Тест по теме Занятость и безработица (11 класс)

ЕГЭ. Экономика. Тема 24. Безработица

Тест по теме Занятость и безработица (11 класс)

Безработица – это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Рабочая сила страны = занятые + безработные

Причины безработицы:

  • внедрение новых технологий, оборудования, что приводит к излишеству рабочей силы или необходимости принимать на работу более квалифицированных специалистов
  • экономический спад, депрессия, что вынуждает работодателей снижать количество работников
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимальной заработной платы снижает рост спроса на рабочую силу
  • особенности сезонных работ
  • демографическая ситуация в стране
  • добровольный уход с работы
  • первое появление на рынке труда и др.

Безработный и неработающий – это разные понятия. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имеют работы (доходного занятия);
  • занимаются поисками работы, т.е. обратились  в государственную или коммерческую службу занятости, использовали  или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • готовы приступить к работе.

Виды безработицы

  • Вынужденная возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
  • Добровольная связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
  • зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу, официально взято на учет.
  • маргинальная — безработица слабо защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов, так как их берут на работу в последнюю очередь.

Формы безработицы

  • Фрикционная — поиск работником лучшей работы с лучшими условиями труда, это период от увольнения до следующего устройства на работу или поиск работы впервые.
  • Структурная – связана со структурными изменениями производства, усовершенствованием его, в результате чего работнику недостаточно знаний и умений

Фрикционная + структурная = естественная безработица

  • Циклическая связана с особенностями экономического цикла — спадами и подъёмами.
  • Сезонная – связана с сезонными особенностями той или иной деятельности (сельхозработы, туристический бизнес)
  • Институциональная – связана с устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение.

Внешние формы проявления  безработицы:

Открытая – это все незанятые граждане, ищущие работу

Скрытая –  это работники внешне занятые, но вынужденные дать  согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная – длительная безработица( более 18 месяцев), чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.

Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.

Негативные экономические и со­циальные последствия безработицы:

  • Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества
  • Снижение налоговых поступлений
  • Снижение уровня жизни насе­ления
  • Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
  • Ухудшение психологического состояния безработного, моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании,росту преступности

Позитивные последствия безработицы:

  • Формирование мобиль­ного «резерва» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства
  • Сдерживание требова­ний профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции
  • Усиление трудовой мотивации работающих, так как появляется опасение потерять ра­боту

Пути преодоления безработицы

Фрикционная

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целее

Структурная

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются
  • повышение квалификации работников

Маргинальная

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

Циклическая

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Направления деятельности государственных бирж труда:

  • помощь в поиске работы
  • изучение спроса и предложения рабочей силы
  • предоставление  информации о требующихся профессиях
  • профессиональная ориентация молодёжи
  • учёт безработных
  • выплата пособия по безработице.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.

Документы для регистрации в Центре занятости

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • справка о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);

Безработными не являются:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, кому назначена трудовая пенсия по старости , в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91

Закон  определяет сущность государственной политики занятости.

Методы государственное регулирование занятости и рынка труда

  • экономические — сохранение, развитие, создание рабочих мест с помощью финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики;
  • законодательные — принятие законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство
  • организационные
  • социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения);
  • профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве);
  • перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-25-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0/

Тест по обществознанию Занятость и безработица 11 класс

Тест по теме Занятость и безработица (11 класс)

11.11.2018Тесты по предметамОбществознание11 класс

Тест по обществознанию Занятость и безработица 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может её найти в определенное время на конкретной территории, — это

1) пенсионеры2) инвалиды3) безработные

4) несовершеннолетние

2. Фактором производства в виде участвующей в производстве рабочей силы является

1) рынок2) капитал3) конкуренция

4) труд

3. Критерии признания человека безработным обычно уста­навливаются

1) государством2) обществом3) профсоюзами

4) общественными организациями

4. К критериям признания человека безработным не относится

1) наличие трудоспособного возраста2) отсутствие постоянного источника заработка3) членство в профсоюзе

4) доказанное стремление человека найти работу

5. Время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место, называется
безработицей.

1) структурной2) фрикционной3) циклической

4) сезонной

6. Безработица, которая возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних про­фессий и увеличивающего спрос на работников других про­фессий, называется

1) структурной2) фрикционной3) циклической

4) сезонной

7. Безработица, которая вызывается повторяющимися спада­ми производства в стране или регионе, называется

1) структурной2) фрикционной3) циклической

4) сезонной

8. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Безработица относится к микроэкономическим пробле­мам экономики.
Б. Безработица оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке страны.
Б. Безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Для сокращения безработицы могут использоваться мето­ды, направленные на стимулирование спроса на товары.
Б. Безработица существует в любой экономической систе­ме, хотя формы её могут быть различными.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Отдельные исследователи считают, что ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, происходящих в стране. (Б) За 1993-2000 гг.

численность на­селения России сократилась на 3,5 млн человек. (В) Причём сокращение численности населения сопровождается его ста­рением.

(Г) Таким образом, это, видимо, приведёт к увеличе­нию среднего возраста работающих и снижению их трудовой мобильности.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «трудовой договор».

Срок, испытание, время отдыха, административное на­казание, дисциплина труда, увольнение.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Вставьте пропущенное понятие.

Общая численность граждан страны в трудоспособном воз­расте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут, определяется термином ___________.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с Законом о ___________(А) населения в Российской Федерации безработными признаются трудоспособные ___________(Б), которые не имеют работы и ___________(В), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут ___________(Г) и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты ___________(Д) и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ___________(Е) организации либо прекращением деятель­ности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индиви­дуального предпринимателя.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыс­ленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

Список терминов:

1) занятость2) выходное пособие3) заработок4) работа5) гражданин6) ликвидация

7) приватизация

Запишите под каждой бук­вой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Бу­дущее мировой экономики». Составьте план, в соответст­вии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может» (Г. Марни).

2) «Неусыпный труд препятствия преодолевает» (М. Ломоносов).

3) «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).

Ответы на тест по обществознанию Занятость и безработица 11 класс
Часть 11-32-43-14-35-26-17-38-29-310-3

Часть 2

1. 21122. административное наказание3. рабочая сила

4. 153426

СкачатьТест Занятость и безработица 11 класс

(182 Кб, pdf)

: 11.11.2018 11.11.2018

Источник: https://testytut.ru/2018/11/11/test-po-obshhestvoznaniyu-zanyatost-i-bezrabotitsa-11-klass/

Конспект урока по обществознанию на тему

Тест по теме Занятость и безработица (11 класс)

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока по обществознанию в 11 классе

Неталиева Алия Гизатуллаевна,

учитель истории и обществознания

первой категории

МКОУ «Басинская основная общеобразовательная школа»
Лиманского района Астраханской области

Тема урока: «Типы безработицы».

Цели урока:

формирование основ экономической компетенции учащихся;

стимулирование учащихся к мыслительной деятельности, к развитию творческого и аналитического мышления

Задачи урока:

изучить сущность, виды, измерение и издержки безработицы, направления социальной политики государства;

способствовать развитию умений, необходимых при анализе экономической ситуации в экономике;

убедить учащихся в том, что только активность и уверенность в себе будут верными помощниками в поиске дальнейшего места учебы, новой работы;

формировать толерантность учащихся, способность к рефлексии.

Ожидаемый результат: после завершения работы учащиеся смогут:

Классифицировать по различным признакам безработицу. Определять основные виды безработицы. Определять уровень безработицы. Перечислить причины и последствия безработицы. Рассказать о социальной политике государств. Умение оценивать имеющиеся знания и умения, определять недостающие. Умение находить необходимую информацию в разных источниках, отличать главное от второстепенного (анализ).

Причины, вызывающие безработицу, различны. Соответственно, различают три типа безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.

Фрикционная безработица вызвана личными обстоятельствами граждан, занятых поиском или ожиданиями выхода на работу. Одной из причин фрикционной безработицы является недостаточная информированность граждан о вакансиях рабочих мест.

Для отдельных людей фрикционная безработица носит, как правило, временный характер. В эту категорию попадают:

– молодёжь, которая ищет работу после окончания учебы;

– женщины, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу;

– военнослужащие, уволенные в запас;

– люди, уволившиеся по собственному желанию в поисках лучшей работы или при смене места жительства.

Обычно на долю фрикционной безработицы приходится 2-3% рабочей силы.

Структурная безработица связана с изменением спроса на рабочую силу различных профессий и специальностей. Имеющаяся структура рабочей силы перестает соответствовать структуре рабочих мест. Таким образом, возникает несоответствие между предложением труда и спросом на труд.

Одни профессии устаревают и становятся невостребованными, возникает потребность в новых профессиях. Так с появлением персональных компьютеров, машинописные бюро закрываются, а их сотрудники пополняют ряды структурных безработных.

Научно-технический прогресс – это закономерный процесс, в котором общество заинтересованно.

В отличие от фрикционной безработицы, структурная безработица носит, как правило, продолжительный характер. Структурная безработица выражается в том, что при существовании людей не имеющих работу, в стране имеется большое количество вакантных рабочих мест.

Эти рабочие места не могут быть заняты без предварительного переобучения работников. Бороться со структурной безработицей государство может, давая возможность безработным повысить квалификацию или получить новую, более современную и востребованную специальность.

На долю структурной безработицы обычно приходится 3-4% рабочей силы.

Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности в стране.

При спаде предприятия закрываются, люди, потерявшие работу по этой причине, становятся циклическими безработными. Во время кризиса, в нижней точке спада, уровень циклической безработицы наивысший. Доля циклической безработицы в такие периоды может достигать 10% от рабочей силы, а во время Великой депрессии в США (1929-19333гг.) она составляла 25%.

Циклическую безработицу порождает рыночный механизм. Конкуренция часто приводит к банкротству многочисленных единоличных предприятий. В течение первых лет существования разоряется до половины индивидуальных фирм. Не защищены от банкротства средние и крупные фирмы.

С целью борьбы с этим видом безработицы государство проводит антициклическую политику.

Уровень безработицы показывает, какую долю составляет количество безработных от численности рабочей силы. Этот показатель представляется в процентах:

Уб = количество безработных : рабочая сила х 100%

Пример:

Количество безработных равно 10млн чел. Количество занятых равно 90 млн чел. Определить уровень безработицы.

Решение:

Для расчета уровня безработицы нужны данные о рабочей силе. Численность рабочей силы равна сумме занятых и безработных: Р.С. = 90 +10= 100 (млн. чел.);

Уб = 10 : 100 х 100%= 10%

Фактический уровень безработицы включает три составляющие: уровень фрикционной безработицы, уровень структурной безработицы и уровень циклической безработицы.

Уфакт. = У фрикц. + У структ. + У цикл.

Пример:

Уровень фактической безработицы равен 9%.

Уровень фрикционной безработицы равен 4%.

Уровень структурной безработицы равен 3%.

Определить уровень циклической безработицы.

Решение:

Уфакт. = Уфрикц. + Уструкт. + Уцикл.;

Уцикл. = Уфакт. – (Уфрикц. + Уструкт.);

Уцикл. = 9 – (4 + 3) = 2(%).

Полная занятость наступает, когда в стране отсутствует циклическая безработица. Это означает, что полная занятость определяется не при отсутствии безработицы в целом, при наличии фрикционной и структурной безработиц. Фрикционная и структурная безработицы вместе составляют естественный уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при полной занятости:

Уест. = Уфрикц. + Уструкт.

Проверочная работа

Выполните тесты: Верно – неверно (+, -);

1. Если человек не имеет работы, он является безработным и может претендовать на пособие по безработице.

2. Одной из причин фрикционной безработицы является недостаточная информированность граждан о наличии вакансий на рынке труда.

3. Циклическая безработица особенно высока, когда экономика страны находится в состоянии спада.

4. Численность рабочей силы равна численности занятого населения.

5. Человек, который долго не мог найти работу и прекратил её поиски, относится к категории безработных.

6. Если человек, который активно ищет работу, работает неполный рабочий день, он относится к категории занятых.

7. Повышение пособий по безработице способствует сокращению уровня безработицы.

8. Отраслевые сдвиги в экономике сказываются, в первую очередь, на уровне фрикционной безработицы.

Выберите единственный верный ответ

9. Кто может быть отнесен к циклической безработице?

А) Программист, уволенный из-за банкротства фирмы в условиях экономического спада;

Б) студент, окончивший вуз, но ещё не нашедший работу;

В) банковский служащий, уволенный в связи с появлением банкоматов;

Г) менеджер, уволившийся в связи с переездом в другой город.

10. Кто может быть отнесен к структурной безработице?

А) уволившийся грузчик, рассчитывающий найти более легкую работу;

Б) кондуктор троллейбуса, уволенный в связи с введением автоматической системы контроля «антизаяц»;

В) инженер, потерявший работу в результате экономического кризиса;

Г) нет верного ответа.

11. Если численность рабочей силы равна 50 млн чел., численность занятых – 40 млн чел., уровень безработицы равен:

А) 10%;

Б) 20%;

В) 25%;

Г) нет верного ответа.

12. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

А) Рабочий, который получил профессиональное заболевание и стал инвалидом;

Б) многодетная мать, ухаживающая за детьми;

В) маляр, ищущий работу;

Г) верно все перечисленное.

13. От государственной политики в большей мере зависит уровень:

А) фрикционной безработицы;

Б) структурной безработицы;

В) циклической безработицы;

Г) естественной безработицы.

Выполните задания на соответствие:

14. Определите, к какому виду безработицы относятся следующие граждане:

А) циклическая;

Б) структурная;

В) фрикционная;

Г) не является безработным;

1) человек заболел воспалением легких и месяц не работает;

2) программист, уволившийся из-за ссоры с начальником;

3) учительница, уволившаяся из-за переезда в другой город;

4) банковский служащий, уволенный в связи с банкротством банка во время депрессии в стране;

5) человек, который вышел на пенсию;

6) телефонистка, уволенная после автоматизации телефонного узла.

Ответ:А 4; Б 6; В 2,3; Г 1,5

15. Определите, к какой категории населения относятся следующие граждане:

А) занятые;

Б) безработные;

В) не включаемые в рабочую силу;

1) студент колледжа;

2) многодетная мать, работающая в фирме неполный рабочий день;

3) машинистка, уволенная в связи с использованием персональных компьютеров;

4) рабочий, участвующий в забастовке;

5) домашняя хозяйка, которая занята своим домом и детьми;

6) 10-летний подросток, продающий газеты;

7) программист, занятый неполный рабочий день.

Ответ: А 2,4,7; Б 3,5; В 1,6

Домашнее задание: подготовить статистические данные по безработице в Лиманском районе, сделать анализ причин безработицы и предложить свои методы борьбы с ней.

Список использованной литературы

1. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г., Обществознание. Москва, Вентана-Граф, 2006г.

2. Кравченко А.И., Обществознание. Москва, Русское слово, 2008г.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории обществознания:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-na-temu-tipi-bezrabotici-kla.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.