Тест по стихотворению «Светлана» Жуковского

Содержание

8 класс. Литература. Баллада В.А. Жуковского

Тест по стихотворению «Светлана» Жуковского

В 19 веке в России одним из любимых жанров романтизма становится баллада. Познакомил русского читателя с этим западноевропейским жанром Василий Андреевич Жуковский.

Вспомним, что называется балладой? Это стихотворное произведение, основанное на каком-либо предании, имеющее фантастический сюжет и неожиданную концовку.

С 1808 по 1833 годы Жуковский создал 39 баллад. Большинство из них – переводы, лишь несколько имеют русскую национальную окраску. Среди них – знаменитая “Светлана”.

Целых 4 года создавалось это произведение: с 1808 по 1812 год. За основу стихотворения поэт взял немецкую балладу Г.А. Бюргера «Ленора».

Василий Андреевич посвятил “Светлану” своей племяннице Александре Протасовой, для которой баллада стала свадебным подарком.

 Сюжет произведения

Обратимся к сюжету этого произведения. Однажды в Святочную неделю в Крещенье девушки устроили гаданье. Каждая из них мечтает о счастливом замужестве и с интересом ждет предсказания.

Но почему-то

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

Она не гадает с подружками, ей грустно и одиноко, потому что нет рядом милого жениха, он уехал далеко, о нем нет никаких вестей. Измученная переживаниями Светлана решается погадать одна, в темной комнате садится перед зеркалом, глядит в него, ожидая увидеть свою судьбу.

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

Во время гадания Светлане кажется, что ее жених пришел и зовет венчаться. Они садятся в сани и скачут ночью сквозь метель в церковь. Всю дорогу жених почему-то молчит.

Неожиданно он превращается в мертвеца и готов погубить свою невесту.

Но появляется спаситель – белый голубь.

Что же девица?.. Дрожит…

Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.

Страшный мертвец исчез, а Светлана пробудилась.

Вдруг наяву, а не во сне приезжает жених, и происходит настоящее венчание.

Художественные особенности баллады Жуковского “Светлана”

В чем же своеобразие данной баллады? Несмотря на то, что в основе стихотворения – немецкое произведение, автор включает в него описание русских традиций, примет, гаданий:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок.

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

Поэт воссоздает картину русской народной жизни, изображает крестьянских девушек, мечтающих о счастье, о любви. Автору важно описать не только предметы быта, но и внутренний мир главной героини. Образ Светланы чистый и полон надежды на счастье.

Она соглашается на гадание не из любопытства, а из-за тоски по любимому человеку. Ее чувства обострены, сердце страдает. Все эти переживания выливаются в страшный сон, который очень пугает ее, но даже под властью сна и волшебства она верит в лучшее.

Ее христианская вера воплощается в образе белого голубка, спасающего ее от сил зла.

Интересно, что Жуковский для лучшего воплощения идеи произведения применяет в балладе символику цвета.

Например, символом чистоты, добра в балладе является белый цвет: снег, метель, платок, который был на гадании, белая скатерть на столе, белый голубь, и само имя “Светлана” ассоциируется со словом “светлая”.

А символом всего непонятного, загадочного выступает темный цвет: темнота в зеркале, темной ночью мчатся кони в церковь. Темный цвет исчезает, как только проснулась девушка.

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Итак, все страшные события происходят с героиней во сне. Автор говорит:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

Как видим, в отличие от других баллад здесь с героиней не произошло ничего плохого, т.к. она сохранила свою верность, любовь к жениху.

 Краткие итоги урока

Таким образом, основная идея “Светланы” в следующем: счастье придет к человеку, если его душа чиста и исполнена веры в Бога, в лучшее, в себя.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/9-klass/literatura/V.A.-Zhukovskiy.-%C2%ABSvetlana%C2%BB

http://infourok.ru/test-po-literature-k-ballade-va-zhukovskogo-svetlana-klass-472809.html

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2271/lesson/7296

Тест по литературе Светлана 9 класс

Тест по стихотворению «Светлана» Жуковского

Тест по литературе Светлана (В.А. Жуковский) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Что ж? В избушке гроб; накрытБелою запоной;Спасов лик в ногах стоит;Свечка пред иконой…Ах! Свет лапа, что с тобой?В чью зашла обитель?Страшен хижины пустойБезответный житель.Входит с трепетом, в слезах;Пред иконой пала в прах,Спасу помолилась;И с крестом своим в рукеПод святыми в уголке

Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…Слабо свечка тлится,То прольет дрожащий свет,То опять затмится…Все в глубоком, мертвом сне,Страшное молчанье…Чу, Светлана!.. в тишинеЛегкое журчанье…Вот глядит: к ней в уголокБелоснежный голубокС светлыми глазами,Тихо вея, прилетел,К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…Вот Свет лапе мнится,Что под белым полотномМертвец шевелится…Сорвался покров; мертвец(Лик мрачнее ночи)Виден весь — на лбу венец,Затворены очи.Вдруг… в устах сомкнутых стоСилится раздвинуть онРуки охладелы…Что же девица?.. Дрожит…Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернулЛегкие он крилы;К мертвецу на грудь вспорхнул,Всей лишенный силы,Простонав, заскрежеталСтрашно он зубамиИ на деву засверкалГрозными очами…Снова бледность на устах;В закатившихся глазахСмерть изобразилась…Глядь, Светлана… о творец!Милый друг ее — мертвец!

Ах! … и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, однаПосреди светлицы;В тонкий занавес окнаСветит луч денницы;Шумным бьет крылом петух,День встречая пеньем;Все блестит… Светланин духСмутен сновиденьем.«Ах! Ужасный, грозный сон!Не добро вещает он —Горькую судьбину;Тайный мрак грядущих дней,Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)Под окном Светлана;Из окна широкий путьВиден сквозь туманы;Снег на солнышке блестит,Пар алеет тонкий…Чу!.. в дали пустой гремитКолокольчик звонкий;На дороге снежный прах;Мчат, как будто на крылах,Санки кони рьяны;Ближе; вот уж у ворот;Статный гость к крыльцу идет..

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,Прорицатель муки?Друг с тобой; все тот же онВ опыте разлуки;Та ж любовь в его очах,Те ж приятны взоры;Те ж на сладостных устахМилы разговоры.Отворяйся ж, божий храм;Вы летите к небесам,Верные обеты;Соберитесь, стар и млад;Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многилеты!

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2. Как называется изобразительно-выразительное средство?Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье…

3. Укажите название композиционного элемента — изображения внутреннего убранства помещения:Что ж? В избушке гроб; накрытБелою запоной;Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

4. Как называется прием?
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры…

5. Определите размер, которым написано произведение.

Задания с развернутым ответом

6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?

7. Каков аллегорический смысл образа голубя?

8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?

2. Укажите название изобразительного средства:Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны…

3. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:Из окна широкий путьВиден сквозь туманы;Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

4. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел…

5. Определите способ рифмовки:Спасу помолилась;И с крестом своим в рукеПод святыми в уголке

Робко притаилась.

Задания с развернутым ответом

6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?

7. Каков аллегорический смысл образа голубя?

8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

Фрагмент произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» для 8 задания

Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который у да­лялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален.

Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она. — Для чего я осталась в этой пустыне? Что удер­живает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь.

Постой, по­стой, любезный! Я лечу к тебе!» Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» — остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине.

С сего ча­са дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облег­чалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная гор­лица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием.

Но иногда — хотя весьма редко — златой луч надежды, луч утешения освещал мрак ее скорби. «Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива! Как все переменится!» От сей мысли прояснялся взор ее, розы на ще­ках освежались, и Лиза улыбалась, как майское утро после бурной ночи.

Ответы на тест по литературе Светлана
1 вариант1. баллада2. эпитет3. интерьер4. анафора5. хорей

2 вариант

1. романтизм2. сравнение3. пейзаж4. эпитет

5. опоясывающая

PDF-версияТест Светлана

(113 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/08/10/test-po-literature-svetlana-9-klass/

Анализ стихотворения Жуковского Светлана

Тест по стихотворению «Светлана» Жуковского

Баллада “Светлана” была написана В.А. Жуковским в 1812 году по мотивам произведения “Леонора” Бюргера.

В балладе сильно проявляются фолклорные мотивы: гадания, приметы, обрядовые песни, мотивы народных сказок.

Сюжет “Светланы” очень похож на содержание “Людмилы”: главная героиня в канун крещения гадает о возлюбленном, о котором нет вестей.

Далее автор описывает мистическую ситуацию, в которой жених зовет Светлану на венчание в церковь. Героиня приезжает туда и чудом спасается от мертвеца, которые оказался ее любимым. Однако, этот ужасающий эпизод оказался лишь сном девушки. В конце баллады любящая пара играет свадьбу, а грозный мистический сон не имеет к их судьбе никакого значения.

Героиня имеет “говорящее” имя: душа Светланы чистая, она не ропщет на судьбу, не клянет высшие силы, а неустанно верит в любовь. Ее душа оказалась сильнее темных сил, и в награду она получает счастье. Черты характера Светланы являются квинтессенцией лучших особенностей национального характера: силы, чистоты, верности, покорности, религиозности.

В балладе одерживают победу религиозность, доброта, скромность и вера. Светлана стала одной из самых известных и любимых героинь русской литературы.

|

  • Вся мировая литература в сокращенном варианте

Анализ баллады Жуковского «Светлана». Сочетание романтизма и сентиментализма

February 13, 2014

Василий Жуковский является одним из первых русских поэтов, создавших понятные, простые и легкие для чтения произведения. До этого литераторы работали по принципу, чем сложнее – тем лучше.

Нам непросто оценить масштаб гениальности Василия Андреевича, ведь то, что для нас кажется вполне приемлемым и обычным, для современников поэта было удивительным.

В XIX веке все увлекались сентиментализмом, и Жуковский не был исключением, поэтому его творчество является сочетанием этого жанра и народного.

Попытка создания русской народной баллады

Анализ баллады Жуковского «Светлана» показывает, что за основу сюжета автор взял произведение немецкого поэта Бюргера.

Василий Андреевич всегда считал, что россиянам следует перенимать опыт у западных коллег, но переделывать свои работы в соответствии с народными обычаями и беря во внимание русский характер.

Учитывая особенности жанра, писатель обратился к миру сказок, легенд, фантастики и мистики.

Следует отметить, что на другие подобные произведения совершенно не похожа баллада Жуковского «Светлана». сначала нагоняет на читателя страх и ужас от происходящего, но вот конец радостный и счастливый. Главные герои остаются живы, их судьба замечательно складывается, тогда как в таких известных балладах, как «Людмила», «Лесной царь», ощущается драматизм.

Сюжетный анализ баллады Жуковского «Светлана»

Произведение начинается с приукрашенной автором картины гадания девушек на Святки. Василий Андреевич, чтобы сделать образ Светланы ярче, обратился к сентиментальной поэзии. Читатель видит девушку скромной, молчаливой, грустной.

Она скорбит, потому что разлучена с милым, но не жалуется на свою судьбу, а находит успокоение в молитвах.

В образе этой девушки Жуковский хотел воплотить типичные черты, присущие русскому народу: религиозность, покорность судьбе, кротость.

Анализ баллады Жуковского «Светлана» показывает, что автор включил в свое произведение черты романтизма и сентиментализма. Сначала девушка сидит перед зеркалом, желая увидеть там своего суженого, затем засыпает. Во сне она встречается со своим женихом, следует за ним, но мужчина кажется каким-то необычным.

Только со временем читатель вместе со Светланой понимает, что это жених-мертвец. Когда девушка оказывается в избушке возле гроба, она своей молитвой отгоняет потусторонние силы, слетевший ей на грудь белый голубь является символом Духа Господня.

Смирение и покорность принесут спасение и вознаграждение – вот главная тема баллады Жуковского «Светлана».

Оптимистичный конец

Произведение написано в романтично-сентиментальном стиле. К романтике можно отнести мистический сон, в котором присутствует образ страшного жениха-мертвеца, зловещее карканье ворона, ночные скачки на конях, мертвенный свет луны, гроб в избушке, одинокая церквушка.

К сентиментализму относится образ подружек Светланы, гадание, свадьба. Чтобы подчеркнуть этот стиль, поэт использует существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Анализ баллады Жуковского «Светлана» показывает, что это произведение оптимистичное.

Что бы ни случилось во сне, в реальной жизни все будет хорошо.

Анализ стихотворения Жуковского «Светлана»

Анализ стихотворения Жуковского «Светлана»

Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана».

«В балладе, — по словам Белинского, — поэт берет какое? нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде.

Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя» «Светлана» — одна из лучших баллад Жуковского. В ней отразились народные предания, звучат народные песни.

Склад баллады, ее ритм, легкий и энергичный размер, музыкальность стиха — все напоминает песенные мотивы. Народна и лексика стихотворения.

В сцену гаданья поэт вводит такие слова и словосочетания, как «плат», «злат и нов венец», «песенки подблюдны», «вечерок». Белинский назвал это стихотворение «самым романтическим».

Действительно, метель, туманный круг луны, одинокий храм, черный гроб — все это создает романтический колорит сна Светланы.

Но мрачная фантастика баллады снимается поэтом. Жуковский идет по пути сказок, в которых не было мистики. Явление жениха? мертвеца в «Светлане» — всего лишь «лживый сон». Концовка баллады жизнерадостна.

По мысли Жуковского, человек создан для счастья: «О! Не знай сих страшных слов Ты, моя Светлана… Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга». Баллада начинается с описания русских народных гаданий.

Поздним вечером, сидя перед зеркалом, Светлана мечтает о далеком суженом и незаметно засыпает.

Во сне ей приходится многое пережить. Просыпается Светлана уже поутру. За окном открывается солнечный морозный пейзаж, звенит колокольчик, сани останавливаются у ворот, на крыльцо поднимается статный гость — не мертвый, а живой жених Светланы.

Так все мрачное и фантастическое отнесено в область сна, и сюжет получает неожиданно счастливую развязку. В соответствии с подобным переосмыслением сюжета язык «Светланы» насыщен такими элементами романтического стиля, которые преследуют цель вызвать жуткое настроение у читателя.

Правда, в «Светлане» и «черный вран», предвещающий печаль, и «тайный мрак грядущих дней», и гроб, в котором Светлане чудится ее жених, но все эти «страхи» как бы умеряются и разбавляются непринужденностью словесных оборотов, позаимствованных из живой разговорной речи.

«Светлана» была закончена в тот самый год, когда вторжение Наполеона в Россию побудило миролюбивого автора элегий и баллад Жуковского вступить в ряды защитников родины.

В период национального подъема, вызванного войной 1812 г. баллада «Светлана» воспринималась читателями как произведение народное, истинно русское.

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы — все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского.

Влияние его творчества выходит далеко за пределы его эпохи. Оно сказалось, например, в стихах Тютчева и Фета, позднее — в поэзии Александра Блока.

Баллада Жуковского Светлана – художественный анализ. Жуковский Василий Андреевич

Остановимся на балладе Жуковского «Светлана» (1811). Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу.

Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной стороны, как приукрашенное изображение народного быта, а с другой, как мир сказок и легенд, созданный народной поэтической фантазией. Так понял народность и Жуковский.

Баллада начинается картиной святочного гадания русских девушек, написанной с приукрашиванием крестьянского быта. На фоне этой картины даётся образ Светланы. Он зарисован в духе сентиментальной поэзии: подчёркнуты молчаливость и грусть девушки, разлучённой с милым, её кроткая печаль и тихая скорбь.

Она не ропщет, а ропщет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждёт радость, данная ей «провидением» за её покорность и терпение, её жених возвращается к ней, и баллада оканчивается картиной весёлой свадьбы.

Основную идею баллады Жуковский сам разъясняет в послесловии:

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Идейное содержание баллады говорит о религиозности и консерватизме Жуковского. Жуковский старается показать кротость и религиозность Светланы как типические черты русского народа.

По своему стилю «Светлана» — произведение, включающее черты и сентиментализма и романтизма.

Этот сентиментально-романтический стиль баллады находит своё выражение в образе В духе сентиментализма изображены подруги Светланы, её жених, картина гадания, свадьба.

Преобладают характерные для писателя-сентименталиста существительные в ласкательных и уменьшительных фермах: вечерок, башмачок, подруженьки и т. д.; типична для сентиментализма и вопросительно-восклицательная интонация.

Но наряду с этой струёй идёт и другая — романтическая. С ней связаны образы страшного и ужасного: образ жениха-мертвеца, скачка на конях ночью, карканье ворона — предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. Пейзаж этой части баллады — снежная мертвенная равнина, бледный свет луны, одинокая церковка, слабо освещенная, — типично романтический.

Композиция баллады отличается стройностью. Лёгкий, плавный стих выдержан в духе разговорной интонации. Строфа имеет 14 строк со своеобразной рифмовкой: первые восемь строк имеют перекрёстную рифму, девятая и десятая — смежную, последние четыре — охватывающую.

Если домашнее задание на тему: » Баллада Жуковского Светлана – художественный анализ. Жуковский Василий Андреевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

«Светлана» В.Жуковский

«Светлана» Василий Жуковский

Темы соседних сочинений

← Рыбак↑ ЖуковскийСлавянка →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/svetlana

Анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский) | Литерагуру

Тест по стихотворению «Светлана» Жуковского

Балладу «Светлана» по праву можно считать символом раннего русского романтизма. Произведение стало настолько родным для читателя, оно так ярко отражает национальную ментальность, что трудно осознавать его переводом немецкой баллады. Среди произведений Жуковского это творение – одно из лучших, неслучайно в литературном обществе «Арзамас» у Василия Андреевича было прозвище «Светлана».

История создания

В 1773 году Готфрид Бюргер пишет свою балладу «Ленора» и становится основоположником этого жанра в Германии. Жуковского заинтересовывает его произведение, он делает три перевода книги. В первых двух опытах писатель стремится к более национальной адаптации баллады.

Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве.

Позднее, в 1831 году, Жуковский создаёт третий, максимально приближенный к оригиналу вариант баллады «Ленора».

Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга А. Воейкова.

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору.

Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом.

Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого.

Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание.

Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры.

Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние.

героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Темы произведения

  • Любовь. Эта тема пронизывает балладу, в некотором роде, она движет сюжетом, ведь именно любовь провоцирует православную девушку на гадание. Она же даёт силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха, может быть, чувство Светланы бережет его от ранений. Девушка и её возлюбленный преодолели тяжелое испытание — разлуку, и их взаимосвязь стала только крепче. Теперь впереди их ждет свадьба и долгое совместное счастье.
  • Вера. Светлана искренне верит в Бога, она не сомневается, что молитва сохранит её возлюбленного. Она же спасает девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось избежать Леноре, героине оригинальной баллады.
  • Гадание. Эта тема представлена весьма оригинально. Во-первых, Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Во-вторых, гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Таким образом, девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.

мысль

Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

Проблемы

В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца.

Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день.

Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства.

В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию.

Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

Историзмы в «Светлане» Жуковского

Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова.

Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

Песенки подблюдны  — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

Запона – белая ткань, часть одежды священника.

Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

  1. Ярый — огненный
  2. Рьяны — усердные
  3. Уста — губы
  4. Зиждителя — основателя
  5. Фимиам — благовоние
  6. Вымолвить — сказать
  7. Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
  8. Благ – хорош

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры.

По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели.

Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-ballady-svetlana-v-zhukovskij/

Тест

Тест по стихотворению «Светлана» Жуковского

Наша кнопка

Скачать материал

1 вариант. Выполнил(а)_________________________

1. Назовите излюбленные жанры поэзии Жу­ковско-го. а) поэма; б) стихотворение; в) элегия; г) эпиграмма; д) баллада..

2. Членом какого литературного общества являлся Жуковский: а) «Зелёная лампа»; б) «Общество любителей российской словесности»; в) «Арзамас»; г) «Общество любомудров».

3. Назовите произведения литературы, автором пе­реводов которых является Жуковский: а) Гёте. «Фауст»; б) Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»; в) Гомер. «Одиссея»; г) Шекспир. «Гамлет»; д) Данте. «Божественная комедия».

4.

Из нижеперечисленных произведений В.А. Жу­ковского выберите те, которые соответствуют жанру элегии: а) «Светлана»; б) «Перчатка»; в) «Певец во стане русских воинов»; г) «Вечер»; д) «Птичка».

5. Элементы каких двух стихотворных жанров соеди­нились в стихотворении «Певец во стане русских воинов»? а) поэма; б) ода; в) баллада; г) эпитафия; д) элегия

2 вариант. Выполнил(а)_________________________

1. Выберите признак, который не соответствует ли­рическому жанру элегии:а) отражение философских размышлений; б) медитативные раздумья лирического героя; в) отражение изменений переживаний и настроений автора; г) введение фантастического сюжета; д) наличие пейзажа.

2. Определите стихотворный размер произведения: «Где вы, мои друзья, вы, спутники мои, Ужели никогда не зреть соединенья? Ужель иссякну ли всех радостей струи? О вы, погибли наслажденья».а) шестистопный ямб; б) пятистопный ямб; в) анапест; г) дактиль.

3. Назовите художественный приём, который использует Жуковский: «Луны ущербный лик встает из-за холмов. О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило». а) сравнение; б) звукопись; в) аллегория; г) гипербола.

4.

Баллада — это а) один из видов сатирической поэзии, небольшое сти­хотворение, высмеивающее какую-либо личность или общественное явление; б) один из видов лиро-эпического жанра, основной чер­той которого является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя; в) небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.

5. В балладе «Перчатка» действие происходит в период а) античности; б) средневековья; в) начала XIX века; г) инквизиции

1 вариант. Выполнил(а)_________________________

1. Назовите излюбленные жанры поэзии В. А. Жу­ковского. а) поэма; б) стихотворение; в) элегия; г) эпиграмма; д) баллада..

2. Членом какого литературного общества являлся Жуковский: а) «Зелёная лампа»; б) «Общество любителей российской словесности»; в) «Арзамас»; г) «Общество любомудров».

3. Назовите произведения литературы, автором пе­реводов которых является Жуковский: а) Гёте. «Фауст»; б) Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»; в) Гомер. «Одиссея»; г) Шекспир. «Гамлет»; д) Данте. «Божественная комедия».

4.

Из нижеперечисленных произведений В.А. Жу­ковского выберите те, которые соответствуют жанру элегии: а) «Светлана»; б) «Перчатка»; в) «Певец во стане русских воинов»; г) «Вечер»; д) «Птичка».

5. Элементы каких двух стихотворных жанров соеди­нились в стихотворении «Певец во стане русских воинов»? а) поэма; б) ода; в) баллада; г) эпитафия; д) элегия

2 вариант. Выполнил(а)_________________________

1. Выберите признак, который не соответствует ли­рическому жанру элегии:а) отражение философских размышлений; б) медитативные раздумья лирического героя; в) отражение изменений переживаний и настроений автора; г) введение фантастического сюжета; д) наличие пейзажа.

2. Определите стихотворный размер произведения: «Где вы, мои друзья, вы, спутники мои, Ужели никогда не зреть соединенья? Ужель иссякну ли всех радостей струи? О вы, погибли наслажденья».а) шестистопный ямб; б) пятистопный ямб; в) анапест; г) дактиль.

3. Назовите художественный приём, который использует Жуковский: «Луны ущербный лик встает из-за холмов. О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило». а) сравнение; б) звукопись; в) аллегория; г) гипербола.

4.

Баллада — это а) один из видов сатирической поэзии, небольшое сти­хотворение, высмеивающее какую-либо личность или общественное явление; б) один из видов лиро-эпического жанра, основной чер­той которого является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя; в) небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.

5. В балладе «Перчатка» действие происходит в период а) античности; б) средневековья; в) начала XIX века; г) инквизиции

ЭТАЛОН. 1 вариант: 1вд; 2б; 3в; 4г; 7аб. 2 вариант: 1г; 2а; 3б; 4в; 5б.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/test-zhukovskiy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.