Тест по стихотворению «Волчата» Сулейменова

Тема урока: «Человек и природа» в стихотворении Олжаса Сулейменова «Волчата»

Тест по стихотворению «Волчата» Сулейменова

Сыздыкова Баян Шиябиденовна учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория КГУ «Средняя школа им. К. Камзина Алгабаского сельского округа села Жолкудук» города Аксу Павлодарской области

Цели урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством О. Сулейменова; показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в стихотворении соотносится мир природы и мир человека; показать, как «дети природы» ведут себя в борьбе за выживание;
  • развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить анализ текста; умения работать в коллективе;
  • воспитательная: прививать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: текст стихотворения, презентация Power Point, карточки с уровневыми заданиями.

Эпиграф к уроку:Ты, бесспорно,вершина природы,Мой брат,человек.Только где и когдаты видалбез подножья вершину?

Р. Рождественский

I. Мотивационный этап

— Как вы относитесь к волкам? (опережающее задание, письменно).

Урок начинается с чтение работ учащихся.

— Сегодня речь пойдет о волчатах — героях стихотворения, которое нам предстоит проанализировать.

— Какие ассоциации вызывает слово волк?

Составляем кластер на интерактивной доске

 Ребята, вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с волками

(С волками жить — по-волчьи выть. Волков бояться — в лес не ходить. Отольются волку овечьи слезы. Волк в овечьей шкуре. Волка ноги кормят и др. написаны на интерактивной доске).

Выступают «фольклористы», которые приводят пословицы разных народов мира.

Конкурс на звание лучшего знатока и переводчика казахских пословиц и поговорок. (Пословицы и поговорки на интерактивной доске).

Бөрі баласын асырағанмен ит болмас (Сколько не корми волчонка? Он собаку не заменит).

Жарлының жалғыз қозысын қасқыр жейді. (Волк из всей отары выбирает единственного ягненка бедняка).

Кәрі қасқыр қвапқанға түспейді. (Старого волка в капкан не заманишь).

Иттің ұлығаның бөрі естімес. (Вой собак вол пропускает мимо ушей).

Вывод: с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, спасение за жизнь.

Выступают «литературоведы», получившие опережающее задание, рассказывают о том, что этот серый хищник в мифах народов мира стао воплощением зла и и сил тьмы, жаждующих проглотить солнце. У древних греков волк- воинственное божество. Именно волчица спасла жизнь близнецамРомулу и рему, которые были брошены в Тибр на погибель и вынесены течением на берег.

— И все же слава у этих животных недобрая. Почему?

Выступают биологи, рассказывают о семействе собачьих, где обитают, как охотятся.

— Эти хищники истребляют домашних животных, иногда нападают на человека, поэтому люди объявили им войну.

II. Операционно-деятельностный этап

1. Игра «Узнай личность».

Детенышам волчицы посвящено стихотворение известного поэта. Определим имя поэта. Учащиеся читают на интерактивной доске.

— Он был геологом, исследователем земных недр.

— По признанию Леонида Мартынова, этот поэт, «творящий на русском языке, целиком остается поэтом казахским».

— Он выпустил несколько поэтических сборников: «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе восхода». «Год обезьяны», «Определения берега» и др.

— Он тюрколог и славист в оном лице.

— Он является автором книг-исследований «Аз и Я», «Язык письма», «Пересекающие параллели». (Это Олжас Сулейменов).

— Сегодня мы поговорим о творчестве этого оригинального поэта, уделив особое внимание его стихотворению «Волчата».

2. Заполнение таблицы (стадия вызова).

Олжас Сулейменов
ЗнаюХочу узнатьУзнал

— Ребята, что известно вам о поэте, записывайте в первую колонку. Во второй колонке запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.

3. Турнир ораторов. Его участники получили опережающее задание и распределили между собой роли. Выступают с небольшими сообщениями о творчестве поэта (биограф, литературовед, историк, искусствовед).

4. Работа над стихотворением «Волчата».

А) Словарная работа: лощина — алқап, волчата — бөлтіректер, қасқырдың күшіктері, волчатник — охотник за волками, заросли — ну, қопа, оскалив пасть — аранын ақситып, месть — кек, өш.
Б) Чтение стихотворения. Анализ текста.

— Какая картина предстала перед человеком в густой лощине?

— Как вы думаете, какие мысли и чувства вызвала она у волчатника?

— В чем нарисованная поэтом трагедия? Почему не назван в стихотворении ее истинный виновник?

— Как вы понимаете слова вливалась жажда мести? Кому будут мстить волчата?

— Почему волчатник не тронул волчат?

— Какова главная мысль стихотворения?

В) Деление текст на две части. Определение частей и чтение их. Первая часть состоит из трех четверостишия. Неизвестно, кто убил волчицу, но можно предположить, что она погибла, добывая пищу для своих детенышей, чтобы спасти им жизнь.

Г) Схема на интерактивной доске.

Вторая часть стихотворения — это страшная сцена: голодные волчата жадно пьют густую, холодеющую кровь матери, и вместе с ней в них вливается жажда мести.

5. Дискуссия.

Разбиваю класс на две группы — защитников и противников волков.

— Почему люди преследуют волков?

— Они очень агрессивны: истребляют домашний скот и нередко нападают на человека.

— Можете ли вы сказать что — то в защиту этих животных?

— Нужно всегда помнить, что волк — хищник, таким его создала природа, и он охотится, чтобы выжить и продолжить свой род. Волки, как и люди, могут испытывать привязанность. Это умные, находчивые. Хитрые и осторожные животные. Они вынуждены нападать на домашний скот, когда голодно зимой и весной.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Строки из «Монолога Царя зверей».

— О чем предупреждает Лев?

— Человек — вершина природы, но природа — ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя.

— Имеет ли права человек, считающий себя единственным властелином природы, распоряжаться жизнью «меньших братьев», которые тоже хотят жить?

— Нет, конечно. Всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря.

Включаю грамзапись песни В. Высотского «Охота на волков». Выделяем строку: «Эту бойню затеял не Бог — человек..».

III. Этап закрепление

Индивидуально-групповая работа по карточкам.

Задание I уровня.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение О. Сулейменова «Волчата», какое настроение оно вызывает? Какую проблему поднимает автор?

— Известный казахстанский писатель — натуралист Максим Зверев утверждал: ” Потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас«. Какое значение имеет, по-вашему, такое понимание природы для современного общества? Каким образом мы должны протянуть руку природе?

Задание II уровня.

Прочитайте фрагмент из стихотворения «Волчата»:

Она лежала в зарослях полыни,Откинув лапы и оскалив пасть,Из горла перехваченного плылаТолчками кровь,

Густая, словно грязь.

Определите его стихотворный размер.

— Выпишите слова, характеризующие человека и волка. Составьте диаграмму Венна.

Бесстыдство, благородство, героизм, гордость, грубость, гуманизм, зависть, злоба, искренность, лицемерие. Милосердие, жестокость. Месть, мужество, ненависть, эгоизм, жалость, трусость.

— Почему поэт назвал стихотворение «Волчата»? Придумайте другие название для него.

Задания III уровня.

— Какие произведения казахских и русских писателей или поэтов о взаимоотношениях человека и животных вы читали?

— Какие мифологические представления несет в себе образ волка?

— Какая роль отводится волку в устном народном творчестве? Вспомните известные вам пословицы, поговорки, сказки об этом сером хищнике.

IV. Рефлексия

— Что вам дал сегодняшний урок?

— Насколько комфортно мне работалось в группе?

V. Информация о домашнем задании и комментирование оценок

Источник: http://www.azbyka.kz/tema-uroka-chelovek-i-priroda-v-stihotvorenii-olzhasa-suleymenova-volchata

Подготовка к суммативному оцениванию. Анализ стихотворения О.Сулейменова «Волчата»

Тест по стихотворению «Волчата» Сулейменова

Начинаем публикацию материалов, посвящённых анализу лирического произведения, которые могут быть полезны семиклассникам на этапе подготовки к суммативному оцениванию раздела «Человек и природа».

Автор статьи – учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный» А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР

Размышляя над поэтической строкой

В лирическом произведении обычно нет сюжета. В стихотворении «Волчата» сюжет есть. Если перевести текст с образного на логический, прозаический, то он будет выглядеть так:

  1. Какой-то человек долго-долго идет по степи (неизвестно зачем).
  2. Он приближается к волчьему логову.
  3. Ему открывается страшная картина.
  4. Описание убитой волчицы и ее детенышей-сирот.
  5. Человек, свидетель трагедии, оказывается волчатником, но несчастных сирот не убивает.
  6. Волчатник уходит своей дорогой (неизвестно куда и неизвестно зачем)

Но в сюжете вся эмоциональная мощь поэта сосредоточилась только на описании мертвой волчицы и волчат.

Поэт Луи Арагон подчеркнул силу образа в поэзии: «Каждый образ одним ударом заставляет пересмотреть целую Вселенную».

Крик души автора «Волчат» невозможно не услышать.

 Направления для интерпретации поэтического текста:

​ Чувство

​ Переживание

​ Настроение

​ Лирический герой

Интонация стихотворения:

Это сильное по накалу стихотворение. Трогает до глубины души читателя любого возраста. Ощущаешь мощь поэтического слова, способного описать событие так, что даже самый черствый читатель проникнется состраданием.

Об образах

1.​ Образ человека Шел человек,

Шел степью, долго, долго

Куда? Зачем?

Обрамление стихотворения (кольцо) с риторическими вопросами. Кто убил волчицу – неважно, несущественно…

Он волчатник.

Лексическая переменка

Он не тронул волчат – ведь «их не защищала мать». Волчатник – наблюдатель свершившегося ужаса. Но он не пролил кровь волчат, поскольку охотится на волка, а не добивает его детенышей.

  • Человек – свидетель страшной трагедии

В густой лощине он увидел волка,

Верней, волчицу,

А точнее, мать…

Поэт намеренно не называет убийц, обрывает повествование. Здесь огромную роль играет многоточие. Это фигура умолчания Каков ее смысл?

Литературоведческая переменка

Момент убийства не показан (это первая роль многоточия). Кроме того, умолчание говорит о страшном эмоциональном потрясении открывшейся картиной. Для автора не важно, кто убил – волк в схватке за добычу или охотничьи псы. Важно, произошла чудовищная трагедия. На ней он концентрирует всю изобразительную силу слова.

Поэт рисует страшный образ убитой волчицы-матери (душераздирающие детали, обращаем внимание на эпитеты и сравнения: «откинутые лапы», «оскаленная пасть», «из горла перехваченного плыла толчками кровь густая, словно грязь»)

Особый драматизм заключен в описании слепых, беспомощных, голодных осиротевших волчат-сосунков, которые вместо молока «жадно пили кровь», «толкаясь и ворча», вместе с этой кровью в них входила «жажда мести».

Кому?

Любому.

Лишь бы не простить

Даже «друг другу будут мстить»

Что же, в дикой природе агрессия и жестокость не новость. Это способ выжить.

Лирический герой

Условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок самому автору (но не тождественен ему)

Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но, как всякий образ, содержит в себе обобщение (см. в приложении примеры из стихотворений других поэтов).

В стихотворении О.Сулейменова «Волчата» лирический герой и поэт абсолютно совпадают. Это гуманный, чувствующий чужую боль как свою человек. У него тонкое понимание единства мира природы и человека как части мира, «мыслящей» сущности.

Авторское отношение

Поэтому на человеке лежит большая ответственность за «поруганную» атмосферу любви, добра, чуткости, заботы в мире – и за разгул жестокости, мести, агрессии.

Вообще стихотворение – о природе и человеке. Однако в нем решаются философские вопросы – о смысле жизни и смысле смерти

Почему стихотворение названо «Волчата»

Над волчатами нависла угроза. Они приговорены: нет кормилицы и защитницы – матери. О будущем этих несмышленышей, не сделавших пока еще никакого зла, задумывается читатель. О будущем, которого у них может и не быть.

Это вызывает сочувствие и сострадание к пока невинным малышам.

Почему автор для центрального образа стихотворения выбирает из всего мира природы волчицу и ее детенышей?

Волк – в тюркских верованиях – священное (сакральное) животное, тотем

Сакральный – относящийся к вере, религиозному культу, священный; ритуальный.

Тотем – магический символ (животное, растение, реже явление природы, неодушевленный предмет), которому поклонялся род первобытного общества.

Пейзаж

Литературоведческая переменка

Функции пейзажа

В стихотворении предстает образ бесконечной, безбрежной степи с акцентом на лощину, густо заросшую травой

Лексическая переменка

Здесь волчье логово. Рядом убитая волчица и ее несчастные волчата – на пороге своего «дома».

Через пейзаж мы слышим голос автора, чувствуем его отношение к изображенному, улавливаем его настроение.

Это первый смысловой слой

Второй смысловой слой в стихотворении появляется в результате трансформации. Незаметно слово «волчица» заменяется словом «мать» и даже «к маме». А слово «волчата» – словом «ребята». А это уже указание на далекие от совершенства отношения людей между собой.

Казалось бы, Сулейменов нарисовал беспросветную, безвыходную ситуацию. Запечатлел гибель «братьев наших меньших».

Возникает мучительный вопрос:

-Чем можно разорвать круг зла (жестокости)?

Агрессия, ответная жестокость разрушает человеческую душу. Поэтому только любовью и прощением.

О.Сулейменов берет в качестве главного образа хищников (волков) и своим описанием трагедии выращивает в нас чувство сострадания, боли к случившемуся, взывает к нашему чувству милосердия. Сострадания, любви, заботы много не бывает. Только добро и любовь могут разорвать цепь зла.

И не пессимизм движет им. Он, автор, хочет, достучаться до сердца, души, совести современного человека: «Не убий», «Не губи…»

Что роднит изображенных людей и волков (животных)?

  1. Трагедия утраты родителей (в данном случае матери)
  2. Трагедия сиротского детства

Человек и зверь одинаково реагируют на нежность, заботу и ласку – и на боль, утраты и жестокость.

Приращение смысла

Роль одной художественной детали

«Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого начинается экологическая грамотность. С того, что появляется простое желание проследить за полетом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, – а не поймать, не сорвать, не растоптать ». Академик В.Соколов

И не убить…

Человеку надо помнить закон природы: зло порождает зло (месть). А мы дети природы. Итог: так пусть в человеке побеждает человеческое.

Человек и все живое в природе – в одной оболочке планеты Земля.

Живые связи человека и животных:

  1. И людям, и животным угрожают болезни.
  2. Экологические бедствия: землетрясения, сели, наводнения.
  3. Пожары

И люди, и животные беззащитны перед жестокостью вооруженного человека.

В романе Ч.Айтматова «Плаха» в эпизоде «бешеной облавы» бежали не только сайгаки, но и волки, их неразлучные спутники и вечные враги; «волки спасались вместе со своими жертвами, уходили от общей опасности».

… «… добро и зло передаются из поколения в поколения, в нескончаемости памяти, в нескончаемости времени и пространства человеческого мира…

И потому было сказано: вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними…»

«… жестокая волчья сущность, … жестокое волчье предназначение – убить, чтобы жить».

Информация для размышления

Вчитайтесь в заключительные строки стихотворения А. Ковалева «Цветы»

И есть, я верю матери-природе,

Душа в них – с нею мы свою родним.

И чтобы жить – ведь чувствуют в народе, –

Поверить надо, обратиться к ним.

Они, нам кажется, молчат, как рыбы,

Которых заковал метровый лед…

Они все тайны нам открыть могли бы…

Но к ним у нас любви недостает.

Из статьи Яблокова А.В., доктора биологических наук, профессора, чл-корр. АПН

Слово «экология, придумал давно немецкий ученый Эрнст Геккель.

Размышляя о структуре биологической науки, он сказал, что должна быть наука о доме. «Эко» – дом, наша среда обитания. То, что связано с человеком напрямую».

Есть 4 закона, которые сформулировал несколько десятков лет назад американский ученый Барри Коммодер.

1.​ Все взаимосвязано.

2.​ Все должно куда-нибудь деваться.

3.​ Все что-нибудь да стоит.

4.​ Природа знает лучше нас.

Подводим итоги

Как можно обозначить тему стихотворения?

Тема. Единство между человеком и животным

Идея. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой

Или

Тема. Взаимоотношения природы и человека.

Идея. Гуманное отношение человека к природе

Источник: https://bambi-astana.kz/articles/podgotovka-k-summativnomu-ocenivaniyu-analiz-stihotvoreniya-osuleymenova-volchata

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.