Вестфальский мир

Вестфальский мир

Вестфальский мир

    Введение

  • 1 Место проведения
  • 2 Цели
  • 3 Условия
  • 4 Значение Вестфальского мира

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи.

Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну. При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625-1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета.

Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи.

До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

Пиренейский мир, подписанный в 1659 году, положил конец войне между Францией и Испанией, и часто рассматривается как заключительный этап всеобщего единения.

Мюнстерская ратуша, где был подписан Вестфальский мир

Ратуша Оснабрюка

1. Место проведения

Вестфальский мир
(картина Герарда тер Борха (1648 год)

Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.

Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской Империей и Испанским Королем, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены Францией их министром иностранных дел Ришелье, боровшимся за участие всех союзников, являвшихся другими суверенными или Имперскими государствами внутри Священной Римской империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — затем обговорила с империей «Договор о Гамбурге».

В течение этого времени Империя и Швеция объявили приготовления Кёльна и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть оговорено в двух соседствующих Вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными.

Только Римское Католическое богослужение было допустимо, таким образом, не было места для богослужений Кальвинистов и Лютеран. Оснабрюк был городом с двойным вероисповеданием Лютеранским и Католическим, с обеими церквями Лютеранской и Католической.

За свое господство Лютеранские граждане и только Лютеранский городской церковный сбор и Католическая коллегия Принца — епископа Оснабрюка с принадлежностью другому духовенству а также католическим обитателям. В 1628—1633 гг.

Оснабрюк был подвержен нападению войск католической лиги и католического принца — епископа Франца Вильгельма, фиксированные контрреформацией в городе семьи лютеранских горожан были изгнаны. Под оккупацией Швеции оснабрюкские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских войн. По этой причине город надеялся на огромное утешение, становясь нейтральным и демилитаризованным.

Оба города боролись за большую независимость, за становление самыми лучшими Свободными Имперскими городами, таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая феодалов, соответствующих принцев-епископов которыми они являлись.

В то же время шведские лютеранцы отдавали предпочтение Оснабрюку, как месту проведения конференций, их мирные переговоры с империей, включавшие соответствующие альянсы обоих, проводились в Оснабрюке; Империя и её оппонент Франция, включая ещё их соответствующие альянсы, а также республика Нидерландов и её оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере.

2. Цели

Священная Римская империя после Вестфальского мира

Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

3. Условия

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами.

Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии.

На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия, усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

4. Значение Вестфальского мира

Значение Вестфальского мира в первую очередь заключалось в том, что он разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

  • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть — того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
  • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
  • согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 02:40:00
Похожие рефераты: Вестфальский франк, Вестфальский хлеб, Вестфальский университет им Вильгельма, Вестфальский стадион в Дортмунде, Вестфальский университет имени Вильгельма, Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена, Рейнско-Вестфальский технический университет г Ахена.

Категории: История Европы, Международные договоры Франции, Международные договоры Швеции, Мирные договоры XVII века, Тридцатилетняя война, События 24 октября, Октябрь 1648 года, Международные договоры Священной Римской империи.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80

Место проведения

Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии.

Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом.

Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

Итоги мирных соглашений

Фердинанд III был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком.

Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны.

Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и  Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

Значение Вестфальского мира

Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

  • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
  • Принцип правового равенства между государствами.
  • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений.

У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира.

Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/vestfalskij-mir/

Предпосылки к созданию договора

В 1618 году разразилась одна из крупнейших войн в истории всей Европы – Тридцатилетняя война. Ключевая цель, которая преследовалась воинствующими сторонами – «христианский мир», что было поддержано папством, а также католическими князьями Германии и Речью Посполитой.

В противовес образовалась антигабсбургская коалиция, состоящая из целого ряда различных государств: Франции, Нидерландской республики, Швеции, Дании, России, протестантских германских княжеств, а также Чехии, Трансильвании, северных итальянских княжеств и некоторых районов Англии.

Священная Римская империя в 16 веке представляла собой разрозненное государство, которое объединило в себе огромное количество феодальных германских княжеств. Они, в свою очередь, постоянно конфликтовали между собой и соперничали. К 17 столетию, австрийские эрцгерцоги Габсбурги стали самыми могущественными князьями германской Священной Римской империи.

Они объединили под своим началом большое количество территории и вынашивали план по созданию единой «мировой христианской» империи, которой, естественно, собирались руководить.

В конце 15 века, испанская ветвь австрийских Габсбургов стала наиболее могущественной династией. Тем не менее, во второй половине 16-17 веков, в результате Нидерландской революции большая часть земель была отвоевана, тем самым от владения испанских Габсбургов освободились северные провинции Нидерландов.

За ними же оставались только Южные Нидерланды.Франция не могла просто смириться с подобными явлениями. Король Генрих Четвертый Бурбон начал готовиться к началу войны, известной, как Тридцатилетняя, а перед своей гибелью успел создать коалицию против Габсбургов, в которую также входило несколько немецких протестантских княжеств.

К тому же, Франция, в случае начала войны, рассчитывала на поддержку со стороны турецкого султана.Главной причиной для начала Тридцатилетней войны послужили германские княжества, где после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция.

Значительно усилилась борьба между германскими княжествами, которые входили в состав Священной Римской империи. В протестантских герцогствах и княжествах была создана так называемая, Протестантская уния, которая возглавлялась Фридрихом Пятым. Они возлагали большие надежды на Францию.

В 1609 году в противовес Протестантской унии была организована Католическая лига. Ее главой стал Максимилиан Баварский. Он преследовал свои цели, в частности, возвысить свой правящий дом, за счет сил католического союза и сил Габсбургов.

В 1618 году развязалась Тридцатилетняя война. Навязала ее открытая агрессия Габсбургов против Чехии.

Военные действия включают в себя несколько временных отрезков, это: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634). Как известно, результат такой вероломной атаки стал для Габсбургской коалиции полнейшим провалом.

Они потерпели ряд крупнейших поражений, после чего возникла угроза захвата Вены. Император Священной Римской империи Фердинанд Третий, решился на отчаянный шаг – подписание мирного договора, в котором были описаны тяжелейшие условия для Германии.

Подписание и условия договора

Первый мирный договор, который был заключен между Священной Римской империей, протестантскими немецкими князьями и Швецией, был подписан на территории Оснабрака. Второй же был подписан 24 октября 1648 года в Мюнстере.

Вестфальский мирный договор был подписан, что означало завершение одной из самых длительных общеевропейских войн. В результате карта западноевропейских государств в значительной степени изменилась и была перекроена.Священную Римскую империю на подписании мирного договора представляли: граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар.

От имени Испании прибыл граф Перпиньян, Швеции – Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус, а Францию представляли: герцог Лонгвиль, граф д'Аво, граф А.Сервьени, который на протяжении всего времени подписания мирного договора находился в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже.

Швеция по условию мирного соглашения получила в свое распоряжение Западную Померанию с островом Рюген, городом Штеттин. Также, она получила в свое распоряжение Померанский залив, ключевые торговые порты также отходили шведам.

В результате подобного мирного договора Швеция стала чуть ли ни господствующим государством на территории всего Балтийского моря. Ко всему прочему, шведам выплачивалась довольно большая контрибуция, размер которой составлял пять миллионов талеров.

Франция по соглашению получила: Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства.

Наиболее важным и серьезным пунктом Вестфальского мира являлось закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Таким образом Германские князья получали полную и абсолютную независимость от императора.

Разумеется, что подписание соответствующего мирного договора не могло обойтись и без гарантов, в качестве которых выступали следующие страны: Швеция, Франция и Россия (присутствовал московский князь).

Итоги войны

После подписания Вестфальского договора, все надежды и грезы Габсбургской коалиции пали прахом. В своей попытке создать и возглавить единую мировую «христианскую» империю, они потерпели поражение и полный крах. На огромное количество времени господствующим государством в Западной Европе являлась Франция.

Общеевропейские же границы на протяжении целого столетия оставались нетронутыми.Для Германии подписание Вестфальского мира в 1648 году означало начало огромного количества бедствий.

Мирное соглашение нанесло весомый и довольно трагический отпечаток на всю последующую жизнь страны, причем не только нравственную, но и культурную.

Большинство историков сходятся в едином мнении, что этот договор предопределил собой последующую экономическую и политическую отсталость Германии, по отношению к другим странам.

В конце 19 века, сами немецкие историки в полной мере возлагали ответственность за сложную ситуацию в стране именно на кардиналов Ришелье и Мазарини – участников подписания Вестфальского мирного соглашения. Также, историки уверены, что это и стало ключевой причиной для объединения страны, которое произошло в 19 веке и послужило причиной возникновения сильной агрессии против Франции, чтобы вернуть себе те земли, которые принадлежали Германии изначально.

Источник: https://gfom.ru/vestfalskiy_mir_gecterz.php

Вестфальский мир: выигрыш проигравших

Вестфальский мир

Название «Вестфальский мир» получили два мирных договора, заключенные в 1648 году в городах Оснабрюк и Мюнстер, расположенных в герцогстве Вестфалия. Подписание этих соглашений ознаменовало окончание Тридцатилетней войны и очередной передел сфер влияния. Но эти документы имели и другие последствия. Об этом — в нашей статье.

Вестфальский мир — конец Тридцатилетней войны

Тридцатилетняя война стала первым в истории человечества общеевропейским вооруженным конфликтом.

Причинами, приведшими к его началу, были политические и религиозные противоречия, обострившиеся в первой декаде XVII века. Этот период характеризуется упадком феодализма и зарождением капитализма.

Происходила постепенная смена исторических формаций, затрагивавшая не только политику и экономику, но и религиозную сферу.

Католики, поддерживавшие феодальный строй, были вынуждены поступиться своей гегемонией набиравшим силу протестантам, поддерживаемым молодой буржуазией.

Такое положение дел не устраивало католическую Испанию и Германию, возглавляемых Габсбургами, искавшими повод начать открытое наступление на адептов протестантизма.

Таким предлогом стало Пражское восстание 1618 года, когда участники протестной акции выбросили из окон имперских чиновников.

В итоге разразилась Тридцатилетняя война, затронувшая почти все страны Европы. На стороне католиков выступили Испания с Португалией, католические княжества Германии, Речь Посполитая и Папский престол.

Интересы протестантов защищали Швеция, Дания, Чехия, Трансильвания, протестантская часть Германии и присоединившаяся позже католическая Франция, понимавшая, что в мире начинается передел сфер влияния.

Длившаяся три десятилетия война принесла голод, эпидемии и разруху, которые больно ударили по экономике противоборствующих стран: они были истощены, что вынудило их начать переговоры о мире. Поскольку антигабсбургская (протестантская) коалиция находилась в более выигрышном положении, то и условия договора диктовала она. Чем же обернулся Вестфальский мир для обеих сторон?

Условия заключения Вестфальского мира

На переговоры в Оснабрюк и Мюнстер съехались 135 делегатов, представлявших интересы всех стран, участвовавших в войне. На повестке дня стояли вопросы прав католиков и лютеран, амнистии участников войны и территориальных притязаний.

Франция хотела получить часть Германии, разорвав окружение австрийских и испанских Габсбургов, Швеция стремилась к суверенитету и обретению главенствующей роли на Балтике, Испания и Священная Римская империя пытались отстоять свою целостность, пойдя на минимальные территориальные уступки.

Вестфальский мир принес:

  • католикам и протестантам — равное право на вероисповедание. Это означало прекращение гонений христиан другой конфессии. Вестфальский мир уравнял представителей обоих религиозных течений в правах; 
  • христианам — свободу вероисповедания независимо от места проживания. Начиная с 1648 года, католики и протестанты были освобождены от обязательного исповедования официальной религии княжества, на территории которого они проживали;
  • Швейцарская конфедерация и Республика Соединенных провинций (Голландия) получали независимость. Они становились суверенными государствами, не входившими ни в состав Священной Римской империи, ни в подчинение Испанской короне;
  • Франция приросла новыми территориями: епископствами Туль, Мец и Верден, ранее относившимися к владениям герцога Лотарингии, и свободными городами Эльзаса;
  • к Швеции отошла часть Померании, Бременское и Ферденское епископства и портовый город Висмар, который спустя полтора века скандинавы заложили за 1,258 рейхсталеров с правом выкупа герцогам Мекленбурга, да так и не удосужились вернуть собственность, полученную в результате длившейся 30 лет войны;
  • Бранденбург-Пруссия расширила свои границы за счет Восточной Померании, Магдебургского, Минденского, Камминского и Хальберштадтского епископств.

Подписание этого документа имело для европейских государств далеко идущие последствия, о которых мы расскажем далее. 

Вестфальский мир: последствия

Вестфальский мир существенно подорвал авторитет Габсбургов и поставил крест на их планах усиления и расширения Священной Римской империи. Император, чей ранг ранее был выше статуса королей и князей, уравнялся с ними в правах, а государства перешли к новой модели управления — национальной. Заключение этого договора имело для мира далеко идущие последствия:

1. Церковь теряла свои позиции в управлении государством, династические браки между монаршими фамилиями, ранее приводившие к объединению государств, тоже канули в лету. Родилась новая модель мира — государственно-центристская, которая наделяла каждое суверенное государство правом самостоятельно определять свою внешнюю и внутреннюю политику. 

Вестфальская модель мира просуществовала вплоть до ХХ века, когда после Второй мировой войны началась глобализация экономики, и появились международные организации, оказывающие влияние на независимые страны и подавляющие их суверенитет.  

2. Многие историки рассматривают Вестфальский мир как первый шаг к началу Второй мировой войны. Германия, потерпевшая поражение в Тридцатилетней войне, оказалась раздроблена на мелкие княжества и переживала затяжной период экономического и политического упадка.

Этот проигрыш глубоко потряс германцев, оказав на них влияние, подобное действию Опиумных войн на китайцев.

Поэтому все последующие события в истории Германии: объединение страны в XIХ веке и агрессия против Франции с целью вернуть территории, отторгнутые после подписания Вестфальского мира, — были вызваны желанием немцев вернуть своей нации былое величие.

Национал-социалистическое движение, возглавляемое Адольфом Гитлером, по мнению историков, было направлено не только против Версальского договора, из-за которого Германия лишилась части своих территорий, но имело целью изменить последствия Вестфальского мира, из-за которого пострадали национальные интересы страны.

История — это цепочка событий и порождаемых ими последствий. Какими они будут — разрушающими или созидающими — зависит от нас и от нашего умения делать выводы из уроков, которые преподносит история.

Источник: http://megapoisk.com/vestfalskij-mir-znachenie-dlja-istorii

Цели

Священная Римская империя после Вестфальского мира

Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

Условия

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами.

Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии.

На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург (будущая Пруссия), усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

См. также

  • Национальное государство
  • Вестфальская система международных отношений

Ссылки

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80/ru-ru/

Вестфальский мирный договор

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира

Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед.

Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир.

Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями.

Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий».

Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

Всеобщая амнистия

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру ания Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств.

Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании.

В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения».

Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию.

Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения.

Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет.

Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века.

Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета.

Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными».

Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств.

Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

Источник: http://interlaws.ru/vestfalskij-mir/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть