоска» и И.С. Тургенева «Муму». Чем похожи переживания героев и их эмоциональное состояние?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.

2. Как называется описание внешности героя литературного произ­ведения?

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.

3. Укажите название изобразительного средства:

Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.

4. Как называется средство иносказательной выразительности?

Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегу­щих людей, тому нельзя не думать…

5. Укажите название изобразительного средства:

Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Задания с развернутым ответом

6. С какой целью автор подчеркивает неподвижность извозчика и лошади?

7. Каким предстает Иона в данном эпизоде?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений А.П. Чехова «Тоска» и И.С. Тургенева «Муму». Чем похожи переживания героев и их эмоциональное состояние?

Фрагмент произведения И.С. Тургенева «Муму»

Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда.

Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивал­ся, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.

Когда же на другой день Герасим вышел из каморки, в нем особенной перемены нельзя было заметить. Он только стал как будто поугрюмее, а на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания. В тот же вечер они оба с гусями под мыш­кой отправились к барыне и через неделю женились.

В самый день свадьбы Герасим не изменил своего поведения ни в чем; только с ре­ки он приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку; а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шата­лась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.Все это происходило весною.

Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой… Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память крас­ный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослези­лась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Ге­расимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему по­казалось, что что-то барахтается в тине у самого берега.

Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

Гера­сим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Ответы на тест по литературе Тоска (А.П. Чехов)
1 вариант1. эпиграф2. пейзаж3. сравнение4. метафора (олицетворение)5. эпитет

2 вариант

1. эпос2. портрет3. эпитет4. олицетворение

5. сравнение

PDF-версияТест Тоска (А.П. Чехов)

(125 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/12/17/test-po-literature-toska-9-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.