Тест по стихотворению «Несжатая полоса» Некрасова

Содержание

Анализ стихотворения

Тест по стихотворению «Несжатая полоса» Некрасова
Образование 3 сентября 2017

Н.А. Некрасов был дворянского происхождения и видел, как жестоко обращались с крепостными. Поэтому одной из главных тем его творчества было крепостничество.

Поэт надеялся на то, что отмена крепостного права улучшит положение людей, но она отняла у них самое главное – землю.

В анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” по плану эта тема будет рассмотрена подробнее.

Тема крепостничества

В анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” показан образ бесправного крестьянина. Для поэта это была важная тема: его отец был жестоким помещиком, и Некрасов не раз видел грубое и злое отцовское обращение с крестьянами. Поэт показал отношение всего дворянства к ним – их не считали какой-то значимой частью общества.

Самое ценное, что было у крепостных крестьян, – это земля. Это показано и в стихотворении: на самом деле было немыслимо, чтобы мужик оставил урожай хлеба неубранным, в который было вложено столько сил и труда. Но крестьянин не смог его собрать, потому что заболел. И никому не было до этого дела – все равнодушно смотрели на его трудности.

Этим равнодушием Некрасов подчеркнул пренебрежительное отношение к простому народу. Болезни, голод, высокая смертность были обыденным делом, поэтому в конце произведения показан крестьянин, который, видя неубранный хлеб, продолжал делать свою работу. В анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” следует подчеркнуть, что крепостничество – ключевая тема его творения.

Особенности композиции

Следующий пункт в анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” – это построение произведения. Его можно поделить на три части. В первой описывается природа в лучших традициях пейзажной лирики. Описание поздней осени настраивает читателя на умиротворенный, но в то же время печальный лад.

Во второй части колосья показаны как живое существо, которое жалуется, что о нем позабыли и оставили одного. Они задаются вопросом, что, может, они недостойны того, чтобы их убрал пахарь? Но потом колосья сами отвечают, что не хуже других, в них вложено столько же любви и заботы, как и в других.

В анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” следует отметить, почему именно через поле поэт решил рассказать о проблеме крепостных. Потому что крестьяне – это земледельцы, для них самое ценное – это земля, которая дает им пропитание. И только серьезные обстоятельства могли заставить пахаря не выйти на поле. Но кроме него некому было позаботиться о сборе урожая.

Именно об этом и говорит ветер колосьям, когда дает им ответ на их вопрос. Он пытается объяснить им, что это не вина пахаря, что он оставил их несжатыми. И о самом крестьянине не позаботится никто, потому что у всех было столько забот, что просто не оставалось времени на помощь другим. И крепостные оказались брошенными и бесправными, и это угнетало поэта и находило отражение в его стихах.

Жанр произведения

В анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” следующий пункт – это определение литературной направленности и жанра. Оно относится к гражданской элегии. В произведении поднимаются важные вопросы о бесправности крестьян и заболеваниях крепостных, которые были актуальными во времена поэта.

Поэтому здесь в роли лирического героя выступает заболевший пахарь. И читателя не сможет обмануть сказочный образ ветра, который должен принести с собой прохладу, но принес он не успокоение, а печальный ответ.

В анализе стихотворения Некрасова “Несжатая полоса” следует отметить, что отличительной особенностью этого произведения является реалистичный взгляд поэта, а одушевление колосьев и ветра – это лишь сказочное оформление.

Образ природы

Пейзаж поздней осени вызывает в читателе чувства спокойствия и грусти. Природа готовится к зиме, птицы улетают в теплые края, а земля благодарит тех, кто за ней ухаживал и заботился, щедрыми дарами. Так и в этом случае, пахарь за свои земледельческие труды был вознагражден. Красивые, золотистые колосья терпеливо ждали, когда их соберет крестьянин.

Для землепашца не было красивее пейзажа, чем бесконечные золотые поля. Ведь для него это не только прекрасно, но и результат его труда и обеспеченность семьи. Поэтому выбранный поэтом пейзаж лучше всего подчеркивает образ земледельца.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Н.А. Некрасова “Несжатая полоса” следующее – это определение использованных тропов и образов. Глаголы и эпитеты связаны с поздней осенью, а синтаксический параллелизм состояния природы и состояния человека (грустной задумчивости) позволяет одухотворить пейзаж, и читатель может услышать разговор колосьев.

Использованные метафоры и олицетворение сил природы позволяют сделать стихотворение выразительнее. Описание внутреннего мира пахаря показывает связь крестьянина с землей.

Это стихотворение Некрасова показывает не только красоту хлебного поля, но и поднимает вопросы, касающиеся крепостничества.

Поэт хотел, чтобы общество задумалось, как непросто крестьянам, и что о них тоже нужно заботиться. И все это на фоне красивого пейзажа.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/246230/

Несжатая полоса Некрасов

Тест по стихотворению «Несжатая полоса» Некрасова

Написанное в 1854 году стихотворение «Несжатая полоса» вновь обращает внимание читателя на бедственное положение крестьян.

Особую грусть навевает не только образ изможденного крестьянина, не имеющего сил даже собрать урожай с последней полосы, но и настроение поэта, который в этот период тоже тяжело болел.

Безысходность положения подчеркивается тем, что болезни, горести, и даже смерти простых людей оставались незамеченными.

стихотворения

Идиллическую картину поздней осени, когда деревья уже скинули листву, а птицы давно улетели в теплые края, нарушает одинокая полоса пшеницы, которую крестьянин не убрал по неизвестной причине.

Осознание того, какую роль в жизни простых людей играет работа в поле, насколько важен для их жизни каждый колосок собранного урожая, наводит читателя на грустные мысли.Использование такого литературного приема, как олицетворение, помогает автору оживить покинутый урожай и свободный, вездесущий ветер.

Тугие колосья шепчутся между собой, вопрошая, почему их не убирают? При помощи повтора слова «скучно» автор усиливает ощущение безысходности, помогает осознать всю тяжесть сложившейся ситуации. При этом колосья не могут понять причины такого невнимания со стороны пахаря. Ведь и урожай богатый, и колосья «тучные», тяжелые.

Однако крестьянин так и не приходит, вследствие чего урожаю приходится выдерживать многие невзгоды:
их бьет осенними ветрами;

топчут пробегающие по полю зайцы и другие звери;

колосья становятся пищей для птичьих стай.

И тут холодный ветер объясняет пшенице, что пахарь смертельно болен. Его руки, когда-то сильные, высохли и повисли «как плети», мощный голос, который нес народную песню над полями во время засеивания и уборки полей, пропал, глаза уже не видят, а сердце точит неизлечимая болезнь. Становится понятно, что крестьянин уже никогда не вернется на поле.

Анализ произведения

Критики сравнивали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Несжатая полоса» с народной песней. Этому способствует написание дистихом с использованием и мужской и женской рифмы.

Дополняют ощущение народности стихотворения рефрены слова «скучно», олицетворения леса, колосьев и ветра.

Многочисленные эпитеты навевают ощущение тоски и безысходности:
«грустная дума»;

«прожорливая птица»;

«печальный ответ»;

«больное сердце»;

«заунывная песня».

Противопоставление тучных зерен и высохших рук крестьянина усиливает осознание печального положения крестьян. Некрасов хорошо знал, что работа в поле, такая тяжелая и трудная, является единственной, которая позволяла русскому мужику прокормить семью. Только тяжелая болезнь или глубокая старость могли стать причиной того, что крестьянин не собрал весь урожай, а, значит, оставил жену и детей голодать.

История написания стихотворения

Детство Николая Алексеевича Некрасова прошло в именном поместье, в деревне Гришневе. Там, будучи ребенком, будущий писатель мог наблюдать истинное положение крестьян, их ежедневный тяжелый труд, полное бесправие. Всё это формировало у мальчика определённое отношение к существующему строю.

Отец писателя, военный в отставке, занимал должность исправника, в чьи обязанности входило усмирение крестьян, разрешение спорных ситуаций, наказание за провинности. Часто отец брал маленького Николая с собой, в результате чего мальчик собственными глазами мог видеть происходящее.

Постоянные разборки с крестьянами, унизительные наказания и нежелание властей вникать в проблемы простых людей не смогли ожесточить сердце ребёнка. Наоборот, он всей душой переживал за простых людей, которые волею случая попадали в сложные жизненные ситуации. Любовь к простому народу зарождалась в мальчике и во время игр с крестьянскими ребятишками.

А запрет отца на эти игры воспитывали в юном Некрасове упорство и настойчивость. Эти черты характера писатель сохранил на всю жизнь.Впервые острое чувство боли за простых людей было вызвано созерцанием бурлаков, тянущих баржу по Волге. Изможденные, стонущие люди всколыхнули в мальчике ощущение несправедливости и бессилия.

Те же эмоции Некрасов испытывал и дома, наблюдая за отношением отца к матери — горячо любимой мальчиком, прекрасно образованной, талантливой, умной, но глубоко несчастной женщине. Издевательства со стороны мужа Елена Андреевна сносила покорно, безмолвно, лишь изредка можно было наблюдать, как он плачет весь день, сидя за роялем. От матери будущий поэт научился терпению и покорности.

Однако именно эти чувства, отраженные в творчестве писателя, явно указывают на обреченность и безысходность.Бесконечная любовь к Родине, ее бескрайним просторам просматривается во всех произведениях Некрасова. Он красочно описывает любимые места, при этом противопоставляя красоты русской земли тяжелому положению ее народа.

Крепостное право в произведениях Некрасова

С ранних лет в писателе крепло чувство, что только свобода может стать решением проблем простого народа. Он выступал против крепостного права, был яростным приверженцем революционных идей, которые имели место в литературных кругах. Конечно, писать об этом открыто было невозможно, но Некрасов находил искусные способы донести до читателя нескладный уклад жизни крестьянина.

И стихотворение «Несжатая полоса» яркое тому подтверждение. Уже гораздо позже, после отмены крепостного права, Некрасов пришел к выводу, что обретенная свобода не стала спасением для крестьян. В результате проведенных изменений они лишились главного источника средств к жизни — земли. К сожалению, ничем иным зарабатывать крестьяне не умели, а что делать с обретенной свободой не знали.

Часто в позднем творчестве Николая Алексеевича главными героями являются бывшие крепостные и слуги, которые сетуют о былых временах, с теплотой отзываются о прошлом.Растерянность крестьян была понятна. Реформы не искоренили нарушение прав простого народа. Все еще наблюдается угнетение крестьян, повсеместно эксплуатируются люди, которым вернули право на свободу.

В качестве таких пережитков крепостного права писатель указывает земельную кабалу, которая ставила крестьян в еще более тяжелое положение.Но в 1854 году до реформ было еще далеко. Крестьяне оставались абсолютно бесправными. В стихотворениях автор указывает на то, что в некоторых поместьях крепостные завидовали скоту и собакам, которые жили намного лучше людей.

Непосредственное общение с простыми людьми сформировали наиболее правдивый образ мужика, на что указывали критики и современники писателя. К особенностям творчества Некрасова относят отсутствие мелодраматизма и изысканных подробностей, присущих литературе XIX века.

Описание простыми, доступными словами жизненных ситуаций, свидетелем которых был сам автор, способствовали тому, что к середине 50-х годов он по праву назывался поэтом-гражданином.

Литературная деятельность писателя

Первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки», получил одобрение со стороны критиков, однако, сам Белинский говорил, что прозаиком Николай Алексеевич может стать посредственным, но вот стихотворение «В дороге» привело его в полный восторг. Критик пророчил начинающему автору великое будущее на литературном поприще.

Идея произведения, основанная на противоборстве двух сторон, господ и бесправных крестьян, была близка Белинскому. Их совместная деятельность в «Современнике», а потом в «Отечественных записках» сблизила единомышленников, стала основой реформистских идей, которые пронизывали каждый выпуск издания.

Именно Белинскому Некрасов был обязан культивированию и формированию мировоззренческих идеалов.

После смерти критика журнал изменил направление, следуя по пути, предпочтительному обществу. Это способствовало тому, что издание оставалось на плаву, однако реформистский дух утратило. Произведения, написанные в тандеме с А.Я.

Панаевой, «Три страны» и «Мертвое озеро» занимали большую часть страниц «Современника», пользовались популярностью, однако, были признаны посредственными приключенческими романами.

Болезнь горла, выявленная у Некрасова в середине 50-х годов, навеяла на писателя грустные настроения и вернула в его творчество образ угнетенного народа. Отличительной особенностью произведений того времени является неприкрытая печаль, основанная на созерцании бесправия и лишений простого народа.

Поездка в Италию и проведенное там лечение способствовало тому, что писатель с новыми силами приступил к работе. Данный период считают самым плодотворным в творчестве писателя. Он тонко чувствовал перемены в настроении общества, простых людей, что и отражал в литературе.

Основной темой оставалась жизнь крестьян, их будни, надежды, стремления.

Источник: https://gfom.ru/nesjataya_polosa_nekrasov.php

«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова

Тест по стихотворению «Несжатая полоса» Некрасова

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра – элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта.

Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа – ветра, доносящего печальный ответ.

На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление – лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть – мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть – воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть – воображаемый ответ ветра.

Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя.

Его роль – подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения – тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль – сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение – это аллегория, образ пахаря – это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели, лес обнажился, поля опустели, полоска не сжата.

Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга.

Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря.

Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство – хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других».

Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу.

Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе.

Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал.

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня – пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Несжатая полоса»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/947-neszhataia-polosa-analiz

Несжатая полоса николай некрасов. Анализ стихотворения несжатая полоса некрасова. Тема, основная мысль и композиция

Тест по стихотворению «Несжатая полоса» Некрасова
«Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет», – писал когда-то Некрасов о гениальном лирике, оставившем значительный след в русском искусстве.

Афанасий Афанасьевич Фет – личность довольно загадочная, непростая для понимания. Его жизненный путь ни в коем образе нельзя назвать ровным, заурядным или посредственным, равно как и творчество. Тайны, окутавшие Фета как человека и поэта, уходят корнями в самое зарождение, которое вызывало массу вопросов и у искусствоведов, и у простых любителей поэзии. Самое удивительное, что даже перед Афанасием Афанасьевичем были открыты далеко не все двери в прошлое, связанное с происхождением фамилии, дарованной ему при появлении на свет.

Особенности жизни Афанасия Афанасиевича Фета

Автор большого числа гениальных поэтических творений родился в 1820 году.

Считается, что мать лирика, известная как Беккер Каролина-Шарлотта, будучи замужем за Карлом Фетом и имея положение беременной женщины, сбежала из Германии с потомственным дворянином Шеншиным, оставив не только прежнюю жизнь, но и прежнее имя.

Она стала Елизаветой Петровной Шеншиной, родив и воспитав великого поэта.

Многое из семейной истории Афанасия Афанасьевича остаётся неясным. Существуют неопровержимые факты, касающиеся его сложной биографии.

Будучи четырнадцатилетним подростком, в связи с раскрывшейся тайной о незаконном рождении, он лишился дворянского титула, наследства, фамилии. Все это, разумеется, не могло не сказаться на жизненном пути великого человека, на становлении его как поэта, как творческой личности, которую до сих пор сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Быть может, не случись когда-то личной трагедии, не пошатнись душевное равновесие будущего лирика, мир никогда бы не узнал одного из ярчайших представителей так называемого «чистого искусства».

Что касается фамилии, благодаря благосклонности бывшего мужа Каролины-Шарлотты, Афанасий получил фамилию «Фет».

Он до самой смерти ее презирал, всеми силами отстаивая право называть себя русским дворянином Шеншиным.

С чего начались первые шаги фета в поэзию?

С поступления в Московский университет на словесное отделение факультета философии, судьба свела автора с Аполлоном Григорьевым. Он сумел разглядеть в простом студенте величайший талант.

Не без поддержки Григорьева вышел первый сборник Фета «Лирический пантеон», попавший во внимание таких мастеров как Белинский и Гоголь, довольно одобрительно отозвавшихся о творчестве юного поэта.

Разумеется, для начинающего автора высокая оценка авторитетных личностей стала немалым стимулом для дальнейшей работы и поиска своего места в мире поэзии.

К тому же, в 1842 году стихи Фета были опубликованы в целом ряде известных журналов, среди которых можно выделить «Москвитянин» и «Отечественные записки», что укрепило в набиравшем известность лирике веру в себя.

Однако радость и восторг от успехов на поприще литературы не сумели излечить оскорблённую душу молодого поэта. Он по-прежнему болезненно относился к своему положению «иностранца Фета», мечтая вернуть прежнее российское гражданство и дворянскую родословную.

Прославиться в качестве поэта было для него, как он утверждал – второстепенно. Именно поэтому, окончив учёбу в университете, Фет решительно идёт на военную службу, которой посвящает долгие восемь лет жизни. Данный период обозначился как время внутреннего опустошения, непонимания.

Стечением времени интерес и тяга к поэзии угасают, наступает трудное финансовое положение, происходит трагическая смерть возлюбленной. Мысли всё мрачнее, интереса к жизни всё меньше.

В таком морально тяжёлом состоянии Фет узнаёт, что для получения звания офицерского чина ему недостаёт выслуги и уровня армейского звания, согласно новому указу, что вводит обнадёженного поэта в крайнее отчаяние.

Однако судьба вновь улыбается Фету и в 1853 году он знакомится с Гончаровым, Тургеневым и, что самое важное, – с Некрасовым, занявшим место редактора прославленного журнала «Современник».

Вокруг него находилась вся элита российской литературной среды, под влиянием которой Фет возвратился к творческой деятельности, публикуя второй долгожданный сборник стихов.

Он, как и первый, принес массу восторженных отзывов, уважение, почёт.

Среди тех, кто дал лирику высокие оценки, были Боткин и Дружинин – это влиятельные критики девятнадцатого века. Некрасов всерьёз заинтересовался подающим значительные надежды поэтом.

Стихи из сборника вновь расходятся по популярным журналам, о Фете говорят многие. Говорят люди разное.

Чернышевский высказывает мнение, что новоиспечённый лирик пишет пустяки, Добролюбов считает, что Фет обладает даром, но ценности его творения не имеют, следовательно, не несут особого значения. Некрасов же восхищался поэтом, выйдя при этом на первый план.

Поэзия Некрасова, обладающая практической стороной, пришлась более по душе российскому светскому обществу, нежели поэзия «чистого искусства» Фета.

На поэта, человека тонкой души, происходящее вокруг оказало дикое давление, но, тем не менее, он выпускает третий сборник. Он уходит со службы, понимая, что бессмысленно надеяться на реализацию задуманных планов по возвращению дворянского титула, женится, однако женится не по любви и принимает решение посвятить себя помещичьему делу, осев в своём имении в Степановке.

Трудно сказать, правильно ли поступил Фет или не правильно. При всём овладевающим им равнодушии он с увлечением отдался новым обязанностям, новому жизненному укладу. Верный друг лирика – Аполлон Григорьев – высказывал опасения за жизнь Фета, боясь, что тот способен совершить самоубийство в связи с потерей жизненных ориентиров и утратой страсти к тому, в чём был настоящим профессионалом.

Так или иначе, упорная цель всей жизни Афанасия Афанасьевича была достигнута. В 1873 году ему вернули дворянское звание, и человек, известный как поэт, чьё творчество пронизано лиризмом, нежностью и неуловимым трепетом, без сомнений расстаётся с прославленной фамилией, становясь дворянином Шеншиным.

Сказать, что Фет был человеком неоднозначным – это ничего не сказать. К сожалению, как часто случается с великими людьми, непризнанными при жизни, он покинул земной мир, так и не узнав, насколько было велико его творчество, какой вклад оно окажет на развитие русской литературы спустя какое-то время.

Фета осуждали за то, что он писал о любви, о чувствах, о природе, никоим образом не стремился коснуться в поэзии политики и социальной жизни общества, не стремился стать обличителем, моралистом, нести правду. Впоследствии именно это стало бриллиантом работ лирика. Именно в этом заключалась ценность его творчества.

После трёх лет со смерти Фета символисты ставят его в ряд с лучшими поэтами за всю историю России. Бальмонт выразился о нём и о Тютчеве как о поэтах, «царящими над современной литературной молодежью».

Брюсов признавался, что знал стихи Фета наизусть, поэт являлся в его глазах неким божеством, сумевшим превзойти самого Лермонтова.

Е. В.

Ермилова пишет: «Характерно, что в последнее время с общим возросшим интересом к поэзии Фета в работах о нём подчёркивается именно «ясный и мужественный взгляд на мир», «точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека», «трагическая доминанта» его творчества, преображение трагедии, страдания – в красоту и радость, «в жажду бытия». Именно так воспринимается сегодня творчество Фета.

Этот поэт занимает в русской поэзии особое место. С одной стороны он продолжатель Жуковского и Тютчева, а с другой – один из предшественников таких поэтов, как Блок.

Особенности творчества Фета

Его стихи пронизаны изяществом, образностью, богаты на метафоры, олицетворения. Так наделение неодушевлённого предмета качествами живой души автор использует в необычайно светлом стихотворении «Первый ландыш», написанное лириком весной 1854 года, которому стоит уделить особое внимание.

О первый ландыш! Из-под снегаТы просишь солнечных лучей;Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!Какие в нем нисходят сны!Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхаетО чем – неясно ей самой,-И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Особенно интересна композиция данного стиха. Начинает автор с описания ландыша и весеннего пробуждения природы, а заканчивает сравнением благоухающего цветка с юной, расцветающей девушкой.

Стихотворение наделено эпитетами: «душистой», «солнечных», «пленителен», «робкий», «воспламеняющий», точно передающими трепет лирического героя перед чистым, нежным образом весны и всего того, что она собою несёт.

Во втором четверостишии он восхищается солнечным лучом, восклицания «как», «какие», – все это обостряет эмоциональный накал. Кульминацией служат слова: «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!» В этом предложении заключены надежды лирического героя на чистую страницу не только в природе, но и в собственной жизни, в сердце. Он с волнением в груди предчувствует тихие шаги счастья.

Что касается сравнения ландыша с невинной душой, то наиболее ярко это подчёркивается словами «девственный», «дева». Только-только появившийся из-под снега на свет цветок, источающий благоухание, так же чист, светел и робок, как юная беззащитная девушка, с нежностью и любовью глядящая на мир.

Трогательность и невинность подчёркиваются словами «первый», «робкий», «молодой». Жизнь цветущего ландыша столь же быстротечна, мгновенна, как и сама юность. Она подобна вспышке, лишь единожды имеющей возможность к яркому, искрящему сиянию.

Фет призывает в полной мере ощутить этот свет, ведь надежда способна бесследно раствориться в тумане, а юность пройти мимо, оставив после себя лишь разочарование и выгрызающую изнутри боль о том, чего не воротить, не переписать.

«Избыток жизни молодой» легко может растратиться впустую.

Удивителен тип стихотворения – это четырёхстопный ямб. Он свойственен произведениям Фета, так как наиболее полно передаёт затрагиваемые в поэзии лирика тему жизнелюбия, светлых, лёгких чувств, неразделённости чудесной природы и человека.

«Первый ландыш» – это короткая история о чудесном, неповторимом мгновении. Слова поэта обращены вовсе не к разуму, а к сердцу.

Именно эту тонкую материю стремился коснуться Фет, которого неспроста называли певцом потрясающего, необъяснимого мира природы.

Однако и скромным поэтом ощущений его назвать несправедливо, так как строки, кажущиеся на первый взгляд простыми, пронизаны тайнами бытия и глубокими философскими рассуждениями.

При всех жизненных обстоятельствах поэзия была для Фета главным делом жизни – об этом говорят именно его стихи, которым он отдал всю свою нежность, любовь, вдохновение, впечатления, гибкость ума, способность увидеть нечто в тех вещах, которые мы привыкли считать обыденными.

В 1889 году Страхов написал о Фете такие слова: «Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…». С этими словами весьма сложно поспорить.

Источник: https://1kingvape.ru/dvor-i-sad/neszhataya-polosa-nikolai-nekrasov-analiz-stihotvoreniya.html

Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова 10 класс

Тест по стихотворению «Несжатая полоса» Некрасова

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году. В данном произведении поэт затронул такую тему, как крепостничество.

Автор считал, что если крестьяне будут свободными людьми, они смогут построить свою жизнь так, чтобы не иметь нужды ни в пище, ни в чем-либо еще.

Но дело в том, что отмена крепостного права не сделала крестьянам лучше, наоборот, это лишило их самого главного, того, с помощью чего они добывали пищу – земли.

Стихотворение «Несжатая полоса» показывает читателям, как важно для простых людей было землепашество и каким образом это отражалось на их жизни. Именно от того, каков будет урожай, зависела пища крестьянина зимой. Но не всегда хороший урожай был залогом хорошей жизни, и данное стихотворение замечательно это показывает.

Стихотворение написано в некой очень грустной атмосфере. На фоне уходящей осени автор видит полосу пшеницы, которая еще не сжата, и данная картина наводит очень грустную думу.

Стихотворение рассказывает о том, что крестьянин не смог собрать свой урожай из-за тяжелой болезни. Поэт говорит о том, что люди привыкли к смертям и боли, не замечая данных вещей. Но Некрасов считает, что не стоит смиряться с обстоятельствами, что человек свободен и может жить так, как ему этого хочется.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» 10 класс

Стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова звучит, как монотонная народная песня. И построено оно, как произведение народного жанра. Первые строки рисуют картину поздней осени.

На фоне осеннего пейзажа автор увидел несжатую полоску пшеницы, которая навеяла ему «грустную думу».

Невозможно представить, чтобы крестьянин, который вырастил хлеб, так пренебрежительно к нему отнесся, потому что от собранного урожая зависит, придется крестьянину зимой голодать или нет. Некрасов использует приём олицетворения: одушевлены пшеничные колосья и ветер.

Спелые колосья спрашивают: «Где же наш пахарь? чего ещё ждёт? » А ветер приносит в ответ печальную историю о больном и немощном пахаре. Отчаянием и безысходностью пронизаны эти строчки. Осиротевшая земля напрасно ждёт своего хозяина, сломленного непосильным трудом.

Через всё стихотворение проходит рефрен: «скучно нам», создавая тяжёлое настроение.

Поэт также использует художественный приём, ещё более усиливающий впечатление: он противопоставляет поэтические образы, например, тучные зёрна и высохшие в щепку руки пахаря, Безнадёжностью, страхом и смирением веет от нарисованного Некрасовым осеннего пейзажа.

Изображенная картина невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Добивается автор этого ощущения парной рифмовкой стиха, повторами (рефренами), параллелизмом образов — всё это характерные черты русской народной песни.

Необходимо отметить также основные средства выразительности: использование эпитетов (грустная дума; печальный ответ; больное сердце; заунывная
песня) и олицетворений (лес обнажился; шепчут колосья; ветер несёт. ответ). Стихотворение написано четырёхстопным дактилем.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасов

В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже при­меты осеннего пейзажа — «поля опустели» даны через восприятие пахаря.

Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы».

Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажет­ся, шепчут колосья друг другу…» На смертном одре крестьянин думал не о себе, а о родной земле, которая останется без него си­ротою:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет…

Но образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафорический смысл: Некрасов писал данное стихотворение будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Не­сжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтическо­го труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, по­добно любви крестьянина к своей земле.

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» №4

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми.

Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне.

Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса». в котором вновь затронул тему крепостничества.

Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды.

Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоса» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество.

Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать.

Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и Некрасов сумел это очень ярко передать в своем произведении.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она».

Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных.

Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни.

«Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды.

А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь.

Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают.

И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, который убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Несжатая полоса»

Русскому поэту Некрасову пришлось рано уехать из отцовского дома, однако он ни на миг не забывал всего, что видел в детском возрасте. Проблемы крепостного права всегда волновали поэта, поэтому вскоре из-под его пера выходит поэзия «Несжатая полоса», которая затрагивала именно эту тему.

мысль стихотворения заключалась в том, что сельские жители должны быть свободными, работать на своей земле и не ощущать в жизни нужды. К сожалению, мнение поэта было ошибочным, ведь отмена крепостного права не только еще больше угнетала простолюдинов, а забрала у них наибольшую ценность – землю.

Ведь в то время пахарство для крестьян было наиважнейшим делом, источником благополучия, что и показывает автор стихотворного произведения. От уродившей нивы зависело, не будет ли голодать семья в зимнюю пору. Однако иногда урожай оставался несобранным, так как пахарь «не по силам работу затеял». Так вот эту боль бедняги и показал Некрасов.

Вся поэзия состоит из 15 строф. Написано стихотворение «Несжатая полоса» дистихом (двустишием). Это позволяет воспринимать произведение как народную песню. Нашему взору открывается осенний пейзаж.

На его фоне виднеется несжатая полоска.

Эти оставшиеся в поле колоски навевают пахарю «грустную думу», ведь не может такого быть, чтоб так поступил крестьянин, вырастивший хлеб, обрекая свою семью на голодание зимой.

Очень умело Некрасов отобразил диалог между пшеничными колосьями и ветром, гуляющим в поле, используя такой прием, как олицетворение. Словно живые «шепчут колосья» с болью: «Где же наш пахарь?». Ответ им дает ветер, рассказывая грустную историю о стареющем пахаре, которого покидают силы от тяжелого труда. Именно эти строки произведения насквозь пронизаны отчаянием.

С помощью рефрена (повтора) «скучно нам» автор акцентирует внимание на безысходности хлебной нивы и выстраивает тяжелый настрой. В поэзии много противопоставлений образов, в частности, сопоставляются «тучные зерна» с руками, что «высохли в щепку».

Рифмовка стиха парная, рифма чередующаяся (женская – мужская). Стихотворный размер – четырехстопный дактиль (трехсложная стопа с ударением на первый слог). Основными художественными средствами являются не слишком красочные эпитеты («грустная дума», «заунывная песня») и олицетворения («лес обнажился», «шепчут колосья» и т.п.)

Надо сказать, что вдумчивое прочтение стихотворения «Несжатая полоса» открывает нам картину, которая ассоциируется с тяжелым положением всего русского народа того времени.

10 класс

Темы соседних сочинений

← Надрывается сердце от муки↑ НекрасовНесчастные →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/neszhataya-polosa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.