Тест по стихотворению «Зеленый шум» Некрасова

«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова

Тест по стихотворению «Зеленый шум» Некрасова

Стихотворение «Зелёный шум» было написано в 1863 г. и опубликовано в «Современнике» № 3 за 1863 г., затем включено в сборник 1864 г.

С образом зелёного шума Некрасов познакомился, прочитав в 1856 г. украинскую песню с ми Максимовича. В них было описано, как Днепр, к которому девушки обращались в песне, и всё пространство вокруг заволакивалось зеленью, поднимался ветер, появлялись облака цветочной пыльцы. Эти образы Некрасов использовал в стихотворении.

Стихотворение «Зелёный шум» было неоднократно положено на музыку (его пейзажная часть).

Литературное направление, жанр

Стихотворение можно отнести к ролевой лирике. Эпический герой – крестьянин, приехавший с заработков в Питере и узнавший об измене жены. Некрасов подражает жанру семейно-бытовых песен о любви и измене. Писатели-реалисты очень ценили народные песни этого жанра, считая, что они говорят о том, что бывает в жизни, что типично.

Тема, основная мысль и композиция

Тема – муж переживает измену жены и удерживается от убийства, поддавшись влиянию весеннего обновления.

Основная мысль: победа жизни (весны) над смертью (зимой), прощения над мщеньем. Возрождение природы после зимней спячки и освобождение человека от обиды, непрощения и всего, что убивает душу.

Стихотворение построено на психологическом параллелизме (обновление природы и человеческой души). Композиционно оно делится на 4 части с двумя чередующимися темами. Первая и третья части повествуют о приходе весны и об изменениях в природе, её украшении и обновлении. Четыре раза повторяется рефрен.

Вторая и четвёртая части посвящены сюжету о крестьянине и его изменнице-жене. Некрасов использует пейзаж как рамку для описания драматических событий в семье эпического героя и его исповеди.

В первой эпической части он рассказывает об измене жены, о своих колебаниях в том, как же поступить, о замысле убить изменницу, созревшем за долгую зиму. Первая эпическая часть заканчивается приходом перемен: «Но тут весна подкралася».

Во второй эпической части состояние природы и человека приходит в гармонию, эпический герой как будто получает от самой природы, из песни, которая звучит отовсюду, дар мудрости и прощения, Божий дар.

Тропы и образы

Пейзаж Некрасова деятельный и динамичный. «Идёт-гудёт зелёный шум» – это олицетворение пришедшей весны и символ нового начала, перемены, оживления природы и души. В этом фольклорном образе, который Некрасов заимствовал из песни, о чём честно сказал в примечании, соединяются свежий цвет и беспокойный звук. Зелёный шум – метонимия (шум зелени).

В стихотворении олицетворяется верховой ветер (сильный весенний ветер), который «играючи, расходится». С помощью олицетворений описываются деревья: сосновые леса повеселелые, липа и берёзонька лепечут песню, у берёзы зелёная коса. Весенний пейзаж содержит сравнения: зелёная цветочная ольховая пыль подобна облаку, сады вишнёвые как будто облиты молоком.

В пейзажной части Некрасов употребляет постоянные фольклорные эпитеты: весенний шум, тёплое солнышко, липа бледнолистая, белая берёзонька, зелёная коса, тростинка малая, высокий клён. Повторение слова или однокоренных слов акцентируют внимание на слове: зелёный шум, шумит тростинка, шумит клён, шумят по-новому, новая зелень, новая песня.

В эпической части тоже используются эпитеты и метафорические эпитеты: скромна хозяюшка, глаза суровые, дума лютая, зима косматая, долгая ноченька, глаза бесстыжие, песня-вьюга зимняя, вострый нож.

Это постоянные фольклорные эпитеты или эпитеты, связанные с зимним состоянием природы и сердца человека.

Чтобы ещё более связать зиму в природе и в сердце, Некрасов использует олицетворения: зима заперла супругов в избе и день и ночь ревёт, требуя убить изменницу и злодея.

Речь эпического героя сумбурна, изобилует незаконченными фразами. Некрасов подражает разговорной речи с неполными предложениями, фразеологизмами («водой не замутит» – тихая, скромная, «типун ей на язык», наплевать в бесстыжие глаза).

Эпический герой называет жену по имени-отчеству не из особого уважения, а по русской традиции. Он досадует на то, что жена рассказала ему об измене, нарушив привычную гармонию, называет её глупой.

Слова об измене эпический герой даже не может произнести, заменяя их перифразом: «С ней беда случилася».

Слово Некрасова точно и ёмко. Фраза «жаль её, сердечную» выявляет любовь героя к жене. Сделав свой нравственный выбор, герой принимает любовь, терпение и прощение, а всё худшее в сердце, что символизирует побеждённая зима, отдаёт на суд Божий.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения похож на четырёхстопный ямб, но многочисленные пиррихии приближают его к тоническому песенному стиху. Стихотворение не имеет рифмы (белый стих).

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Зелёный шум»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/949-zelenyi-shum-analiz

Анализ стихотворения Некрасова Зеленый шум

Тест по стихотворению «Зеленый шум» Некрасова


Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный шум».

В данном стихотворении образ «Зелёного Шума» заимствован поэтом из игровой песни украинских девушек. Некрасовым найдена та строфическая и ритмическая структура, которая потом была использована в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение многократно положено на музыку.

В этом стихотворении ненавистное Некрасову терпение русского народа оказывается положительным качеством. Герой этого произведения, крестьянин, благодаря воздействию красоты пробуждающейся весенней природы, преодолевает в себе «думу лютую», желание «убить изменницу», «обманщицу» – свою жену.

Здесь фигурируют два образа-символа – образ зимы и образ весны. Зима олицетворяет собой что-то злое и страшное. Всё тёмное начало человеческой души сосредоточивается в этом образе.

Не случайно именно под вой вьюги у главного героя рождается мысль об убийстве собственной жены, что является ужасным грехом, преступлением заповеди:

А тут зима косматая

Ревёт и день и ночь:

“Убей, убей изменницу”.

Помимо образа зимы здесь есть ещё и традиционный для многих русских поэтов образ весны – символ пробуждения природы от долгого зимнего сна, символ возрождения, преображения человеческой души.

«Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук».

Вместе с зимой уходит и злоба, вместе с природой расцветает и душа героя.

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И – Бог тебе судья!».

Вывод, который сделал главный герой, перекликается с библейскими заповедями. К герою приходит подлинно народное, по своей сути истинно христианское понимание высших ценностей человеческого бытия – любви, терпении, милосердия. Таким образом, в стихотворении проходит тема греха и покаяния.

https://www.youtube.com/watch?v=JeBl8j5-OFI

Та же тема проходит и в драме Островского «Гроза». Героиня пьесы, Катерина, тоже изменила своему мужу – купцу Тихону. Как и героиня «Зелёного шума», она призналась в совершённом грехе обманутому супругу.

Чувствительная и религиозная Катерина не смогла жить с грехом изменницы и бросилась в омут. Тихон смог найти в себе силы простить её. Образ зимы в стихотворении Некрасова перекликается с образом Кабанихи и той окружающей среды, в которой происходит действие в «Грозе».

Они также олицетворяют злое начало, которое подтолкнуло Катерину к самоубийству.

Катерина бросается в воду – символ очищения от грехов, поэтому можно сказать, что образ весны перекликается с образом воды. Однако в драме «Гроза» Катерина сама решает свою судьбу, её мучают угрызения совести, а в стихотворении жена «молчит», а муж размышляет. Но в итоге оба персонажа приходят к раскаянию.

Стихотворение «Зелёный шум» богат выразительными средствами. Во вступлении-рефрене содержится опорный образ. Рефрен-повтор – этот излюбленный приём народной песни использован автором четыре раза. Он открывает текст и разделяет его на композиционные части, сближая стиль стихотворения с фольклорным. Рефрен открывает стихотворение и звучит одушевлением весны:

«Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!».

Упорство, энергия весны, стремительность создаются настойчивостью повторений слов, гудящим звуком «у», передающим дыхание ветра. Здесь используется ассонанс.

В следующей строфе ветер показывается неожиданно и размашисто:

Вдруг ветер верховой».

Ветер наполняет мир красками и лёгкостью дыхания весны, объединяет всю природу: «всё зелено, и воздух, и вода!». Ликующие интонации разрастаются в этой строфе, и вновь появляется рефрен.

В следующей строфе проявляется нежность героя к жене, сочувствие и досада («типун ей на язык!»). Измена жены сделала глаза героя «суровыми», поэтому рефрен о весне здесь не возвращается. Следующая длинная строфа рассказывает о «косматой зиме», когда мучает «дума лютая», «ревёт и день и ночь» жестокая песня вьюги, толкающая героя к мести и озлоблению. Интонации этой строфы резки и тревожны:

«Убей, убей изменницу!

Заканчивается строфа словами: «да вдруг весна подкралася ». Автор использует этот глагол, чтобы показать, что теплота любви, таившаяся в душе героя, вдруг открылась. И снова возвращается рефрен, полный весенним гулом.

Следующая строфа, такая же большая, как и строфа о зиме, показывает нам, что злоба, гонимая любовью, проходит так же, как зима уступает весне. Человек из народа живёт по законам природы. Мы видим картину обновления: «сады вишнёвые тихохонько шумят», сосновые леса «пригреты тёплым солнышком», липы и берёзы «лепечут песню новую».

И опять возвращается рефрен, звучащий ещё более звонко и уверенно. Последняя строфа похожа на вздох облегчения от муки. «Слабеет дума лютая…» Герой остаётся в согласии с миром и с самим собой.

Данное произведение обладает стилевым своеобразием. Оно заключается в том, что здесь объединены две различных формы поэтического отражения действительности: сказовая (сюжетно-повествовательная часть, в которой рассказ ведётся от лица героя) и лирическая.

Это стихотворение можно отнести к философской лирике, потому что здесь есть традиционная для Некрасова тема греха и покаяния. Также можно его отнести и к пейзажной, потому что значительное место здесь отводится пейзажу, который играет здесь ещё и роль образа-символа.

О Николае Алексеевиче Некрасове современники всегда отзывались как о простом, добром и мягком человеке. Великий русский поэт вырос на природе и с юных лет познал ее естественную ласку, душевную близость, красоту.

Природа для Некрасова как родная мать, с ней неразрывно связаны все его воспоминания о детстве.

Неудивительно, что тема природы рассматривается известным поэтом во многих произведениях, к примеру, в «О Волге», в «Железной дороге» и других.

Не выступает исключением из правила и стихотворение «Зеленый шум», где автор затрагивает два основных природных образа – зиму и весну.

Зима представляется поэтом как темное начало людской души, она вмещает в себя все самое злое и страшное, что может находиться в человеке.

Не случайно холодный сезон года словно заставляет главного героя остаться наедине с женой-обманщицей, чтобы выяснить отношения и наказать сердечную за совершенную измену:

В избе сам-друг с обманщицей

Зима нас заперла,

А тут зима косматая

Ревёт и день и ночь:

«Убей, убей изменницу!

Весна же наоборот, олицетворяет собой божественную энергию любви, добра, тепла и света.

В стихотворении она символизирует пробуждение природы от долгой зимней спячки, является символом возрождения русской натуры, символом преображения человеческой души. Герой в корне меняет свои намерения и мысли.

Вместо безумных, грешных планов он проникается терпением, милосердием, любовью по отношению к супруге. И следуя библейским заповедям, доверяет право судить свои поступки Богу:

«Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук,

И всё мне песня слышится

Одна — в лесу, в лугу:

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И — Бог тебе судья!»

Стихотворение Некрасова насыщенно выразительными средствами. Образ «Зелёного Шума» поэт, вероятно, взял из игровой песни украинских девушек.

Ему удалось найти ту самую строфическую и ритмическую структуру, которую он в дальнейшем применил еще и в произведении «Кому на Руси жить хорошо».

Рефрен-повтор, по праву признающийся излюбленным приемом народной песни, задействован Некрасовым в тексте аж 4 раза! Именно он открывает стихотворение, разделяет его на композиционные части и максимально приближает стиль произведения к фольклорному.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Зеленый шум»

Русского поэта Некрасова никак не назовешь воздыхателем лирики пейзажной. Он считал, что уважающий свой талант стихотворец должен писать о социальных проблемах, а не воспевать красоту луга.

Однако после возможности прослушивания народных песен на украинском языке о приходе весны поэт был настолько впечатлен, что дарит читателям такую поэтическую жемчужину, как стихотворение под названием «Зеленый Шум».

Этот яркокрасочный эпитет всегда гармонически сочетался с весной, несущей преображение природы. Это своеобразное словосочетание стало ключевым в стихотворном произведении русского поэта. Оно фактически преобразовалось в рефрен.

Начало стиха интригующее: «идет-гудет Зеленый Шум».

Но за ним следует фраза-расшифровка, которая ведает о том, что «играючи, расходится …ветер», который с удовольствием пробежался по кронам деревьев и веткам кустарников, что ранней весной одели молоденькие зеленые листья. Так и образовывается уникальный Зеленый Шум. Он является символом удивительного времени года – красавицы-весны, поэтому перепутать его с другими звуками нельзя.

Нет ничего странного в том, что после лирического вступления автор делает переход к любимой социальной тематике, вырисовывая картину из жизни села. Поэта привлекает эпизод, который очень типичен.

Обычная крестьянка изменяет мужу, когда он уезжает на заработки. Узнав об этом, муж жаждет мести.

Ему сопутствует сама природа, так как строгая холодная зима запирает дверь в избушке, где пребывают супруги.

Муж решает убить предательницу, он уже наточил ножик. И тут снова вмешивается природа: наступает весна. Она согревает все солнечными лучами, пробуждает к жизни, развеселяет и развевает нехорошие помыслы мужа.

Этот удивительный Зеленый Шум в сосновом лесу ставит все на свое место, происходит очищение души и сердца. Преданный муж, несмотря на боль души, прощает изменницу: «Люби, покуда любится». Этот кульминационный момент становится своеобразным мостиком к новой жизни этой пары.

В стихотворении «Зеленый шум» нашему взору предстают два образа – зима (воплощение зла) и весна (олицетворение добра и любви).

В данной поэзии Некрасова широкое изобилие средств выразительности. Структура всего стихотворения строфическая и ритмическо-мелодическая, поэтому стиль написания очень близок к фольклорным жанрам.

«Зеленый Шум» Н.Некрасов

«Зеленый Шум» Николай Некрасов

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако,- всё зелено:

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Водой не замутит! Да с ней беда случилася, Как лето жил я в Питере… Сама сказала, глупая,

Типун ей на язык!

В избе сам-друг с обманщицей Зима нас заперла, В мои глаза суровые Глядит — молчит жена.

Молчу… а дума лютая Покоя не дает: Убить… так жаль сердечную! Стерпеть — так силы нет! А тут зима косматая Ревет и день и ночь: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи! Не то весь век промаешься, Ни днем, ни долгой ноченькой Покоя не найдешь. В глаза твои бесстыжие Соседи наплюют. » Под песню-вьюгу зимнюю Окрепла дума лютая — Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса; А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой! Шумит тростинка малая, Шумит высокий клен… Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая, Нож валится из рук, И всё мне песня слышится Одна — в лесу, в лугу: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается,

И — бог тебе судья!»

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум»

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы.

Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой».

Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим.

Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, — все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере.

Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман – «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса».

Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами: «Люби, покуда любится».

И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.

Темы соседних сочинений

← Застенчивость↑ НекрасовЗине →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/zelenyj-shum

Зеленый шум Некрасов

Тест по стихотворению «Зеленый шум» Некрасова

Николай Некрасов – весьма интересный автор. Его крайне сложно назвать любителем некой пейзажной лирики, но одновременно с этим, во многих его произведениях присутствуют целые главы, полностью посвященные описанию природы.

В большинстве своем автор сосредоточен на остросоциальных темах, что, впрочем, является своеобразной аксиомой для многих творцов того времени, так как все они, так или иначе, затрагивали тему социума.

Интересно само отношение писателя к авторам, которые посвящают целые стихи лугам и лесам в своих произведениях. По его мнению, такие творцы попросту растрачивают свои силы и талант, на описание каких-то вполне естественных, обыденных вещей.В 1863 Николай Алексеевич создает стихотворение «Зеленый шум».

Оно было навеяно автору украинскими народными песнями. Следует отметить, что столь красочным и в некотором роде удивительным эпитетом на Украине описывают весну.

Почему весну называли именно «Зеленый шум»? Все довольно просто – весна несет собой преображение, обновление природы, все вокруг зеленеет, становится ярче и красочнее. Ветер гуляет по просторам, отчего юная листва шумит. Такое сочетание зелёного цвета и игры ветра в обновлении природы даёт красивый эпитет «Зелёный шум».

Образное выражение украинского народа поистине вдохновило поэта на создание одноименного произведения. Он сделал его ключевым в своем произведении, использовав в качестве своеобразного рефрена. В дальнейшем, как известно, некоторые строки из произведения Некрасова легли в основу одноименной песни.

Стихотворение «Зеленый шум»

Идет-гудет Зеленый Шум,Зеленый Шум, весенний шум!Играючи, расходитсяВдруг ветер верховой:Качнет кусты ольховые,Подымет пыль цветочную,Как облако,- всё зелено:И воздух, и вода!Идет-гудет Зеленый Шум,Зеленый Шум, весенний шум!Скромна моя хозяюшкаНаталья Патрикеевна,Водой не замутит!Да с ней беда случилася,Как лето жил я в Питере…Сама сказала, глупая,Типун ей на язык!В избе сам-друг с обманщицейЗима нас заперла,В мои глаза суровыеГлядит — молчит жена.Молчу… а дума лютаяПокоя не дает:Убить… так жаль сердечную!Стерпеть — так силы нет!А тут зима косматаяРевет и день и ночь:«Убей, убей изменницу!Злодея изведи!Не то весь век промаешься,Ни днем, ни долгой ноченькойПокоя не найдешь.В глаза твои бесстыжиеСоседи наплюют!..»Под песню-вьюгу зимнююОкрепла дума лютая —Припас я вострый нож…Да вдруг весна подкралася…Идет-гудет Зеленый Шум,Зеленый Шум, весенний шум!Как молоком облитые,Стоят сады вишневые,Тихохонько шумят;Пригреты теплым солнышком,Шумят повеселелыеСосновые леса;А рядом новой зеленьюЛепечут песню новуюИ липа бледнолистая,И белая березонькаС зеленою косой!Шумит тростинка малая,Шумит высокий клен…Шумят они по-новому,По-новому, весеннему…Идет-гудет Зеленый Шум,Зеленый Шум, весенний шум!Слабеет дума лютая,Нож валится из рук,И всё мне песня слышитсяОдна — в лесу, в лугу:«Люби, покуда любится,Терпи, покуда терпится,Прощай, пока прощается,И — бог тебе судья!»

Анализ произведения

Само стихотворение начинается с фразы: «идет-гудет Зеленый шум». Из-за того, что Некрасов был по жизни педантичным человеком, он сразу же дает расшифровку строки читателю, чтобы тот понял, о чем идет речь – «играючи, расходится вдруг ветер верховой».

Он осторожно, нежно пробегает своими волнами по верхушкам кустарников, деревьев, которые буквально только покрылись молодой листвой. Вот он – этот Зеленый шум. Его невозможно спутать ни с чем другим, он единственный в своем роде, такой пронизывающий своей удивительной красотой.

«Зеленый шум» – символ весны, тот самый восхитительный момент, когда наступает лучшая пора года, то время, «как облако, – все делено, и воздух, и вода!».

Несмотря на то что начало произведения весьма лирическое и не очень похожее на то, что раньше делал и создавал писатель, дальше он входит в свое привычное русло – затрагивает социальную тему. Он использует малозначительные, практически незаметные штрихи, но добивается своего – воссоздает в своем произведении картину обыденной сельской жизни.

В контексте этого произведения автор рассматривает любовный треугольник. В центре повествования, как обычно, женщина. Пока ее муж был на заработках в Петербурге, она ему изменила. Лютая зима заперла супругов в четырех стенах и вселила в сердце мужчины крайне неблагочестивые помыслы.

Он не может стерпеть такого обмана, как измена, считая, что «так силы нет». Его одолевают самые мрачные намерения, он хочет убить женщину. В результате уже заточен нож, а сама мысль, кажется, становится все больше явью, которая вот-вот свершится. Зеленый шум сумел развеять это наваждение.

Наступившая весна будто дала возможность посмотреть на жизнь под другим углом. Вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса».

Писатель говорит читателям о том, что, когда на душе светло, то и все негативные помыслы буквально уходят в небытие, а тот самый Зеленый шум способен расставить все на свои места, сделать людей счастливыми, несмотря ни на что, очистить душу и сердце человека от скопившейся скверны.

Еще одним подарком весны можно считать то, что мужчина прощает свою жену за сей поступок, со словами «Люби, пока любится». Несмотря на то что она причинила ему сильнейшую боль, он благосклонно отнесся к женщине.

Заключение

Описывая Зеленый шум, весну, как время года, Некрасов пытается намекнуть нам на то, что эта пора действительно прекрасна, причем не только своим внешним видом, но и своими подарками. Благодаря Зеленому шуму все расцветает не только снаружи, на деревьях, но и внутри каждого из нас.

Весна – пора, которая олицетворяет собой божественную, чистую энергию любви, добра, тепла и света, время, когда и на душе, и вокруг любого человека все светло. В произведении Некрасова она символизирует пробуждение природы от долгой зимней спячки, является символом возрождения русской натуры, символом преображения человеческой души.

Мысли и намерения героя изменяются в мгновение ока, тогда, когда, казалось бы, вот он уже согрешит. На место безумных планов приходят терпение, милосердие и любовь к своей женщине. Он оставляет право судить только Богу, понимая, что делать это может только он.

«Зеленый шум» Некрасова буквально испещрен различного рода выразительными средствами, которые только сильнее позволяют читателю прочувствовать все эмоции, то, что чувствовал муж после измены и во время наступления весны. Писателю удалось не что иное, как найти строфическую и ритмическую структуру, которая подстегивает читателя, вовлекает в процесс.

В дальнейшем он еще раз пользуется подобной «схемой изложения» своих мыслей, когда пишет произведение «Кому на Руси жить хорошо».

Зеленый шум в одноименном произведении являет собой некого судью, который решил, что у семейной пары вполне может быть другая, новая жизнь, а это решение, которое в результате принимает муж изменницы – есть тот самый мостик, необходимый им обоим. Таким образом, в произведении, традиционно для множества других писателей присутствуют силы добра и зла. В данном случае Некрасов описывает зло в образе зимы, которая рассорила семейную пару, а добро в образе весны.

В стихотворении присутствует уникальное стилевое своеобразие, которое заключается в идеальном объединении нескольких форм поэтического отражения действительности.

С одной стороны, Некрасов использует сказовую форму, когда в произведении появляется речь главного героя, повествование от его лица и лирическая, когда мы смотрим на ситуацию со стороны.

В результате, когда мы читаем, у нас появляется возможность оценить ситуацию со стороны всех действующих лиц. В этом и состоит уникальность стихотворения.

Источник: https://gfom.ru/zeleniy_shum_nekrasov.php

Урок-конспект по литературе:

Тест по стихотворению «Зеленый шум» Некрасова

Тема: Образ весны в стихотворении Н. А. Некрасова “Зеленый шум”

Цели:

• познакомится учащихся с биографией и основными вехами творчества Н. Некрасова;

• осуществить анализ стихотворения “Зеленый Шум” – его поэтический строй, образы и выразительные средства;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• формировать культуру восприятия поэтического текста;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• учащиеся должны знать основные сведения из биографии Н. Некрасова;

• уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, таблица, тест, картина А. Рыкова “Зеленый шум”, изображения деревьев, лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Знакомство с биографией поэта

Работа с презентацией

Слайд 1: Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове в Подольской губернии. Его отец был небогатым помещиком. Вскоре после рождения сына, семья Некрасовых поселяется в родовом поместье в селе Грешневе, что в Ярославской области. Здесь, на берегу величественной реки Волги прошло детство поэта.

Слайд 2: Барскому сыну не разрешали дружить с крестьянскими детьми. Но, улучив минутку, маленький Коля сбегал от нянек к своим деревенским друзьям. Они ходили в лес или проводили дни, купаясь в речке Самарке. Этот период жизни наложил свой отпечаток на будущее творчество поэта, и тема крестьянских детей заняла огромную нишу в творчестве Некрасова.

Слайд 3: Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Слайд 4: В 1832 году Некрасов поступил в первый класс Ярославской гимназии. Учение давалось ему легко, но будущий поэт из всех предметов любил только литературу. Читал много и взахлеб. Большое впечатление на него произвела ода “Вольность” А. Пушкина.

В 1837 году отец отправляет Неркасова в Петербург в Дворянский полк. Но юноша решил пойти своим путем. Он стал готовиться к поступлению в Петербургский университет. Отец, узнав о решении сына, не принял его выбора и лишил содержания.

Слайд 5: Это были самые тяжелые годы – без пищи, порой без крова, Некрасов не отступился от своего решения стать поэтом. В 1839 году он поступает “вольным слушателем” на философский факультет университета, а уже в 1840 выходит его первый поэтический сборник “Мечты и звуки”. Стихи были подписаны скромно: Н.Н.

Слайд 6: 1843 год – знаменательная дата в жизни поэта. Он знакомится с В. Белинским, который подсказал юному Некрасову путь развития. С этих пор поэзия его приобретает обличительный характер.

Слайд 7: Поэзия Некрасова разнообразна. Главной темой его творчества становится народ, его чаяния и надежды. Немалое место занимает и пейзажная лирика. Любимые образы – ненастье, Волга, лес и деревья, поля, засаженные пшеницей – как символ России.

Слайд 8: Особенность лирики Некрасова выросла из глубокой народности его мировоззрения. В лирике поэта часто встречаются народные мотивы: сказки, мифы, обряды, приметы, народные песни и были. Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа.

Слайд 9: Всю жизнь Некрасов продолжал общаться с простыми крестьянами. В 1862 году под Ярославлем он купил усадьбу Карабиха, куда любил приезжать. Именно здесь появилось удивительной красоты произведение – “Зеленый Шум”.

3. Первичное знакомство с произведением

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Какое настроение вызывает стихотворение: грустное, веселое, торжественное, печальное или светлое и радостное? Объясните свой выбор.

(Картина А. Рыкова “Зеленый шум”)

4. Анализ стихотворения

А) Самостоятельное чтение произведения

Какие два контрастных образа изображены в стихотворении? (Весны и Зимы)

Б) Заполнение таблицы

Весна: Зеленый Шум, ветер верховой, пыль цветочная, все зелено…

Зима: косматая, ревет и день, и ночь, песня-вьюга.

Какие чувства вызывает у вас наступление весны? А у автора?

В) Словарная работа

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно. Выпишите их.

• Верховой – сильный, идущий по верху;

• Воды не замутит – образное выражение, означающее чистоту помыслов и поступков.

Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (качнет, расходится, подымет).

Именно такой ветер называют верховым. Представьте себе эти движения.

Г) Анализ поэтических образов

Обратите внимание, что слова Зеленый Шум написаны с заглавной буквы. Кто это – Зеленый Шум? (Весна)

Действительно, в украинском фольклоре именно так величали весну. По аналогии с Дедом Морозом, который приходит зимой. Но только дед Мороз приносит вьюги и метели, а Зеленый Шум – обновление природы.

Как называется этот прием? (Олицетворение)

Д) Анализ звукоряда

Давайте представим себе Деда Мороза и Зеленый Шум. Какие звуки характерны для первого образа? (скрип снега, свист метели, тишина, хруст льдинок под ногами)

А для второго образа? Найдите примеры в тексте. Какие глаголы характеризуют Зеленый Шум? (Шумит, гудит, лепечет)

Подсчитайте, сколько раз в тексте встречаются слова: шум, шумит (14), зеленый (9), весенний (4). Для чего автору нужно такое частое повторение? (Это создает иллюзию движения, обновления природы.)

С другой стороны, обилие этих слов придает стихотворению особое звучание. Постоянно слышится звук “ш” – шум, шептание, шелест, шорох. Потому и стихотворение кажется таким шумным, веселым, жизнерадостным.

Е) Анализ второстепенных образов

Прочтите текст еще раз и выпишите названия деревьев, которые в нем встречаются (ольха, вишни, сосны, липы, березы, клен).

Какое из деревьев считается символом русской природы? (береза)

Вспомните, что вы знаете об этих деревьях.

На доске – изображения деревьев. Учащиеся рассказывают о деревьях.

Береза – настоящий символ России, нарядное, праздничное дерево. В древних обрядах славян береза была связана с плодородием. Дерево наряжали в платья, украшали лентами, заплетали косы из тонких веточек, водили вокруг хороводы.

Обратите внимание, что Некрасов использует фольклорный образ березы – девицы с косой.

Сосны в поэзии часто ассоциируются с другим настроением – печалью, одиночеством. Но у Некрасова сосны качаются. Это высокие деревья, вершины которых и “оседлал” ветер верховой. И сосны “шумят повеселелые”.

Липа – красивое дерево, но расцветает весной позже всех. Как тонко подчеркнул поэт эту особенность дерева! У него – липы бледнолистые.

5. Анализ выразительных средств

А) Какие приемы использует Некрасов? Повторения, рефрен.

Для чего нужен рефрен?

Главный герой задумал убийство. А рефрен постоянно напоминает, что весна шагает по земле. И весна спасает. Зеленый Шум оказался сильнее ворчания зимы. Гармония в природе требует гармонии в душе. И Человек, который способен увидеть красоту природы и проникнуться ею, не способен на преступление. В этом – главная идея стихотворения.

Б) Укажите, какие выразительные средства речи использует Некрасов? (Эпитеты)

Большинство эпитетов – “цветовые”. Укажите их. Как вы понимаете выражение “как молоком облитые”?

В) Работа с картиной

Какие краски использует поэт, чтобы передать весеннее настроение?

Посмотрите на картину А. Рылова, которая также называется “Зеленый шум”. Соответствует ли она стихотворению? А какие краски использовали бы вы?

6. Закрепление

Тестирование

1. Годы жизни Н. Некрасова

А) 1821-1877 Б) 1749-1833 В) 1814-1841

2. Кто сыграл важную роль в формировании главной идеи творчества Некрасова?

А) Отец Б) Белинский В) Пушкин

3. Главные темы творчества Некрасова.

А) Родина, русская природа Б) любовь В) история

4. тема стихотворения “Зеленый Шум”

А) приход весны Б) зимняя стужа В) лето в России

5. Какое дерево не встречается в стихотворении?

А) береза Б) клен В) яблоня

6. Что изобразил в образе Зеленого шума поэт?

А) зиму Б) реку В) весну

7. какие выразительные средства использует поэт в стихотворении “Зеленый шум”?

А) олицетворения, эпитеты Б) метафоры В) никаких

7. Подведение итогов урока, выставление оценок

8. Домашнее задание:

1. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.

2. Создать коллаж на тему “Зеленый Шум”.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%88%D1%83%D0%BC.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.