Тест Старый гений

Разделы: Литература

Метапредметная тема: Информация и знание.

Форма проведения: комбинированный урок (обобщения изученного).

Цели урока: показать учащимся важность нравственной основы жизненных поступков в литературном произведении и в жизни, способы преобразования информации в знания.

Задачи:

  1. Продолжить развитие представлений учащихся о роли художественной детали в произведении.   
  2. Формировать у учащихся навык анализа литературного произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение не только к закону, но и к нравственным нормам жизни.

Оформлениедоски:

  1. Число.
  2. Тема урока.
  3. Деньги, карты, конверты, чек.

Оформление урока:

  1. Раздаточный материал: – кластеры для команд; – материалы с информацией о нарушении закона и нравственных норм;

    – неологизмы Н.С. Лескова и устаревшие выражения, значения этих выражений.

  2. Слайдовая презентация.
  3. Репродукции картин, использованные в презентации: – Е.П. Самокиж-Судковская. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; – К.П. Мазер. Портрет И.Д. Якушкина (Героя отечественной войны 1812-1814 г.г.);

    – Ф.М. Славянский. Портрет дамы в чепце.

Содержание

1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (На 1 слайде – тема урока).

Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, какова тема начавшегося урока литературы, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенные на доску, и прочитать записанное на доске высказывание. А знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?

Варианты ответа: 1. Не знаем; 2. Знаем.

    1. Вы не знаете? Вам не хватает той графической информации, которую вы получили, увидев изображения этих предметов. Давайте прочитаем еще одну подсказку – содержащую дополнительную текстовую информацию. (На 2 слайде появляется слово «гений»).
    2. Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений». А как вы определили, что это он? Вы получили информацию, сопоставили ее, и это позволило вам сделать вывод. – А как вы понимаете слово «гений»? (Учащиеся высказываются).

В толковом словаре (В.И. Даль, С.И. Ожегов) значение этого слова объясняется так:

  1. Высшая творческая способность.
  2. Человек, обладающий такой способностью.
  3. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Ребята! Это слово связано с темой нашего урока. Обратившись к истории, рассказанной Н.С. Лесковым в рассказе «Старый гений», собрав достаточное количество информации, мы постараемся узнать, какое значение и почему автор вкладывает в это слово, какими средствами создает образы героев рассказа, какие проблемы поднимает.

(На 3 слайде портрет Н.С. Лескова и эпиграф к рассказу «Старый гений»).

– Достичь цели урока нам поможет эпиграф к произведению, которым стали слова Ларошфуко: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова? (Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей сюжета произведения, характеров героев.

(Выборочная работа с текстом рассказа (в сокращении). Заполнение кластеров о героях, если учащиеся читали текст рассказа. Работа с текстами глав (в парах) по вопросам, если текст не был прочитан).

Давайтев группах

I.) вспомним героев рассказа и охарактеризуем их;

*II.) познакомимся с героями и сюжетом рассказа, оценим героев.

– Вам предлагается

I.) внести в кластер ваши знания о героях произведения и познакомить с этой информацией всех остальных.

*II.) познакомиться в группах с главами из рассказа и сообщить остальным информацию о его героях и сюжете.

(Учащиеся работают в 3 группах, затем знакомят остальных с данными, записанными в кластере:

1 гр. – старушка;

2 гр. – великосветский франт;

3 гр. – старый гений.

Акакие из изображенных на доске предметов имеют отношение к этим литературным героям, могли бы помочь лучше их понять. Объясните свой выбор. Выскажите свое отношение к этим предметам теперь.

(Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами.

Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.

Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него. Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.)

3. Сравнительный анализ изображений литературных персонажей и героев живописных полотен. Выявление роли деталей в создании художественного образа.

(Во время ответа учащихся на 4, 5 и 6 слайдах появляются портреты людей, имеющих некоторое сходство с героями рассказа, но в целом отличающихся от них).

– Вы вспомнили (*II. …теперь знаете) сюжет рассказа. В какой форме вы получили информацию о главных героях? (Из речи одноклассников, из графических изображений). В тексте нет описания их внешности, но вы, наверняка составили о них представление.

Сравните представленные вами образы с людьми, изображенными на этих картинах.

Портреты, которые вы видели, могли бы служить иллюстрацией к рассказу? Почему? Какие детали, известные вам из текста, отличают персонажей рассказа от людей, изображенных на портретах? Как детали позволяют получить информацию о героях, узнать их характер? Дополните словесные описания героев.

4. Лингвистическое «лото» (Лексическая работа по разъяснению значения выражений).

– Возможно, в тексте рассказа встретились слова, значение которых вам непонятно. Я предлагаю представителям каждой группы вытянуть по три выражения из текста рассказа, определить их значения, подобрав соответствующее каждому слову определение, и соединить их на доске, чтобы разъяснить всем смысл выражений:

Великосветский франт, сербский сражатель, закорюка, приструнить, мирволили, насулила, тайности, вопиющее дело, старая приязнь.

(Учащиеся определяют значение выражений, подбирают соответствующее определение и соединяют его с самим выражением).

– Скажите, а теперь как вы получили информацию, которая позволила вам узнать смысл выражений? Вы сумели найти значения всех слов? Почему? (Некоторые выражения придуманы автором).

Вы могли бы сами определить их значение? Как вы это сделали?(Подобрали однокоренные слова, вспомнили их значение).

5. Анализ нравственных проблем, показанных в рассказе.

Почему же героиня рассказа оказалась в столь затруднительной ситуации? Кто в этом виноват? (Франт, занявший у нее деньги и не желающий их отдавать).

– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать?

– Как называется такой поступок, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

(На 7 слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).

– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

6. Дополнительное задание* (Сочинение-миниатюра на основе клише). (Может быть дано индивидуально нескольким учащимся, пока остальные обсуждают актуальность произведения).

Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки.

Кто из вас мог бы написать небольшое письмо франту, в котором постарался бы убедить его расплатиться с героиней? А кто может написать коротенькую записку «старому гению» (чиновнику),чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои Н.С.

Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.

7. Определение идеи рассказа и оценка его актуальности.

Темой нашего урока стало высказывание одного из героев рассказа. Чье именно? Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений? (Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).

А можно ли применить это высказывание к современной России? Вы знаете такие положительные и отрицательные примеры? Я предлагаю вам познакомиться с информацией о происшествии в Челябинской области, где один предприниматель присвоил денежные средства, собранные людьми на оплату операции смертельно больного ребенка.

(Учащиеся читают текст).

– Можем ли мы сопоставить эту ситуацию с историей, описанной Лесковым? (Да. Нет.) Почему? (Учащиеся высказывают свое мнение).

8. Проверка творческой работы*.

– Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?

9. Дополнительное задание (обсуждение и оценка героев)*.

– Окаких героях Лесков написал, используя подобные выражения?Н.С. Лесков написал о своем творчестве: «Сила моего таланта в положительных типах». Как вы думаете, это высказывание можно отнести к рассказу «Старый гений»? А кто эти положительные типы в рассказе, по вашему мнению? Как относится к ним автор? Как мы это узнали?

10. Рефлексия.

– Наш урок подошел к завершению. Скажите, пожалуйста, что вам сегодня пришлось делать, чтобы полученную разными способами информацию преобразовать в знания?Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.

(Учащимся выдаются листы с началом фразы, которую они могут продолжить, или составить собственную. Учащиеся отвечают).

– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации, и по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!

Презентация

Приложения 1-4

27.06.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/639303/

Тест по литературе Старый гений 8 класс

Тест Старый гений

Тест по литературе Старый гений (Н.С. Лесков) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Гений лет не имеет —он преодолевает всё,что останавливает обыкновенные умы.

Ларошфуко

Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка­-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достоя­ние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки.

Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, по­тому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе.

Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, — «лишь бы только доехать до Петербурга».

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, ра­зумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.

Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами — снача­ла самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бра­нится — намекает, что «это нечестно», но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал.

А между тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной доче­рью и маленькою внучкою.

Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать»…Хлопоты её вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и бла­гоприятное, но как дошло дело до исполнения — тут и пошла зако­рюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно.

Не то, чтобы полиция или иные какие пристава должнику мирволили — го­ворят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют… Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его пристру­нить, как всякого иного грешника.О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно.

Всё равно — какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила.Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу, и вот этого-то никто — никакие лица никакого уряда — не могли сделать. К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:— Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит… Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя.

— Батюшки мои, — отвечает старушка, — да какое же мне в этом утешение, что не мне одной худо будет? Я бы, голубчики, гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было.

1. Каков жанр произведения Лескова, из которого взят фрагмент?

2. Как называется короткий текст, помещенный перед произведе­нием, проясняющий авторский замысел и идею?

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «маленькая, добрая старушка».

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение, использованное в тексте: «игра в кошку и мышку», «ума приложить было невозможно»?

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «должник был зверь травленый».

6. Какой этап развития действия (сюжета) представлен в данном фрагменте?

7. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­вое общение персонажей.

8. Какой предстает героиня в данном фрагменте?

9. В каких известных вам произведениях русской литературы од­ной из важнейших является проблема чести?

10. «Долгая и мучительная комедия…» Можно ли так охарактери­зовать происшедшее? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

— Это что же еще за деятель? Вы уж расскажите все, как они вам помогали!— Помогли очень честно. Я как пришла в трактир и отдала Ивану Иванычу деньги — он сосчитал, принял и говорит: «Теперь, госпожа, поедем.

Я, говорит, гений по мысли моей, но мне нужен исполнитель моего плана, потому что я сам таинственный незнакомец и своим ли­цом юридических действий производить не могу». Ездили по многим низким местам и по баням — все искали какого-то «сербского сража­теля», но долго его не могли найти. Наконец нашли.

Вышел этот сражатель из какой-то ямки, в сербском военном кос­тюме, весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги, и го­ворит: «Я все могу, что кому нужно, но прежде всего надо выпить». Все мы трое в трактире сидели и торговались, и сербский сражатель требовал «по сту рублей на месяц, за три месяца». На этом решили.

Я еще ничего не понимала, но видела, что Иван Иваныч ему деньги отдал, стало быть он верит, и мне полегче стало. А потом я Ивана Иваныча к себе взяла, чтобы в моей квартире находился, а сербского сражателя в бани ночевать отпустили с тем, чтобы утром явился.

Он утром пришел и говорит: «Я готов!» А Иван Иваныч мне шепчет: «Пошлите для него за водочкой: от него нужна смелость. Много я ему пить не дам, а немножко необходимо для храбрости: настает са­мое главное его исполнение».Выпил сербский сражатель, и они поехали на станцию железной дороги, с поездом которой старушкин должник и его дама должны были уехать.

Старушка все еще ничего не понимала, что такое они замыслили и как исполнят, но сражатель ее успокаивал и говорил, что «все будет честно и благородно».Стала съезжаться к поезду публика, и должник явился тут, как лист перед травою, и с ним дама; лакей берет для них билеты, а он сидит с своей дамой, чай пьет и тревожно осматривается на всех.

Старушка спряталась за Ивана Иваныча и указывает на должника — говорит: «Вот — он!».Сербский воитель увидал, сказал «хорошо», и сейчас же встал и прошел мимо франта раз, потом во второй, а потом в третий раз, прямо против него остановился и говорит:— Чего это вы на меня так смотрите?Тот отвечает:— Я на вас вовсе никак не смотрю, я чай пью.

— А-а! — говорит воитель, — вы не смотрите, а чай пьете? так я же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимон­ный сок, песок и шоколаду кусок!.. — Да с этим — хлоп, хлоп, хлоп! его три раза по лицу и ударил.

Дама бросилась в сторону, господин тоже хотел убежать и гово­рил, что он теперь не в претензии; но полиция подскочила и вмеша­лась: «Этого, говорит, нельзя: это в публичном месте», — и сербского воителя арестовали, и побитого тоже. Тот в ужасном был волнении — не знает: не то за своей дамой броситься, не то полиции отвечать.

А между тем уже и протокол готов, и поезд отходит…Дама уехала, а он остался… и как только объявил свое звание, имя и фамилию, полицейский говорит: «Так вот у меня кстати для вас и бумажка в портфеле есть для вручения». Тот — делать нечего — при свидетелях поданную ему бумагу принял и, чтобы освободить себя от обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами упла­тил чеком весь долг свой старушке.Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторже­ствовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.

Человек, который нашелся — как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением.

1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из кото­рого взят фрагмент?

2. Укажите социальное положение главной героини произведения.

3. Во время какого праздника происходят события, о которых рас­сказывается в приведенном фрагменте?

4. Какой этап развития действия (сюжета) представлен в данном фрагменте?

5. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение, использованное в тексте: «как лист перед травою»?

6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «праздник светел и весел».

7. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «сражатель… в сербском военном костюме, весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги»?

8. Каким предстает таинственный Иван Иваныч в приведенном фрагменте?

9. Как рассказ «Старый гений» подтверждает слова Н.С. Лескова: «Искусство должно приносить пользу, — тогда оно и имеет определенный смысл»?

10. «Долгая и мучительная комедия…» Можно ли так охарактери­зовать происшедшее? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе Старый гений (Н.С. Лесков)
1 вариант1. рассказ2. эпиграф3. эпитет4. поговорка5. метафора6. завязка7. диалог

2 вариант

1. эпос2. помещица3. Рождество4. развязка5. поговорка6. эпитет

7. портрет

PDF-версияТест Старый гений

(97 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/10/15/test-po-literature-staryiy-geniy-8-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.