Третьеиюньская монархия

Третьеиюньская монархия

Третьеиюньская монархия

Третьеиюньская монархия (думская монархия) период в истории России с 1907 по 1917 годы. Это период между революциями, когда у страны был шанс выскочить из кризиса, но этим шансом она не воспользовалась. События этих 10-ти лет очень важно подробно изучать, поскольку они привели к развалу Российской Империи.

Третьеиюньская монархия характеризуется:

  • Рост репрессий и политического сыска.
  • Отсутствие «прав и свобод», которые гарантировались Манифестом от 17 октября 1905 года.
  • Попытка усиления самодержавия. Фактически была попытка создать культ царской власти.
  • Нарастание антисемитских идей.
  • Разложение элиты.

Примечательно другое – если попытаться найти в истории аналог периода 1907-1917, то по целому ряду факторов этим периодом будут 90-е после развала СССР.

 Посмотрите на особенности думской монархии по пунктам выше и сравните с тем, что творилось в России в 90-е. Ситуация один в один.

То есть, сколько бы современные историки не говорили о том, насколько прекрасной была Российская Империя, это не соответствует действительности. В здоровом обществе не случится 3 революции за 10 лет.

История появления термина

После революции 1905-1907 стало очевидно, что власть не в состоянии управлять самостоятельно, и ей нужны выборные органы власти.

Такие органом должна была стать Дума, избирательный кодекс в которую был принят 3 июня 1907 года Николаем 2. Отсюда и название – «третьеиюньская монархия».

Поскольку этап 1907-1917 связан с Думой, то этот этап русской истории часто еще называют думской монархией.

Избирательный кодекс от 3 июня 1907 наделял правом голоса всех, но при этом разделял население на 4 курии (категории):

  • Землевладельцы. Это помещики, дворяне и другие привилегированные слои населения.
  • Городские обыватели. Дополнительно делились на 2 курии, разделяя богатых и остальных.
  • Крестьяне всех категорий.
  • Рабочие всех категорий.

Разделение по куриям наделяло представителей каждой из них определенным «весом» голоса. Была выработана формула: 1 голос помещика = 4 голоса крупной буржуазии (городские обыватели) = 260 крестьян = 543 голоса рабочих. Так формировалась Дума. В ней было значительно сокращено представительство Польши и Кавказа. Представители Средней Азии в Думу не допускались.

На таких принципах формировалась Дума, а вместе с ней и третьеиюньская монархия. Здесь может возникнуть вопрос – если во главе угла думская монархия, то при чем здесь Николай 2, и может страну развалила Дума, а не царь.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть состав 3-ей государственной Думы, работавшей с 1907 по 1912 годы. Ее состав: монархисты (33%), октябристы (34%), кадеты (12%), прогрессисты (6%), национальные партии (5%) и дальше ряд мелких партий.

Монархисты и октябристы вместе составляли 67% Думы, и обе партии были процарские. То есть, в Думе у Николая 2 всегда было большинство.

Попытка укрепить власть

Сначала успокоение, потом реформы.

П.А. Столыпин

После событий 1905-1907 главная задача Николая 2 и его окружения стало предотвращение новой революции. События 1907-1917 нужно рассматривать именно с этой точки зрения. И это крайне любопытный период русской истории, поскольку он показывает как страна за 10 лет развалилась. Практически все шаги власти толкали страну к краху.

Репрессии

Первая реакция власти после окончания революции – репрессии. Они начались в 1907 году и были массовыми вплоть до 1910 года.

События тех лет отлично описывает великий писатель Лев Толстой, который в своей работе «Не могу молчать» обвинял в репрессиях и массовых казнях как правительство, так и революционеров. Он отмечал, что революционеры провоцируют, а правительство нагнетает ситуацию.

В итоге это сказывается на простых людях, которые долго не смогут терпеть такого насилия власти. Лев Николаевич оказался прав – именно это и стало одним из факторов событий 1917 года.

Всего за 2,5 года репрессиям было подвергнуто порядка 26 тысяч человек!

Национальная политика

Третьеиюньская монархия начала «задвигать» регионы. Столыпин, как премьер-министр страны, выступил с инициативой, что должна строиться Великая Россия, основу которой должны составлять русские. Поэтому главная задача власти – окончательно ликвидировать все элементы самостоятельности, которые оставались у ряда регионов. В результате:

  • В 1909 создана партия «Русские националисты». Их задача – недопущение революции. Именно на эту партию опиралась власть.
  • Весной 1910 принят закон «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». Было постановлено, что общие законы для Российской Империи в плане Финляндии принимаются Думой, а финские органы этой возможности лишаются. Общеимперские законы это: охрана, порядок, образование, суд, печать и так далее.
  • В 1908 году количество польских представителей в Думе было сокращено в 3 раза. Одновременно принимается закон  «О земствах в западных губерниях». По нему население делится на польское и русское, и массовое представительство в земствах получает русское население. То есть, поляков из русской политики оттеснили.

Идея национализма, в какой бы форме она не преподносилась, не может способствовать подъему многонациональной страны. В результате мы получили 1917 год, когда страна развалилась на Россию, Украину, Финляндию, Польшу, Белоруссию, Молдавию и так далее. То есть думская монархия усугубила и без того острый национальный вопрос.

Еврейская проблема

Третьеиюньская монархия одной из своих задач ставила решение еврейского вопроса.

Который век для России традиционно: есть проблема – виноваты евреи (вспоминается знаменитый лозунг 90- х – бей жидов, спасай Россию). Первая мера в этом направлении касалась получения образования.

Число евреев в учебных заведениях столицы не должно было превышать 3% от учащихся. В других городах – 5%. За пределами городов – 10%.

Особый резонанс в антиеврейском вопросе 1907-1917 годов получило дело Бейлисома. М. Бейлисом был обвинен в убийстве в Киеве русского мальчика А. Ющинского. Следствие обвинило еврея в ритуальном убийстве. В итоге суд присяжных обвиняемого оправдал, а Министерству юстиции был нанесен страшный репутационный удар.

Разложение элиты

Самодержавие в России всегда опиралось на элиту. В роли элиты дворянство выделилось еще при Петре 1, а Жалованная грамота Екатерины 2 сделала это сословие реально привилегированным. Для сохранения страны/строя/системы государство и элита должны смотреть в одну сторону, причем и те и другие должны быть заинтересованы в текущей власти.

В российской же империи сложилась парадоксальная ситуация – власть все больше отдалялась и от простых людей и еще больше от элиты. Виной тому – отмена крепостного права 1861 года. Как бы это ни дико звучало на первый взгляд, но именно эта реформа нанесла удар и по крестьянам и по помещикам.

Первым землю в личное пользование практически не давали (если давали, то ее не хватало даже для собственного пропитания), а вторые массово нищали. В результате дворянство вырождалось, и когда в 1917 году произошла революция, выяснилось, что ни императору (он уже ничем не управляет) ни элите (у нее нет ни сил ни желания) Российская Империя не нужна.

Большевикам оставалось только подобрать то, что оказалось никому не нужным.

Реформы и их роль

Главное действующее лицо в Третьеиюньской монархии, кроме Николая 2, был Петр Аркадьевич Столыпин. Относительно этого человека ходит множество слухов и легенд, в частности сегодня стало модно рассуждать насколько это был гениальный реформатор.

Не будем сейчас подробно останавливаться на этом вопросе, отметим только, что реформы по большому счету провалились и привели страну к революции 1917 года. Но самое главное другое – реформы Столыпина носят не экономический характер.

Их главная задача была разрушить крестьянскую общину, как элемент коллективного сопротивления крестьян власти. Сделать этого не удалось – из общины вышло только 25% крестьян. Я это специально подчеркиваю.

Реформы главной задачи не решили, но выстроили противоречия, вылившиеся в развал страны. Но Столыпин сегодня это великий реформатор.

Столыпин, безусловно, желал добра России и делал все, чтобы страна преодолела кризис. Но получилось наоборот – все его реформы и начинания толкали страну в пропасть.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/treteiyunskaya-monarhiya.html

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Третьеиюньская монархия

  • Власенко Татьяна Михайловна, учитель истории

Разделы: История и обществознание

Цели:

  1. способствовать формированию представления учащихся об особенностях социально-политического развития России 1907-1913гг.; о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах столыпинских реформ;
  2. способствовать развитию аналитического мышления, интерпретационных умений учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным текстом, документами, работы в группе;
  3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

  • карта «Российская империя в 1907-1914 гг.», атласы;
  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.История России ХХ – начало ХХI века»;
  • проектор, экран;
  • рабочие листы с вопросами, заданиями, документами.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

  • подготовить сообщение о П.А. Столыпине (1 человек),
  • подготовить сообщение о реформах П.А. Столыпина (кроме аграрной, 1 человек).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование мотивации и определение целей урока.
  3. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
  4. Изучение нового материала.
    1. П.А. Столыпин и его политика.
    2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
    3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.
    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома)

Основные понятия: военно-полевые суды, прогрессивная партия, переселенческая политика, отруб, хутор, локаут.

Важнейшие события: III и IV Государственные думы, аграрная реформа П.А. Столыпина, Ленский расстрел.

Основные даты:

  • 1906 г. 19 августа – указ о введении военно-полевых судов,
  • 1906 г. – начало аграрной реформы П.А. Столыпина,
  • 1907-1912 гг. – работа III Государственной думы,
  • 1912 г. – расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках,
  • 1912-1917 гг. – работа IV Государственной думы
  1. Первичное закрепление материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

II. Формирование мотивации и определение задач урока

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Как изучить, понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны?

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Реформы П.А. Столыпина, проводимые в начале ХХ века – один из таких примеров.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки. Определение задач урока.

III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

Объясните термины: военно-полевые суды, Прогрессивная партия, хутор, отруб, переселенческая политика, локаут.

IV. Изучение нового материала

1. П.А. Столыпин и его политика.

Вопросы:

  • Какое событие и почему явилось завершением революции 1905-1907 гг.?
  • Почему это событие вошло в историю как третьеиюньский государственный переворот?

Вступительное слово учителя: Одновременно с роспуском II Государственной думы был принят новый избирательный закон.

Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы вообще были лишены представительства. Акты 3 июня 1907г.

были грубыми нарушениями Манифеста 17 октября. Главным архитектором «Третьеиюньской» политической системы являлся П.А. Столыпин.

Сообщение учащегося о П.А. Столыпине (2 мин.)

Вопрос: Как определял свой политический курс П.А. Столыпин?

Организация работы учащихся с текстовым материалом с. 53-56 учебника.

После просмотра организуется обмен мнениями о политическом курсе Столыпина.

Особо выделяется сравнение состава III Государственной думы с предыдущими ( Приложение 1, Рабочий лист 1. Таблица «Состав депутатов I, II, III Государственных дум»)

Вопросы:

  • Сравни сословный и партийный состав III Государственной думы с предыдущими. Сделайте вывод. (Дума утратила свой демократический характер, она стала буржуазно-помещичьей)
  • Чем еще III государственная дума отличалась от предыдущих? (оппозиция правительству составляла меньшинство). Почему?
  • На какие политические силы в думе Столыпин мог опираться при проведении репрессивных мер? (монархисты, октябристы)
  • Какие политические силы могли поддержать Столыпина в проведении реформ? (либералы, кадеты, прогрессисты)
  • Добилось ли правительство своих целей, изменив избирательный закон? Сделайте вывод.

III Государственная дума была «послушной», управляемой со стороны власти. Столыпин умело манипулировал настроениями думцев, обеспечивая поддержку большинству своих начинаний. В III Государственной думе действовал «октябристский маятник». «Союз 17 октября» стал партией, поддержавшей П.А. Столыпина.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Слово учителя: Жесткая политика правительства в отношении революционного движения в основном принесла желаемый результат.

Левые партии оказались обескровлены арестами или эмиграцией лидеров, а также внутренними раздорами. Однако Столыпин не собирался ограничивать свою деятельность исключительно репрессивными мероприятиями.

С первых же месяцев работы в качестве главы правительства он разрабатывает и пытается осуществить широкую программу реформ.

Проблемный вопрос: Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А. Столыпина стал сигналом к проведению реформ, а не наоборот?

Беседа с учащимися, подведение их к выводу: для Столыпина было очевидно, что революция вызвана не «происками смутьянов», а реальными проблемами развития страны. Подавление революции эти проблемы само по себе не решило. Значит, либо в России будет сохраняться угроза новой революции, либо само правительство должно заняться решением проблем страны.

Учитель: П.А. Столыпин был крупным реформатором, он выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на то, чтобы Россия заняла достойное место среди развитых стран мира. Но главные свои усилия он направил на изменение общинного уклада русской деревни – аграрную реформу.

Основные цели реформы:

  • создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;
  • развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств;
  • образование широкого рынка для промышленности;
  • переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

Далее изучение данного вопроса организуется путем просмотра учебного материала с.56-58, ознакомления с содержанием документов (Приложение, Рабочие листы 2-4)

Задание учащимся:

  • Выделите основные направления аграрной реформы;
  • Интерпретируйте содержание каждого направления;
  • Подведите итоги аграрной реформы.

Обсуждение с учащимися выполненных заданий.

Учитель подводит к выводу: Аграрная реформа не была реализована полностью, так как проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность загубить на корню любую идею. «20 лет покоя» не было: вскоре начнется Первая мировая война и революции;

Реформа укрепила позиции богатого крестьянина;

Реформа не решила основных противоречий в деревне:

  1. сохранялось помещичье землевладение;
  2. не была разрушена община;
  3. обработка земли по-прежнему осуществлялась примитивными орудиями труда;
  4. 0,5 млн. крестьян вернулось.
  5. 3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.

    Выступление учащегося о других реформах П.А. Столыпина (кратко)

    Вывод учащихся: Результаты столыпинских реформ были противоречивыми: несмотря на заметные успехи, в целом решить такими средствами аграрную проблему не удалось. Кроме того, возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы (разорившиеся крестьяне-единоличники, неудачные переселенцы)

    Как вы оцениваете политику третьеиюньской монархии? (политика лавирования, политика «кнута и пряника», ввожу понятие политика «бонапартизма»)

    Учитель: В историографии и публицистике сложились различные точки зрения на политику П.А. Столыпина.

    Одни полагают, что проводившиеся реформы отвечали глубоким интересам развития страны, дали значительные положительные результаты, и если бы на их реализацию историей был бы отпущен более длительный срок, привели бы к устойчивому развитию России.

    Другие, считают, что реформы были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранения господства старой земельной аристократии. По их мнению, реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить отрицательно.

    Третья точка зрения заключается в оценке столыпинской политики как сложного и противоречивого явления, включавшего и консервативные и прогрессивные элементы. Итоги реформ выглядят как «половинчатые»: частичный успех соседствует с крупными просчетами.

    Организация работы учащихся в группах (3 группы)

    Задание. Используя материалы урока и текст учебника, провести подбор фактов и способ их изложения, соответствующий каждой из перечисленных позиций.(1 группа – 1-ая позиция, 2 группа – 2-ая позиция, 3 группа – 3-я позиция)

    Обсуждение результатов работы групп.

    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (Самостоятельное изучение дома, составление тезисного плана с. 62-63)

    V. Первичное закрепление нового материала

    Учащиеся выполняют тест (критерии оценок и ответы представлены на экране)

    1 вариант

    1. Политический режим называется третьеиюньским: А) по дате выпуска нового избирательного закона; Б) по дате создания нового законодательного органа;

      В) по названию обращения П.А. Столыпина к народу России.

    2. Основной политической силой в III Государственной думе были: А) социал-демократы и эсеры; Б) кадеты;

      В) октябристы.

    3. Девиз политического курса правительства П.А. Столыпина: А) «Даешь социалистические реформы»; Б) «Всем сословиям – равные права»;

      В) «Сначала успокоение, потом реформы».

    4. Переселенческая политика в ходе аграрной реформы предполагала: А) выезд крестьян в ближневосточные страны; Б) переселение крестьян из Сибири в европейскую часть страны;

      В) переселение крестьян из центра на окраины страны.

    5. Указ П.А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят: А) 10 октября 1906 г.; Б) 9 ноября 1906 г.;

      В) 7 ноября 1907 г.

    6. Столыпинская аграрная реформа не предполагала: А) свободный выход крестьян из общины; Б) переселение крестьян из центра в Сибирь и в Казахстан; В) частичный передел помещичьих земель;

      Г) создание индивидуальных крестьянских хозяйств/

    2 вариант

    1. Какая из приведенных характеристик состава III Государственной думы лишняя: А) количество трудовиков и социал-демократов незначительно; Б) октябристы являются основной политической силой;

      В) число кадетов резко увеличилось.

    2. В качестве необходимых условий для проведения своих реформ П.А. Столыпин выдвигал: А) согласие оппозиционных партий с реформами; Б) финансовую поддержку европейских стран;

      В) 20 лет спокойного развития.

    3. Реформы П.А. Столыпина в целом были направлены на: А) развитие буржуазных отношений в стране; Б) воссоздание дореволюционных порядков;

      В) развитие социалистических отношений в стране.

    4. Найдите верное утверждение: А) целью аграрной реформы П.А. Столыпина было усиление общины; Б) целью аграрной реформы Столыпина было уравнительное землепользование крестьян;

      В) целью аграрной реформы Столыпина было создание индивидуальных крестьянских хозяйств.

    5. Соотнесите термины и их определения: А) единый цельный наследственный участок, получаемый крестьянским хозяйством; Б) участок земли, получаемый крестьянином при выходе из общины, с переселением на него дома и хозяйственного двора.

      1) хутор; 2) отруб.

    6. Столыпинские реформы активно проводились в период: А) с 1906-1911 гг.; Б) с 1909-1914 гг.;

      В) с 1910-1914 гг.

    Критерии оценивания:

    • 6 баллов – оценка «5»;
    • 5 баллов – оценка «4»;
    • 4 балла – оценка «3»;
    • менее 4 баллов – оценка «2».

    Ответы:

    1 вариант: 1. а; 2. в; 3. в; 4. в; 5. б; 6. в;

    2 вариант: 1. в; 2. в; 3. а; 4. в; 5. а-2, б-1; 6. а.

    VII. Домашнее задание:

    параграф 6, термины и даты учить, вопрос о политическом кризисе – составить тезисный план.

    VIII. Рефлексия

    6.02.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591860/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть