Тест «Тёмные аллеи»

Контрольная работа №2 Прочитайте рассказ И. Бунина «Темные аллеи»

Тест «Тёмные аллеи»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контрольная работа № 2

Прочитайте рассказ И. Бунина «Темные аллеи». Ответьте на вопросы и выполните задание.

И. Бунин

ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ

   В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

   Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

   – Налево, ваше превосходительство, – грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

   В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

   Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

   – Эй, кто там!

   Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

   – Добро пожаловать, ваше превосходительство, – сказала она. – Покушать изволите или самовар прикажете?

   Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

   – Самовар. Хозяйка тут или служишь?

   – Хозяйка, ваше превосходительство.

   – Сама, значит, держишь?

   – Так точно. Сама.

   – Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

   – Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

   – Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

   Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

   – И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

   Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

   – Надежда! Ты? – сказал он торопливо.

   – Я, Николай Алексеевич, – ответила она.

   – Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

   – Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

   – Вроде этого… Боже мой, как странно!

   – Что странно, сударь?

   – Но все, все… Как ты не понимаешь!

   Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

   – Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

   – Мне господа вскоре после вас вольную дали.

   – А где жила потом?

   – Долго рассказывать, сударь.

   – Замужем, говоришь, не была?

   – Нет, не была.

   – Почему? При такой красоте, которую ты имела?

   – Не могла я этого сделать.

   – Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

   – Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

   Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

   – Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? “Как о воде протекшей будешь вспоминать”.

   – Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

   Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

   – Ведь не могла же ты любить меня весь век!

   – Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…

Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем.

Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие “темные аллеи”, – прибавила она с недоброй улыбкой.

   – Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

   – Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

   – А! Все проходит. Все забывается.

   – Все проходит, да не все забывается.

   – Уходи, – сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. – Уходи, пожалуйста.

   И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

   – Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

   Она подошла к двери и приостановилась:

   – Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

   – Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, – ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. – Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, – жену я без памяти любил.

А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг.

Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

   Она подошла и поцеловала у пего руку, он поцеловал у нее.

   – Прикажи подавать…

   Когда поехали дальше, он хмуро думал: “Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!” Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. “Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?”

   К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:

   – А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

   – Давно, Клим.

   – Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

   – Это ничего не значит.

   – Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя.

   – Да, да, пеняй на себя… Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…

   Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:

   “Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! “Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…” Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”

   И, закрывая глаза, качал головой.

   20 октября 1938

Вопросы

1. Идеи (ответы должны быть аргументированы).

1.1.Как связано название рассказа с содержанием? Какое другое название могли бы вы предложить?

1.2.Почему эту историю нельзя назвать сентиментальной? Как бы могли развиваться события в «сентиментальном варианте»?

1.3.Можно ли сказать, что виной несостоявшейся любви были сословные предрассудки героя?

2. Повествование, образы

2.1.Как связан пейзаж с сюжетом?

2.2.Где и как речь героини выдает ее невысокую образованность?

2.3.Каковы особенности речи героя? В каких словах герой описывает героиню в молодости? Когда герой выражается подобным образом? Как это его характеризует?

2.4.Отчего возникает чувство стыда и как оно развивается у героя? Что говорит это о характере героя?

2.5.Почему на слова кучера герой отвечает «Это ничего не значит»?

2.6.Бунин известен как мастер тонкого наблюдения, точной детали. Найдите в тексте примеры, касающиеся поведения героев при встрече, которые свидетельствуют, что они очень по-разному любили друг друга.

3. Язык

3.1.Что означает: «николаевская шинель», «в одной связи казенная станция, а в другой частная горница», «суровая скатерть», «печь, белевшая мелом», «отвал тахты», «отдала свою горячку», «пошлая история»?

3.2.Какой прием соответствует выражениям: «выкинул из тарантаса ногу»;

«мельком глянул на округлые плечи»; «легкие ноги»; «лошади ровно шлепали по лужам»? Какую роль в тексте играет каждое из них?

3.3.Почему герой говорит: «Будь здорова, милый друг», а не «милая подруга»?

3.4.Что значат выражения: «Мертвых с погоста не носят»; «Баба – ума палата»?

Задание

Проанализируйте особенности сюжета, композиции и проблематики рассказа.

  1. Рассказ

    Тема. Сказка Уайльда «Звездный мальчик» считается одним из выдающихся произведений писателя; в ней речь идет о самых человеческих чувствах и пороках, о гордости, о любви, о привязанности.

  2. Урок

    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.

  3. Книга

    Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь, Русудан Григорьевне Гогия из города Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю, Аркадию Иосифовичу

  4. Рабочая программа

    Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.

  5. Анализ

    Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык для 10 – 12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования. М.: Изд-во «Просвещение», 2001 год.

Источник: https://refdb.ru/look/1279295.html

Урок литературы на тему «Тайна любви в рассказе И.А. Бунина

Тест «Тёмные аллеи»

  • Зерницкая Изабелла Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Содержательные:

  • разобраться, в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
  • проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).

Деятельностные:

  • формирование ассоциативного мышления;
  • обучение навыкам целеполагания;
  • развитие исследовательских навыков;
  • обучение навыкам групповой работы;
  • развитие навыков смыслового чтения;
  • обучение анализу и синтезу;
  • формирование навыков рефлексии;
  • обучение высказываниюсобственногомнения.

Технологии и методические приёмы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с пословицами, мотиватор и стикеры по ключевому слову, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.

1. Этап мотивации

На слайде1 слова фрагмента песни.

Когда вода всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась Любовь – И растворилась в воздухе до срока, А срока было – сорок сороков…

И чудаки – еще такие есть – Вдыхают полной грудью эту смесь, И ни наград не ждут, ни наказанья, – И, думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же – неровного – дыханья. Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В.Высоцкого.

– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)

-Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)

– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках.(Пишут)

– Я расположу их слева от нашего слова.

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)

(Под розой появляется слово ТАЙНА).

-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи»)

На слайде 2 появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

2. Этап актуализации и целеполагания

– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу.Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» – сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название.

Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

-Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

На слайде 3: Цели урока добавляют ученики

1. Разобратьсяв чём состоит загадка любви по Бунину
2. Проанализироватьрассказ (содержание, образы, язык, идея)
3. Высказыватьсобственное мнение по отношению к произведению и его героям.

3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи

1) Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру.

Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты.

Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна,

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами).

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

Вопросы группы«Николай»
  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
  2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
  3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?
Вопросы группы«Надежда»
  1. Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести»)
  2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
  3. Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни.Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

На слайде 4 вопросы к группам

«Надежда»«Николай»
– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его?– Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи?
(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.)     (Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.)

4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)

«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение.

Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________. Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.

Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»

– Проверим себя по эталону.

Слайд 5

«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»

На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»

ТЕСТ

  1. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой..»
  2. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «Тотчас в горницу вошла женщина …с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой»
  3. Кто из героев произносит эти слова: «А! Всё проходит. Всё забывается»
  4. Кто из героев произносит эти слова: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете по ту пору, так и потом не было»
  5. Кто из героев произносит эти слова: «А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали».

Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.

5. Этап включения в систему знаний

– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания. Об этом стихотворение современника Бунина Константина Бальмонта «Люби». Прочитайте выразительно.

(По желанию учащиеся читают стихотворение).

Кто не любил, не выполнил закон, Которым в мире движутся созвездья, Которым так прекрасен небосклон. Он в каждом часе слышит мёртвый звон, Ему никак не избежать возмездья.

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Слайд 6.

Звучит фрагмент песни В Высоцкого:

Свежий ветер избранных пьянил,С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -Потому что если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!

6. Рефлексия

– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?

– Какие приёмы анализа текста давались легко?

– Работу какой группы можно сегодня выделить?

– Попробуйте написать синквейн на тему «Любовь».

– Напоминаю структуру синквейна:

  1. Слайд 7.
  2. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  3. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  4. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  5. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  6. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Дети по желанию зачитывают синквейны.

7. Д/з

Выполните задание на выбор:

  • прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»;
  • напишите собственное понимание этого рассказа;
  • напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.

Приложение.

20.05.2014

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646419/

Тест по литературе Темные Аллеи 9 класс

Тест «Тёмные аллеи»

Тест по литературе Темные Аллеи (И.А. Бунин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских до­рог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая стан­ция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или пе­реночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и тем­ноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного раз­бойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность име­ла то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошаю­щий, строгий и вместе с тем усталый.Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном са­поге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых пер­чатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.— Налево, ваше превосходительство, — грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, го­вядиной и лавровым листом.Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с уста­лым видом провел бледной худой рукой по голове — седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:— Эй, кто там!Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже черно­бровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточ­кой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.— Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете? Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношен­ных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:— Самовар. Хозяйка тут или служишь?— Хозяйка, ваше превосходительство.— Сама, значит, держишь?— Так точно. Сама.— Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?— Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.— Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах вы­росла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется сборник, в который входит рассказ?

2. Как называется изображение природы в литературном произведе­нии?

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями…

3. Назовите изобразительное средство:

…взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем уста­лый.

4. Назовите прием.

…вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
…потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел блед­ной худой рукой по голове…

5. Как называется значимая подробность в художественном произве­дении?

…подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хво­стами.

Задания с развернутым ответом

6. С какой целью автор включает в рассказ два портрета героя?

7. Каким предстает герой в этом фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» и Л.Н. Толстого «После бала». Чем похожи герои?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее взаимо­связь человека и среды, традиции которого воплотились в творче­стве Бунина?

2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении?

…седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка кур­чавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы…

3. Как называется изображение в литературном произведении внут­реннего убранства помещения? В горнице было тепло, сухо и оп­рятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол…

4. Назовите прием.

…новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чис­той суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; ку­хонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом…

5. Назовите изобразительное средство:

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже черно­бровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку.

Задания с развернутым ответом

6. С какой целью автор включает в рассказ два портрета героя?

7. Каким предстает герой в этом фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» и Л.Н. Толстого «После бала». Чем похожи герои?

Фрагмент рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.

Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I под­витыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.

Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячиваю­щейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными строй­ными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки ни­колаевской выправки.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому мо­лодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо все по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задви­галась вокруг залы.

Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением па­ры.

Я же не только любовался, но с восторженным умилением смот­рел на них.

Ответы на тест по литературе Темные Аллеи (И.А. Бунин)
1 вариант1. Темные аллеи2. пейзаж3. эпитет4. повтор5. деталь (художественная деталь)

2 вариант

1. реализм2. портрет3. интерьер4. повтор

5. эпитет

PDF-версияТест Темные Аллеи

(147 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2018/01/26/test-po-literature-temnyie-allei-9-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.