Тест «Станционный смотритель»

Тест по литературе Станционный смотритель 7 класс

Тест «Станционный смотритель»

Тест по литературе Станционный смотритель (А.С. Пушкин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встреч­ных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у поч­тового домика.

В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вы­шла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пиво­варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издер­жанных даром… «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться.

Проводи­ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу…— А проезжие вспоминают ли его?— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о ста­ром смотрителе и ходила к нему на могилу.

— Какая барыня? — спросил я с любопытством.— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладби­ще». А я было вызвался довести ее.

А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым дерев­цом. Отроду не видал я такого печального кладбища.

— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с мед­ным образом.— И барыня приходила сюда? — спросил я.— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и при­звала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите название цикла, в который входит повесть «Станцион­ный смотритель».

2. Как называется описание природы в литературном произведении («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холод­ный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».)?

3. Как называется изобразительное средство?
Отроду не видал я такого печального кладбища.

4. В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..

Как называется такой прием?

5. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­гилу барыня?

Задания с развернутым ответом

1. Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2. Каким предстает герой-рассказчик?

3. Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?

2. Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне…»)?

3. Как называется изобразительное средство?
Серенькие тучи покрывали небо …

4. Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев?

5. Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истра­ченные семь рублей. Как называется такой прием?

Задания с развернутым ответом

1. Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2. Каким предстает герой-рассказчик?

3. Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

Фрагмент из романа Дубровский

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­лодого человека.

Он поспешно его распечатал и прочел следующее:«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­воте и смерти бог волен.

Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­хивали.

Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю­-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева…»

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.

Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении.

Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.

Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.

Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку.

Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку.

Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки…

Ответы на тест по литературе Станционный смотритель
1 вариант1. Повести Белкина2. пейзаж3. эпитет4. повтор5. дочь

2 вариант

1. Самсон Вырин2. портрет3. эпитет4. диалог

5. повтор

PDF-версияТест Станционный смотритель

(96 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/08/13/test-po-literature-stantsionnyiy-smotritel-7-klass/

Тест по литературе

Тест «Станционный смотритель»

Наша кнопка

Скачать материал

Вариант 1. Выполнил(а)_____________________________________________________

1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»? а) осуждение детей, забывающих своих родителей; б) изображение жизни «маленького человека»; в) реалистическое описание почтовой станции.

2. С какой целью автор вводит экспозицию в повествование? а) для подробного описания жизни на почтовых стан­циях; б) для реалистического изображения действительности; в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его ха­рактера.

3. Кого из героев русской литературы называют «ма­леньким человеком»? а) ребенка; б) второстепенный персонаж; в) человека, не имеющего высокого чина; г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости.

4. Какую символическую деталь вводит Пуш­кин в описание жилища станционного смотрителя? а) горшки с бальзамином; б) лубочные картинки, изображающие сцены из прит­чи о блудном сыне; в) кровать с пестрой занавеской.

5. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью Пуш­кин дважды описывает внешность героя? I часть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеле­ный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

..» II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие мор­щины давно небритого лица, на сгорбленную спину…» а) для более яркого описания характера героя; б) для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина; в) создать ощущение достоверности.

Вариант 2. Выполнил(а)_____________________________________________________

1. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Мин­ским? а) проявил неосмотрительность; б) не мог предположить, что офицер за добро отплатит злом; в) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером.

2. Пушкин показывает, что люди «порядочно­го общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя а) сюжет; б) прямую авторскую характеристику; в) художественную деталь.

3. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия? а) отказ Вырина жаловаться; б) ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хоро­шо одетый молодой человек», который, увидев возвра­тившегося смотрителя, убежал; в) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь.

4. Кому автор сострадает, сочувствует, симпатизирует: а) Дуне; б) Вырину; в) Минскому.

5. Что является идейным замыслом повести и наи­более значимо для автора? а) изобразить семейную драму; б) показать трагическую судьбу мелкого чиновника; в) показать социальное неравенство, на котором стро­ятся отношения между людьми в обществе.

Вариант 3. Выполнил(а)____________________________________________________

1. Счастлива ли Дуня? а) да, потому что она любит Минского; б) автор не дает прямого ответа; в) нет, так как благополучие не может быть свидетель­ством счастливой жизни.

2. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»? а) «цель оправдывает средства»; б) «чин чина почитай»; в) «добро всегда победит зло»; г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь».

3. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минс­кого? а) не хватило мужества; б) был очень добрым человеком и простил Минского; в) не знал, как это можно сделать; г) понимал бессмысленность такой попытки.

4. Что общего между повестями «Метель» и «Стан­ционный смотритель»? а) глубина характеристики героев; б) социальная проблематика; в) бытописание; г) сложный сюжет; д) образ рассказчика.

5. В чем основное значение повести «Станционный смотритель» для русской литературы? а) писатель заставляет задуматься о бесправии «ма­ленького человека»; б) показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»; в) повесть открывает в русской литературе галерею образов под общим названием «маленький человек».

ЭТАЛОН.

Вариант 1: 1б; 2в; 3г; 4б; 5б.

Вариант 2: 1б; 2аб; 3б; 4б; 5в.

Вариант 3: 1б; 2б; 3г; 4д; 5в.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/test-po-literature-stancionniy-smotritel-klass.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.